2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Теория и методика обучения базовым видам спорта легкая атлетика_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 4
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
124
аудиторные занятия
128
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
8 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
288
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
19 2/6
18
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
36
36
Практические
38
38
18
18
36
36
92
92
Итого ауд.
56
56
36
36
36
36
128
128
Кoнтактная рабoта
56
56
36
36
36
36
128
128
Сам. работа
52
52
36
36
36
36
124
124
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
72
72
108
108
288
288
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., Доцент, Селиверстова Н.Н. _________________
 
 
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич 

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании систематизированных знаний в области теории и методики легкой атлетики, овладение техникой основных видов легкоатлетических упражнений, приобретение необходимых знаний, умений и навыков для самостоятельной педагогической работы в школе
1.2
Задачами освоения дисциплины являются:
1.3
освоение научно-теоретических и организационно-методических основ указанных видов спорта в различных звеньях системы физического воспитания;
1.4
освоение техники выполнения базовых элементов;
1.5
изучение методики обучения;
1.6
ознакомление с методикой тренировки в гимнастике, легкой атлетике, лыжном спорте и плавании;
1.7
ознакомление с правилами судейства соревнований по данным видам спорта;
1.8
содействие повышению уровня физической подготовленности студентов;
1.9
содействие формированию профессионально значимых качеств личности будущих специалистов в сфере физической культуры.
1.10
ознакомление с методической обоснованностью выбора мест занятий, их тщательная подготовка и безопасность.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для изучения дисциплины необходимы знания, полученные обучающимися на предыдущем уровне образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности
2.2.2
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.3
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
2.2.4
Психолого-педагогический практикум
2.2.5
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.2.6
Документирование образовательного процесса и управленческой деятельности
2.2.7
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
2.2.8
Курсовая работа по теории и методики физической культуры
2.2.9
Врачебно-педагогический контроль в системе физической культуры и спорта
2.2.10
Лечебная физическая культура и массаж
2.2.11
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
2.2.12
Методика физической культуры в специальных медицинских группах
2.2.13
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.2.14
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.15
Социология и правовые основы физической культуры и спорта
2.2.16
Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований в физической культуре и спорте
2.2.17
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.2.18
Опасные ситуации техногенного  характера и защита от них
2.2.19
Спортивная метрология
2.2.20
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
2.2.21
Безопасность на  дороге и в общественном транспорте
2.2.22
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.23
Организация спортивно-зрелищных мероприятий
2.2.24
Организация физкультурно-массовой работы
2.2.25
Способы автономного выживания
2.2.26
Эргономические основы безопасности жизнедеятельности
2.2.27
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.28
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
2.2.29
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.30
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.2.31
Документирование образовательного процесса и управленческой деятельности
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
2.2.32
Врачебно-педагогический контроль в системе физической культуры и спорта
2.2.33
Лечебная физическая культура и массаж
2.2.34
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
2.2.35
Методика физической культуры в специальных медицинских группах
2.2.36
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.2.37
Социология и правовые основы физической культуры и спорта
2.2.38
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.2.39
Опасные ситуации техногенного  характера и защита от них
2.2.40
Спортивная метрология
2.2.41
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
2.2.42
Безопасность на  дороге и в общественном транспорте
2.2.43
Способы автономного выживания
2.2.44
Эргономические основы безопасности жизнедеятельности
2.2.45
Лечебная физическая культура и массаж
2.2.46
Безопасность на  дороге и в общественном транспорте
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
особенности каждого возрастного периода детей для осуществления обучения, воспитания и развития  в образовательных учреждениях общего и дополнительного образования 
 
методы воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей
 
методы обучения  с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
 
 
Уметь:
 
организовывать образовательный и воспитательный процессы по легкой атлетике, учитывая возрастные, социальные и психофизические особенности обучающихся
 
применять различные методы обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
 
осуществлятьпроцесс обучения видам легкой атлетики  с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей
 
 
Владеть:
 
способами осуществления обучения, воспитания и развития  при занятиях легкой атлетикой детей с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
различными техниками и методиками обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей
 
