2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Основы психодидактики и развивающего образования_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы психодидактики и развивающего образования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
зачет 6
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
6
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
56
56
56
56
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Хакимова Н.Г. _________________
 
 
Основы психодидактики и развивающего образования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - теоретическая и практическая подготовка обучающихся в области основ психодидактики и развивающего образования, содействие становлению профессиональной компетентности обучающихся на основе формирования у них системы знаний о реализации деятельностного подхода в образовании, формирование на этой основе готовности к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса, способности использовать современные методы и технологии обучения и диагностики, способности использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать представление о деятельностном подходе в образовании;
1.4
ознакомить обучающихся с теорией и практикой реализации деятельностного подхода в образовании;
1.5
обеспечить знакомство с оригинальными текстами ученых по реализации деятельностного подхода в образовании;
1.6
научить анализировать образовательные программы, построенные на разных теоретических основаниях.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Актуальные проблемы современного языкознания
2.1.2
Вариативные учебники математики в начальных классах
2.1.3
Вариативные учебники по русскому языку
2.1.4
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.1.5
Графическая деятельность младших школьников
2.1.6
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.1.7
Дизайнерская обработка материалов
2.1.8
Конструкторская деятельность младших школьников
2.1.9
Методика обучения татарскому языку
2.1.10
Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке
2.1.11
Организация дошкольного образования
2.1.12
Организация семейных праздников и досуга детей
2.1.13
Основы логопедической работы в ДОО
2.1.14
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.1.15
Поликультурное образование
2.1.16
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.1.17
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.1.18
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.1.19
Психология педагогической деятельности
2.1.20
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.1.21
Современное русское словоизменение
2.1.22
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
2.1.23
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.1.24
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.25
Курсовая работа по начальному образованию
2.1.26
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.1.27
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.28
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.1.29
Производственная педагогическая практика
2.1.30
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.1.31
Технологии начального литературного образования
2.1.32
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.1.33
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.34
Краеведение в начальной школе
2.1.35
Методы психолого-педагогического исследования
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.1.36
Педагогика раннего возраста
2.1.37
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.38
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.39
Психолого-педагогический практикум
2.1.40
Теория начального литературного образования
2.1.41
Технологии начального математического образования
2.1.42
Технологии начального языкового образования
2.1.43
Экологическое образование младших школьников
2.1.44
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.45
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.46
История педагогики и образования
2.1.47
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.48
Организация культурно-просветительской деятельности
2.1.49
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.50
Современные педагогические технологии дошкольного образования
2.1.51
Социальная психология
2.1.52
Теория начального математического образования
2.1.53
Теория начального языкового образования
2.1.54
Технология обучения компьютерной грамотности
2.1.55
Детская психология
2.1.56
Общая психология
2.1.57
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
2.1.58
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.59
Теория обучения
2.1.60
Актуальные проблемы современного языкознания
2.1.61
Вариативные учебники по русскому языку
2.1.62
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.1.63
Конструкторская деятельность младших школьников
2.1.64
Методика обучения татарскому языку
2.1.65
Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке
2.1.66
Организация дошкольного образования
2.1.67
Основы логопедической работы в ДОО
2.1.68
Поликультурное образование
2.1.69
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.1.70
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.1.71
Психология педагогической деятельности
2.1.72
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.1.73
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.1.74
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.75
Курсовая работа по начальному образованию
2.1.76
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.1.77
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.78
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.1.79
Производственная педагогическая практика
2.1.80
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.1.81
Технологии начального литературного образования
2.1.82
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.1.83
Краеведение в начальной школе
2.1.84
Педагогика раннего возраста
2.1.85
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.86
Теория начального литературного образования
2.1.87
Технологии начального математического образования
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.1.88
Технологии начального языкового образования
2.1.89
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.90
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.91
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.92
Современные педагогические технологии дошкольного образования
2.1.93
Теория начального математического образования
2.1.94
Теория начального языкового образования
2.1.95
Технология обучения компьютерной грамотности
2.1.96
Детская психология
2.1.97
Графическая деятельность младших школьников
2.1.98
Организация семейных праздников и досуга детей
2.1.99
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.1.100
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.101
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.102
Дизайнерская обработка материалов
2.1.103
Вариативные учебники математики в начальных классах
2.1.104
Современное русское словоизменение
2.1.105
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
2.1.106
Экологическое образование младших школьников
2.1.107
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.1.108
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
влияние исторических и социальных условий на цели и задачи образования;
 
