2022-2023_aa44_06_01 ОПИПиО 149А_ 049А_plx_Основы преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования_ Общая педагогика_ история педагогики и образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

______________Гайфутдинов А.М.
 
зачеты 5
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Исследователь. Преподаватель-исследователь
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
2 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
Распределение часов дисциплины по курсам
 
 
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед.наук, доц., Хакимова Н.Г. _________________
 
 
Основы преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 902)
 
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
стр. 3
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся способность разрабатывать стратегию профессиональных действий, определять и реализовывать приоритеты и перспективы собственной образовательной и профессиональной деятельности,а также сформировать у них направленность на овладение профессиональными умениями и навыками, необходимых для профессиональной деятельности в сфере образования.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся систему знаний и представлений о научных основах и условиях профессионально-личностного развития будущего преподавателя;
1.4
изучить требования ФГОС ВО и нормативных документов по организации образовательного процесса в высшей школе;
1.5
сформировать способность у обучающихся к поиску и творческому использованию передового педагогического опыта в соответствии с задачами профессионального саморазвития;
1.6
сформировать готовность к планированию профессиональной траектории с учетом особенностей как профессиональной, так и других видов деятельности и требований рынка труда;
1.7
сформировать у обучающихся четкие представления об основных профессиональных задачах, способах их решения;
1.8
сформировать готовность реализовывать в образовательной практике новое содержание учебных программ, применять инновационные образовательные технологии;
1.9
сформировать способность разрабатывать научно - методическое обеспечение реализации основных и дополнительных образовательных программ на основе специальных научных знаний и результатов педагогических исследований.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Научно-исследовательская деятельность
2.1.2
Технологии электронного образования
2.1.3
Производственная педагогическая практика
2.1.4
Адаптационная дисциплина
2.1.5
Общая педагогика, история педагогики и образования
2.1.6
Основы развивающего обучения
2.1.7
Педагогика высшей школы
2.1.8
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.9
Теория и практика современного образования
2.1.10
Педагогическая практика
2.1.11
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.12
Научно-исследовательская деятельность
2.1.13
Технологии электронного образования
2.1.14
Педагогическая практика
2.1.15
Адаптационная дисциплина
2.1.16
Общая педагогика, история педагогики и образования
2.1.17
Основы развивающего обучения
2.1.18
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.19
Теория и практика современного образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-5: способностью моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя 
 
стр. 4
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
Знать:
 
принципы моделирования, осуществления и оценки образовательного процесса, проектирования программы дополнительного профессионального образования с соответствии с потребностями работодателя

 
способы  моделирования, осуществления и оценки образовательного процесса, проектирования программы дополнительного профессионального образования с соответствии с потребностями работодателя

 
методики и технологии   осуществления и оценки образовательного процесса, проектирования программы дополнительного профессионального образования с соответствии с потребностями работодателя

 
 
Уметь:
 
руководствоваться принципами   моделирования, осуществления и оценки образовательного процесса, проектирования программы дополнительного профессионального образования с соответствии с потребностями работодателя
 
использовать  методики и технологии   осуществления и оценки образовательного процесса, проектирования программы дополнительного профессионального образования с соответствии с потребностями работодателя
 
применять методики и технологии   осуществления и оценки образовательного процесса, проектирования программы дополнительного профессионального образования с соответствии с потребностями работодателя

 
 
Владеть:
 
принципами моделирования, осуществления и оценки образовательного процесса, проектирования программы дополнительного профессионального образования с соответствии с потребностями работодателя

 
способами моделирования, осуществления и оценки образовательного процесса, проектирования программы дополнительного профессионального образования с соответствии с потребностями работодателя
 
действиями (навыками)  моделирования, осуществления и оценки образовательного процесса, проектирования программы дополнительного профессионального образования с соответствии с потребностями работодателя
 
 
 
ОПК-6: способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося 
 
Знать:
 
критерии, правила и закономерности обоснованного выбора и эффективного использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося;
 
приемы и методы обоснованного выбора и эффективного использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося
 
методики и технологии обоснованного выбора и эффективного использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося
 
 
Уметь:
 
определять критерии, правила и закономерности обоснованного выбора и эффективного использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося
 
использовать приемы и методы обоснованного выбора и эффективного использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося
 
применять методики и технологии обоснованного выбора и эффективного использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося
 
 
Владеть:
 
критериями, правилами и закономерностями обоснованного выбора и эффективного использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося
 
