2022-2023_b44_03_05 И и ИЯ 182 гр__plx_Зарубежная литература_История и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Романогерманских языков и методик их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Зарубежная литература
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Иностранный язык
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
54
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
36
36
36
36
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
54
54
54
54
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доцент, Радионова Светлана Александровна _________________
 
 
Зарубежная литература
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Цыганова Е.Б.

Романогерманских языков и методик их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся научного мировоззрения, основанного на знакомстве с достижениями литературы Великобритании и США для решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировать и развивать филологическое мышление
1.4
расширить кругозор в области зарубежной литературы
1.5
научить осуществлять литературоведческий анализ художественных произведений Великобритании и США
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по Всеобщей истории
2.1.2
Методика обучения предмету "иностранный язык"
2.1.3
Новая и новейшая история стран Азии и Африки
2.1.4
Новейшая  история стран Европы и Америки
2.1.5
Производственная практика. Педагогическая практика
2.1.6
Лексикология иностранного языка
2.1.7
История России новейшего времени
2.1.8
Курсовая работа по истории России
2.1.9
Методика обучения предмету "история"   
2.1.10
Новая история стран Европы и Америки
2.1.11
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.1.12
Учебная практика. Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.13
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.14
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.15
История России XIX века
2.1.16
История средних веков
2.1.17
Психолого-педагогический практикум
2.1.18
Учебная практика. Архивная  практика
2.1.19
Общая и социальная психология
2.1.20
История древнего мира
2.1.21
История России с древнейших времен до конца XVIII века
2.1.22
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.23
Учебная практика. Археологическая практика
2.1.24
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.25
Концепции современного естествознания
2.1.26
Философия  
2.1.27
Производственная педагогическая практика
2.1.28
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.29
Учебная архивная  практика
2.1.30
Учебная археологическая практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
логику литературного процесса, основные этапы его становления
3.1.2
ведущих англоязычных писателей и их произведения
3.1.3
содержание образовательной программы по предмету "Иностранный язык"
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выявлять своеобразие поэтики и ориентироваться в жанровом разнообразии литературных произведений
3.2.2
давать критическую оценку прочитанному
3.2.3
осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний по зарубежной литературе
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками литературоведческого анализа произведений различных жанровидовых структур
3.3.2
навыками публичных выступлений,научной дискуссии и презентации результатов исследовательской работы
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Предмет, задачи и структура курса. История англоязычной литературы

 
1.1
Предмет и задачи курса /Лек/
Л1.2Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
9
0
 
1.2
Взаимосвязь литературы и истории  /Пр/
Л1.2Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
9
0
 
1.3
Английская литература как составная часть мировой литературы  /Ср/
Л1.2Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1
9
0
 
 
Раздел 2. Литература средних веков

 
2.1
Основные характеристики литературы средних веков /Лек/
Л1.2Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
9
0
 
2.2
Народное поэтическое творчество раннего средневековья. Англо-саксонская литература. "Сага о Беовульфе" /Пр/
Л1.2Л2.3Л3.1

Э2 Э3

2
ОПК-8.1
9
0
 
2.3
Жанр баллады. Основные циклы. Жанровые модификации. Баллады о Робин Гуде /Пр/
Л1.2Л2.3Л3.1

Э2 Э3

2
ОПК-8.1
9
0
 
2.4
Творчество Дж.Чосера как переход от эпохи Средневековья к Возрождению  /Ср/
Л1.2Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1
9
0
 
 
Раздел 3. Литература эпохи Возрождения

 
3.1
Хронологические границы и стадиальное место эпохи Возрождения в европейском историческом процессе /Лек/
Л1.2Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
9
0
 
3.2
Творчество Шекспира. Периодизация творчества Шекспира. Шекспировский вопрос /Пр/
Л1.2Л2.3Л3.1

Э2 Э3

2
ОПК-8.1
9
0
 
3.3
Английский сонет. Своеобразие шекспировского сонета

/Пр/

Л1.2Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
9
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
3.4
"Сон в летнюю ночь" как образец ранней ренессансной комедии Шекспира /Пр/
Л1.2Л2.3Л3.1

