2022-2023_b44_03_05 РЯиЛ 232_plx_Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
зачет с оценкой 10
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
28
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
9 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
26
26
26
26
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
28
28
28
28
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Потанина Александра Викторовна _________________
 
 
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в теоретической и практической профессиональной подготовке обучающихся к использованию дифференцированного подхода в преподавании предметов "Русский язык" и "Литература" в общеобразовательных организациях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
обобщить знания о подходах к формированию планируемых образовательных результатов по русскому языку и литературе и системе оценки их достижений
1.4
научить разрабатывать задания для обучающихся разных уровней подготовленности, либо адаптировать и перерабатывать существующие задания
1.5
формировать навыки организации дифференцированного обучения по предметам "Русский язык" и "Литература" в общеобразовательных организациях
1.6
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История русской литературы
2.1.2
Организация внеурочной деятельности по литературе
2.1.3
Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе на уровне среднего общего образования
2.1.4
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.5
Производственная педагогическая практика
2.1.6
Современный русский язык
2.1.7
Теория литературы
2.1.8
Функциональная грамматика русского языка
2.1.9
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по русскому языку и литературе
2.1.10
История зарубежной литературы
2.1.11
Методика обучения русскому языку
2.1.12
Производственная педагогическая практика
2.1.13
Русская диалектология
2.1.14
Теория языка
2.1.15
Учебная практика по риторике
2.1.16
История языка
2.1.17
Методика обучения литературе
2.1.18
Производственная педагогическая  практика
2.1.19
Старославянский язык
2.1.20
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.21
Основы вожатской деятельности
2.1.22
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.23
Педагогика
2.1.24
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.25
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.26
Учебная технологическая практика
2.1.27
Психология
2.1.28
Психология воспитательных практик
2.1.29
Учебная технологическая практика
2.1.30
Учебная читательская практика
2.1.31
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы
2.1.32
Детская литература
2.1.33
Практикум по анализу художественного текста
2.1.34
Речеведение
2.1.35
Основы ораторского мастерства
2.1.36
Фольклор
 
стр. 4
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
2.1.37
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.1.38
Организация внеурочной деятельности по русскому языку
2.1.39
Практикум по грамматике
2.1.40
Коммуникативный практикум на уроках русского языка
2.1.41
Техника речи
2.1.42
Педагогическая риторика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание ФГОС общего образования
3.1.2
содержание предметов «Русский язык» и «Литература»
3.1.3
требования к результатам освоения основной образовательной программы по предметам «Русский язык» и «Литература»
3.1.4
педагогические технологии обучения русскому языку и литературе, в т.ч. информационно-коммуникационные
3.1.5
формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся
3.1.6
содержание примерных рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература»
3.1.7
методы и приемы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся предметам «Русский язык» и «Литература», в т.ч. с помощью ИКТ
3.1.8
способы интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
3.1.9
методы и формы организации коллективных творческих дел
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять коммуникацию в цифровой среде для достижения профессиональных целей и эффективного взаимодействия
3.2.2
разрабатывать программу предметов «Русский язык» и «Литература»
3.2.3
оценивать различные виды внеурочной деятельности ребенка
3.2.4
отбирать педагогические технологии, в т.ч. информационно-коммуникационные для разработки основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
3.2.5
отбирать содержание, методы и приемы организации контроля и оценки, в т.ч. ИКТ
3.2.6
осуществлять контроль и оценку образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности
3.2.7
выявлять и корректировать трудности в обучении
3.2.8
организовывать и оценивать различные виды внеурочной деятельности ребенка
3.2.9
отбирать учебное содержание в соответствии с требованиями ФГОС ОО
3.2.10
разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в т.ч. информационные
 
стр. 5
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
3.2.11
применять способы интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками отбора педагогических технологий, в т.ч. информационно-коммуникационных для организации образовательного процесса
3.3.2
навыками отбора методов и приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ
3.3.3
навыками осуществления контроля и оценки образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности
3.3.4
навыками отбора учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соотвествии с требованиями с ФГОС ОО
3.3.5
навыками разработки различных форм учебных занятий, применения методов, приемов и технологий обучения, в т.ч. информационных
3.3.6
навыками применения способов интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
3.3.7
методами и формами организации коллективных творческих дел
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы дифференциации и индивидуализации обучения

