2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Общая психология_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Общая психология
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
экзамен 1 зачет 1
Виды контроля на курсах:
экзамен зачет
13
самостоятельная работа
115
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
115
115
115
115
Часы на контроль
13
13
13
13
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Анисимова Юлия Николаевна _________________
 
 
Общая психология
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакилевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:сформировать компетенции по применению общепсихологических закономерностей в профессиональной деятельности
1.2
Задачи освоения дисциплины
1.3
сформировать представление о категориях общей психологии
1.4
сформировать компетенции по применению закономерностей функционирования психики и личности в психолого-педагогическом сопровождении учебно-воспитательного процесса
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины необходимы знания, умения навыки, сформированные при изучении школьной программы.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Естественнонаучная картина мира
2.2.2
История (история России, всеобщая история)
2.2.3
История психологии
2.2.4
Педагогическая психология
2.2.5
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.6
Психология воспитания
2.2.7
Психология развития и возрастная психология
2.2.8
Социальная педагогика
2.2.9
Конфликтология
2.2.10
Коррекционная педагогика с основами специальной психологии
2.2.11
Курсовая работа по психолого-педагогическому модулю
2.2.12
Основы вожатской деятельности в детских оздоровительных лагерях
2.2.13
Основы экономических знаний в профессиональной деятельности
2.2.14
Производственная педагогическая  практика
2.2.15
Психодиагностика (с практикумом)
2.2.16
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
2.2.17
Технологии работы с различными категориями детей
2.2.18
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.19
Философия
2.2.20
Курсовая работа по модулю психолого-педагогического сопровождения
2.2.21
Профилактика девиантного поведения детей и подростков
2.2.22
Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся
2.2.23
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.24
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.25
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.26
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Объясняет сущность духовно-нравственных ценностей личности и моделей нравственного поведения
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Осуществляет трансформацию психолого-педагогических знаний в профессиональную деятельность в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.4: Анализирует ранее сложившиеся в науке оценки информации
 
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Методы анализа ранее сложившиеся в науке оценки информации
3.1.2
Сущность духовно-нравственных ценностей личности и моделей нравственного поведения
3.1.3
Трансформацию психолого-педагогических знаний в профессиональную деятельность в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Анализировать ранее сложившиеся в науке оценки информации
3.2.2
Объяснять сущность духовно-нравственных ценностей личности и моделей нравственного поведения
3.2.3
Осуществлять трансформацию психолого-педагогических знаний в профессиональную деятельность в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Навыками анализа ранее сложившиеся в науке оценки информации
3.3.2
Навыками объяснения сущность духовно-нравственных ценностей личности и моделей нравственного поведения
3.3.3
Навыками осуществления трансформацию психолого-педагогических знаний в профессиональную деятельность в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Введение в общую психологию

 
1.1
Предмет, задачи, отрасли и методы психологии  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э3 Э4

2
ОПК-4.1 ОПК-8.1 УК-1.4
1
0
 
1.2
Понятие о психике и сознании, функции, бессознательное, самосознание, классификация психических явлений их характеристики  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ОПК-4.1 ОПК-8.1 УК-1.4
1
0
 
1.3
Понятие о психике и сознании, функции, характеристики психологии /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э3 Э4

10
ОПК-4.1 УК-1.4
1
0
 
1.4
Основные психологические теории  /Ср/
Л1.1Л2.2

Э3 Э4 Э5

10
ОПК-4.1 УК-1.4
1
0
 
1.5
Классификация психических явлений, принципы психологии /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

8
ОПК-4.1 ОПК-8.1 УК-1.4
1
0
 
1.6
Методы психологии /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

10
ОПК-4.1 ОПК-8.1 УК-1.4
1
0
 
 
Раздел 2. Психические процессы

 
2.1
Психические процессы: познавательные, эмоциональные и воля  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 УК-1.4
1
0
 
2.2
Психические процессы: определения, характеристики, закономерности  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э3 Э4

2
ОПК-8.1 УК-1.4
1
0
 
2.3
Психические процессы: определения, характеристики, закономерности  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э3 Э4

12
ОПК-8.1 УК-1.4
1
0
 
2.4
Ощущение и восприятие /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э3 Э4

8
ОПК-8.1 УК-1.4
1
0
 
2.5
Внимание и память /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э3 Э4

8
ОПК-8.1 УК-1.4
1
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
2.6
Мышление и речь. Воображение /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э3 Э4

10
ОПК-8.1 УК-1.4
1
0
 
2.7
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-4.1 ОПК-8.1 УК-1.4
1
0
 
 
Раздел 3. Психические свойства личности

 
3.1
Психические свойства личности: понятие о личности, теории, направленность, темперамент, характер, способности  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-4.1 ОПК-8.1 УК-1.4
1
0
 
3.2
Мотивационная сфера: направленность  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э3 Э4