основы деятельностного подхода в образовании и возможности его  реализации в образовании;
 
содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса».
 
 
Уметь:
 
анализировать образовательный процесс с точки зрения соответствия принципов развивающего обучения;
 
выстраивать взаимодействие с различными участниками образовательного процесса;
 
запрашивать необходимую информацию от разных участников образовательного процесса.
 
 
Владеть:
 
опытом  взаимодействия с различными участниками образовательного процесса;
 
опытом информирования участников образовательного процесса (педагогов, родителей) об основных направлениях современного образования;
 
опытом планирования психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
понятия «системно-деятельностный подход», «учебная деятельность», «структура учебной деятельности», «приемы организации индивидуальной и совместной деятельности»; «структура учебной деятельности», «субъект учебной деятельности»;
 
подходы к соотношению понятий «обучение» и «развитие»;
 
логику построения учебных предметов выстроенных в деятельностной парадигме.
 
 
Уметь:
 
анализировать урок с точки зрения реализуемых принципов обучения;
 
выделять систему учебных действий, осуществляемых учащимися;
 
разрабатывать сценарии уроков в деятельностном подходе.
 
 
Владеть:
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
опытом проектирования ситуаций развития в учебной деятельности;
 
опытом анализа поведенческих особенностей детей;
 
опытом подбора современных методов обучения и диагностики.
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
характеристики развивающей образовательной среды;
 
возможности разных аспектов образовательной среды для достижения личностных, метапредметных, предметных результатов;
 
методы оценки образовательной среды организации и разных видов образовательных результатов.
 
 
Уметь:
 
оценивать  образовательную среду организации с точки зрения возможности достижения метапредметных, предметных, личностных  образовательных результатов;
 
обобщать данные наблюдения, опроса  для составления целостной характеристики образовательной среды организации; 
 
использовать ресурсы образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
 
 
Владеть:
 
опытом  разработки системы вопросов для изучения особенностей образовательной среды;
 
опытом  разработки рекомендаций по совершенствованию образовательной среды для достижения  личностных, метапредметных, предметных результатов;
 
опытом подбора ресурсов образовательной среды для достижения требуемых уровней личностных, метапредметных, предметных результатов.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы деятельностного подхода в образовании и возможности его реализации в образовании;
3.1.2
содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса»;
3.1.3
понятия «системно-деятельностный подход», «учебная деятельность», «структура учебной деятельности», «приемы организации индивидуальной и совместной деятельности»; «структура учебной деятельности», «субъект учебной деятельности»;
3.1.4
подходы к соотношению понятий «обучение» и «развитие»;
3.1.5
логику построения учебных предметов выстроенных в деятельностной парадигме;
3.1.6
характеристики развивающей образовательной среды;
3.1.7
возможности разных аспектов образовательной среды для достижения личностных, метапредметных, предметных результатов;
3.1.8
методы оценки образовательной среды организации и разных видов образовательных результатов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать образовательный процесс с точки зрения соответствия принципов развивающего обучения;
3.2.2
выстраивать взаимодействие с различными участниками образовательного процесса;
3.2.3
запрашивать необходимую информацию от разных участников образовательного процесса;
3.2.4
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
3.2.5
оценивать образовательную среду организации с точки зрения возможности достижения метапредметных, предметных, личностных образовательных результатов;
3.2.6
использовать ресурсы образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
опытом планирования психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
3.3.2
опытом взаимодействия сразличными участниками образовательного процесса;
3.3.3
опытом информирования участников образовательного процесса (педагогов, родителей) об основных направлениях современного образования;
3.3.4
опытом подбора современных методов обучения и диагностики, исходя из конкретных задач урока;
3.3.5
опытом разработки рекомендаций по совершенствованию образовательной среды для достижения  личностных, метапредметных, предметных результатов;
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.3.6
опытом оценивания образовательной среды по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами
3.3.7
опытом подбора ресурсов образовательной среды для достижения требуемых уровней личностных, метапредметных, предметных результатов.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Фундаментальные понятия деятельностного подхода в обучении. Основные принципы психодидактики.