 
1.1
Требования ФГОС к дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
10
0
 
1.2
Классификация дифференциации в обучении (Г.К. Селевко, Е.С. Полат) /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
10
0
 
1.3
Сущность дифференциации процесса обучения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
10
0
 
1.4
Сущность индивидуализации процесса обучения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
10
0
 
1.5
Отечественный и зарубежный опыт применения дифференцированного обучения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
10
0
 
1.6
Гомогенные и гетерогенные коллективы /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
10
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
1.7
Внутренняя, внешняя дифференциация. Смешанная дифференциация /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
10
0
 
1.8
Классификация индивидуальных особенностей по общим способностям, частным способностям, неспособностям, по проектируемой профессии, по интересам /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
10
0
 
 
Раздел 2. Современная практика реализации дифференцированного и индивидуального подходов  в обучении русскому языку и литературе

 
2.1
Учебно-методическое и техническое обеспечение дифференцированного и индивидуального подходов  в обучении  русскому языку и литературе /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
10
0
 
2.2
Учебно-методическое обеспечение дифференцированного и индивидуального подходов  в обучении  русскому языку и литературе /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
10
0
 
2.3
Техническое обеспечение дифференцированного и индивидуального подходов  в обучении  русскому языку и литературе /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
10
0
 
2.4
Особенности применения дифференциации на этапах основного и среднего общего образования /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
10
0
 
2.5
Дифференцированные задания по сложности, по познавательным интересам, по характеру помощи со стороны учителя /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
10
0
 
2.6
Специфика применения дифференцированных заданий на разных этапах урока /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
10
0
 
2.7
Применение дифференцированных заданий при изучении фонетики и орфоэпии русского языка /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
10
0
 
2.8
Применение дифференцированных заданий при изучении морфемики и словообразования русского языка /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
10
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
2.9
Применение дифференцированных заданий при изучении лексикологии и фразеологии русского языка /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
10
0
 
2.10
Применение дифференцированных заданий при изучении морфологии русского языка /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
10
0
 
2.11
Применение дифференцированных заданий при изучении синтаксиса русского языка /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
10
0
  
 
2.12
Применение дифференцированных заданий для развития письменной речи обучающихся /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
10
0
 
2.13
Применение дифференцированных заданий при изучении лирических произведений /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
10
0
 
2.14
Применение дифференцированных заданий при изучении биографии писателя (поэта) /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
10
0
 
2.15
Применение дифференцированных заданий при изучении драматических произведений /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
10
0
 
2.16
Организация дифференцированной самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
10
0
 
2.17
Проектная работа как способ реализации дифференцированного обучения русскому языку и литературе /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
10
0
 
2.18
Критерии оценивания дифференцированных заданий на уроке русского языка и литературы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету  

 
стр. 8
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
1. Требования ФГОС к дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении.

2. Классификация дифференциации в обучении (Г.К. Селевко, Е.С. Полат).

3. Сущность дифференциации процесса обучения.

4. Сущность индивидуализации процесса обучения.

5. Отечественный и зарубежный опыт применения дифференцированного обучения.

6. Гомогенные и гетерогенные коллективы.

7. Внутренняя, внешняя дифференциация. Смешанная дифференциация.

8. Классификация индивидуальных особенностей по общим способностям, частным способностям, неспособностям, по проектируемой профессии, по интересам.

9. Учебно-методическое и техническое обеспечение дифференцированного и индивидуального подходов  в обучении  русскому языку и литературе.

10. Особенности применения дифференциации на этапах основного и полного общего образования.

11. Дифференцированные задания по сложности, по познавательным интересам, по характеру помощи со стороны учителя.

12. Специфика применения дифференцированных заданий на разных этапах урока русского языка и литературы.

13. Применение дифференцированных заданий при изучении раздела "Фонетика, орфоэпия, графика".

14. Применение дифференцированных заданий при изучении раздела "Морфемика и словообразование".

15. Применение дифференцированных заданий при изучении раздела "Лексикология и фразеология".

16. Применение дифференцированных заданий при изучении раздела "Морфология".

17. Применение дифференцированных заданий при изучении раздела "Синтаксис".

18. Применение дифференцированных заданий при изучении раздела "Правописание": орфография и пунктуация".

