2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Педагогика физической культуры_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогика физической культуры
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 2
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
19 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат педагогических  наук, доцент, Гумерова М.М. _________________
 
 
Педагогика физической культуры
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Федекин И.Н.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цели  освоения дисциплины - теоретическая и практическая подготовка  обучающихся к осуществлению профессиональной педагогической деятельности на основе знаний о сущности, целях, задачах, содержании и технологии обучения и воспитания в сфере физической культуры и спорта; освоение компетенций и способствовать личностному и профессиональному развитию будущего учителя ФК при организации воспитательной работы и педагогического сопровождения социализации  и профессионального самоопределения обучающихся.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование представлений о педагогических  аспектах деятельности учителя физической культуры;
1.4
развитие умений педагогического сопровождения социализации  и самоопределения обучающихся;
1.5
формирование мотивации  и способности  к саморганизации  и   самообразованию
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины необходимы знания, умения,  навыки,сформированные в период  школьного  обучения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Теория и методика физической культуры
2.2.2
Педагогические технологии
2.2.3
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.4
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.5
Психолого-педагогический практикум
2.2.6
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.7
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.8
Профессиональная этика
2.2.9
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.10
Производственная педагогическая практика
2.2.11
Производственная педагогическая практика
2.2.12
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.13
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-6:      способностью к самоорганизации и самообразованию
 
Знать:
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализ
 
содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности
 
 
Уметь:
 
структурировать и планировать процессы самоорганизации и самообразования
 
анализировать условия самоорганизации и самообразования и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений
 
самостоятельно определять цели и задачи самоорганизации и самообразования для выполнения профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками самоорганизации и саморегуляции при выполнении задач профессиональной деятельности
 
технологиями организации процесса самообразования и самоорганизации
 
технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
 
 
 
ПК-5: способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
Знать:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся 
 
критерии оценки социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
методологию социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
 
Уметь:
 
применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
оценивать уровень социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
подбирать технологии педагогического  сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
 
Владеть:
 
навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям
 
проектировать педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задач
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
педагогические аспекты деятельности специалистов по физической культуре и спорту;
3.1.2
структуру, содержание и специфику системы учебно-воспитательной работы;
3.1.3
основные условия и факторы продуктивной педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности;
3.1.4
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять учебно-воспитательную деятельность на основе планирования процессоф самоорганизации и самообразования;
3.2.2
планировать, организовывать и корректировать учебную и внеучебную  деятельность воспитанников с учетом особенностей их индивидуального развития;
3.2.3
проектировать и осуществлять педагогическое взаимодействие с опорой на технологии педагогического  сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
технологиями организации процесса самообразования; приемами целеполагания во временной перспективе, способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
3.3.2
технологиями организации обучающего и воспитывающего воздействия на личность  и на коллектив учащихся, а также педагогического сопровождения  социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задачв соответствии с уровнем их воспитанности, индивидуальных, возрастных и психологических особенностей
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы педагогики ФК

 
1.1
Введение в педагогику физической культуры и спорта /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-6 ПК-5
2
0
 
1.2
Педагогические аспекты деятельности специалистов по физической культуре и спорту. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

4
ОК-6 ПК-5
2
0
 
1.3
Воспитательный потенциал физкультурно-спортивной деятельности /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

8
ОК-6 ПК-5
2
0
 
1.4
Требования к личности педагога и специфика педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-6 ПК-5
2
0
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
1.5
Требования к личности педагога и специфика педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
ОК-6 ПК-5
2
0
 
1.6
Основные категории педагогики физической культуры и спорта /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
ОК-6 ПК-5
2
0
 
1.7
Воспитание как педагогическое явление /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
ОК-6 ПК-5
2
0
 
1.8
Особенности воспитательного процесса в физкультурно-спортивной деятельности /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-6 ПК-5
2
0
 
1.9
Инновационные воспитательно-образовательные технологии в сфере ФК и спорта /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-6 ПК-5
2
0
 
1.10
Диагностика готовности специалиста в области физической культуры /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-6 ПК-5
2
0
 
1.11
Воспитательная работа в процессе учебно-тренировочных занятий (УТЗ). /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-6 ПК-5
2
0
 
1.12
Проведение (защита проекта) спортивно-оздоровительного воспитательного  мероприятия по  разработанному сценарию /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-6 ПК-5
2
0
 
 
Раздел 2. Структура и содержание профессионально-педагогической компетентности педагога ФК

 
2.1
Структура и содержание профессионально-педагогической компетентности педагога ФК /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

2
ОК-6 ПК-5
2
0
 
2.2
Требования к личности педагога и специфика педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

4
ОК-6 ПК-5
2
0
 
2.3
Составление годового плана учебной работы по  физической культуре (рабочей программы по ФК); либо

Составление годового плана воспитательной работы по спортивно-оздоровительному направлению;

Разработка сценария спортивно-оздоровительного воспитательного мероприятия;

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

24
ОК-6 ПК-5
2
0
 
2.4
экзамен /Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

36
ОК-6 ПК-5
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. Объект и предмет научного изучения педагогики физической культуры и спорта.

2. Постановка воспитательных целей, задач при проведении уроков физической культуры и занятий спортом.

3. Структура профессиональной компетентности педагога физической культуры и спорта (модель профессиональной готовности).

4. Особенности диагностики уровня воспитанности учащихся, комплексный подход к физическому воспитанию

5. История развития педагогики физической культуры и спорта в России и за рубежом.

6. Понятие о профессиональной компетенции педагога.

7. Значение понятий физическая культура и спорт. Их виды и функции. Отличия физической культуры и спорта.

