2022-2023_ozm44_04_01 РЯиЛ 238_plx_Методология и методы научного исследования_Русский язык и литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методология и методы научного исследования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01  Педагогическое образование, направленность (профиль)  Русский язык и литература 
 
зачет 1
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
90
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очно-заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
13 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18
18
18
18
Сам. работа
90
90
90
90
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
докт.пед.наук, доц., Н.Г.Маркова _________________
 
 
Методология и методы научного исследования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01  Педагогическое образование, направленность (профиль)  Русский язык и литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна 

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины сформировать компетенции по методологии и методам научного исследования
1.2
Задачи освоения дисциплины
1.3
сформировать представление о методологии  и методах научного исследования
1.4
сформировать компетенции по организации и проведению научных исследований
1.5
сформировать компетенции по интерпретации результатов научного исследования
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины необходимы знания, умения, навыки сформированные на предыдущем уровне образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Русский язык в профессиональной деятельности
2.2.2
Учебная практика научно-исследовательская работа
2.2.3
Организация проектной и исследовательской деятельности по предметам  Русский язык, Литература
2.2.4
Производственная педагогическая практика
2.2.5
Технологии представления результатов научно-исследовательской деятельности
2.2.6
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.7
Современные образовательные технологии
2.2.8
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.9
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.10
Производственная преддипломная практика
2.2.11
Современные средства оценивания результатов обучения  по предметам Русский язык, Литература
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8.1: Знает особенности педагогической деятельности; требования к субъектам педагогической деятельности;  результаты научных исследований в сфере педагогической деятельности
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОПК-8.2: Умеет использовать современные специальные научные знания и результаты исследований для выбора методов в педагогической деятельности
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
стр. 4
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
 
 
 
 
ОПК-2.1: Знает содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования ОП; сущность и методы педагогической диагностики особенностей обучающихся; сущность педагогического проектирования; структуру образовательной программы и требования к ней; виды и функции научно-методического обеспечения современного образовательного процесса
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОПК-1.1: Знает приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
ОПК-1.2: Умеет применять основные нормативно-правовые акты в сфере образования и профессиональной  деятельности  с  учетом  норм профессиональной   этики,   выявлять   актуальные проблемы в сфере образования с целью выполнения научного исследования
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-6.1: Применяет рефлексивные методы в процессе оценки разнообразных ресурсов (личностных, психофизиологических, ситуативных, временных и т.д.), используемых для решения задач самоорганизации и саморазвития
 
Знать:
 
 
 
стр. 5
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-6.2: Определяет приоритеты собственной деятельности, выстраивает планы их достижения
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
УК-6.3: Формулирует цели собственной деятельности, определяет пути их достижения с учетом ресурсов, условий, средств, временной перспективы развития деятельности и планируемых результатов
 
Знать:
 
 
 
 
 
Уметь:
 
 
 
 
 
Владеть:
 
 
 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Особенности педагогической деятельности; требования к субъектам педагогической деятельности; результаты научных исследований в сфере педагогической деятельности
3.1.2
Современные специальные научные знания и результаты исследований для выбора методов в педагогической деятельности
3.1.3
Методы, формы и средства педагогической деятельности
3.1.4
Принципы организации контроля и оценивания образовательных результатов обучающихся, разработки программ мониторинга; специальные технологии и методы, позволяющие разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении
3.1.5
Инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития обучающихся и педагогическую диагностику трудностей в обучении
3.1.6
Действиями по применению методов контроля и оценки образовательных результатов обучающихся, программ мониторинга образовательных результатов обучающихся, оценки результатов их применения
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 6
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
3.2.1
Применять требования к субъектам педагогической деятельности; результаты научных исследований в сфере педагогической деятельности
3.2.2
Применять современные специальные научные знания и результаты исследований для выбора методов в педагогической деятельности
3.2.3
Применять методы, формы и средства педагогической деятельности; осуществлять их выбор в зависимости от контекста профессиональной деятельности с учетом результатов научных исследований
3.2.4
Применять принципы организации контроля и оценивания образовательных результатов обучающихся, разработки программ мониторинга; специальные технологии и методы, позволяющие разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении
3.2.5
Применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития обучающихся; проводить педагогическую диагностику трудностей в обучении
3.2.6
Применять методы контроля и оценки образовательных результатов обучающихся, программ мониторинга образовательных результатов обучающихся, оценки результатов их применения
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Навыками применения требований к субъектам педагогической деятельности; результаты научных исследований в сфере педагогической деятельности
3.3.2
Навыками применения современных специальных научных знаний и результатов исследований для выбора методов в педагогической деятельности
3.3.3
Навыками применения методов, форм и средств педагогической деятельности; осуществления их выбора в зависимости от контекста профессиональной деятельности с учетом результатов научных исследований
3.3.4
Навыками применения принципов организации контроля и оценивания образовательных результатов обучающихся, разработки программ мониторинга; специальные технологии и методы, позволяющие разрабатывать и реализовывать программы преодоления трудностей в обучении
3.3.5
Навыками применения инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития обучающихся; проведения педагогической диагностики трудностей в обучении
3.3.6
Действиями по применению методов контроля и оценки образовательных результатов обучающихся, программ мониторинга образовательных результатов обучающихся, оценки результатов их применения
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы научных исследований

 
1.1
Методология, метод, методика, уровни методологии, научные принципы, парадигмы науки.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
1
0
 
1.2
Классификация методов исследования. Виды исследования. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
1
0
 
1.3
Виды исследования. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-8.1 ОПК-8.2
1
0
 
1.4
Этапы и виды исследований /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
1
0
 