навыками использования приемов и методов обоснованного выбора и эффективного использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося
 
способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося
 
 
 
стр. 5
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
ОПК-7: способностью проводить анализ образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектировать программы их развития 
 
Знать:
 
критерии анализа образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектирования программ развития
 
методы экспертной оценки образовательной деятельности организаций  и проектирования программы их развития
 
методики и технологию проведения  анализа образовательной деятельности организаций  посредством экспертной оценки и проектирования программы  их  развития
 
 
Уметь:
 
определять критерии анализа  образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектирования программы их развития
 
использовать методы экспертной оценки при анализе образовательной деятельности организаций и проектирования программы их развития
 
применять методики и технологии осуществления экспертной оценки при анализе  образовательной деятельности организаций и проектировать программы их развития 
 
 
Владеть:
 
критериями анализа образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектирования программы их развития
 
навыками использования  методов экспертной оценки при анализе образовательной деятельности организаций и проектирования программы их развития
 
методиками и технологиями  проведения  анализа образовательной деятельности организаций  посредством экспертной оценки и проектирования программы  их  развития
 
 
 
ПК-3: Способен разрабатывать комплексы научно-методических материалов и учебных пособий с использованием современных научных знаний в области образования
 
Знать:
 
правила и критерии  разработки научно -методических материалов и учебных пособий в области образования
 
требования к содержанию и структуре научно-методических и учебных пособий с использованием современных научных знаний в области образования
 
виды научно-методических материалов и учебных пособий
 
 
Уметь:
 
применять правила и критерии  при разработке научно- методических  материалов и учебных пособий  в области образования
 
разрабатывать содержание и структуру научно-методических материалов и учебных пособий с использованием современных научных знаний в области образования
 
оформлять разные виды научно-методических материалов и пособий
 
 
Владеть:
 
критериями и првилами разработки  научно-методических материалов и учебных пособий с использованием современных научных знаний в области образования
 
приемами и методами разработки  научно-методических материалов и учебных пособий с использованием современных научных знаний в области образования
 
навыками разработки научно-методических материалов и учебных пособий с использованием современных научных знаний в области образования
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности организации учебного процесса
3.1.2
методику и технологию организации образовательного процесса, инструменты оценки качества и определения результатов педагогического процесса
3.1.3
теоретико-методические основы разработки содержания учебно-методических материалов с учетом научных знаний в области образования
3.1.4
правила и требования к разработке научно-методических материалов и учебных пособий
3.1.5
критерии, правила и закономерности обоснованного выбора и эффективного использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося
 
стр. 6
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
3.1.6
методики и технологии обоснованного выбора и эффективного использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять методики и технологии обоснованного выбора и эффективного использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося
3.2.2
применять методики и технологии преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования приемов и методов обоснованного выбора и эффективного использования образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося
3.3.2
опытом разработки  учебно-методических материалов с использованием современных научных знаний в области образования
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Концепциия современного педагогического образования

 
1.1
Новая дидактика в условиях цифрового образования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э5

6
ОПК-6 ОПК-7 ПК-3 ОПК-5
5
0
 
1.2
Встраивание онлайн курсов в процесс обучения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.2

Э2 Э3 Э5

4
ОПК-6 ОПК-7 ПК-3 ОПК-5
5
0
 
1.3
Деятельностно-компетентностный подход как основа подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э5

6
ОПК-6 ОПК-7 ПК-3 ОПК-5
5
0
 
1.4
Основные направления модернизации программ подготовки педагогических кадров /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э5

4
ОПК-6 ОПК-7 ПК-3 ОПК-5
5
0
 
1.5
Методика преподавания: интеграция МООК в учебный процесс /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.2

Э2 Э3 Э5

8
ОПК-6 ОПК-7 ПК-3 ОПК-5
5
0
 
 
Раздел 2. Концепция модернизации содержания и технологий преподавания 

 
2.1
Новое понимание эффективных моделей и технологий обучения. Технология проектирования учебного занятия «от образовательных результатов»: выстраивание системы образовательных результатов.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э4

6
ОПК-6 ОПК-7 ПК-3 ОПК-5
5
0
 
2.2
Приоритет образовательных результатов при внедрении новых ФГОС высшего образования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э5

4
ОПК-6 ОПК-7 ПК-3 ОПК-5
5
0
 
2.3
Оценка состояния учебно- методического обеспечения по дисциплинам и планирование учебно-методической работы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э4 Э5

