2022-2023_z44_03_01 ИЯ 2271_plx_Деловой иностранный язык_Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Романогерманских языков и методик их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Деловой иностранный язык
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
62
аудиторные занятия
6
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лабораторные
6
6
6
6
Итого ауд.
6
6
6
6
Кoнтактная рабoта
6
6
6
6
Сам. работа
62
62
62
62
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. филол.наук, доцент , Цыганова Е.Б. _________________
 
 
Деловой иностранный язык
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Цыганова Евгения Борисовна

Романогерманских языков и методик их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является является приобретение коммуникативной компетенции в области деловой коммуникации, уровень которой позволяет использовать иностранный язык, как в профессиональной деятельности, так и в целях дальнейшего саморазвития и самосовершенствования в предметной области.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Формировать у обучающихся умение осуществлять деловую переписку на иностранном языке с учетом социокультурных особенностей; находить, воспринимать и использовать информацию на иностранном языке для решения стандартных коммуникативных задач; выбирать коммуникативные стратегии и тактик при ведении деловых переговоров.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика обучения и воспитания (иностранный язык)
2.1.2
Производственная педагогическая  практика
2.1.3
Теоретическая фонетика английского языка
2.1.4
Учебная технологическая практика
2.1.5
Иноязычная письменная речь
2.1.6
Практика устной и письменной речи (английский язык)
2.1.7
Практикум по профессиональному иностранному языку
2.1.8
Учебная технологическая практика
2.1.9
Учебная языковая практика
2.1.10
Иностранный язык
2.1.11
Практическая грамматика
2.1.12
Практическая фонетика
2.1.13
Русский язык и культура речи
2.1.14
Учебная языковая практика
2.1.15
Практикум по иноязычному  аудированию (английский язык)
2.1.16
Работа с иноязычным художественным текстом
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Контроль и оценка образовательных результатов по предмету "Иностранный язык"
2.2.3
Межкультурная коммуникация
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.5
Теория и практика перевода
2.2.6
Международные технологии диагностики компетенции владения иностранным языком
2.2.7
Сравнительная типология иностранного и русского языков
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.2: Использует языковые средства для достижения профессиональных целей на русском и иностранном(ых) языке(ах) в рамках межличностного и межкультурного общения
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности деловой переписки на иностранном языке;
3.1.2
социокультцрные особенности страны изучаемого языка;
3.1.3
коммуникативны естратегии и тактики ведения деловых переговоров;
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
3.1.4
компоненты содержания  предметной области «Иностранный язык»
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
находить, воспринимать и использовать информацию на иностранном языке для решения стандартных коммуникативных задач;
3.2.2
применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов;
3.2.3
осуществлять деловую переписку на иностранном языке с учетом социокультурных особенностей;
3.2.4
демонстрировать знания содержания предметной области "Иностранный язык".
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками поиска и использования информации на иностранном языке для решения стандартных коммуникативных задач;
3.3.2
навыками применения предметных знаний в образовательном процессе для достижения образовательных результатов;
3.3.3
наваыками выбора коммуникативных стратегий и тактик при ведении деловых переговоров.
3.3.4
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы делового общения

 
1.1
Деловое межкультурное общение /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
1.2
Организация рабочего пространства.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
1.3
Приветствие, знакомство с компанией, структурой, функциями /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
1.4
Рабочая позиция, должностные обязанности  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
1.5
Баланс между рабочим временем и временем отдыха /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
1.6
Соотношение труда и отдыха,тайм-менеджмент /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
 
Раздел 2. Работа с клиентами

 
2.1
Работа с клиентами /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
2.2
Обмен опытом, работа по обмену /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
2.3
Услуги и организация работы с клиентами /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
2.4
Организация деловой поездки /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
2.5
Нахождение за границей,деловое посещение партнеров /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
2.6
Поездка за рубеж, регистрация в гостнинце, бронирование номера /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
2.7
Работа в команде   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
2.8
Выгодные условия, обсуждение заказов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
2.9
Стиль общения, стиль работы, индивидуальные особенности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
2.10
Проведение переговоров  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
2.11
Подготовка к переговорам, подготовка презентаций /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
2.12
Проведение собеседования  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
2.13
Подготовка к собеседованию, проведение собеседования /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
2.14
Особенности поведения на собеседовании /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
 
Раздел 3. Особенности работы с различной документацией

 
3.1
Написание резюме /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
3.2
Разработка резюме, личные данные /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
3.3
Рекомендательное письмо, стиль общения, ндивидуальные особенности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
3.4
Написание деловых писем  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
3.5
Особенности написания деловых писем /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
3.6
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-4.2 ПК-1.2
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов и заданий к зачету

1. Основы делового общения.

2.Телефонный разговор, налаживание контактов.

3. Работа с клиентами.

4. Особенности работы с различной документацией.

5.Особенности проведения презентаций. Работа с графическими средствами презентации.

6. Особенности устной профессиональной коммуникации на иностранном языке.

7. Особенности письменной профессиональной коммуникации на иностранном языке.