Э3 Э4

2
ОПК-8.1
9
0
 
3.5
Драматургия Шекспира. Проблематика пьесы "Гамлет" /Пр/
Л1.2Л2.3Л3.1

Э3 Э4

2
ОПК-8.1
9
0
 
3.6
Развитие драмы в эпоху Возрождения. Кристофер Марло как создатель философско-психологической трагедии  /Ср/
Л1.2Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1
9
0
 
 
Раздел 4. Литература XVII века

 
4.1
Тенденции развития литературы XVII века /Лек/
Л1.2Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
9
0
 
4.2
Литература XVII века. Метафизическая поэзия и творчество Джона Донна

/Пр/

Л1.2Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
9
0
 
4.3
Творчество Джона Мильтона как выразителя идей Английской буржуазной революции  /Ср/
Л1.2Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1
9
0
 
 
Раздел 5. Литература XVIII века

 
5.1
Сущность эпохи Просвещения в Англии и Америке /Лек/
Л1.2Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
9
0
 
5.2
Литература XVIII века. Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо»

/Пр/

Л1.2Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
9
0
 
5.3
Литература зрелого Просвещения. Литература позднего Просвещения  /Ср/
Л1.2Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1
9
0
 
 
Раздел 6. Литература XIX века (романтизм)

 
6.1
Культурные условия развития романтизма в Англии и Америке /Лек/
Л1.1Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
9
0
 
6.2
Литература XIX века (романтизм). Роман В. Скотта «Айвенго»

/Пр/

Л1.1Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
9
0
 
6.3
Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда», ее политическое звучание и художественное новаторство  /Ср/
Л1.1Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1
9
0
 
 
Раздел 7. Литература XIX века (реализм)

 
7.1
Реализм как ведущее художественное направление в Англии в ХIХ веке /Лек/
Л1.1Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
9
0
 
7.2
Литература XIX века (реализм). Роман У. Теккерея «Ярмарка тщеславия»

/Пр/

Л1.1Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
9
0
 
7.3
Литература XIX века (реализм). Роман Т. Драйзера "Сестра Керии"

/Пр/

Л1.1Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
7.4
Оскар Уайльд – глава эстетизма. «Портрет Дориана Грея»  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
9
0
 
7.5
Реалистическое осмысление национальной жизни в произведениях М.Твена, Г.Джеймса /Ср/
Л1.1Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1
9
0
 
 
Раздел 8. Литература первой половины XX века

 
8.1
Особенности развития литературы в первой половине ХХ века /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
9
0
 
8.2
Литература первой половины XX века. Роман У. Фолкнера «Шум и ярость» /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
9
0
 
8.3
Литература первой половины XX века. Модернизм и женщина. Г. Штайн. В. Вульф

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
9
0
 
8.4
Антивоенная тема в творчестве Б. Шоу, Г. Уэллса, Дж. Голсуорси. Литература «потерянного поколения»  /Ср/
Л1.1Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.1
9
0
 
 
Раздел 9. Литература второй половины XX века

 
9.1
Особенности развития литературы во второй половине ХХ века - начале XXI века /Лек/
Л1.1Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
9
0
 
9.2
Литература второй половины XX века. Шервуд Андерсон – мастер короткого рассказа XX века

/Пр/

Л1.1Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
9
0
 
9.3
Драматургия Дж.Б. Пристли. «Опасный поворот». Творчество У. Голдинга «Повелитель мух»  /Ср/
Л1.1Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.1
9
0
 
 
Раздел 10. Литература конца XX- начала XXI века

 
10.1
Сюжетные особенности прозы Д.Паркер и С.Кинселлы /Пр/
Л1.1Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
9
0
 
10.2
Афроамериканская литература /Пр/
Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ОПК-8.1
9
0
 
10.3
Творчество американского драматурга Теннесси Уильямса. Новеллистика Т. Уильямса. Особенности творчества Кадзуо Исигуро «Остаток дня»  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.1
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. Литература как наука, ее место в системе филологических наук.

2. Понятие об истории литературы как системе жанровых взаимодействий. Периоды развития английской литературы.