 
1.1
Логико-философские аспекты психодидактики. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э8 Э9

1
ОПК-3 ПК-2
6
0
 
1.2
Психологические и дидактические психологические аспекты психодидактики. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э8 Э9

1
ОПК-3 ПК-2
6
0
 
1.3
Дидактические и логико-психологические принципы конструирования учебных предметов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э4 Э8 Э9

14
ПК-2 ПК-4
6
0
 
 
Раздел 2. Теория учебной деятельности. Универсальные учебные действия в структуре учебной деятельности.

 
2.1
Развитие учебной деятельности. Квазииследовательские аспекты учебной деятельности. /Лек/
Л1.2Л2.3Л3.2

Э8 Э9

1
ОПК-3
6
0
 
2.2
Концепция теоретического обобщения. /Ср/
Л1.2Л2.4Л3.2

Э8 Э9

8
ОПК-3
6
0
 
2.3
Совместная учебная деятельность, ее формы. Понятие и диагностика УУД. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э7 Э8 Э9

1
ПК-2 ПК-4
6
0
 
2.4
Групповые формы учебной деятельности. /Пр/
Л1.2Л2.1 Л2.3 Л2.4Л3.2

Э7 Э8 Э9

1
ПК-2
6
0
 
2.5
Индивидуальные и групповые формы учебной деятельности /Ср/
Л1.2Л2.3 Л2.4Л3.2

Э7 Э8 Э9

10
ПК-2
6
0
 
2.6
Понятие и диагностика УУД. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.4Л3.1 Л3.2

Э8 Э9

1
ПК-4
6
0
 
2.7
Универсальные учебные действия и ФГОС общего образования. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.4Л3.1 Л3.2

Э8 Э9

10
ПК-4
6
0
 
 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Раздел 3. Становление субъекта учебной деятельности.

 
3.1
Проблема развития субъекта учебной деятельности. Современное состояние теории учебной деятельности. /Лек/
Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э4 Э5 Э8 Э9

1
ОПК-3 ПК-2
6
0
 
3.2
Развитие субъекта учебной деятельности. /Пр/
Л1.2Л2.3Л3.2

Э8 Э9

1
ОПК-3
6
0
 
3.3
Особенности психического развития обучающихся /Ср/
Л1.2Л2.3Л3.2

Э8 Э9

6
ОПК-3
6
0
 
3.4
Развитие учебной самостоятельности школьников. /Пр/
Л1.2Л2.3Л3.2

Э8 Э9

2
ПК-4
6
0
 
3.5
Варианты неблагополучного психического развития в школьном возрасте. /Пр/
Л1.2Л2.4Л3.2

Э6 Э8 Э9

2
ОПК-3
6
0
 
3.6
Развитие основных характеристик субъекта учебной деятельности. /Ср/
Л1.2Л2.4Л3.2

Э6 Э8 Э9

8
ОПК-3
6
0
 
3.7
Зачет /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

4
ОПК-3 ПК-2 ПК-4
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету:

1. Роль и место начального образования в жизни детей и общества.

2. Критика В.В.Давыдовым принципов обучения школьников в начальной школе.

3. Различие рассудочно-эмпирического и разумно-теоретического мышления.

4. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.

5. Проблема формирования и развития субъекта учебной деятельности.

