(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Вопросы к экзамену
1 Организация учебных занятий по легкой атлетике:
- легкая атлетика в системе физического воспитания в ДОУ;
- легкая атлетика в системе физического воспитания в младшем школьном возрасте;
- легкая атлетика в системе физического воспитания в среднем школьном возрасте;
- легкая атлетика в системе физического воспитания в старшем школьном возрасте.
2 Техника и методика обучения бегу на короткие дистанции:
- возникновение и эволюция бега на короткие дистанции;
-техника бега на короткие дистанции;
- методика обучения технике бега на короткие дистанции;
- элементарные правила соревнований в беге на короткие дистанции.
3 Техника и методика обучения бегу на средние дистанции:
- возникновение и эволюция бега на средние дистанции;
-техника бега на средние дистанции;
- методика обучения технике бега на средние дистанции
- элементарные правила соревнований в беге на средние дистанции.
4 Техника и методика обучения бегу на длинные дистанции:
- возникновение и эволюция бега на длинные дистанции;
-техника бега на длинные дистанции;
- методика обучения технике бега на длинные дистанции;
- элементарные правила соревнований в беге на длинные дистанции.
5 Техника и методика обучения эстафетному бегу
- возникновение и эволюция эстафетного бега;
-техника бега эстафетного бега;
- методика обучения технике эстафетного бега;
- элементарные правила соревнований в эстафетного беге.
6 Техника и методика обучения барьерного бегу:
- возникновение и эволюция барьерного бега;
-техника барьерного бега;
- методика обучения технике барьерного бега;
- элементарные правила соревнований в барьерном беге.
7 Техника и методика обучения бегу с препятствиям (стипль-чез):
- возникновение и эволюция бега с препятствиям;
-техника бега с препятствиями;
- методика обучения технике бега с препятствиями;
- элементарные правила соревнований в беге с препятствиями.
8 Техника и методика обучения спортивной ходьбе:
- возникновение и эволюция спортивной ходьбы;
-техника спортивной ходьбы;
- методика обучения технике спортивной ходьбы;
- элементарные правила соревнований в спортивной ходьбе.
9 Техника и методика обучения метанию:
- возникновение и эволюция метания;
-техника метания копья;
- методика обучения технике метания копья;
10 Техника и методика обучения толканию ядра:
- возникновение и эволюция толкания ядра;
-техника толкания ядра;
- методика обучения технике толкания ядра;
- элементарные правила соревнований в толкании ядра.
11 Техника и методика обучения метанию диска:
- возникновение и эволюция метания диска;
-техника метания диска;
- методика обучения технике метания диска;
- элементарные правила соревнований в метании диска.
12 Техника и методика обучения прыжкам в высоту:
- возникновение и эволюция прыжков в высоту;
-техника прыжка в высоту способом фосбери-флоп;
- методика обучения технике прыжка в высоту способом фосбери-флоп;
- элементарные правила соревнований по прыжкам в высоту.
13 Техника и методика обучения прыжкам в длину:
- возникновение и эволюция прыжков в длину;
-техника прыжка в длину способом прогнувшись;
- методика обучения технике прыжка в длину способом прогнувшись;
- элементарные правила соревнований в прыжках в длину.
14 Техника и методика обучения прыжкам в высоту способом «перешагивания:
- возникновение и эволюция прыжков в высоту;
-техника прыжка в высоту способом «перешагивания»;
- методика обучения технике прыжка в высоту способом «перешагивания»;
- элементарные правила соревнований по прыжкам в длину.
15 Судейская коллегия соревнований по легкой атлетике:
-количество и обязанности судей в беге;
-количество и обязанности судей в прыжках в высоту;
-количество и обязанности судей в прыжках в длину
-количество и обязанности судей в метаниях;
-количество и обязанности судей в спортивной ходьбе.
6.2 Примерный перечень вопросов к экзамену
1 Место легкой атлетики в системе физического воспитания.
2 Классификация видов легкой атлетики, их происхождение.
3 История развития легкой атлетики.
4 Появление и развитие легкой атлетики в России.
5 Основные понятия в легкой атлетике. Спортивная техника, ее качественные и количественные показатели.
6 Характеристика техники ходьбы.
7 Характеристика техники бега.
8 Характеристика техники прыжков.
9 Характеристика техники метаний.
10 Анализ техники бега на короткие дистанции.
11 Анализ техники бега на средние и длинные дистанции.
12 Особенности техники эстафетного бега.
13 Анализ техники прыжка с шестом.
14 Анализ техники толкания ядра.
15 Анализ техники метания копья.
16 Анализ техники метания диска.
17 Техника барьерного бега на 100 и 110 метров.
18 Техника бега на 400 метров с барьерами.
19 Общая характеристика семиборья.
20 Общая характеристика десятиборья.
21 Организация соревнований по легкой атлетике.
22 Состав судейских бригад на соревнованиях по различным видам легкой атлетики. Права и обязанности судей и участников.
23 Правила соревнований по ходьбе и бегу.