8. Уровни квалификации педагогических кадров. Аттестация педагогических работников..

9. Виды воспитания и их связь с физическим воспитанием.

10. Педагогический опыт как условие формирования  педагогического творчества. Творчество тренера.

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
11. Понятия компетенции, компетентности.

12. Виды профессиональной деятельности спортивного педагога.

13. Характеристика  функциональных  компонентов  профессиональной деятельности спортивного педагога.

14. Понятие «спортивный педагог».

15. Специфические особенности профессиональной деятельности спортивного педагога.

16. Основные разделы профессиограммы, характеризующей личностные качества и деятельность педагога (по Н. В. Кузьминой).

17. Педагогическая характеристика личности спортивного педагога (А. Я. Корх).

18. Профессиональные способности спортивного педагога.

19. Сущность процесса воспитания. Слагаемые воспитательной среды в сфере физической культуры и спорта.

20. Понятие принципа. Принципы воспитания.

21. Методы, средства воспитания в сфере физической культуры и спорта.

22. Формы воспитания в сфере физической культуры и спорта (по А. А. Сидорову).

23. Формирование нравственных качеств личности учащегося.

24.Воспитание самостоятельности школьников на уроках физической культуры.

25. Методы и средства самовоспитания, занимающихся физической культурой и спортом.

26. Понятие «педагогическое мастерство» и его значение для спортивного педагога.

27. Компоненты педагогического мастерства спортивного педагога.

28. Сущность и элементы педагогической техники спортивного педагога.

29. Возможности информационных технологий в сфере физической культуры и спорта.

30. Структура и содержание информационных технологий.

31. Понятие творческой педагогики.

32. Понятие самореализации педагога физической культуры и спорта.

33. Основные слагаемые достижения творческого результата в педагогической деятельности.

34. Ключевые понятия творческой педагогики: индивидуальная педагогическая система, авторские школы, альтернативные технологии.

35. Рефлексивная деятельность педагога: самооценка личностных качеств и способностей.

36. Самооценка личностных качеств и способностей спортивного педагога.

37. Диагностика уровня педагогической культуры.

38. Оценка эффективности труда спортивного педагога (Ж. К. Холодов, И. Я. Корх).

39. Понятие дидактики. Сущность и закономерности процесса обучения.

40. Внимание, память, воображение, речь в процессе обучения в ФКиС.

41. Планирование учебного процесса в ФКиС. Документы планирования

42. Ощущение, восприятие мышления в процессе обучения в ФКиС.

43. Основные направления и этапы обучения в ФКиС.

44. Урок как основная форма организации процесса обучения в ФКиС. Типы и структура урока.

45. Педагогическое взаимодействие в процессе воспитания.

46. Патриотическое воспитание в ФКиС

47. Самовоспитание в ФКиС, его особенности.

48. Формы организации процесса обучения в ФКиС.

49. Понятие спортивного коллектива и его характеристика.

50. Стадии и закономерности формирования спортивного коллектива.

51. Воспитание личности в спортивном коллективе.

52. Формы воспитательного воздействия.

53. Стили руководства спортивным коллективом.

54. Роль ФКиС в социализации личности.

55. Индивидуальный стиль  деятельности преподавателя ФКиС.

56. Спортивная команда.

57. Особенности педагогического воздействия в спортивном коллективе.

58. Профессиональная компетентность преподавателя ФКиС, ее составные компоненты.

59. Оценочно-проектировочные и организаторские умения преподавателя ФКиС.

60. Педагогический контроль и учет в физическом воспитании

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных  сообщений:

1. Профессиональная компетентность спортивного педагога. Основные уровни и показатели.

2. Воспитательный потенциал спорта.

3. Основные подходы к пониманию сущности педагогического мастерства в современной педагогике спорта.

4. Диагностика уровня воспитанности спортсменов и требования к планированию воспитательной работы с ними.

5. Педагогическое руководство самовоспитанием в спорте.

6. Взаимодействие учителя физической культуры и классного руководителя как условие успешной социальной адаптации школьников.

7. Гуманистическая направленность и воспитательные возможности спорта как средства реабилитации.

8. Физическая культура и спорт как альтернатива социально-негативным факторам, влияющим на молодое поколение.

9. Современные педагогические технологии обучения и воспитания в спорте.

10. Направленность лидерства в спорте как педагогическая проблема.

11. Специфика физкультурно-спортивной работы с детьми различного социального уровня.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
12. Особенности и воспитательные возможности спортивного коллектива.

13. Педагоги – новаторы в спорте.

14. Принципы организации детского спортивного коллектива.

15. Стиль педагогического руководства спортивным коллективом.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Костихина, Н. М.
Педагогика физической культуры и спорта : учебник / Н. М. Костихина, О. Ю. Гаврикова. — Омск : Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2013. — 296 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/65001.htm
Омск : Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,, 2013
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ямалетдинова, Г. А. Педагогика физической культуры и спорта : курс лекций / Г. А. Ямалетдинова ; под редакцией И. В. Еркомайшвили. — Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2014. — 245 c. — ISBN 978-5-7996-1183-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/65962.html
Екатеринбург : Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2014
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Гумеров Р.А.
Дневник учебной практики. - Режим доступа: http://bibl:81/books/Эл.Библ./0028: Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Н.Челны: НГПУ, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1

Профессиональный стандарт  педагога. Презентация. - URL:  https://www.metod-kopilka.ru/professionalnyy_standart_pedagoga_prezentaciya_k_pedsovetu-1926.htm

 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-222 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-205 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.5
1-315 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28).  Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и

дистанционных образовательных технологий