2022-2023_b44_03_05 ФК и БЖ 191_091_991 гр__plx_Теория и методика обучения базовым видам спорта лыжный спорт_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 2, 3, 4
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
34
аудиторные занятия
74
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
14 4/6
14 4/6
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
32
32
60
60
Итого ауд.
14
14
28
28
32
32
74
74
Кoнтактная рабoта
14
14
28
28
32
32
74
74
Сам. работа
22
22
8
8
4
4
34
34
Итого
36
36
36
36
36
36
108
108
 
 
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Селиверстова Н.Н. _________________
 
 
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Денисенко Юрий Прокофьевич 

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения учебной дисциплины является обучение и овладение видам профессиональной деятельности в педагогической, тренерской, рекреационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, культурно-просветительской направлениях
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировать общую культуру личности обучающихся средствами физической культуры в процессе физкультурно-спортивных занятий, решать педагогические задачи в образовательных учреждениях.
1.4
формировать личность в процессе занятий избранным видом спорта, проводить отбор для занятий избранным видом спорта, осуществлять планирование тренировочного процесса.
1.5
привлекать к здоровому образу жизни, использовать средства физической культуры как средства восстановления и укрепления здоровья.
1.6
организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
1.7
выявлять актуальные вопросы в данном виде спорта, проводить исследования по эффективности различных методик обучения.
1.8
анализировать важные проблемы современного развития физической культуры и спорта, проводить пропаганду лыжного спорта и привлекать детей и молодежь к занятиям спортом.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия человека
2.1.2
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.3
Философия  
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика обучения  физической культуры   
2.2.2
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.3
Педагогика и психология физической культуры
2.2.4
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.2.5
Курсовая работа по теории и методике физической культуры
2.2.6
Методика обучения  безопасности жизнедеятельности
2.2.7
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.2.8
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.2.9
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.2.10
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
2.2.11
Курсовая по безопасности жизнедеятельности
2.2.12
Основы национальной безопасности и оборона государства
2.2.13
Охрана труда на производстве и ОО
2.2.14
Пожарная безопасность
2.2.15
Система гражданской защиты населения
2.2.16
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
2.2.17
Обеспечение безопасности на транспорте
2.2.18
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.19
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.2.20
Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.21
Педагогическая практика
2.2.22
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.23
Производственная педагогическая практика
2.2.24
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
ОПК-8.2: Осуществляет трансформацию специальных научных знаний в соответствии с психофизиологическими, возрастными, познавательными особенностями обучающихся, в т.ч. с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
3.1.2
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт в соответствии с ФГОС
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
3.2.2
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт в соответствии с ФГОС
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
3.3.2
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт в соответствии с ФГОС
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. 

 
1.1
Введение в предмет.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

7
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
2
0
 
1.2
Природные условия передвижения на лыжах /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

7
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
2
0
 
1.3
Основы техники лыжного спорта. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
2
0
 
1.4
Техника способов передвижения на лыжах  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
2
0
 
1.5
История развития лыжного спорта. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
2
0
 
1.6
Методика обучения лыжному спорту /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
2
0
 
1.7
История развития лыжного спорта. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

7
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
0
 
1.8
Основы техники и методики обучения классических способов передвижения в лыжном спорте /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

7
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
1.9
Методика обучения коньковому ходу  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

7
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
0
 
1.10
Место и значение лыжного спорта в системе физического воспитания.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

7
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
0
 
1.11
Основы техники классическими способами передвижения в лыжном спорте /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
3
0
 
1.12
Правило и судейство соревнований /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
4
0
 
1.13
Основы техники передвижения на лыжах /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
4
0
 
1.14
Совершенствование П.П.2-х ш.х. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-8.1 ОПК-8.2 ОПК-8.3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Вопросы к зачету

2,3,4 семестры

1 Развитие лыжного спорта в мире.

2 Развитие лыжного спорта в России.

3 Виды лыжного спорта и их характеристика.

4 Классификация техники передвижения на лыжах.

5 Конструкция и классификация лыж.

6 Классификация креплений, способы их установки на гоночные лыжи.

7 Лыжные палки, их разновидности и выбор.

8 Лыжные мази, их свойства и назначение.

9 Подготовка лыж к соревнованиям.

10 Обувь и одежда для современных лыжных гонок.

11 Лыжные спортивные сооружения.

12 Лыжные трассы, их характеристика и подготовка.

13 Принципы и методы обучения передвижению на лыжах.

14 Подготовка мест занятий для обучения передвижению на лыжах.

15 Травматизм, причины его возникновения и меры предупреждения.

