2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Спортивные сооружения_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Спортивные сооружения
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 2
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
72
аудиторные занятия
72
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
18
19 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
36
36
Практические
18
18
18
18
36
36
Итого ауд.
36
36
36
36
72
72
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
72
72
Сам. работа
36
36
36
36
72
72
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Ахметов А.М. _________________
 
 
Спортивные сооружения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич 

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании компетенций в сфере материально-технического обеспечения физической проблемами и направлениями современных спортивных сооружений в России и за рубежом.
1.2
Задачи освоения дисциплины
1.3
овладение студентами знаниями по эксплуатации спортивных сооружений на территории РФ, а также в области материально-технического обеспечения учебно-тренировочных, соревновательных и других процессов.
1.4
выработка навыков работы с различными информационными источниками;
1.5
развитие аналитических, прогностических, проектировочных умений.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для изучения дисциплины необходимы знания, полученные обучающимися на предыдущем уровне образования: Физическая культура, ОБЖ
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Основы математической обработки информации
2.2.2
Теория и методика физической культуры
2.2.3
Физиология человека
2.2.4
Педагогические технологии
2.2.5
Правоведение
2.2.6
Менеджмент физической культуры и спорта
2.2.7
Образовательное право
2.2.8
Основы экологической культуры
2.2.9
Врачебно-педагогический контроль в системе физической культуры и спорта
2.2.10
Лечебная физическая культура и массаж
2.2.11
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
2.2.12
Методика физической культуры в специальных медицинских группах
2.2.13
Спортивная медицина
2.2.14
Профилактика метаболического синдрома и нарушений массы тела
2.2.15
Спортивная метрология
2.2.16
Системный анализ и моделирование опасных процессов в техносфере
2.2.17
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.18
Мировые информационные образовательные ресурсы
2.2.19
Производственная педагогическая практика
2.2.20
Производственная педагогическая практика
2.2.21
Производственная преддипломная практика
2.2.22
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.23
Теория и методика физической культуры
2.2.24
Физиология человека
2.2.25
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.26
Менеджмент физической культуры и спорта
2.2.27
Врачебно-педагогический контроль в системе физической культуры и спорта
2.2.28
Лечебная физическая культура и массаж
2.2.29
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
2.2.30
Методика физической культуры в специальных медицинских группах
2.2.31
Спортивная медицина
2.2.32
Мировые информационные образовательные ресурсы
2.2.33
Производственная педагогическая практика
2.2.34
Производственная педагогическая практика
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
2.2.35
Профилактика метаболического синдрома и нарушений массы тела
2.2.36
Спортивная метрология
2.2.37
Производственная преддипломная практика
2.2.38
Системный анализ и моделирование опасных процессов в техносфере
2.2.39
Лечебная физическая культура и массаж
2.2.40
Профилактика метаболического синдрома и нарушений массы тела
2.2.41
Системный анализ и моделирование опасных процессов в техносфере
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-3:      способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве
 
Знать:
 
основные естественнонаучные  и математические понятия и законы,  необходимые  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
знает источники информации с заданными характеристиками:  электронные ресурсы, каталоги, библиотеки, поисковые системы Интернета 
 
основные средства поиска и отбора естественнонаучных и математических знаний, необходимых  для ориентирования в современном информационном пространстве.
 
 
Уметь:
 
находить, выделять и характеризовать основные этапы развития естественнонаучных и математических знаний.  
 
устанавливать междисциплинарные  связи для ориентирования в современном информационном пространств
 
делать выводы о естественнонаучных объектах, процессах и явлениях на основе сравнительного анализа информации  
 
 
Владеть:
 
основными методами естественнонаучного познания для решения задач профессиональной деятельности в современном информационном пространстве;
 
навыками представления естественнонаучной и математической информации,  необходимой  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
современными информационными технологиями,  естественнонаучными и математическими знаниями  для ориентирования в современном информационном пространстве
 
 
 
ОПК-4:      готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования
 
Знать:
 
краткие исторические сведения о спортивных сооружениях разных эпох;

классификацию, характеристику, категорийность спортивных сооружений.