2
ОПК-4.1 ОПК-8.1
1
0
 
3.3
Темперамент, характер  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э3 Э4

2
ОПК-4.1 ОПК-8.1
1
0
 
3.4
Способности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э3 Э4

2
ОПК-4.1 ОПК-8.1
1
0
 
3.5
Психические свойства личности: понятие о личности, теории личности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э2 Э3 Э4

12
ОПК-4.1 ОПК-8.1 УК-1.4
1
0
 
3.6
Напрвленность личности. Мотив и мотивация. Задатки и способности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э3 Э4

9
ОПК-4.1 ОПК-8.1 УК-1.4
1
0
 
3.7
Темперамент и характер /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

8
ОПК-8.1 УК-1.4
1
0
 
3.8
Эмоции и воля. Самосознание и самооценка  /Ср/
Л1.1Л2.2 Л2.3

Э2 Э3 Э4 Э6

10
ОПК-8.1 УК-1.4
1
0
 
3.9
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

9
ОПК-4.1 ОПК-8.1 УК-1.4
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

1 семестр

Вопросы:

1. Психология как науки, объект и предмет.

2. Место психологии в системе наук о человеке.

3. Методы исследования в психологии.

4. Наблюдение, интроспекция.

5. Тестирование, опрос, моделирование.

6. Психологический эксперимент.

7. Философские и естественнонаучные предпосылки психологических знаний.

9. Психологические знания в средние века и эпоху Возрождения.

10. Психологическая мысль на современном этапе.

11. Сущность бихевиоризма и необихевиоризма.

12. Гештальт-психология как направление в психологической науке.

13. Психоаналитическое направление в психологии.

14. Развитие психологии в России в конце XIX – начале XX века.

15. Отечественная психология в 20-90-е годы ХХ века.

16. Исторический аспект происхождения психики.

17. Основные функции психики.

18. Основные этапы развития психики.

19. Структура психики человека.

20. Сознание и бессознательное в психике человека.

21. Теория бессознательного.

22. Виды человеческой деятельности.

 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Задание:

Составить кроссворд по темам: познавательные процессы, эмоции, воля, личность

2 семестр

Вопросы к экзамену

1. Определение психологии как науки, объект и предмет.

2. Этапы в понимании предмета психологии (наука о душе, сознании, поведении, психике)

3. Понятие психики: определение, функции, характеристики.

4. Классификация психических явлений.

5. Принципы и методы психологической науки.

6. Развитие психики, этапы развития по  Д.А.Леонтьеву.

7. Сознание: определение, характеристики, структура.

8. Понятия: самосознание, бессознательное.

9. Ощущение: определение, классификация, характеристики, закономерности.

10. Понятие об абсолютных порогах чувствительности.

11. Восприятие: определение, характеристики классификация.

12. Внимание: определение, виды, характеристики.

13. Память: определение, процессы, виды.

14. Закономерности мнемических процессов (закон края, проактивное и ретроактивное торможение, реминисценция и др.)

15. Представление. Его виды.

16. Мышление: определение и виды.

17. Мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация).

18. Язык, речь: определение, функции, виды.

19. Воображение: определение, виды, приемы творческого воображения.

20. Эмоции: определение, функции, классификация.

21. Определение чувств их виды. Различие эмоций от чувств.

22. Воля: определение, функции, структура волевого акта.

23. Мотивационная сфера, понятие направленности.

24. Способности: определение, виды. Задатки.

25. Темперамент: определение, виды, физиологические основы типов темперамента.

26. Характер: понятие, классификация черт характера, акцентуация характера.

27. Понятие об экспериментальной психологии.

28. Виды экспериментального исследования.

29. Понятия: объект, предмет, цель, гипотеза, выборка, методика, переменные исследования.

30. Экспериментальные планы.

31. Этапы организации исследования.

32. Методы статистической обработки данных.

33. Методики исследования познавательных процессов

34. Методики исследования эмоциональных процессов.

35. Методики исследования саморегуляции.

36. Методики исследования темперамента.

37. Методики исследования характера.

38. Методики исследования способностей.

39. Методы интерпретации результатов исследования.

40. Формы и способы представления результатов исследования.

Задание: Представить заключения по всем темам практических домашних заданий. Обобщить результаты исследований психических явлений и написать общую характеристику на личность испытуемого

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

1 семестр

Темы письменных  сообщений

1. Методологические основы современной психологии

2. Психо-физическая проблема

3. Основные принципы психологии

4. Внутренняя и внешняя структура психологии

5. Специфика дисциплины «Общая психология»

6. Ведущие направления психологии

7. Вопрос о природе психики человека. Сходство и кардинальное отличие психики человека от психики животного.

8. Усвоение общественно-исторического опыта как генеральный путь развития психики человека

9. Психологическая теория деятельности как продолжение и развитие основных положений культурно-исторической теории развития человека Л. С. Выготского

10. Структура деятельности. Категория субъектности как одна из основных категорий и определяющая психологическая характеристика человека в логике данной теории.