16 Попеременный двухшажный классический ход.

17 Одновременный бесшажный классический ход.

18 Одновременный одношажный классический ход

19 Полуконьковый ход.

20 Одновременный двухшажный коньковый ход.

21 Одновременный одношажный коньковый ход.

22 Попеременный двухшажный коньковый ход.

23 Способы перехода с хода на ход.

24 Повороты на месте и в движении на лыжах.

25 Способы торможений на лыжах.

26 Преодоление подъемов.

27 Преодоление спусков и неровностей на лыжах.

28 Обучение передвижению на лыжах классическим попеременным двухшажным ходом.

29 Обучение передвижению на лыжах классическим одновременным бесшажным ходом.

30 Обучение передвижению на лыжах классическим одновременным одношажным ходом.

31 Обучение передвижению на лыжах одновременным одношажным коньковым ходом.

32 Обучение передвижению на лыжах одновременным двухшажным коньковым ходом.

33 Обучение преодолению спусков на лыжах.

34 Обучение преодолению подъемов на лыжах

35 Применение игрового метода при обучении техники лыжного хода.

36 Организация и проведение урока по лыжной подготовке.

 
стр. 6
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
37 Структура урока по лыжной подготовке.

38 Стойки спусков и их применение.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

2 семестр

1 Развитие лыжного спорта в мире.

2 Развитие лыжного спорта в России.

3 Виды лыжного спорта и их характеристика.

4 Классификация техники передвижения на лыжах.

5 Конструкция и классификация лыж.

6 Классификация креплений, способы их установки на гоночные лыжи.

7 Лыжные палки, их разновидности и выбор.

8 Лыжные мази, их свойства и назначение.

9 Подготовка лыж к соревнованиям.

10 Обувь и одежда для современных лыжных гонок.

11 Лыжные спортивные сооружения.

12 Лыжные трассы, их характеристика и подготовка.

13 Принципы и методы обучения передвижению на лыжах.

14 Подготовка мест занятий для обучения передвижению на лыжах.

15 Травматизм, причины его возникновения и меры предупреждения.

3 семестр

16 Попеременный двухшажный классический ход.

17 Одновременный бесшажный классический ход.

18 Одновременный одношажный классический ход

19 Полуконьковый ход.

20 Одновременный двухшажный коньковый ход.

21 Одновременный одношажный коньковый ход.

22 Попеременный двухшажный коньковый ход.

23 Способы перехода с хода на ход.

24 Повороты на месте и в движении на лыжах.

25 Способы торможений на лыжах.

26 Преодоление подъемов.

27 Преодоление спусков и неровностей на лыжах.

28 Обучение передвижению на лыжах классическим попеременным двухшажным ходом.

29 Обучение передвижению на лыжах классическим одновременным бесшажным ходом.

30 Обучение передвижению на лыжах классическим одновременным одношажным ходом.

31 Обучение передвижению на лыжах одновременным одношажным коньковым ходом.

32 Обучение передвижению на лыжах одновременным двухшажным коньковым ходом.

33 Обучение преодолению спусков на лыжах.

34 Обучение преодолению подъемов на лыжах

35 Стойки спусков и их применение.

4 семестр

36 Применение игрового метода при обучении техники лыжного хода.

37 Организация и проведение урока по лыжной подготовке.

38 Структура урока по лыжной подготовке.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Жданкина, Е. Ф.
Физическая культура. Лыжная подготовка: учебное пособие для вузов / Е. Ф. Жданкина, И. М. Добрынин ; под научной редакцией С. В. Новаковского. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 125 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-10153-9 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1903-9 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429446
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Мелентьева, Н. Н. 
Обучение классическим лыжным ходам: учебно-методическое пособие / Н. Н. Мелентьева, Н. В. Румянцева. — Москва : Издательство «Спорт», 2016. — 216 c. — ISBN 978-5-9907240-1-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/55561.html
Москва : Издательство «Спорт», 2016, 2016
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ахметов, А. М
Лыжная подготовка студентов в вузе : учебное пособие/ Ахметов А.М.— Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016.— 119 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64631.html
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). https://нэб.рф/
 
Э4
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ https://polpred.com/news
 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС) https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.10
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.11
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.12
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.13
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-130 Спортивный зал (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование: шведские стенки, гимнастические скамейки, баскетбольные щиты, волейбольная сетка, волейбольные стойк, вороты для мини-футбола, вороты для игры в ручной мяч, мячи волейбольные, мячи баскетбольные, мячи гандбольные, мячи футбольные, гимнастические палки, перекладины, маты. 
 
7.3
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.