(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Цыганова Е.Б.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3
Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э3 Э4
Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы и задания к зачету
1. Литература как наука, ее место в системе филологических наук.
2. Понятие об истории литературы как системе жанровых взаимодействий. Периоды развития английской литературы.
3. Литература средних веков. «Беовульф». Пространство эпоса. Противопоставленные миры. Художественное своеобразие эпоса. Особенности аллитерационного стиха. Три битвы Беовульфа. Особенности организации повествования в «Беовульфе».
5. Жанр английской и шотландской баллады. Баллады о Робин Гуде.
6. Дж. Чосер. "Кентерберийские рассказы" как энциклопедия жанров. Особенности композиции.
7. Литература Эпохи Возрождения. Писатели периода, их творчество.
8. Понятие о гуманизме и Реформации. Т. Мор. Идеи идеально устроенного государства. Формирование жанра утопии.
9. Творчество предшественников Шекспира (Т. Уайет, Г.Г. Сарри, Ф. Сидни, Э. Спенсер, К. Марло).
10. Жанр сонета. История развития. Английский сонет. Своеобразие шекспировского сонета. Основные темы, идеи, образы.
11. Шекспировский вопрос. Периодизация творчества Шекспира и система жанров.
12. Жанровые отличия хроники и трагедии в творчестве Шекспира.
13. Шекспировские комедии. Деление на светлые и мрачные. Понятие о "магистральных сюжетах". Анализ одной комедии по выбору.
14. Шекспир «Трагическая история Гамлета, принца Датского». Своеобразие жанра.
15. Основной конфликт трагедии Шекспира «Гамлет». Столкновение Эльсинора и Виттенберга.
16. Своеобразие композиции трагедии Шекспира «Гамлет».
17. Развитие литературы в XVII веке. Поэты-метафизики. Поэма Д. Мильтона “Потерянный рай”.
18. Образ Сатаны в "Потерянном рае" Джона Мильтона. Оценка образа английскими романтиками. Система сравнений и противопоставлений.
19. Литература Эпохи Просвещения. Жанр романа – дневника в творчестве Свифта и Дефо.
20. «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта. Сравнительная жанровая характеристика.
21. Развитие эпистолярного жанра в английской литературе XVIII века. Жанры "книги писем" и эпистолярного романа в творчестве Честерфилда, Ричардсона, Смоллетта.
22. Филдинг. Традиции и новаторство в разработке вечного литературного образа Дон Кихота.
23. Новаторство Стерна в развитии романной формы.
24. Английский сентиментализм как реакция на Просвещение. Жанровые предпочте-ния.
25. Романтизм XVIII-XIX веков.
26. Поэты “озерной школы”. Особенности творчества.
27. Революционные романтики. Особенности творчества.
28. Лондонские романтики, их творчество. Джон Китс и его поэзия.
29. Вальтер Скотт – мастер исторического романа. «Айвенго».
30. Литература критического реализма XIX века.
31. Творчество Ч. Диккенса. Его жанровые предпочтения. «Домби и сын».
32. У. Теккерей. Понятие “снобизма” в его творчестве. «Ярмарка тщеславия».
33. Английский неоромантизм XIX века и эстетизм. Оскар Уайльд как глава эстетизма.
34. Парадокс в творчестве О. Уайльда. Сказки, пьесы. «Портрет Дориана Грея».
35. Литература действия. Творчество Р. Киплинга. «Если…»
36. Литература XX века. Своеобразие драматургии Б. Шоу. «Пигмалион».
37. Г. Уэллс – мастер социально-философской фантастики.
38. Модернизм в Великобритании. Творческие поиски В. Вульф, Дж. Джойса, Д.Г. Лоуренса.
39. Сатирический роман. Дж. Голсуорси. «Сага о Форсайтах».
40. Особенности современного английского романа. Традиции и новаторство. А. Мердок, Джон Фаулз.
41. Возникновение американской литературы и проблемы ее национального своеобразия.
42. Романтизм в американской литературе. Обзор творчества В. Ирвинга, Ф. Купера.
43. Э. По и Г. Лонгфеллоу. Творчество, своеобразие поэзии.
44. Теодор Драйзер – ключевая фигура натурализма. «Сестра Керри».
45. Ф. С. Фицджеральд. «Великий Гэтсби»: гибель мечты.
46. Мастера коротких рассказов XIX-XX столетий Америки.
47. Американская литература 1917-1940. “Потерянное поколение” и творчество Э. Хемингуэя.
48. Поэзия межвоенных лет. Роберт Фрост: мудрость простоты.
49. Постмодернизм как феномен современной литературы и культуры конца XX века.
50. Современная американская литература (1950-2000).
Перечень заданий к зачету
1. Проанализируйте художественное произведение средних веков.
2. Проанализируйте художественное произведение эпохи Возрождения.
3. Проанализируйте художественное произведение 17 века.
4. Проанализируйте художественное произведение 18 века.
5. Проанализируйте художественное произведение 19 века.
6. Проанализируйте художественное произведение 20 века.
