2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Технологии взаимодействия ДОО и семьи_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технологии взаимодействия ДОО и семьи
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
74
аудиторные занятия
34
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
9 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
26
26
26
26
Итого ауд.
34
34
34
34
Кoнтактная рабoта
34
34
34
34
Сам. работа
74
74
74
74
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Беляева Н.Л. _________________
 
 
Технологии взаимодействия ДОО и семьи
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова И.М.

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения лисциплины: сформировать у обучающихся целостное представление о сущности и специфике взаимодействия ДОО и семьи, особенностях формирования психолого-педагогической компетентности родителей в условиях дошкольных образовательных организаций.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Изучить технологии взаимодействия ДОО и семьи детей дошкольного возраста в области воспитания и обучения.
1.4
Совершенствовать систему взаимосвязи ДОО и семьи, поиск новых форм взаимодействия с использованием соответствующих технологий, сформировать умения и навыки общения и взаимодействия с родителями.
1.5
Подготовить обучающихся к вовлечению родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованному участию в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.1.2
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.1.3
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.1.4
Психология семьи и семейного воспитания
2.1.5
педагогической деятельности в сфере общего среднего образования
2.1.6
Организация культурно-просветительской деятельности
2.1.7
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.1.8
Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.1.9
Основы логопедической работы в ДОО
2.1.10
Планирование социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.1.11
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.12
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.13
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.14
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.15
Психолого-педагогический практикум
2.1.16
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.17
История педагогики и образования
2.1.18
Социальная психология
2.1.19
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.20
Общая психология
2.1.21
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
2.1.22
Организация дошкольного образования
2.1.23
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.1.24
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.1.25
Психология семьи и семейного воспитания
2.1.26
Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы,включая процедуру ее защиты.
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
Основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
Критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
Основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
 
 
Уметь:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса.
 
Оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса по заданным параметрам
 
Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
 
 
Владеть:
 
Навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
Навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
Навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды.
 
 
 
ПК-13: способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп 
 
Знать:
 
Основы формирования культурных потребностей различных социальных групп 
 
Критерии формирования культурных потребностей различных социальных групп
 
Методику формирования культурных потребностей различных социальных групп.
 
 
Уметь:
 
Анализировать культурные потребности различных социальных групп.
 
Выделить характеристики культурных потребностей различных социальных групп по заданным критериям.
 
Составлять направления формирования культурных потребностей различных социальных групп.
 
 
Владеть:
 
Навыками описания культурных потребностей различных социальных групп.
 
Навыками анализа преимуществ и недостатков формирования культурных потребностей различных социальных групп по имеющимся характеристикам.
 
Навыками разработки программы формирования культурных потребностей различных социальных групп.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Основы системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, методику выявления и формирования культурных потребностей различных социальных групп.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно- воспитательного процесса, Проектировать систему формирования  культурных  потребностей  различных социальных групп.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Навыками разработки программы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды.
3.3.2
Навыками разработки программы с учетом выявления и формирования культурных потребностей различных социальных групп.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы технологий взаимодействия ДОО и семьи

 
1.1
Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребенка. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3 ПК-13
10
0
 
1.2
Воспитание ребенка в семье и пути повышения ее воспитательных возможностей. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3 ПК-13
10
0
 
1.3
Социальное партнерство ДОУ и семьи в сфере воспитания /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3 ПК-13
10
0
 
1.4
Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагогов. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3 ПК-13
10
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
1.5
Поиск творческих форм подготовки педагогов к работе с современной семьей. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОПК-3 ПК-13
10
0
 
1.6
Правовые основы семейного воспитания /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-3 ПК-13
10
0
 
1.7
Психолого-педагогические основы семейного воспитания. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОПК-3 ПК-13
10
0
 
1.8
Характеристика специфики семейной социализации в различных категориях семей. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-3 ПК-13
10
0
 
1.9
Домашнее воспитание в условиях вариативности современной системы образования. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-3 ПК-13
10
0
 
1.10
Охарактеризуйте специфику детско-родительских отношений в разные возрастные периоды развития ребенка. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-3 ПК-13
10
0
 