3. Литература средних веков. «Беовульф». Пространство эпоса. Противопоставленные миры. Художественное своеобразие эпоса. Особенности аллитерационного стиха. Три битвы Беовульфа. Особенности организации повествования  в «Беовульфе».

 
стр. 7
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
4. Рыцарские романы. Основные циклы. Персонажи. Проблемы. Понятие о куртуазной рыцарской любви.

5. Жанр английской и шотландской баллады. Баллады о Робин Гуде.

6. Дж. Чосер. "Кентерберийские рассказы" как энциклопедия жанров. Особенности композиции.

7. Литература Эпохи Возрождения. Писатели периода, их творчество.

8. Понятие о гуманизме и Реформации. Т. Мор. Идеи идеально устроенного государства. Формирование жанра утопии.

9. Творчество предшественников Шекспира (Т. Уайет, Г.Г. Сарри, Ф. Сидни, Э. Спенсер,      К. Марло).

10. Жанр сонета. История развития. Английский сонет. Своеобразие шекспировского    сонета. Основные темы, идеи, образы.

11. Шекспировский вопрос. Периодизация творчества Шекспира и система жанров.

12. Жанровые отличия хроники и трагедии в творчестве Шекспира.

13. Шекспировские комедии. Деление на светлые и мрачные. Понятие о "магистральных сюжетах". Анализ одной комедии по выбору.

14. Шекспир «Трагическая история Гамлета, принца Датского». Своеобразие жанра.

15. Основной конфликт трагедии Шекспира «Гамлет». Столкновение Эльсинора и Виттенберга.

16. Своеобразие композиции трагедии Шекспира «Гамлет».

17. Развитие литературы в XVII веке. Поэты-метафизики. Поэма  Д. Мильтона  “Потерянный рай”.

18. Образ Сатаны в "Потерянном рае" Джона Мильтона. Оценка образа английскими романтиками. Система сравнений и противопоставлений.

19. Литература Эпохи Просвещения. Жанр романа – дневника в творчестве Свифта и Дефо.

20. «Приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо и «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта. Сравнительная жанровая характеристика.

21. Развитие эпистолярного жанра в английской литературе XVIII века. Жанры "книги писем" и эпистолярного романа в творчестве Честерфилда, Ричардсона, Смоллетта.

22. Филдинг. Традиции и новаторство в разработке вечного литературного образа Дон Кихота.

23. Новаторство Стерна в развитии романной формы.

24. Английский сентиментализм как реакция на Просвещение. Жанровые предпочте-ния.

25. Романтизм XVIII-XIX веков.

26. Поэты “озерной школы”. Особенности творчества.

27. Революционные романтики. Особенности творчества.

28. Лондонские романтики, их творчество. Джон Китс и его поэзия.

29. Вальтер Скотт – мастер исторического романа. «Айвенго».

30. Литература критического реализма XIX века.

31. Творчество Ч. Диккенса. Его жанровые предпочтения. «Домби и сын».

32. У. Теккерей. Понятие “снобизма” в его творчестве. «Ярмарка тщеславия».

33. Английский неоромантизм XIX века и эстетизм. Оскар Уайльд как глава эстетизма.

34. Парадокс в творчестве О. Уайльда. Сказки, пьесы. «Портрет Дориана Грея».

35. Литература действия. Творчество Р. Киплинга. «Если…»

36. Литература XX века. Своеобразие драматургии Б. Шоу. «Пигмалион».

37. Г. Уэллс – мастер социально-философской фантастики.

38. Модернизм в Великобритании. Творческие поиски В. Вульф, Дж. Джойса, Д.Г. Лоуренса.

39. Сатирический роман. Дж. Голсуорси. «Сага о Форсайтах».

40. Особенности современного английского романа. Традиции и новаторство. А. Мердок, Джон Фаулз.

41. Возникновение американской литературы и проблемы ее национального своеобразия.

42. Романтизм в американской литературе. Обзор творчества В. Ирвинга, Ф. Купера.