1.5
Теоретическое, эмпирическое и экспериментальное исследования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
1
0
 
1.6
Теоретическое, эмпирическое и экспериментальное исследования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-8.1 ОПК-8.2
1
0
 
1.7
Теоретические методы исследования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
1
0
 
стр. 7
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
1.8
Дедукция, индукция, трансдукция и другие методы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-8.1 ОПК-8.2
1
0
 
 
Раздел 2. Экспериментальное исследование

 
2.1
Понятие эксперимента и причинности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
1
0
 
2.2
Виды и этапы экспериментального исследования. Зависимая и независимая переменная.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-8.1 ОПК-8.2
1
0
 
2.3
Контроль переменных.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-8.1 ОПК-8.2
1
0
 
2.4
Внешняя и внутренняя валидность эксперимента. Способы формирования выборок.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
1
0
 
2.5
Экспериментальные планы.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-8.1 ОПК-8.2
1
0
 
2.6
Основы измерения. Виды психолого-педагогических измерений. Шкалы наименований, порядка, интервалов, отношений и др.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
1
0
 
2.7
Тестирование и теория измерений. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-8.1 ОПК-8.2
1
0
 
2.8
Интерпретация и представление результатов исследования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 ОПК-8.2
1
0
 
2.9
Интерпретация и обобщение результатов исследования. Формы представлений результатов исследования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ОПК-8.1 ОПК-8.2
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. Понятие методологии.

2. Соотношение понятий методология, метод, методика.

3. Понятие парадигмы в науке.

4. Научные принципы психологической и педагогической науки.

5. Уровни методологического знания.

6. Классификация методов исследования.

7. Понятия единичный факт, эмпирическое обобщение, закономерность, закон, теория, концепция, модель.

8. Содержание теоретического, эмпирического и экспериментального исследования.

9. Этические принципы психолого-педагогического исследования.

10. Этапы научного исследования.

11. Принципы научного исследования.

12. Типы научного исследования.

13. Структура научной теории.

14. Понятия «объекта», «предмета» исследования.

15. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы.

16. Виды экспериментального исследования.

17. Внешняя и внутренняя валидность эксперимента.

18. Планирование эксперимента и факторы, нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность.

 
стр. 8
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
19. Переменные: зависимая, независимая и внешние.

20. Экспериментальная выборка и способы ее создания.

21. Методы контроля экспериментальных переменных.

22. Теория измерений.

23. Шкала наименований. Шкала порядка. Шкала интервалов. Шкала отношений.

24. Интерпретация и представление результатов исследования.

Задание.  Обосновать выбор вида организационного и интерпретационного методов измерения для магистерской работы по своей теме.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1.Теория деятельности как методологический подход.

2.Комплексный подход в человекознании Б.Г.Ананьева.

3.Теоретические основы возрастного подхода в психологии и педагогике.

4.Основные научные принципы и теоретические основы системного подхода в психологии и педагогике.

5.Понятие причинности и детерминизма в методологии науки.

6.Развитие методологии науки: позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Рефлексивность современного научного знания.

7.Соотношение естественно-научного  и герменевтического подходов в педагогическом исследовании.

8.Методологические принципы в гуманистических науках: детерминизма, развития, системности, единства деятельности и сознания.

9.Принципы верифицируемости и фальцифицируемости гипотез.

10.И.Лакатос и концепция внутреннего единства логики доказательств и опровержения.

11.Новые критерии научного знания: прагматизм, инструментализм.

12.Старые дихотомии в современных методологических подходах: фаллибизм, релятивизм и операционализм, номинализм, реализм, рационализм, интуитивизм.

13.Понятие парадигмы в науке.

14.Общенаучные принципы исследования.

15.Научные принципы в педагогических исследованиях.

16.Субъектный подход в педагогическом исследовании.

17.Развитие методологии науки: позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

18.Рефлексивность современного научного знания.

19.Соотношение естественно-научного  и герменевтического подходов в педагогическом исследовании.

20.Классификация методов исследования.

21.Структура научной теории.

22.Понятия единичный факт, эмпирическое обобщение, закономерность, закон, теория, концепция, модель.

23.Содержание теоретического, эмпирического и экспериментального исследования.

24.Интерпретация и представление результатов исследования.

25.Научная этика в исследовании.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Афанасьев, В. В.  Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 154 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02890-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472343 
Юрайт, 2021
 
Л1.2
Дрещинский, В. А. 
Дрещинский, В. А.  Методология научных исследований : учебник для вузов / В. А. Дрещинский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07187-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472413
Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Загвязинский, В. И.
Загвязинский, В. И.  Методология педагогического исследования : учебное пособие для вузов / В. И. Загвязинский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 105 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07865-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471973
Юрайт, 2021.
 
Л2.2
Байбородова, Л. В
Байбородова, Л. В.  Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 221 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06257-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471112
Юрайт, 2021
 
Л2.3
Образцов, П. И.
Образцов, П. И.  Методология педагогического исследования : учебное пособие для вузов / П. И. Образцов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 156 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08332-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472280
Юрайт, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Черныш А.Я. Презентация по теме «Методология и методы научного исследования». URL: http://docplayer.ru/65482096-Lekciya-2-metodologiya-i-metody-nauchnogo-issledovaniya.html
 
Э2
Методология и методы научного исследования. Презентация. URL: https://pptcloud.ru/psihologia/metodologiya-i-metody-nauchnogo-issledovaniya
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ.- URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-229 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 10
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.  Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к будущей профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии,  ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков

публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии,  диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и 

 
стр. 11
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx
 
критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 
стр. 12
УП: ozm44.04.01 РЯиЛ 238.plx