 
основные санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности на различных видах спортивных сооружений;

основы проектирования, финансирования, строительства и эксплуатации основных типов спортивных сооружений; особенности конструкций и использования тренажеров, тренировочных устройств, стан-дартного и нестандартного оборудования при различных видах физкультурно-спортивных занятий.

 
основные нормативные структуры, классификацию, основные нормативные данные и специальные требования к спортивным сооружениям со спортивно-технической точки зрения; основы по технической эксплуатации основных спортивных сооружений;

основы строительства простейших спортивных сооружений, не требующих больших затрат.

 
 
Уметь:
 
выбирать места занятий, правильно и эффективно эксплуатировать различные физкультурно-спортивные сооружения и постоянно обеспечивать безопасность занимающихся и зрителей на спортивных объектах.
 
организовать мероприятия по благоустройству, ремонту и материально-техническому обеспечению спортивных сооружений.
 
строить простейшие спортивные площадки, разработать проект исторического спортивного сооружения доступного для строительства в летнем оздоровительном лагере, характеризовать объект, определить требования по эксплуатации, разработать и обосновать программу примерных спортивных мероприятий с учетом его использования. 
 
 
Владеть:
 
навыками рационального применения тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе различных видов занятий по физическому воспитанию.
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
навыками необходимые при эксплуатации спортивных сооружений, не требующих больших материальных и финансовых затрат.
 
навыками работы с проектной и нормативно-технической документацией.
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
краткие исторические сведения о спортивных сооружениях разных эпох;
3.1.2
классификацию, характеристику, категорийность спортивных сооружений;
3.1.3
основные санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности на различных видах спортивных сооружений;
3.1.4
основы проектирования, финансирования, строительства и эксплуатации основных типов спортивных сооружений; особенности конструкций и использования тренажеров, тренировочных устройств, стан-дартного и нестандартного оборудования при различных видах физкультурно-спортивных занятий; основные нормативные структуры, классификацию, основные нормативные данные и специальные требования к спортивным сооружениям со спортивно-технической точки зрения; основы по технической эксплуатации основных спортивных сооружений;
3.1.5
основы строительства простейших спортивных сооружений, не требующих больших затрат;
3.1.6
основные положения об организации, проектированию, строительству и хозяйственной деятельности спортивных сооружений. 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выбирать места занятий, правильно и эффективно эксплуатировать различные физкультурно-спортивные сооружения и постоянно обеспечивать безопасность занимающихся и зрителей на спортивных объектах;
3.2.2
организовать мероприятия по благоустройству, ремонту и материально-техническому обеспечению спортивных сооружений, строить простейшие спортивные площадки, разработать проект исторического спортивного сооружения доступного для строительства в летнем оздоровительном лагере, характеризовать объект, определить требования по эксплуатации, разработать и обосновать программу примерных спортивных мероприятий с учетом его использования. 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками рационального применения тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе различных видов занятий по физическому воспитанию;
3.3.2
навыками необходимые при эксплуатации спортивных сооружений;
3.3.3
навыками практики строительства простейших спортивных сооружений, не требующих больших материальных и финансовых затрат; навыки работы с проектной и нормативно-технической документацией.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
1.1
Исторические сведения о физкультурно-спортивных сооружениях /Лек/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
1
0
 
1.2
Основы проектирования, строительства и учета физкультурно-спортивных сооружений /Лек/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
1
0
 
1.3
Эксплуатация физкультурно-спортивных сооружений /Лек/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
1
0
 
1.4
Сооружения для занятий различными видами  /Лек/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
1
0
 
1.5
Исторические сведения о физкультурно-спортивных сооружениях /Пр/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
1
0
 
1.6
Основы проектирования, строительства и учета физкультурно-спортивных сооружений /Пр/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
1
0
 
1.7
Эксплуатация физкультурно-спортивных сооружений /Пр/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
1
0
 
1.8
Сооружения для занятий различными видами  /Пр/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
1
0
 