различными средвами обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы по учебному предмету в соответствии с ФГОС
 
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету в соответствии с ФГОС
 
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету в соответствии с ФГОС
 
 
Уметь:
 
реализовывать образовательную программу по в соответствии с требованиями ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету в соответствии с ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету в соответствии с ФГОС
 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Владеть:
 
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок  в соответствии с требованиями ФГОС 
 
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету  в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения 
 
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету в соответствии с ФГОС
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные этапы развития легкой атлетики как вида спорта в мировом спортивном движении, в России; олимпийскую историю легкой атлетики и влияние достижений выдающихся спортсменов-легкоатлетов (отечественных и зарубежных) на развитие спорта в мире;
3.1.2
роль легкой атлетики и системы легкоатлетических упражнений как эффективного и доступного средства физической культуры и спорта;
3.1.3
дидактические закономерности развития в легкой атлетике, как части спортивной науки;
3.1.4
технику легкоатлетических видов (в том числе новых) и методику их обучения;
3.1.5
основы и особенности методики многолетней подготовки спортсменов в легкой атлетике;
3.1.6
особенности влияния возрастно-половых особенностей на развитие физических качеств средствами легкоатлетических упражнений и формирования двигательных навыков в освоении видов легкой атлетики
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать передовую методику и современную технологию обучения различных категорий занимающихся легкоатлетическим видам и упражнениям;
3.2.2
развития физических качеств в процессе занятий легкой атлетикой, с учетом санитарно-гигиенических, климатических, региональных и национальных условий;
3.2.3
осуществлять медико-биологический и психолого-педагогический контроль состояния организма в процессе проведения легкоатлетических занятий с использованием инструментальных методик;
3.2.4
планировать и проводить мероприятия по профилактике травматизма и оказывать первую медицинскую помощь на занятиях лёгкой атлетикой;
3.2.5
организовывать и проводить научно-исследовательскую и методическую работу по проблемам физического воспитания, оздоровительной физической культуры и спортивной тренировки на основе легкой атлетики;
3.2.6
использовать навыки рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальных средств, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе занятий лёгкой атлетикой;
3.2.7
организовывать и проводить соревнования по легкой атлетике для детей, подростков, взрослых и спортсменов различной квалификации;
3.2.8
применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности;
3.2.9
определять причины ошибок в процессе освоения обучаемыми двигательных действий и развитии физических качеств и находить методику их устранения.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами и организацией комплексного (внешнего и индивидуального) контроля при занятиях легкой атлетикой;
3.3.2
особенностями изменений происходящих в организме под воздействием нагрузок и способами оказания доврачебной помощи при экстремальных случаях
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы техники легкоатлетических видов

 
1.1
Введение в легкую атлетику. История развития легкой атлетики /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

9
ОПК-2 ПК-1
2
0
 
1.2
Основы техники легкоатлетических видов /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

9
ОПК-2 ПК-1
2
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
1.3
Техника спортивной ходьбы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-2 ПК-1
2
0
 
1.4
Техника бега на средние и длинные дистанции /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-2 ПК-1
2
0
 
1.5
Техника бега на короткие дистанции /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-2 ПК-1
2
0
 
1.6
Техника эстафетного бега /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-2 ПК-1
2
0
 
1.7
Техника барьерного бега /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-2 ПК-1
2
0
 
1.8
Техника прыжков в длину с разбега /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-2 ПК-1
2
0
 
1.9
Техника метания малого мяча, гранаты /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-2 ПК-1
2
0
 
1.10
изучения оборудования и инвентаря; техники и тактики легкой атлетики, применяемых упражнений; изучения правил и методики обучения. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

52
ОПК-2 ПК-1
2
0
 
 
Раздел 2. Организация, проведение и правила соревнований по легкой атлетике

 
2.1
Организация, проведение и правила соревнований по легкой атлетике /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

18
ОПК-2 ПК-1
3
0
 
2.2
Организация и проведение соревнований /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-2 ПК-1
3
0
 
2.3
Судейская коллегия (Права и обязанности судей) /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-2 ПК-1
3
0
 