8. Поведение на интервью.

9. Планирование и организация деловой поездки.

10. Написание резюме.

11.Планирование рабочего дня.

12.Напишите  письмо-запрос.

13.Напишите письмо-предложение.

14.Напишите письмо- сообщение.

15.Напишите письмо-жалобу.

16.Напишите резюме.

17.Представьтесь собеседнику, объясните свои рабочие функции, договоритесь о следующей встрече.

18.Договоритесь с коллегой о проведении конференции, узнайте о времени и месте.

 
стр. 6
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
19.Созвонитесь со своим коллегой, договоритесь о поездке, узнайте, где можно остановиться на время деловой поездки.

20.Обговорите с коллегой возможности участия в международной конференции (заказ билетов, гостиницы, подготовка доклада).

21.Расскажите, как вы соблюдаете баланс между рабочим и свободным временем.

22.Прорекламируйте услугу.

23.Представьтесь собеседнику, расскажите о месте работы, о плюсах и минусах, ответьте на его вопросы.

24.Организация командной работы.

25. Обсудите как организовать проект.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Написание письма делового характера: письмо-запрос, письмо-жалоба.

Написане резюме при устройстве на работу.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение ФОС к РПД.   
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Шишкина, Т. С.
Английский язык делового общения как лингвистическое явление = English of Business Communication as Linguistic Phenomenon: учебник/ Шишкина Т.С.— Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017.— 200 c.— ISBN 978-5-9275-2605-5. - Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/87919.html.
Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Слепович, В.С.
Деловой английский язык = Business English [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Слепович В.С.— Электрон. текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, 2012.— 270 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28070.html.— ЭБС «IPRbooks»: учебное пособие
Минск: ТетраСистемс, 2012
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Синичкина,   А. А.
Business-English (Деловой иностранный язык): методическое пособие / сост. А. А. Синичкина .— Наб. Челны : НГПИ, 2008 .— 78с. : ил + .— ISBN .
НГПИ, 2008
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Деловой английский язык [Электронный ресурс]/ — Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014.— 47 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32034.html.— ЭБС «IPRbooks»
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 7
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-217 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-314  Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лабораторным занятиям.

В связи с глобализацией и изменениями в области образования, в связи с возрастающими потребностями в сотрудничестве и общении между странами не только на бытовом, но и на деловом уровне, возникает необходимость владения основами экономических знаний и умения использовать эти знания на английском языке. Ведение переписки, ведение телефонных разговоров, ведение интервью при устройстве на работу – все это необходимо бакалавру не только как будущему учителю, но и просто как успешному человеку.

Для успешной подготовки к лабораторным занятиям необходимо изучить основную и дополнительную литературу, проанализировать информацию Интернет ресурсов по теме, выполнить домашнее задание, приготовить выступление и презентацию.  При подготовке к лабораторным занятиям необходимо разобраться в терминологии изучаемой темы, используя для этого необходимые словари, учебные пособия, интернет ресурсы.

Самостоятельная работа включает:

1.Подготовку к практическим занятиям (подготовку докладов, ответы на контрольные вопросы, выполнение контрольных заданий).

2.Поиск информации по рассматриваемым в рамках лабораторных занятий вопросам на основе списка основной и дополнительной литературы.

3.Составление словаря терминов, изучаемых в рамках курса.

4.Работу с учебной, научно-популярной литературой, справочниками, словарями.

Обучающийся при подготовке к лабораторным занятиям должен знать основные экономические термины, выражения, употребляемые при составлении деловых писем, ведении телефонных разговоров, правила поведения при трудоустройстве, чтобы в дальнейшем использовать эти знания во время аудиторных занятий.

В качестве самостоятельной работы предлагаются следующие формы:

- составление резюме;

-составление письма-заказа;

-составление письма-запроса;

-составления письма-жалобы;

-организация деловой поездки.

Лабораторные занятия ориентированы на совершенствование профессиональных навыков,  формирование умений будущего учителя английского языка, что требует знаний лексики и грамматики английского языка, а также методов организации работы на уроке иностранного языка. Задачей лабораторных занятий является формирование системного подхода к обобщению, анализу, извлечению информации в рамках изучаемой дисциплины. Необходимым условием реализации этой задачи является организация самостоятельной работы обучающихся. При изучении материала обучающийся должен использовать как учебники, так и предложенные мультимедиа ресурсы, периодические издания и интернет-ресурсы.Формы организации обучения на лабораторных занятиях включают коллективные формы обсуждения тех или иных аспектов урока английского языка, анализ опыта современных педагогов-практиков, работу по микрогруппам, ролевые игры «учитель-ученик», позволяющие моделировать реализацию использования профессионального языка в заданных услових общения, тренировочные упражнения для формирования навыков использования  приемов диалогизации, средств установления контакта с учениками, типов высказываний, реализации стратегий и тактик речевого поведения на уроке.

    

 
стр. 8
УП: z44.03.01 ИЯ 2271.plx
 
Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: подготовка к лабораторным занятиям.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они приобрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.