1.9
Составление санитарного паспорта спортивного сооружения  /Ср/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
1
0
 
1.10
Практическая работа «Проектирование комплексных спортивных площадок для школ»  /Ср/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
1
0
 
1.11
Сообщение на практическом занятии  /Ср/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
1
0
 
1.12
Специализированные помещения для игровых видов спорта /Лек/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
2
0
 
1.13
Нормативные показатели и ориентации игровых площадок и полей /Лек/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
2
0
 
1.14
Выбор и подготовка участка для открытых игровых полей и площадок, планировка /Лек/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
2
0
 
1.15

Места для прыжков и метаний (планировка, разметка, безопасность) /Лек/

Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
2
0
 
1.16
Специализированные сооружения для легкой атлетики /Лек/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
2
0
 
1.17
Габариты беговых дорожек, их виды, ориентация и разметка /Лек/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
2
0
 
1.18
Специализированные сооружения для водных видов спорта /Пр/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
2
0
 
1.19
Специализированные сооружения для зимних видов спорта /Пр/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
2
0
 
1.20
Вспомогательные помещения и устройства для зрителей /Пр/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
2
0
 
1.21
Основы эксплуатации и уход за спортивными сооружениями /Пр/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
2
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
1.22
Размеры и пропускная способность игровых площадок, полей. Приемы ориентации сооружений и мест для зрителей. Конструкции покрытий /Ср/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
2
0
 
1.23
Нормативные показатели. Водоотвод и организация дренажа. Искусственное освещение площадок и полей, оборудование /Ср/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
2
0
 
1.24
Виды дорожек по форме - прямая, прямоугольная, коробовая, одноцентровая, полицентрическая. Параметры дорожек, их оборудование. Ориентация в пространстве /Ср/
Л1.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ОПК-4 ОК-3 ПК-2
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Общее понятие о спортивных сооружениях, их роль в обществе.

2.Основы проектирования спортивных сооружений.

3.Типы проектов спортивных сооружений.

4.Виды учета на спортивных сооружениях и их значение в деятельности сооружений.

5.Виды спортивных сооружений в соответствии с планировочной структурой населенных мест.

6.Виды спортивных сооружений по характеру использования.

7.Какие спортивные сооружения относят к учебно-спортивным.

8.Какие спортивные сооружения относят к демонстрационным.

9.Какие спортивные сооружения относят к сооружениям для активного отдыха.

10.Каким нормативам должно соответствовать спортивное сооружение.

11.Паспорт спортивного сооружения.

12.Объемные спортивные сооружения.

13.Плоскостные спортивные сооружения.

14.Классификация спортивных сооружений с учетом их мощности.

15.Классификация спортивных сооружений по объемнопланировочной конструкции.

16.Основное спортивное сооружение.

17.Вспомогательные спортивные сооружения.

18.Сооружения для зрителей.

19.Спортивные площадки. Игровой и строительный размер (волейбол, баскетбол, гандбол).

20.Группы спортивных площадок.

21.Последовательность строительства спортивных площадок.

22.Оборудование площадок (волейбол, баскетбол, гандбол).

23.Спортивные площадки для гимнастики.

24.Конструкции покрытий площадок для гимнастики и мест для установки снарядов.

25.Оборудование спортивных площадок для гимнастики.

26.Футбольные поля. Игровой и строительный размеры.

27.Размеры футбольных полей.

28.Конструкции футбольных полей.

29.Виды газонных полей, обслуживание, эксплуатация.

30.Конструкции газонных полей.

31.Безгазонные поля. Виды, обслуживание, эксплуатация.

32.Оборудование футбольных полей.

33.Тренировочное оборудование футбольных полей.

34.Конструкции покрытий беговых дорожек.

35.Эксплуатация и уход за беговыми дорожками.

36.Прямая беговая дорожка.

37.Замкнутая беговая дорожка.

38.Способы очертания беговых дорожек.

39.Габариты беговых дорожек.

40.Типы беговых дорожек из специальных смесей.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тест по дисциплине "Спортивные сооружения»

Тестовые задания предлагаются для подготовки и проверки уровня теоретических знаний обучающихся.