43. Э. По и Г. Лонгфеллоу. Творчество, своеобразие поэзии.

44. Теодор Драйзер – ключевая фигура натурализма. «Сестра Керри».

45. Ф. С. Фицджеральд. «Великий Гэтсби»: гибель мечты.

46. Мастера коротких рассказов XIX-XX столетий Америки.

47. Американская литература 1917-1940. “Потерянное поколение” и творчество Э. Хемингуэя.

48. Поэзия межвоенных лет. Роберт Фрост: мудрость простоты.

49. Постмодернизм как феномен современной литературы и культуры конца XX века.

50. Современная американская литература (1950-2000).

Перечень заданий к зачету

1. Проанализируйте художественное произведение средних веков.

2. Проанализируйте художественное произведение эпохи Возрождения.

3. Проанализируйте художественное произведение 17 века.

4. Проанализируйте художественное произведение 18 века.

5. Проанализируйте художественное произведение 19 века.

6. Проанализируйте художественное произведение 20 века.

7. Проанализируйте художественное произведение конца 20 начала 21 века

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение к РПД
 
 
стр. 8
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
В. М. Толмачев
Зарубежная литература конца XIX - начала XX века : учебник для бакалавров / В. М. Толмачев. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 811 с. — ISBN 978-5-9916-3136-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444151
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Ковалева, Л. В. 
История зарубежной литературы (Средневековье, Возрождение, XVIII век) : : учебное пособие / Л. В. Ковалева. — Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 128 c. — ISBN 978-5-89040-634-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/72963.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
под редакцией В. М. Толмачева
Зарубежная литература XX века в 2 т. Т. 1. Первая половина XX века : учебник для академического бакалавриата / В. М. Толмачев [и др.] ; под редакцией В. М. Толмачева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 430 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08391-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/432062            
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
под редакцией В. М. Толмачева
Зарубежная литература XX века в 2 т.  Т. 2. Вторая половина XX века - начало XXI века: учебник для академического бакалавриата / В. М. Толмачев [и др.] ; под редакцией В. М. Толмачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 362 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08191-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433096  
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.3
Гиленсон, Б. А.
История зарубежной литературы от античности до середины XIX века: учебник для бакалавров / Б.А. Гиленсон. – М.: Юрайт, 2015. – 904 с. – (Бакалавр. Базовый курс)      
Москва : Издательство Юрайт, 2015
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Радионова, С. А. 
Зарубежная литература : методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов филологического факультета / С. А. Радионова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016. — 52 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70473.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Руднев В.Н. История зарубежной литературы [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки 035000.62 - «Издательское дело» (квалификация - «бакалавр»)/ Руднев В.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2013.— 176 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21280.Дата обращения - 21.01.2019
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ Режим доступа: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э4
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ  - Режим доступа: https://polpred.com/news
 
стр. 9
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
Э5
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф

 
Э6
Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-207 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-208 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
2-218 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор,  учебно-наглядные пособия.
 
7.5
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Цель лекционных занятий состоит в том, чтобы познакомиться с закономерностями развития литературного процесса в каждый культурно-исторический период, выделить наиболее значимые литературные явления и показать пути их анализа, познакомиться с наиболее значительными и концептуальными историко-литературными и монографическим исследованиями и выработать навыки их освоения и применения, проактуализировать преемственные связи между различными литературными периодами. Учебный материал носит проблемный характер, стимулируя к размышлению над ним, и направлен на развитие способности осмысливать и классифицировать материал.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

Целью практических занятий выступает не только и не столько проверка знаний, сколько расширение литературоведческого кругозора, обучение конкретным методам и приемам анализа художественного произведения, направленным на осмысление фундаментальных проблем специфики жанра и типа художественного мышления, места и роли того или иного литературного произведения в национальном и мировом литературном процессе. Необходимо научиться сопоставлять типологически родственные художественные явления, сочетать историко-литературный метод анализа произведения с историко-генетическим и сравнительно-историческим, стремиться обогащать и углублять знания в области теории литературы, ориентируясь на взаимодополнение традиционных и новейших методов исследования и анализа художественного произведения.