4
ОПК-6 ОПК-7 ПК-3 ОПК-5
5
0
 
стр. 7
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
2.4
Модели электронного обучения  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.2

Э2 Э3 Э5

2
ОПК-6 ОПК-7 ПК-3
5
0
 
2.5
Технологии обучения в сотрудничестве /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.2

Э3 Э5

4
ОПК-6 ОПК-7 ПК-3 ОПК-5
5
0
 
2.6
Модели организации учебной деятельности обучающихся /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-6 ОПК-7 ПК-3 ОПК-5
5
0
 
 
Раздел 3.  Методические аспекты разработки учебной документации

 
3.1
Методические и технологические подходы к разработке рабочих программ дисциплин (модулей), фондов оценочных средств /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5

6
ОПК-6 ОПК-7 ПК-3 ОПК-5
5
0
 
3.2
Программно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.2

Э4 Э5

4
ПК-3 ОПК-5
5
0
 
3.3
Требования к оформлению разных видов учебно-методических материалов и учебных пособий /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э4 Э5

6
ОПК-6 ОПК-7 ОПК-5
5
0
 
3.4
Разработка эффективной  учебно-научной презентации как междисциплинарный навык современного преподавателя /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.2

Э3 Э5

4
ОПК-6 ОПК-7 ПК-3 ОПК-5
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Основные принципы проектирования и реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ

2. Подходы к обучению и оценке в компетентностно-ориентированных образовательных программах

3. Компетентностный формат результатов обучения

4. Технология проектирования учебного занятия «от образовательных результатов»

5. Содержательный аспект подготовки учебно-научной презентации. Структура презен-тации как основа для визуализации материала

5. Реализация педагогического контроля в контексте компетентностного подхода

6. Проектирование и использование инновационных технологий обучения

7. Основы организации и методики преподавания в высшей школе

8. Разработка и использование документации, регламентирующей содержание и органи-зацию образовательного процесса в вузе

9. Компоненты педагогической деятельности преподавателя ВУЗа: гностический, проек-тировочный, организаторский, коммуникативный, воспитательный, конструктивный. Функции преподавателя вуза

10. Роль преподавателя в обеспечении психологической готовности обучающихся к бу-дущей профессиональной деятельности.

11. Разработка учебно-методического комплекса по дисциплине.

12. Выстраивания индивидуальной траектории профессионального развития преподава-теля на основе   анализа его деятельности.

13. Технологический подход к реализации образовательной деятельности в высшей школе

14. Моделирование предметного и социального контекстов усваиваемой профессиональ-ной деятельности  в формах учебной деятельности.

15. Организационные формы активного и интерактивного обучения

16. Психолого-педагогические основы самоопределения и саморазвития личности педа-гога

17. Критерии личностного и профессионального развития преподавателя вышей школы.

18. Классические и инновационные педагогические технологии в преподавании

19. Интеграция МООК в учебный процесс.

20. Встраивание онлайн курсов в процесс обучения

21. Трансформация научного знания в учебный материал и его моделирование

 
стр. 8
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
22. Педагогическое проектирование и учебное моделирование в ЭИОС (электронно-информационной среде)

23. Технология проектирования и разработки учебных занятий в вузе. Технология педаго-гического взаимодействия как условие эффективной педагогической деятельности

24. Современные требования к учебно-методической документации. Особенности разра-ботки рабочих программ дисциплин и фондов оценочных средств.

25. Особенности разработки учебно-методических материалов, подготовки учебно-методических и учебных пособий по дисциплине

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Проектные задания

1.Разработать в соответствии с преподаваемой дисциплиной один из перечисленных элементов учебно-методического обеспечения учебного процесса курса, например, инфор-мационное и программное обеспечение, комплекты профессиональных задач и ситуаций, фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, видео и интерактивные материалы.

2.Написать Информационно-аналитический отчет «Эффективный образовательный результат» проведения мониторинга и анализа основных образовательных результатов обучающихся, содержащий описательную статистику данных, корреляционный анализ, регрессионный анализ и педагогические рекомендации по преодолению трудностей в обучении (возрастная категория обучающихся и предметная область на выбор).

Кейс-задача

Вы используете МООК в формате смешанного обучения с индивидуальным перезачетом и выполняете сопровождение (контроль), используя свой электронный курс. Вам необходимо получить отчеты о деятельности студентов на МООК, обеспечив на курсе элемент, позволяющий принимать такие отчеты.