 
Раздел 2. Практические аспекты технологий взаимодействия ДОО и семьи

 
2.1
Социальное партнерство как новая философия взаимодействия ДОО и семьи. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-3 ПК-13
10
0
 
2.2
Технология формирование педагогических установок родителей. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-3 ПК-13
10
0
 
2.3
Технология гармонизации детско-родительских отношений. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3 ПК-13
10
0
 
2.4
Технология реализации социально-педагогического сопровождения. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3 ПК-13
10
0
 
2.5
Технологии работы с семьей в России и за рубежом. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-3 ПК-13
10
0
 
2.6
Формы и методы работы педагога с различными типами семей. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3 ПК-13
10
0
 
2.7
Опыт работы ДОО по реализации технологии гармонизации детско-родительских отношений /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3 ПК-13
10
0
 
2.8
Способы родительской поддержки по отношению к ребенку. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОПК-3 ПК-13
10
0
 
2.9
Повышение компетентности родителей средствами социально-коммуникативных технологий в современном детском саду. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3 ПК-13
10
0
 
2.10
Роль семьи в обеспечении безопасности дошкольника /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3 ПК-13
10
0
 
2.11
по курсу "технология взаимодействия ДОО и семьи" /Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3 ПК-13
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

Семья как социокультурная среда воспитания и развития ребенка.

Основные группы факторов, сказывающиеся на воспитании ребенка.

Социально-педагогические функции семьи.

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Уровни социально-педагогического потенциала семьи.

Особенности воспитания ребенка в семье.

Основные причины негативной социализации ребенка в семье.

Пути повышения воспитательных возможностей семьи.

Социальное партнерство ДОУ и семьи в сфере воспитания

Сущность феномена социального партнерства.

Модели социального партнерства.

Принципы взаимодействия с семьей: от существования - к сотрудничеству и партнерству.

Причины, препятствующие продуктивному взаимодействию с семьей.

Стратегии межличностного взаимодействия.

Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и педагогов.

Особенности взаимодействия с некоторыми типами семей.

Пути повышения педагогической культуры родителей.

Меры воздействия на детей.

Поиск творческих форм подготовки педагогов к работе с современной семьей.

Формы работы и содержание профессиональной деятельности

Обязательные навыки для эффективной работы с семьей специалиста ДОО

Теоретические основы социально-воспитательных технологий.

Технологический подход в педагогической деятельности.

Классификация социально-воспитательных технологий.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания.

Механизмы и особенности семейного воспитания.

Особенности взаимоотношений детей с разными членами семьи.

Условия эффективного воспитания в семье.

Характеристика специфики семейной социализации в различных категориях семей.

Воспитательный потенциал семьи.

Вариативность семейного воспитания.

Домашнее воспитание в условиях вариативности современной системы образования.

Тенденции, характерные для развития образования в России.

Особенности образовательной деятельности домашнего педагога.

Технология формирование педагогических установок родителей.

Технология гармонизации детско-родительских отношений.

Технология реализации социально-педагогического сопровождения.

Технологии работы с семьей в России и за рубежом.

Опыт работы ДОО по реализации технологии гармонизации детско-родительских отношений

Повышение компетентности родителей средствами социально-коммуникативных технологий в современном детском саду.

Способы родительской поддержки по отношению к ребенку.

Роль семьи в обеспечении безопасности дошкольника.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы докладов, сообщений

1. Семья - наиболее значимый фактор социализации ребенка.

2. Современная помощь семье.

3. Компоненты воспитательного потенциала семьи и критерии его оценки. Воспитательный потенциал семьи и факторы эффективности семейного воспитания.

4. Анализ позитивной динамики уровня педагогических знаний родителей, которые являются показателем эффективности воспитательного процесса.

5. Формы и методы работы по взаимодействию семьи и ДОО в современных условиях.

6. Дифференцированный подход в работе с родителями. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. ФОС в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина
Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи : учеб. пособие 
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова 
Дошкольная педагогика : учебник
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Н. В. Микляева 
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
СтудопедиЯ
 
Э2
Инфоурок
 
Э3
Социальная сеть работников образования
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.6
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.7
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.8
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.9
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.10
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у 

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные 

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.