19. Применение дифференцированных заданий при изучении раздела "Речь. Речевая деятельность".

20. Применение дифференцированных заданий при обучении написанию изложения.

21. Применение дифференцированных заданий при обучении написанию сочинения.

22. Применение дифференцированных заданий при изучении лирических произведений.

23. Применение дифференцированных заданий при  изучении биографии писателя (поэта).

24. Применение дифференцированных заданий при изучении драматических произведений.

25. Применение дифференцированных заданий при обучении письму и связной речи.

26. Проектная работа как способ реализации дифференцированного обучения русскому языку и литературе.

27. Критерии оценивания дифференцированных заданий на уроке русского языка и литературы.

28. Особенности применения дифференциации на этапе основного общего образования.

29. Особенности применения дифференциации на этапе полного общего образования.

30. Техническое обеспечение дифференцированного подхода в обучении русскому языку.

31. Учебно-методическое обеспечение дифференцированного подхода в обучении русскому языку.

Перечень заданий к зачету

1.Разработать дифференцированные задания для изучения раздела "Фонетика, орфоэпия, графика".

1.Разработать дифференцированные задания для изучения раздела "Морфемика и словообразование".

2.Разработать дифференцированные задания для изучения раздела "Лексикология и фразеология".

3.Разработать дифференцированные задания для изучения раздела "Морфология".

4.Разработать дифференцированные задания для изучения раздела "Синтаксис".

5.Разработать дифференцированные задания для изучения биографии писателя.

6.Разработать дифференцированные задания для изучения лирических произведений.

7.Разработать дифференцированные задания для изучения драматических произведений.

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено.
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ашанина, Е. Н.[и др.] ; под редакцией Ашаниной, Е. Н.,Васиной,  О. В. , Ежова, С. П. 
Современные образовательные технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 165 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06194-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411275
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 9
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ляпина, А. В.
Методика преподавания литературы : : учебно-методическое пособие / А. В. Ляпина. — Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2014. — 204 c. — ISBN 978-5-7779-1736-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/59619.html
Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2014
 
Л2.2
Алексеева, М. А. 
Методика преподавания литературы: Практикум : учебное пособие для вузов / М. А. Алексеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 98 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06832-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/418118
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
Л2.3
Медведева, Н. В.,Рябухина,  Е. А. , Фоминых, Л. С. 
Методика обучения русскому языку: типы и структура уроков русского языка : :учебно-методическое пособие / Н. В. Медведева, Е. А. Рябухина, Л. С. Фоминых. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. — 103 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/70638.html
Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
под редакцией Татарченкова, С. С. 
Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: :учебно-методическое пособие / В. А. Алексеева, Е. А. Васильева, Н. О. Громова [и др.] ; под редакцией С. С. Татарченкова. — СПб. : КАРО, 2015. — 112 c. — ISBN 978-5-9925-0914-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/61037.html  — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Санкт-Петербург : Издательство КАРО, 2015
 
Л3.2
сост. Потанина,  А. В. 
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Дифференцированный подход в обучении русскому языку» : :методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (с одним профилем подготовки), профиль «Русский язык», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили «Русский язык и литература» по дисциплине «Дифференцированный подход в обучении русскому языку» [Электронный ресурс] / сост. А. В. Потанина .— Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2018 .— 88 с. — Электронная версия печатной публикации.— URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/Дифференцированный подход в обучении русскому языку_Потанина.pdf
Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–   Режим доступа: http://festival.1september.ru/mathematics/ 
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. –  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э5
Филологический портал – Режим доступа:  http://philology.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
стр. 10
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28) Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                          Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

                                          Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                               Методические указания к зачету с оценкой.

Зачеты с оценкой, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, проверки результатов учебных и производственных практик, а также в целом сформированности компетенций.

При подготовке к зачету с оценкой обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет с оценкой призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету с оценкой обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

 
стр. 12
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
Самостоятельная работа по подготовке к зачету с оценкой во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет с оценкой. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала.

Тщательная подготовка к с оценкой начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет с оценкой, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета с оценкой. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета с оценкой.

Во время зачета с оценкой обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения преподавателя справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах с оценкой посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета с оценкой у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

За отведенное на зачете с оценкой время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

                                               Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.