2.4
Технические правила соревнований /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ОПК-2 ПК-1
3
0
 
2.5
Разбор, изучение документов: протоколов соревнований, протоколов наблюдений на соревнованиях; индивидуальных и коллективных планов тренировки; дневников спортсменов /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

36
ОПК-2 ПК-1
3
0
 
 
Раздел 3. Основы методики обучения техники легкоатлетических видов

 
3.1
Методика обучения технике спортивной ходьбы и бега /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
3.2
Методика обучения технике легкоатлетических прыжков /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.3
Методика обучения технике легкоатлетических метаний /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

16
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.4
Выполнение заданий по физической, технико-тактической подготовке, исправление ошибок, повышения уровня практической физкультурно-спортивной подготовленности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

36
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
3.5
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

36
ОПК-2 ПК-1
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1 Организация учебных занятий по легкой атлетике:

- легкая атлетика в системе физического воспитания в ДОУ;

- легкая атлетика в системе физического воспитания в младшем школьном возрасте;

- легкая атлетика в системе физического воспитания в среднем школьном возрасте;

- легкая атлетика в системе физического воспитания в старшем школьном возрасте.

2 Техника и методика обучения бегу на короткие дистанции:

- возникновение и эволюция бега на короткие дистанции;

-техника бега на короткие дистанции;

- методика обучения технике бега на короткие дистанции;

- элементарные правила соревнований в беге на короткие дистанции.

3 Техника и методика обучения бегу на средние дистанции:

- возникновение и эволюция бега на средние дистанции;

-техника бега на средние дистанции;

- методика обучения технике бега на средние дистанции

- элементарные правила соревнований в беге на средние дистанции.

4 Техника и методика обучения бегу на длинные дистанции:

- возникновение и эволюция бега на длинные дистанции;

-техника бега на длинные дистанции;

- методика обучения технике бега на длинные дистанции;

- элементарные правила соревнований в беге на длинные дистанции.

5 Техника и методика обучения эстафетному бегу

- возникновение и эволюция эстафетного бега;

-техника бега эстафетного бега;

- методика обучения технике эстафетного бега;

- элементарные правила соревнований в эстафетного беге.

6 Техника и методика обучения барьерного бегу:

- возникновение и эволюция барьерного бега;

-техника барьерного бега;

- методика обучения технике барьерного бега;

- элементарные правила соревнований в барьерном беге.

7 Техника и методика обучения бегу с препятствиям (стипль-чез):

- возникновение и эволюция бега с препятствиям;

-техника бега с препятствиями;

- методика обучения технике бега с препятствиями;

- элементарные правила соревнований в беге с препятствиями.

8 Техника и методика обучения спортивной ходьбе:

- возникновение и эволюция спортивной ходьбы;

-техника спортивной ходьбы;

- методика обучения технике спортивной ходьбы;

- элементарные правила соревнований в спортивной ходьбе.

9 Техника и методика обучения метанию:

- возникновение и эволюция метания;

-техника метания копья;

- методика обучения технике метания копья;

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
- элементарные правила соревнований в метании копья.

10 Техника и методика обучения толканию ядра:

- возникновение и эволюция толкания ядра;

-техника толкания ядра;

- методика обучения технике толкания ядра;

- элементарные правила соревнований в толкании ядра.

11 Техника и методика обучения метанию диска:

- возникновение и эволюция метания диска;

-техника метания диска;

- методика обучения технике метания диска;

- элементарные правила соревнований в метании диска.

12 Техника и методика обучения прыжкам в высоту:

- возникновение и эволюция прыжков в высоту;

-техника прыжка в высоту способом фосбери-флоп;

- методика обучения технике прыжка в высоту способом фосбери-флоп;

- элементарные правила соревнований по прыжкам в высоту.

13 Техника и методика обучения прыжкам в длину:

- возникновение и эволюция прыжков в длину;

-техника прыжка в длину способом прогнувшись;

- методика обучения технике прыжка в длину способом прогнувшись;

- элементарные правила соревнований в прыжках в длину.