24 Правила соревнований по прыжкам.
25 Правила соревнований по метаниям.
26 Правила соревнований в многоборьях, их особенности.
27 Характеристика методов обучения технике легкоатлетических видов.
28 Роль физической подготовки в освоении техники.
29 Типовая схема обучения технике легкоатлетических видов.
30 Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой.
31 Структура урока по легкой атлетике и его разновидности.
32 Тренировочные занятия по легкой атлетике и их разновидности.
33 Методика обучения технике спортивной ходьбы.
34 Методика обучения технике бега на короткие дистанции.
36 Обучение технике бега на средние и длинные дистанции, его особенности.
37 Методика обучения технике барьерного бега.
38 Методика обучения технике прыжка в длину.
39 Методика обучения технике прыжка в высоту способом «перешагивание».
40 Методика обучения технике прыжка в высоту способом «фосбери-флоп».
41 Методика обучения технике толкания ядра.
42 Методика обучения технике метания диска.
43 Методика обучения технике метания копья.
44 Методика обучения технике метания гранаты.
45 Особенности технической подготовки в многоборьях.
46 Характеристика системы спортивной подготовки.
47 Особенности тренировочного процесса в легкой атлетике.
48 Средства и методы подготовки легкоатлетов, их общая характеристика.
49 Содержание спортивной подготовки.
50 Основные принципы спортивной подготовки в легкой атлетике.
51 Характеристика разделов физической подготовки (ОФП и СФП).
52 Развитие силы и быстроты. Скоростно-силовые двигательные качества.
53 Развитие выносливости (общая и специальная).
54 Развитие гибкости и ловкости.
55 Динамика развития физических качеств и их взаимосвязь.
56 Структура учебно-тренировочного занятия.
57 Построение микроциклов, их разновидности и содержание.
58 Построение средних этапов тренировки (макроциклов).
59 Годичный цикл тренировки, его варианты и содержание.
60 Тестирование в легкой атлетике, его виды и разновидности.
6.3 Примерная тематика рефератов
1 История развития мировой легкой атлетики.
2 История развития Российской легкой атлетики.
3 Эволюция техники легкоатлетических упражнений.
4 Классификация и характеристика беговых видов легкой атлетики.
5 Классификация и характеристика прыжков в высоту и в длину
6 Классификация и характеристика легкоатлетических метаний.
7 Сравнительный анализ техники спортивной ходьбы от обычной ходьбы и бега.
8 Сравнительный анализ техники бега на короткие и средние дистанции.
9 Сравнительный анализ техники прыжков в высоту способом «перешагивание» и «фосбери-флоп».
10 Сравнительный анализ техники прыжков в длину способом «прогнувшись», «согнув ноги» и «ножницы».
11 Сравнительный анализ техники разбега в толкании ядра.
12 Сравнительный анализ техники метания копья, гранаты и мяча.
13 Роль имитационных упражнений в овладении техникой легкоатлетических видов.
14 Легкая атлетика в школьной программе по физическому воспитанию.
15 Оздоровительное направление в легкой атлетике.
16 Судейство соревнований в толкании ядра и метании копья.
17 Судейство соревнований по прыжкам в длину и в высоту.
18 Судейство соревнований по легкоатлетическим метаниям.
19 Права и обязанности участников соревнований.
20 Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой.
Тематика рефератов, курсовых, квалификационных работ
1.Возникновение и развитие лёгкой атлетики.
2.Лёгкая атлетика в отечественной системе физического воспитания, её прикладное и иоздоровительное значение.
3.Методы и методические приёмы на различных этапах обучения видам лёгкой атлетики.
4.Возникновение ошибок и их коррекция на различных этапах обучения легкоатлетическим упражнениям.
5.Средства и методы воспитания выносливости в беге на средние дистанции.
6.Средства и методы воспитания быстроты в беге на короткие дистанции.
7.Средства и методы воспитания скоростно-силовых способностей у юных легкоатлетов.
8.Средства и методы воспитания силовых способностей у школьников в процессе уроков по лёгкой атлетике.
9.Средства и методы воспитания гибкости на занятиях по лёгкой атлетике.
10. Средства и методы воспитания гибкости на занятиях по лёгкой атлетике.
11. Отбор и спортивная ориентация в лёгкой атлетике.
12. Эффективность применения игрового метода на занятиях по лёгкой атлетике.
13. Особенности занятий по лёгкой атлетике.
14. Внеклассная работа по лёгкой атлетике в общеобразовательных школах.
15. Приёмы регулирования физической нагрузки на уроках по лёгкой атлетике в общеобразовательной школе.
16. Пути повышения эффективности школьных уроков легкоателтической направленности.
17. Применение легкоатлетических упражений в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
19. Методика использования средств лёгкой атлетики для решения задач оздоровительной направленности.
20. Формирование профессиональной педагогической компетентности студентов факультета физической культуры в процессе изучения дисциплины «Лёгкая атлетика». Проблемы и пути их решения.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.