Какое сообщение позволит быстрее получить отчеты студетов?

Выберите один ответ:

Уважаемые студенты! Срочно представьте отчеты о деятельности на МООК!

Уважаемые студенты, обучающие на МООК "Линейная алгебра"! Прошу представить отчеты о деятельности на МООК до 20 октября. Отчеты прикрепляем в электронном курсе (ссылка на элемент курса). Отчеты можно получить, обратившись в личном кабинете МООК в раздел "Отчеты". (Верно)

Сообщение содержит всю необходимую для выполнения задания информацию

Уважаемые студенты!

Руководство вуза поручило мне собрать информацию о ваших успехах при обучении с использованием МООК. Чтобы обеспечить выполнение данного задания прошу представить отчеты о деятельности на МООК до 20 октября, .т.к. с 25 октября эти отчеты будут анализироваться специальной комиссией вуза и формулироваться отчтет о показателях внедрения МООК в образовательные программы вуза. Отчеты прикрепляем в электронном курсе (ссылка на элемент курса). Отчеты можно получить, обратившись в личном кабинете МООК в раздел "Отчеты".

Уважаемые студенты! Срочно представьте отчеты о деятельности на МООК до 20 октября!

Уважаемые студенты! Прошу представить отчеты о деятельности на МООК до 20 октября. Отчеты прикрепляем в электронном курсе (ссылка на элемент курса). Отчеты можно получить, обратившись в личном кабинете МООК в раздел "Отчеты".

Вопрос №2.

К современным тенденциям в области применения онлайн-обучения не относится ...

Выберите один ответ:

отказ от очного преподавания в университетах тех дисциплин, которые есть в виде онлайн-курсов (Верно)

Несмотря на наличие большого количества качественных МООК университеты не спешат повсеместно отказываться от самостоятельного преподавания. Онлайн-курсы позволяют по-другому организовать учебный процесс, повысить его эффективность, но они не могут полностью заменить очного преподавателя, хотя, безусловно, меняют его роль и функции.

использование онлайн-курсов в корпоративном обучении

перезачет или переаттестация результатов обучения на МООК

использование онлайн-курсов для магистратуры. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Дудина, М. Н
Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям : учеб. пособие для вузов / М. Н. Дудина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 151 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-00830-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438123 : учебное пособие
Юрайт, 2019
 
стр. 9
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Образцов, П. И.
Основы профессиональной дидактики : учеб. пособие для вузов / П. И. Образцов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 230 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-07767-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/osnovy-professionalnoy-didaktiki-438518 : учебное пособие
Юрайт, 2019
 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Овчинникова, К. Р. 
Дидактическое проектирование электронного учебника в высшей школе: теория и практика : учеб. пособие / К. Р. Овчинникова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 148 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-08823-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437592 : учебное пособие
Юрайт, 2019
 
Л2.2
Макарова, Н. С. 
Дидактика высшей школы. От классических оснований к постнеклассическим перспективам : монография / Н. С. Макарова, Н. А. Дука, Н. В. Чекалева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 172 с. — (Серия : Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-10420-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/430002 : монография
Юрайт, 2019
 
 
 
 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Компетентностно-ориентированное обучение. Видео-лекция. Режим доступа: http://mirznanii.com/v/oAKb99BVUE0-179072/kompetentnostno-orientirovannoe-obuchenie
 
Э2
Онлайн технологии в обучении.Режим доступа: https://stepik.org/course/5779
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru 
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная педагогическая электронная библиотека.  – URL: http://elib.gnpbu.ru 
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-202 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 10
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям по дисциплине "Основы преподавательской деятельности по образовательным программам ВО".

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда. Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочую программу дисциплины. Аспиранту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы.  

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим аспирантом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.  Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая  работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению  анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимися.

При подготовке к занятию желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств, подбор литературы;

б) составление плана  из отдельных вопросов; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку реферата и выступление на заданную тему, участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа  предполагает  развитие исследовательских  способностей. В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы являются: формирование и усвоение содержания материала лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, выполнение проектных заданий решение кейс-задач.

Внеаудиторные самостоятельные занятия представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися  учебной 

 
стр. 11
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
дисциплины.

Методические указания к зачету.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.  Не следует пренебрегать консультациями, которые организует преподаватель по дисциплине во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Форма проведения зачета  для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При приеме  зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица (тьютера), оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.