14 Техника и методика обучения прыжкам в высоту способом «перешагивания:

- возникновение и эволюция прыжков в высоту;

-техника прыжка в высоту способом «перешагивания»;

- методика обучения технике прыжка в высоту способом «перешагивания»;

- элементарные правила соревнований по прыжкам в длину.

15 Судейская коллегия соревнований по легкой атлетике:

-количество и обязанности судей в беге;

-количество и обязанности судей в прыжках в высоту;

-количество и обязанности судей в прыжках в длину

-количество и обязанности судей в метаниях;

-количество и обязанности судей в спортивной ходьбе.

6.2 Примерный перечень вопросов к экзамену

1 Место легкой атлетики в системе физического воспитания.

2 Классификация видов легкой атлетики, их происхождение.

3 История развития легкой атлетики.

4 Появление и развитие легкой атлетики в России.

5 Основные понятия в легкой атлетике. Спортивная техника, ее качественные и количественные показатели.

6 Характеристика техники ходьбы.

7 Характеристика техники бега.

8 Характеристика техники прыжков.

9 Характеристика техники метаний.

10 Анализ техники бега на короткие дистанции.

11 Анализ техники бега на средние и длинные дистанции.

12 Особенности техники эстафетного бега.

13 Анализ техники прыжка с шестом.

14 Анализ техники толкания ядра.

15 Анализ техники метания копья.

16 Анализ техники метания диска.

17 Техника барьерного бега на 100 и 110 метров.

18 Техника бега на 400 метров с барьерами.

19 Общая характеристика семиборья.

20 Общая характеристика десятиборья.

21 Организация соревнований по легкой атлетике.

22 Состав судейских бригад на соревнованиях по различным видам легкой атлетики. Права и обязанности судей и участников.

23 Правила соревнований по ходьбе и бегу.

24 Правила соревнований по прыжкам.

25 Правила соревнований по метаниям.

26 Правила соревнований в многоборьях, их особенности.

27 Характеристика методов обучения технике легкоатлетических видов.

28 Роль физической подготовки в освоении техники.

29 Типовая схема обучения технике легкоатлетических видов.

30 Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой.

31 Структура урока по легкой атлетике и его разновидности.

32 Тренировочные занятия по легкой атлетике и их разновидности.

33 Методика обучения технике спортивной ходьбы.

34 Методика обучения технике бега на короткие дистанции.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
35 Особенности методики обучения технике бега на различные спринтерские дистанции.

36 Обучение технике бега на средние и длинные дистанции, его особенности.

37 Методика обучения технике барьерного бега.

38 Методика обучения технике прыжка в длину.

39 Методика обучения технике прыжка в высоту способом «перешагивание».

40 Методика обучения технике прыжка в высоту способом «фосбери-флоп».

41 Методика обучения технике толкания ядра.

42 Методика обучения технике метания диска.

43 Методика обучения технике метания копья.

44 Методика обучения технике метания гранаты.

45 Особенности технической подготовки в многоборьях.

46 Характеристика системы спортивной подготовки.

47 Особенности тренировочного процесса в легкой атлетике.

48 Средства и методы подготовки легкоатлетов, их общая характеристика.

49 Содержание спортивной подготовки.

50 Основные принципы спортивной подготовки в легкой атлетике.

51 Характеристика разделов физической подготовки (ОФП и СФП).

52 Развитие силы и быстроты. Скоростно-силовые двигательные качества.

53 Развитие выносливости (общая и специальная).

54 Развитие гибкости и ловкости.

55 Динамика развития физических качеств и их взаимосвязь.

56 Структура учебно-тренировочного занятия.

57 Построение микроциклов, их разновидности и содержание.

58 Построение средних этапов тренировки (макроциклов).

59 Годичный цикл тренировки, его варианты и содержание.

60 Тестирование в легкой атлетике, его виды и разновидности.

6.3 Примерная тематика рефератов

1 История развития мировой легкой атлетики.

2 История развития Российской легкой атлетики.

3 Эволюция техники легкоатлетических упражнений.

4 Классификация и характеристика беговых видов легкой атлетики.

