2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Педагогическая риторика_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогическая риторика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
экзамен 10
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
28
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
12
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
28
28
28
28
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Кандидат филологических наук,        доцент, Глухова Ольга Петровна _________________
 
 
Педагогическая риторика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании коммуникативной  компетентности  будущего педагога.
1.2
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
представить основные категории и понятия теории эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения  в аспекте формирования научного мировоззрения;
1.5
1.6
обучить коммуникативно-речевым (риторическим) умениям;
1.7
1.8
совершенствовать навыки деловой коммуникации в устной и письменной формах;   
1.9
совершенствовать навыки применения предметных знаний в образовательном процессе для достижения образовательных результатов; 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.1.2
История зарубежной литературы
2.1.3
История русской литературы
2.1.4
Курсовая работа по литературе
2.1.5
Литературоведческий анализ художественного текста
2.1.6
Производственная  практика научно-исследовательская работа
2.1.7
Современная зарубежная литература
2.1.8
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.9
Современный литературный процесс
2.1.10
Теория и практика русской орфографии
2.1.11
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.1.12
Курсовая работа по русскому языку
2.1.13
Методика обучения литературе
2.1.14
Современный русский язык
2.1.15
Теория языка
2.1.16
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.17
Методика обучения русскому языку
2.1.18
Теория литературы
2.1.19
Философия
2.1.20
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.21
Профессиональная этика
2.1.22
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.23
Основы экологической культуры
2.1.24
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.25
История русского литературного языка
2.1.26
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.27
Стилистика
2.1.28
Активные процессы в современном русском языке
2.1.29
Иностранный язык
2.1.30
Русская диалектология
2.1.31
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.32
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.33
Общая психология
2.1.34
Русский язык и культура речи
2.1.35
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.36
Старославянский язык
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.1.37
Фольклор
2.1.38
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.39
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.40
Типология текстов
2.1.41
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.1.42
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.43
Литература русского зарубежья
2.1.44
Основы этимологического анализа
2.1.45
Лингвистический анализ художественного текста
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
2.2.2
2.2.3
2.2.4
2.2.5
2.2.6
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные категории и понятия теории эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения  в аспекте формирования научного

мировоззрения

 
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения
 
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения
 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат теории эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения  для формирования научного мировоззрения
 
анализировать основные характеристики теории эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения   в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение
 
научно обосновывать собственную позицию при анализе теории эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения, возникающую в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по теории эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения в аспекте формирования научного мировоззрения
 
способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе теории эффективной речевой коммуникации в сфере педагогического общения, возникающими в учебно-воспитательном процессе
 
 
 
ОПК-5:      владением основами профессиональной этики и речевой культуры 
 
Знать:
 
основы профессиональной этики и речевой культуры

 
основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры

 
основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры

методологические основания профессиональной этики и речевой культуры

 
 
Уметь:
 
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры

 
выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации

 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Владеть:
 
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры

 
навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации

 
навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры

 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета

 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета

 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно- воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета

 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета

 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
научные достижения в вопросах  современного языкознания;   
3.1.2
результаты научных исследований в области межкультурной коммуникации
3.1.3
теорию проектирования,  конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии;
3.1.4
основные требования к различным жанрам устной и письменной коммуникации на русском  языке для решения задач профессиональной деятельности;
3.1.5
языковые нормы, типы и виды речевой коммуникации;
3.1.6
закономерности коммуникации, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;
3.1.7
основные понятия о функциях языка, соотношении языка и мышления;
3.1.8
основные понятия о роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка;
3.1.9
грамматическое строение, значение и функциональную роль в речи  языковых единиц;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
ориентироваться в современных научных направлениях  и парадигмах;
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.2.2
совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
3.2.3
демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития;
3.2.4
применять  технологии профессиональной коммуникации в устной и письменной формах на русском языке;
3.2.5
использовать знание языковых норм, типов и видов речевой коммуникации;
3.2.6
вступать в коммуникацию в устной и письменной форме с учётом специфики нормативных, коммуникативных, этических аспектов устной и письменной речи;
3.2.7
анализировать конструкции в различных  аспектах их содержания, формы и функций;
3.2.8
квалифицированно интерпретировать различные типы текстов;
3.2.9
оценивать языковые единицы с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способностью  к самостоятельному обучению новым методам исследования;
3.3.2
навыками квалифицированного анализа результатов научных исследований;
3.3.3
навыками реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и  методологий;
3.3.4
навыками профессиональной коммуникации на русском языке;
3.3.5
лексическими, орфоэпическими и грамматическими нормами русского литературного языка для создания на русском языке грамотных  текстов;  
3.3.6
навыками использования моделей вербальной коммуникации;
3.3.7
основными методами лингвистического анализа,  системой основных понятий и терминов языкознания;
3.3.8
коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами;
3.3.9
умением  адекватно использовать языковые нормы при решении профессиональных задач.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Речевая культура - основа педагогической риторики