6. Понятие “учебной задачи”. Пример постановки учебной задачи.

7. Содержание учебной деятельности.

8. Общее строение учебной деятельности.

9. Особенности курса математики в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

10. Особенности курса родного русского языка в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

11. Роль учебного сотрудничества в организации учебной деятельности.

12. Общая характеристика учебных предметов в системе Д.Б. Эльконина  - В.В. Давыдова.

13. Данные об усвоении теоретических знаний детьми, обучавшихся в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

14. Диагностика развития основ теоретического мышления в системе Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова.

15. Диагностика УУД.

16. Мифы практики развивающего обучения.

17. Современные проблемы развивающего обучения.

18. Учебная деятельность как квазииследовательская деятельность.

19. Формы совместной деятельности.

20. Варианты неблагополучного развития младших школьников.

21. Развитие основных характеристик субъекта учебной деятельности (учебная самостоятельность, активность, умение учиться и проч.).

22. Становление коллективного субъекта учебной деятельности.

23. Формирование учебной самостоятельности в период обучения в школе.

24. Развитие контроля и оценки в школе.

25. Технология и методика организации групповой работы учащихся.

26. Стркутура индивидуальных форм учебной деятельности.

27. Индивидуальные и групповые формы учебной деятельности.

28. Структурные компоненты психодидактики.

 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
29. Психологические аспекты психодидактики.

30. Дидактические аспекты психодидактики.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных докладов (с обсуждением):

Раздел 1. Фундаментальные понятия деятельностного подхода в обучении. Основные принципы психодидактики.

1. Типы мышления и виды обобщения.

2. Разработка проблем развития и учебной деятельности в младшем школьном возрасте в трудах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина.

3. Влияние программ обучения на психическое развитие школьников.

4. Обучение в школе как условие возникновения основных психологических новооб-разований в младшем школьном возрасте.

5. Особенности построения учебного предмета «Изобразительное искусство» в методике развивающего обучения.

6. Построение учебных предметов и программ обучения по принципам теории учебной деятельности.

7. Психодидактические разработки и содержание образования.

8. особенности психодидактических учебно-методических комплексов.

Раздел 2. Теория учебной деятельности. Универсальные учебные действия в структуре учебной деятельности.

1. Значение контроля и оценки для формирования учебной деятельности и учебного сотрудничества.

2. Психологическое содержание учебных действий контроля и оценки.

3. Диагностика умения учиться.

4. Диагностические приемы и методы определения уровня УУД в начальной школе.

5. Основные особенности теоретического мышления. Рефлексивные возможности младших школьников.

Раздел 3. Становление субъекта учебной деятельности.

1. Рефлексивное развитие младших школьников. Роль совместной деятельности в этом развитии.

2. Предметная диагностика основ теоретического мышления.

3. Развитие действия моделирования в начальной и основной школе.

4. Диагностика развития компонентов теоретического мышления с помощью задач «на соображение».

5. Мифы о развивающем обучении.

6. Понятие о познавательном интересе. Психологические особенности, показатели, уровни и стадии развития познавательного интереса у школьников.

7. Программа обучения как психолого-педагогическое условие, влияющее на развитие мотивации учебной деятельности.

Комплект заданий для письменной домашней работы:

Раздел 1. Фундаментальные понятия деятельностного подхода в обучении. Основные принципы психодидактики.

Задание 1. Логико-психологические основы теории учебной деятельности.

1. Развивающее обучение и современное образование.

2. Понятие о развивающем обучении. Различные технологии развивающего обучения.

3. Научные понятия и способ их изложения при построении учебных предметов по методике РО.

4. Психологические особенности учения школьников.

Задание 2. Логико-предметные основы теории учебной деятельности.

1. Методологические и дидактические принципы построения учебных предметов в методике развивающего обучения (РО).

2. Особенности построения учебного предмета «Русский язык» в методике РО.

3. Особенности построения учебного предмета «Математика» в методике РО.