7. Проанализируйте художественное произведение конца 20 начала 21 века
Цель лекционных занятий состоит в том, чтобы познакомиться с закономерностями развития литературного процесса в каждый культурно-исторический период, выделить наиболее значимые литературные явления и показать пути их анализа, познакомиться с наиболее значительными и концептуальными историко-литературными и монографическим исследованиями и выработать навыки их освоения и применения, проактуализировать преемственные связи между различными литературными периодами. Учебный материал носит проблемный характер, стимулируя к размышлению над ним, и направлен на развитие способности осмысливать и классифицировать материал.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям
Целью практических занятий выступает не только и не столько проверка знаний, сколько расширение литературоведческого кругозора, обучение конкретным методам и приемам анализа художественного произведения, направленным на осмысление фундаментальных проблем специфики жанра и типа художественного мышления, места и роли того или иного литературного произведения в национальном и мировом литературном процессе. Необходимо научиться сопоставлять типологически родственные художественные явления, сочетать историко-литературный метод анализа произведения с историко-генетическим и сравнительно-историческим, стремиться обогащать и углублять знания в области теории литературы, ориентируясь на взаимодополнение традиционных и новейших методов исследования и анализа художественного произведения.
На практическом занятии отрабатываются и совершенствуются навыки анализа художественного произведения, поэтому на большинстве занятий осуществляется монографический анализ конкретного произведения. Но поскольку на ПЗ формируются не только профессиональные и научно-исследовательские, но и общекультурные компетенции, темы некоторых занятий выступают продолжением лекционных и посвящены типологическому и историко-культурному анализу таких явлений, как средневековая (ренессансная и т.п.) картина мира или категории культуры отдельного литературного периода. Кроме того, объектом анализа на ПЗ с целью приобретения научно-исследовательских компетенций выступают произведения, водящие в определенную типологическую парадигму (архаические и героические эпосы, рыцарские лирика и роман и т.п.) Занятия, предполагающие работу с несколькими типологически сходными художественными произведениями, способствуют развитию навыков компаративистских исследований, кроме того, помогают увидеть аспекты взаимосвязей литературы двух изучаемых периодов с мировой литературой в ее дальнейшем развитии.
К каждому ПЗ предлагается примерный план, способствующий систематизации материала, как в процессе подготовки, так и во время занятия. Вопросы, выносимые для обсуждения на ПЗ, носят как репродуктивный характер, так и обобщенно аналитический. Вопросы репродуктивного характера строятся таким образом, чтобы дать на них можно было абсолютно конкретный и точный ответ, который носил бы исчерпывающий характер, не предполагал полемики или вариантов ответа и был лаконичен. Эти вопросы задаются всей группе и помогают установить степень фактической подготовки к занятиям, а именно: степень освоенности текста художественного произведения и способности в нем ориентироваться, степень владения фактическим и теоретическим материалом. Аналитические, эвристические вопросы направлены на получение монологических ответов и связаны с актуализацией интерактивных методов обучения. Эти вопросы направлены как на выявление художественных особенностей произведения, так и на сравнение различных исследовательских концепцией. При ответе студент должен давать ссылки на конкретные монографические и энциклопедические источники при озвучивании и анализе того или иного положения.
В систему анализа произведения могут помимо групповой познавательной деятельности могут включаться монологические вкрапления: студент выступает с заранее подготовленным сообщением по предложенной теме или проблеме и отвечает на вопросы преподавателя и группы.
Ведущим методом анализа художественного произведения на практических занятиях выступает фундаментальный, академический историко-литературный метод. Однако при необходимости, определяемой спецификой самого объекта и предмета анализа, может актуализироваться сравнительно-исторический, например, для определения типологических признаков героических эпосов Зрелого Средневековья при анализе «Беовульфа».
В течение ПЗ актуализируются как групповые, так и индивидуальные формы познавательной деятельности, как репродуктивная, так и продуктивная формы знания. Такая организация практического занятия способствует формированию как общекультурных, так и профессиональных компетенций, а также создает потенциал для развития компетенций научно-исследовательских, и, таким образом, в полной мере отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие у них исследовательских способностей. В процессе самостоятельной работы обучающийся учится профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по систематизации и анализу литературы, оформлении и аргументации своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
o заучивание наизусть определений основных понятий курса;
o репродуктивное чтение основной литературы по контрольным вопросам;
o работа с дополнительной литературой;
o ознакомление с научными трудами отечественных и зарубежных теоретиков литературы, конспектирование;
o чтение произведений, входящих в список обязательной и дополнительной литературы для прочтения;
o ведение читательского дневника.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания по ведению читательского дневника
Читательский дневник пишется от руки. В дневнике указывается имя автора, прочитанное произведение, год издания, Ф.И.О. переводчика, помещается краткое содержание произведения. Далее заносятся цитаты (с соблюдением правил цитирования), отражающие основное содержание художественного произведения: тематику, идейную основу, проблематику, характеристику образов главных героев, второстепенных персонажей, особенности языка.
Читательский дневник предъявляется преподавателю на зачете и является одним из условий его успешной сдачи.
Методические указания к зачету
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.