2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Теория и технологии экологического образования детей_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и технологии экологического образования детей
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
90
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
90
90
90
90
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
;к.п.н., доцент, Беляева Н.Л. _________________
 
 
Теория и технологии экологического образования детей
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова И.М.

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
подготовить бакалавров к профессиональной деятельности  в области экологического образования дошкольников
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
дать знания о естественнонаучных  и методологических основах экологического образования детей дошкольного возраста;
1.5
сформировать систему научных знаний о современных концепциях и технологиях экологического воспитания детей;
1.6
научить проектировать план-конспекты ООД экологической направленности и программы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Психолого-педагогический практикум
2.1.2
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.3
История педагогики и образования
2.1.4
Социальная психология
2.1.5
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.6
Теория обучения
2.1.7
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.8
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.9
Педагогика раннего возраста
2.1.10
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.1.11
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.12
Теория начального литературного образования
2.1.13
Технологии начального математического образования
2.1.14
Технологии начального языкового образования
2.1.15
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.16
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.17
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.18
Теория и технологии физического воспитания детей
2.1.19
Теория начального математического образования
2.1.20
Теория начального языкового образования
2.1.21
Технология обучения компьютерной грамотности
2.1.22
Дошкольная педагогика
2.1.23
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.24
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.3
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.4
Литературное образование дошкольников
2.2.5
Методика обучения татарскому языку
2.2.6
Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке
2.2.7
Организация дошкольного образования
2.2.8
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.9
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.10
Поликультурное образование
2.2.11
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.12
Работа с одарёнными детьми
2.2.13
Теория и технологии музыкального воспитания детей
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.2.14
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.15
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.16
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.17
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.18
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.19
Производственная преддипломная практика
2.2.20
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.21
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.22
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.23
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.24
Работа с одарёнными детьми
2.2.25
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.26
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.27
Психология семьи и семейного воспитания
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
современные методы реализации задач экологического образования дошкольников, приемы диагностики  экологической воспитанности дошкольников.
 
принципы отбора  и использования методов реализации задач экологического образования дошкольников, виды и средства  диагностики  экологической воспитанности дошкольников.
 
современные технологии организации деятельности дошкольников на занятиях по экологии; способы их реализации в обучении с учётом индивидуальных особенностей; современные методы  диагностики экологической воспитанности (критерии и параметры оценки, методы исследования). 
 
 
Уметь:
 
применять готовые современные образовательные программы в ходе организации деятельности дошкольников на занятиях по экологии; применять традиционные методы диагностики уровня экологической воспитанности  дошкольников.
 
вносить изменения в традиционные образовательные программы и применять вариативные методы образовательные технологии в  экологическое образование дошкольников, включая информационные способы диагностики оценивания уровня экологической воспитанности  дошкольников. 
 
разрабатывать современные образовательные технологии, применять в экологическом образовании дошкольников, комбинировать методы диагностики уровня экологической воспитанности  дошкольников с учётом специфики ДОО и индивидуальных способностей детей. 
 
 
Владеть:
 
традиционными наглядными, словесными, практическими методами и приемами достижения  результатов экологического образования дошкольников.
 
современными методами экологического образования дошкольников и методиками диагностики экологической воспитанности детей.
 
технологиями экологического образования дошкольниками и способами диагностики экологической воспитанности детей дошкольного возраста.
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методологические и естественнонаучные основы экологического образования детей дошкольного возраста;
3.1.2
систему научных знаний о современных концепциях и технологиях экологического воспитания детей дошкольного возраста;
3.1.3
методы диагностики экологической воспитанности дошкольников.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
оперировать  основными понятиями в области  экологического образования дошкольников;
3.2.2
сформировать систему научных знаний о современных концепциях и технологиях экологического воспитания детей дошкольного возраста;
3.2.3
диагностировать результаты экологического образования детей.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
анализа и отбора оптимального содержания экологического образования ребёнка.
3.3.2
навыки работы по обеспечению охраны жизни и здоровья дошкольников в ДОО;
3.3.3
навыки проведения ООД экологической направленности в ДОО;
3.3.4
навыки проведения диагностики экологической воспитанности дошкольников.
3.3.5
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1 Методологические и естественнонаучные основы экологического образования детей дошкольного возраста

 
1.1
Тема 1 Экология как наука. Экологическое образование дошкольников.   /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

0,5
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
1.2
Основные понятия, законы, правила экологии /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

0,5
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
1.3
Экология экосистемы. Экологические взаимоотношения организмов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

0,5
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
1.4
Основы социальной экологии /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

1
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
1.5
Концепция экологического образования дошкольников /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

1
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
1.6
Экологическое образование в обеспечении охраны жизни и здоровья детей /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

1
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1.7
Здоровьесберегающие технологии  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

1
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
1.8
Идеи использования природы в воспитании детей дошкольного возраста в истории зарубежной прогрессивной педагогики /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
1.9
Идеи использования природы в воспитании детей дошкольного возраста в истории русской прогрессивной педагогики /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
1.10
Значение идей прогрессивных педагогов на становление и развитие экологического образования дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
 
Раздел 2.  Педагогические основы экологического

образования детей

 
2.1
Содержание экологического образования дошкольников в комплексных и современных парциальных программах /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