5 Классификация и характеристика прыжков в высоту и в длину

6 Классификация и характеристика легкоатлетических метаний.

7 Сравнительный анализ техники спортивной ходьбы от обычной ходьбы и бега.

8 Сравнительный анализ техники бега на короткие и средние дистанции.

9 Сравнительный анализ техники прыжков в высоту способом «перешагивание» и «фосбери-флоп».

10 Сравнительный анализ техники прыжков в длину способом «прогнувшись», «согнув ноги» и «ножницы».

11 Сравнительный анализ техники разбега в толкании ядра.

12 Сравнительный анализ техники метания копья, гранаты и мяча.

13 Роль имитационных упражнений в овладении техникой легкоатлетических видов.

14 Легкая атлетика в школьной программе по физическому воспитанию.

15 Оздоровительное направление в легкой атлетике.

16 Судейство соревнований в толкании ядра и метании копья.

17 Судейство соревнований по прыжкам в длину и в высоту.

18 Судейство соревнований по легкоатлетическим метаниям.

19 Права и обязанности участников соревнований.

20 Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов, курсовых, квалификационных  работ

1.Возникновение и развитие лёгкой атлетики.

2.Лёгкая атлетика в отечественной системе физического воспитания, её прикладное и иоздоровительное значение.

3.Методы и методические приёмы на различных этапах обучения видам лёгкой атлетики.

4.Возникновение ошибок и их коррекция на различных этапах обучения легкоатлетическим упражнениям.

5.Средства и методы воспитания выносливости в беге на средние дистанции.

6.Средства и методы воспитания быстроты в беге на короткие дистанции.

7.Средства и методы воспитания скоростно-силовых способностей у юных легкоатлетов.

8.Средства и методы воспитания силовых способностей у школьников   в процессе уроков по лёгкой атлетике.

9.Средства и методы воспитания гибкости на занятиях по лёгкой атлетике.

10. Средства и методы воспитания гибкости на занятиях по лёгкой атлетике.

11. Отбор и спортивная ориентация в лёгкой атлетике.

12. Эффективность применения игрового метода на занятиях по лёгкой атлетике.

13. Особенности занятий по лёгкой атлетике.

14. Внеклассная работа по лёгкой атлетике в общеобразовательных школах.

15. Приёмы регулирования физической нагрузки на уроках по лёгкой атлетике в общеобразовательной школе.

16. Пути повышения эффективности школьных уроков легкоателтической направленности.

17. Применение легкоатлетических упражений в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
18. Применение легкоатлетических упражнений в системе подготовки спортсменов различных видов спорта.

19. Методика использования средств лёгкой атлетики для решения задач оздоровительной направленности.

20. Формирование профессиональной педагогической компетентности студентов факультета физической культуры в процессе изучения дисциплины «Лёгкая атлетика». Проблемы и пути их решения.    

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Германов, Г. Н. 
Легкая атлетика в основной и средней (полной) школе : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Г. Н. Германов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 258 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-05787-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438887
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Никитушкин, В. Г.
Легкая атлетика в начальной школе : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Г. Никитушкин, Е. Г. Цуканова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 205 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-05786-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438886
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
Л2.2
Германов, Г. Н.
Физическая культура в школе. Легкая атлетика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Г. Н. Германов, В. Г. Никитушкин, Е. Г. Цуканова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 461 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-04548-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438860
Москва : ИздательствМосква : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks.  URL: www.iprbookshop.ru 
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ).  URL: https://нэб.рф/ 
 
Э5
Электронная библиотечная система «Юрайт». URL: https://biblio-online.ru/ 
 
Э6
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ. URL: https://polpred.com/news
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.8
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
6.3.1.9
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.10
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.11
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.12
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-130 Спортивный зал (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: шведские стенки, гимнастические скамейки, баскетбольные щиты, волейбольная сетка, волейбольные стойки, вороты для мини-футбола, вороты для игры в ручной мяч, мячи волейбольные, мячи баскетбольные, мячи гандбольные, мячи футбольные, гимнастические палки, перекладины, маты. 
 
7.3
1-100а Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения курсового проектирования, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по 

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.