11. Отношение к сознанию в основных психологических направлениях зарубежной и отечественной психологии.

12. Сознание как высшая стадия развития психики. Сознание и высшие психические функции. Структура сознания в концепции Л. С. Выготского: значение, личностные смысл, чувственная ткань построения образа.

13. Метод тестирования и его возможности для изучения психологической природы темперамента и его структуры.

 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
14. Психологическая природа и место характера в структуре индивидуальных свойств человека.

15. Общее представление о сознании

16. Бессознательное

17. Самосознание

18. Психические состояния

19. Категория «деятельность» в психологии

20. Категория «общение» в психологии

2 семестр

Темы письменных  сообщений

1. Характер как совокупность устойчивых свойств человека

2. Направленность личности и характер; акцентуация характера; соотношение характера и темперамента.

3. Общественно-историческая природа способностей. Задатки и способности. Одаренность, талант, гениальность.

4. Представление о личности в основных психологических направлениях

5. Самосознание личности. Формы проявления самосознания. Понятие рефлексии.

6. Психологическая природа эмоций. Механизм возникновения эмоций. Функции и формы эмоций.

7. Высшие эмоции. Эмоциональный строй человека. Понятие эмоциональной зрелости.

8. Трактовка поведения в основных психологических направлениях

9. Психологическая природа  общения и поведения человека

10. Психологический метод наблюдения и его возможности для изучения поведения и  общения

11. Научное понимание воли, волевого поведения. Воля и произвольная деятельность

12. Связь воли и сферы личностных смыслов, уровня развития мотивационной сферы личности, воображения, уровня интеллектуального развития.

13. Познание как целостная деятельность человека. Человек как субъект познания. Познавательные процессы как особенные деятельности.

14. Общее понятие об ощущении. Виды ощущений. Основные свойства и характеристики ощущений.

15. Восприятие как целостное отражение предметов, основные свойства и виды восприятия

16. Внимание как психический феномен. Основные характеристики внимания. Виды внимания и их сравнительная характеристика:

17. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Основные формы мышления и виды мыслительных операций. Репродуктивное и творческое мышление

18. Основные виды памяти (выступления студентов). Закономерности работы памяти

19. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности

20. Виды воображения. Условия актуализации и развития воображения

21. Личность: основные теории

22. Мотивационная сфера личности

23. Темперамент: теории

24. Характер

25. Способности

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение к РПд Фонд оценочных средств по учебной дисциплине Общая психология
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Сосновский, Б. А. 
Сосновский, Б. А.  Общая психология : учебник для вузов / Б. А. Сосновский, О. Н. Молчанова, Э. Д. Телегина ; под редакцией Б. А. Сосновского. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 342 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07277-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474321 (дата обращения: 26.04.2022).: учебник для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2022, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Резепов И.Ш. 
Общая психология  : учебное пособие / И. Ш. Резепов. —  Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 110 c. — ISBN 978-5-4486-0427-0. — Текст: электронный // ЭБС IPR BOOKS [сайт]. - URL : http://www.iprbookshop.ru/79807.html : учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019
 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Дмитриева Н.Ю. 
Общая психология : учебное пособие / Н. Ю. Дмитриева.  — Саратов : Научная книга, 2019. — 127 c. — ISBN 978-5-9758-1808-9. — Текст: электронный // ЭБС IPR BOOKS [сайт]. - URL : http://www.iprbookshop.ru/81074.html :  учебное пособие.  Электрон. текстовые данные.
Саратов: Научная книга, 2019. — 127 c., 2019
 
Л2.3
Мищенко, Л. В. 
Мищенко, Л. В.  Общая психология. Задания для самостоятельной работы : учебное пособие для вузов / Л. В. Мищенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 215 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10833-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493928 (дата обращения: 26.04.2022): Задания для самостоятельной работы : учебное пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2022, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Как работает наша память? Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?time_continue=32&v=EGV_HnFVsws
 
Э2
Эмоции | Основной элемент Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=vMfs1-TMyiE
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУРежим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU Режим доступа:  https://elibrary.ru 
 
Э5
Мария Фаликман - Когнитивная наука: откуда она взялась и куда идёт.  - URL:   https://www.youtube.com/watch?v=lKyIFhZ5rqI 
 
Э6
Зачем нам чувство отвращения?   - URL:   https://www.youtube.com/watch?time_continue=27&v=Ts1F3hpYxnc
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
7.3
1-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.

Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению  анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов проблемной дискуссии, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающегося; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающегося; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие их исследовательских способностей. В процессе 

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
самостоятельной работы происходит профессиональная работа с первоисточниками, поиск и критическое осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень подготовки обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание сообщений, выполнение  микроисследований в рамках  контрольной работы.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателя является контроль освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для лиц с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

 
стр. 11
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько

этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.