0,5
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
2.2
Возможности личностного развития ребенка-дошкольника в процессе освоения содержания экологической программы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
2.3
Содержание экологического образования дошкольников в комплексных и современных парциальных программах /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
2.4
Преемственность экологического образования между ДОО и начальной школой /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
2.5
Анализ ФГОС ДО и ФГОС НОО с позиции преемственности образования  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2
4
0
 
2.6
Анализ и сравнение примерных программ по экологии ДОО  и примерных программ курса «Окружающий мир» для начальной школы  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
2.7
Анализ разработок образовательных мероприятий начальной школы (уроков, проектов, внеклассных мероприятий); выделение в них деятельности детей (игры, наблюдения, опыты, продуктивная деятельность; сравнение их с аналогичной деятельностью дошкольников  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
ОПК-2
4
0
 
 
Раздел 3. Средства, методы и формы экологического образования

 
3.1
Экологическая предметно-развивающая среда как средство экологического образования дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.2
Требования, предъявляемые к подбору и размещению объектов уголка природы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.3
Разрабатываание проекта экологической предметно-развивающей  среды с учетом требований по обеспечению охраны жизни и здоровья детей.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.4
Оценка подбора растений и их размещение в уголке природы детского сада. Выращивание комнатного растения способом вегетативного размножения.Проведение выгонки луковичных растений и оживления веток в условиях детского сада. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.5
Участок детского сада, его планировка и озеленение, значение для экологического образования детей /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.6
Планирование и озеленение участка детского сада.Приемы ландшафтного озеленения при создании участка дошкольной образовательной организации /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.7
Перечень однолетних, двулетних и многолетних цветов, овощных и злаковых культур, плодово-ягодных растений, рекомендуемых для посадки в цветнике и на огороде детского сада; их биологическая характеристика и характеристика условий для выращивания. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.8
Изучение экологической тропы в ДОО. Разработка паспорта экологической тропы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.9
Наблюдение как основной метод экологического образования дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ПК-1
4
0
 
3.10
Особенности руководства наблюдениями в разных возрастных группах /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.11
Разработка для дошкольников примерных алгоритмов наблюдений за растением и за животным /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.12
Разработка примеров воссоздающего, распознающего, сравнительного наблюдений для средней или старшей возрастной группы. Изучение способов фиксации длительных наблюдений в разных возрастных группах. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.13
Модели и  моделирующая деятельность в экологическом образовании дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.14
Составьте конспект образовательного мероприятия экологической направленности, включающего моделирующую деятельность детей. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.15
Модели и  моделирующая деятельность в экологическом образовании дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.16
Словесные методы в системе экологического образования дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ПК-1
4
0
 
3.17
Народные приметы, пословицы, поговорки в экологическом образовании детей /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.18
Рассказы о природе для детей разных возрастных групп. Методика проведения итоговой беседы. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.19
Составление  списка художественной литературы о природе для дополнительного чтения  в разных возрастных группах /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.20
Экологическое образование дошкольников в  игровой деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.21
Игры разного вида в решении задач экологического образования; их специфика, место в системе экологической работы. Составление методической разработки и проведение одного из вариантов игры с экологическим содержанием /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.22
Элементарная исследовательская деятельность  в экологическом образовании дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ПК-1
4
0
 
3.23
Система элементарных опытов по изучению свойств и качеств предметов и явлений живой и неживой природы /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ПК-1
4
0
 
3.24
Организованная образовательная деятельность (ООД) как основная форма экологической работы с дошкольниками /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2
4
0
 
3.25
Составление конспекта ООД экологической направленности для дошкольников /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.26
Классификация видов труда дошкольников в уголке природы и на участке детского сада /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.27
Экскурсии как форма организации экологической работы с детьми /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.28
Составление плана экскурсионной работы для одной возрастной группы детского сада /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.29
Разработка план-конспекта нерегламентированной экологической деятельности детей  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
 
Раздел 4.  Организация и управление процессом экологического образования  в ДОО

 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
4.1
Изучение основных направлений работы по экологическому образованию детей в ДОО /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
4.2
Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
4.3
Разработка системы диагностических заданий по оценке экологической воспитанности детей  и проведение с детьми в ДОО  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
4.4
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
См.приложение ФОС к РПД
 
5.2. Темы письменных работ
См.приложение ФОС к РПД
 
5.3. Фонд оценочных средств
См.приложение ФОС к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ганиева Г.Р.
Практикум по теории и технологиям экологического образования детей: учебное пособие для бакалавров
НГПУ, 2016
 
Л1.2
Козина, Е. Ф. 
Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте : учебник для бакалавриата / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 454 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-05347-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438826
Юрайт, 2022
 
Л1.3
Третьякова Н.А.
Основы экологии: учебное пособие для вузов
Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Н.Е. Вераксы
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования
Мозаика-Синтез, 2022
 
Л2.2
Павлова Е.И.
Общая экология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата 
Москва: Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Н. В. Микляева
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 450 с., 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Природа России.  Национальный информационный портал [Электронный ресурс].  - URL: http://www.priroda.ru
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.6
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.7
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.8
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.9
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.10
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-228 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-100а Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения курсового проектирования, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

 
стр. 12
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.