 
1.1
Предмет риторики. Понятие риторического идеала. Педагогическая риторика /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ОК-1 ОПК-5
10
0
 
1.2
Роды и виды красноречия /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ОК-1 ОПК-5
10
0
 
1.3
Становление и основные этапы развития риторики /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ОК-1
10
0
 
1.4
Неосновные функциональные стили. Литературно-художественный стиль /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ОК-1
10
0
 
 
Раздел 2. Речевое взаимодействие

 
2.1
Речевое общение - виды и формы. Этапы речевой деятельности учителя. Виды речевой деятельности /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ОК-1
10
0
 
2.2
Невербальный аспект общения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ОК-1
10
0
 
2.3
Письменные речевые жанры профессионального характера /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ОК-1
10
0
 
 
Раздел 3. Основы мастерства публичного выступления

 
3.1
Структура публичного выступления /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-4 ОК-1
10
0
 
3.2
Основные виды речей /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-4 ОК-1
10
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.3
Особенности речи перед микрофоном и телевизионной камерой. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ОК-1
10
0
 
3.4
Аудитория радио- и телевещания /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ОК-1
10
0
 
3.5
Образ выступающего /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ОК-1
10
0
 
3.6
Телеинтервью.Фазы и типы телеинтервью. Тактика речевого поведения интервьюируемого /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ОК-1
10
0
 
3.7
Использование технических средств в коммуникации /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-4 ОК-1
10
0
 
 
Раздел 4. Речевые жанры

 
4.1
Типология педагогических жанров /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ОК-1
10
0
 
4.2
Речевые жанры в ситуации обучения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ПК-4 ОК-1
10
0
 
4.3
Фактор прошлого. Фактор будущего /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-4 ОК-1
10
0
 
4.4
Языковое воплощение /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ПК-4 ОК-1
10
0
 
4.5
/Экзамен/

36
ПК-4 ОК-1
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к экзамену

1.Педагогическая риторика – частная разновидность общей риторики.

2.Развитие риторики в России.

3.Педагогическая риторика как особая дисциплина.

4Общие правила подготовки речи.

5.Особенности ораторской речи.

6.Словесное оформление публичного выступления.

7Речевая деятельность учителя.

8.Говорение.

9.Чтение.

10.Письмо.

11.Слушание.

12.Виды и функции педагогического общения.

13.Виды общения.

14.Функции педагогического общения.

15.Учебно-речевая ситуация.

16.Жанры педагогического общения.

17.Учебно-педагогический диалог.

18.Доклад-персоналия.

19.Педагогическая характеристика.

20.Язык и стиль речи педагога.

21.Языковая норма.

22.Стилистические приемы.

23.Научный стиль как основной стиль учебного общения.

24.Общая характеристика научного стиля речи.

25.Разновидности научного стиля речи.

26.Лексика научного стиля речи.

27.Морфология научного стиля речи.

28.Синтаксис научного стиля речи.

29Речевой этикет в педагогической практике.

30.Речевой этикет как общепринятая система речевых средств.

31.Речевой этикет как средство предотвращения вербальной агрессии.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 

             

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости   

Темы эссе:

1.Индивидуальный стиль общения учителя-мастера.

2.Речевой этикет в педагогической деятельности учителя.

3.Особенности педагогического слушания.

4.Педагогические жесты как средство общения.

5.Специфика профессионального общения на педагогическом совете.

6.Школьные конфликты и пути их преодоления.

7.Средства привлечения внимания в речи учителя.

8.Выражение запрета, замечания в речи учителя.

9.Способы выражения положительной оценки в речи учителя.

10.Способы выражения отрицательной оценки в речи учителя.

11.Педагогическое клише в речи учителя при организации деятельности учителя.

12.Способы выражения отрицательной оценки в речи учителя.

13.Эпистолярный жанр в деятельности учителя.

14.Язык внешнего вида учителя.

                      

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД                                                                                                                                   
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Войтик, Н. В. 
Речевая коммуникация: учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт , 2019. 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Козырев, В. А.  
Русский язык и культура речи. Современная языковая ситуация: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры /
Москва : Издательство Юрайт,, 2019. 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Зверев, С. Э. 
Риторика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры 
Москва : Издательство Юрайт, 2016. 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks.
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. 
 
Э3
Электронная библиотечная система «Юрайт» 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                         Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                                  Методические указания к практическим занятиям                         

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

                                                   

                                                    Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                                 Методические указания к экзамену

Экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к экзамену студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить обущающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к экзамену. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к экзамену и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на экзамен, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня экзамена. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.