(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич
классификацию, характеристику, категорийность спортивных сооружений.
основы проектирования, финансирования, строительства и эксплуатации основных типов спортивных сооружений; особенности конструкций и использования тренажеров, тренировочных устройств, стан-дартного и нестандартного оборудования при различных видах физкультурно-спортивных занятий.
основы строительства простейших спортивных сооружений, не требующих больших затрат.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Места для прыжков и метаний (планировка, разметка, безопасность) /Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Вопросы к зачету:
1.Общее понятие о спортивных сооружениях, их роль в обществе.
2.Основы проектирования спортивных сооружений.
3.Типы проектов спортивных сооружений.
4.Виды учета на спортивных сооружениях и их значение в деятельности сооружений.
5.Виды спортивных сооружений в соответствии с планировочной структурой населенных мест.
6.Виды спортивных сооружений по характеру использования.
7.Какие спортивные сооружения относят к учебно-спортивным.
8.Какие спортивные сооружения относят к демонстрационным.
9.Какие спортивные сооружения относят к сооружениям для активного отдыха.
10.Каким нормативам должно соответствовать спортивное сооружение.
11.Паспорт спортивного сооружения.
12.Объемные спортивные сооружения.
13.Плоскостные спортивные сооружения.
14.Классификация спортивных сооружений с учетом их мощности.
15.Классификация спортивных сооружений по объемнопланировочной конструкции.
16.Основное спортивное сооружение.
17.Вспомогательные спортивные сооружения.
18.Сооружения для зрителей.
19.Спортивные площадки. Игровой и строительный размер (волейбол, баскетбол, гандбол).
20.Группы спортивных площадок.
21.Последовательность строительства спортивных площадок.
22.Оборудование площадок (волейбол, баскетбол, гандбол).
23.Спортивные площадки для гимнастики.
24.Конструкции покрытий площадок для гимнастики и мест для установки снарядов.
25.Оборудование спортивных площадок для гимнастики.
26.Футбольные поля. Игровой и строительный размеры.
27.Размеры футбольных полей.
28.Конструкции футбольных полей.
29.Виды газонных полей, обслуживание, эксплуатация.
30.Конструкции газонных полей.
31.Безгазонные поля. Виды, обслуживание, эксплуатация.
32.Оборудование футбольных полей.
33.Тренировочное оборудование футбольных полей.
34.Конструкции покрытий беговых дорожек.
35.Эксплуатация и уход за беговыми дорожками.
36.Прямая беговая дорожка.
37.Замкнутая беговая дорожка.
38.Способы очертания беговых дорожек.
39.Габариты беговых дорожек.
40.Типы беговых дорожек из специальных смесей.
Тест по дисциплине "Спортивные сооружения»
Тестовые задания предлагаются для подготовки и проверки уровня теоретических знаний обучающихся.
1 Вариант
1.Основы проектирования, строительства и учёта спортивных сооружений (на примере конкретного вида спорта).
2.Спортивное строительство к Олимпийским играм современности.
3.Спортивные сооружения XX века в России.
1.Категории физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.
2.Экологические требования к строительству спортивных сооружений различного типа.
3.Физкультурно-рекреационные, оздоровительно-реабилитационные задачи спортивных сооружений.
3 Вариант
1.Инновационные подходы к строительству спортивных сооружений современности.
2.Проектирование комплексных спортивных площадок для школ.
3.Сооружения для спортивно-развлекательных занятий (на конкретном примере).
Шкала оценивания по показателям (max – 1 балл):
Соответствует в полной мере – 1 балл,
Соответствует частично – 0,5 балла,
Не соответствует – 0 баллов
С учетом набранной суммы баллов по всем показателям - max – 22 балла.
2.Темы для реферата:
по дисциплине «Спортивные сооружения»
1.Спортивные площадки.
2.Игровые поля.
3.Открытые сооружения для легкой атлетики.
4.Спортивное ядро.
5.Универсальные спортивно-зрелищные залы.
6.Сооружения для водных видов спорта.
7.Площадки для бокса, борьбы,
8.Спортивные залы для тяжелой атлетики.
9.Площадки для городков.
10.Сооружения для горнолыжного спорта.
Шкала оценивания по показателям (max – 2 балла):
Соответствует в полной мере – 2 балла,
Соответствует частично – 1 балл,
Не соответствует – 0 баллов
С учетом набранной суммы баллов по всем показателям - max – 24 баллов.
3.Вопросы для зачета по дисциплине «Спортивные сооружения»
Тема 1. Введение в курс «Спортивные сооружения».
1.В чем значение курса «Спортивные сооружения».
2.Назовите основные факторы, определяющие деятельность физкультурно-спортивных сооружений.
3.В чем значение Спортивных сооружений в развитии физической культуры и спорта.
Тема 2. История строительства спортивных сооружений.
1.Назовите основные характеристики стадионов Древней Греции.
2.Назовите основные характеристики спортивных сооружений Древнего Рима.
3.Назовите основные характеристики спортивных сооружений средних веков.
4.Первые спортивные площадки для игры в мяч.
5.Зрелищно-увеселительные объекты в городах средних веков.
6.Первые спортивные площадки для стрельбы из лука.
7.Основные характеристики стадионов и спортивных площадок в странах Европы в конце ХIХ начало ХХ веков.
8.Краткие сведения об олимпийских сооружениях нового времени.
9.Первые олимпийские деревни.
10.Спортивные сооружения дореволюционной России.
11.Декреты и постановления первых двух десятилетий существования Советского государства направленных на строительство новых спортивных сооружений.
12.Дайте краткую характеристику истории спортивного строительства в СССР.
13.Назовите основные тенденции спортивного строительства современной России.
Шкала оценивания по показателям (max – 9 баллов):
Соответствует в полной мере – 9 баллов,
Соответствует частично – 8 баллов,
Не соответствует – 0 баллов
С учетом набранной суммы баллов по всем показателям - max – 54 балла.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.