1 Вариант

1.Основы проектирования, строительства и учёта спортивных сооружений (на примере конкретного вида спорта).

2.Спортивное строительство к Олимпийским играм современности.

3.Спортивные сооружения XX века в России.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
2 Вариант

1.Категории физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.

2.Экологические требования к строительству спортивных сооружений различного типа.

3.Физкультурно-рекреационные, оздоровительно-реабилитационные задачи спортивных сооружений.

3 Вариант

1.Инновационные подходы к строительству спортивных сооружений современности.

2.Проектирование комплексных спортивных площадок для школ.

3.Сооружения для спортивно-развлекательных занятий (на конкретном примере).

Шкала оценивания по показателям (max – 1 балл):

Соответствует в полной мере – 1 балл,

Соответствует частично – 0,5 балла,

Не соответствует – 0 баллов

С учетом набранной суммы баллов по всем показателям - max – 22 балла.

2.Темы для реферата:

по дисциплине «Спортивные сооружения»

1.Спортивные площадки.

2.Игровые поля.

3.Открытые сооружения для легкой атлетики.

4.Спортивное ядро.

5.Универсальные спортивно-зрелищные залы.

6.Сооружения для водных видов спорта.

7.Площадки для бокса, борьбы,

8.Спортивные залы для тяжелой атлетики.

9.Площадки для городков.

10.Сооружения для горнолыжного спорта.

Шкала оценивания по показателям (max – 2 балла):

Соответствует в полной мере – 2 балла,

Соответствует частично – 1 балл,

Не соответствует – 0 баллов

С учетом набранной суммы баллов по всем показателям - max – 24 баллов.

3.Вопросы для зачета по дисциплине «Спортивные сооружения»

Тема 1. Введение в курс «Спортивные сооружения».

1.В чем значение курса «Спортивные сооружения».

2.Назовите основные факторы, определяющие деятельность физкультурно-спортивных сооружений.

3.В чем значение Спортивных сооружений в развитии физической культуры и спорта.

Тема 2. История строительства спортивных сооружений.

1.Назовите основные характеристики стадионов Древней Греции.

2.Назовите основные характеристики спортивных сооружений Древнего Рима.

3.Назовите основные характеристики спортивных сооружений средних веков.

4.Первые спортивные площадки для игры в мяч.

5.Зрелищно-увеселительные объекты в городах средних веков.

6.Первые спортивные площадки для стрельбы из лука.

7.Основные характеристики стадионов и спортивных площадок в странах Европы в конце ХIХ начало ХХ веков.

8.Краткие сведения об олимпийских сооружениях нового времени.

9.Первые олимпийские деревни.

10.Спортивные сооружения дореволюционной России.

11.Декреты и постановления первых двух десятилетий существования Советского государства направленных на строительство новых спортивных сооружений.

12.Дайте краткую характеристику истории спортивного строительства в СССР.

13.Назовите основные тенденции спортивного строительства современной России.

Шкала оценивания по показателям (max – 9 баллов):

Соответствует в полной мере – 9 баллов,

Соответствует частично – 8 баллов,

Не соответствует – 0 баллов

С учетом набранной суммы баллов по всем показателям - max – 54 балла.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ветков, Н.Е.
Спортивные и подвижные игры: учебно-методическое пособие/ Ветков Н.Е.— Электрон. текстовые данные.— Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2016.— 126 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61049.html
Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
к.п.н. доцент Чухно П.В.
Спортивные сооружения: Учебное пособие для обучающихся по специальности 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Физическая культура и безопасность жизнедеятельности
"Физическая культура" Москва, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.rus 
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks.  - URL:  www.iprbookshop.rus 
 
Э4
Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту. - URL: http://lib.sportedu.ru/
 
Э5
Электронная библиотечная система «Юрайт». - URL:  https://biblio-online.ru/s 
 
Э6
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ. - URL:  https://polpred.com/newss 
 
Э7
Ресурсы East View (ИВИС). - URL:  https://dlib.eastview.com/logins 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
7.1
1-125 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.