На практическом занятии отрабатываются и совершенствуются навыки анализа художественного произведения, поэтому на большинстве занятий осуществляется монографический анализ конкретного произведения. Но поскольку на ПЗ формируются не только профессиональные и научно-исследовательские, но и общекультурные компетенции, темы некоторых занятий выступают продолжением лекционных и посвящены типологическому и историко-культурному анализу таких явлений, как средневековая (ренессансная и т.п.) картина мира или категории культуры отдельного литературного периода. Кроме того, объектом анализа на ПЗ с целью приобретения научно-исследовательских компетенций выступают произведения, водящие в определенную типологическую парадигму (архаические и героические эпосы, рыцарские лирика и роман и т.п.) Занятия, предполагающие работу с несколькими типологически сходными художественными произведениями, способствуют развитию навыков компаративистских исследований, кроме того, помогают увидеть аспекты взаимосвязей литературы двух изучаемых периодов с мировой литературой в ее дальнейшем развитии.

К каждому ПЗ предлагается примерный план, способствующий систематизации материала, как в процессе подготовки, так и во время занятия. Вопросы, выносимые для обсуждения на ПЗ, носят как репродуктивный характер, так и обобщенно аналитический. Вопросы репродуктивного характера строятся таким образом, чтобы дать на них можно было абсолютно конкретный и точный ответ, который носил бы исчерпывающий характер, не предполагал полемики или вариантов ответа и был лаконичен. Эти вопросы задаются всей группе и помогают установить степень фактической подготовки к занятиям, а именно: степень освоенности текста художественного произведения и способности в нем ориентироваться, степень владения фактическим и теоретическим материалом. Аналитические, эвристические вопросы направлены на получение монологических ответов и связаны с актуализацией интерактивных методов обучения. Эти вопросы направлены как на выявление художественных особенностей произведения, так и на сравнение различных исследовательских концепцией. При ответе студент должен давать ссылки на конкретные монографические и энциклопедические источники при озвучивании и анализе того или иного положения.

В систему анализа произведения могут помимо групповой познавательной деятельности могут включаться монологические вкрапления: студент выступает с заранее подготовленным сообщением по предложенной теме или проблеме и отвечает на вопросы преподавателя и группы.

Ведущим методом анализа художественного произведения на практических занятиях выступает фундаментальный, академический историко-литературный метод. Однако при необходимости, определяемой спецификой самого объекта и предмета анализа, может актуализироваться сравнительно-исторический, например, для определения типологических признаков героических эпосов Зрелого Средневековья при анализе «Беовульфа».

В течение ПЗ актуализируются как групповые, так и индивидуальные формы познавательной деятельности, как репродуктивная, так и продуктивная формы знания. Такая организация практического занятия способствует формированию как общекультурных, так и профессиональных компетенций, а также создает потенциал для развития компетенций научно-исследовательских, и, таким образом, в полной мере отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие у них исследовательских способностей. В процессе самостоятельной работы обучающийся учится профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по систематизации и анализу литературы, оформлении и аргументации своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

 
стр. 11
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
При изучении курса «Зарубежная литература» предполагаются следующие формы самостоятельной работы:

o заучивание наизусть определений основных понятий курса;

o репродуктивное чтение основной литературы по контрольным вопросам;

o работа с дополнительной литературой;

o ознакомление с научными трудами отечественных и зарубежных теоретиков литературы, конспектирование;

o чтение произведений, входящих в список обязательной и дополнительной литературы для прочтения;

o ведение читательского дневника.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания по ведению читательского дневника

Читательский дневник пишется от руки. В дневнике указывается имя автора, прочитанное произведение, год издания, Ф.И.О. переводчика, помещается краткое содержание произведения. Далее заносятся цитаты (с соблюдением правил цитирования), отражающие основное содержание художественного произведения: тематику, идейную основу, проблематику, характеристику образов главных героев, второстепенных персонажей, особенности языка.

Читательский дневник предъявляется преподавателю на зачете и является одним из условий его успешной сдачи.

Методические указания к зачету

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.