4. Особенности построения учебного предмета «Литература как предмет эстетического цикла» в методике РО.

Раздел 2. Теория учебной деятельности. Универсальные учебные действия в структуре учебной деятельности.

Задание 3. Совместная учебная деятельность младших школьников.

1. Психологическая природа учебного взаимодействия и сотрудничества.

2. Начало формирования совместной деятельности. Сотрудничество с учителем как психолого-педагогическое условие формирования и развития кооперативных форм учебной деятельности.

3. Совместная учебная деятельность, ее формы.

4. Технология и методика организации групповой работы учащихся.

Раздел 3. Становление субъекта учебной деятельности.

Задание 4. Развитие субъекта учебной деятельности.

1. Субъект учебной деятельности и его развитие в младшем школьном возрасте.

2. Развитие основных характеристик субъекта учебной деятельности (учебная самостоятельность, активность, умение учиться и проч.).

3. Становление коллективного субъекта учебной деятельности.

4. Индивидуализация учебной деятельности в подростковом возрасте.

Задание 5. Развитие учебной самостоятельности школьников.

1. Учебная активность как альтернатива выученной беспомощности.

2. Общее представление об учебной самостоятельности.

3. Формирование учебной самостоятельности в период обучения в начальной школе.

4. Развитие контроля и оценки в начальной школе.

Задание 6. Варианты неблагополучного психического развития в младшем школьном возрасте.

1. Неуспевающие младшие школьники.

2. Медлительные и демонстративные дети.

3. Тревожные дети.

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
4. Дети с задержкой психического развития.

5. Социально дезориентированные дети, дети с семейной изоляцией, вербализм и интеллектуализм у детей, дети с ярко выраженными чертами характера.

Примерная тематика эссе:

Раздел 1. Фундаментальные понятия деятельностного подхода в обучении. Основные принципы психодидактики.

1. Что такое развивающее обучение.

2. Что развивает и что не развивает развивающее обучение.

3. Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова как ресурс повышения компетентности российских школьников.

Раздел 2. Теория учебной деятельности. Универсальные учебные действия в структуре учебной деятельности.

1. Роль сверстников в психическом развитии ребенка.

2. Как формировать и изменять самооценку.

3. Психологические особенности организации совместного учебного действия школьников.

4. Роль кооперации в развитии интеллекта детей.

5. Роль оценки в учебной деятельности учащихся начальной школы.

Раздел 3. Становление субъекта учебной деятельности.

1. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования.

2. Две фазы младшего школьного возраста.

3. Роль кооперации со сверстниками в психическом развитии младших школьников.

4. Особенности моделирования в учебной деятельности подростка.

5. Проблема формирования познавательной активности учащихся в современной психолого-педагогической литературе.

6. Феномен выученной беспомощности: причины формирования и пути преодоления.

7. Природные особенности ребенка и трудности учения.

8. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция.

9. Школьные проблемы медлительных детей.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Далингер, В. А. 
Методика развивающего обучения математике : учебное пособие для вузов / В. А. Далингер, Н. Д. Шатова, Е. А. Кальт, Л. А. Филоненко ; под общей редакцией В. А. Далингера. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 297 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-05734-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441242.
Москва : Издательство Юрайт, 2019.
 
Л1.2
Сарычев, С. В. 
Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 228 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-01697-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438298.
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Колокольникова, З. У.
Культурно-исторический и деятельностный подход в образовании [Электронный ресурс] : учебное пособие / З. У. Колокольникова, А. К. Лукина, О. Б. Лобанова [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/84367.html
Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2016
 
Л2.2
Коротаева, Е. В. 
Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии : учебное пособие для вузов / Е. В. Коротаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-10298-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429700.
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.3
Симановский, А. Э. 
Педагогическая психология : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / А. Э. Симановский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 203 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-06004-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441588.
Москва : Издательство Юрайт, 2019.
 
Л2.4
Клюева, Н. В.
Педагогическая психология : учебник для студентов высших учебных заведений / Н. В. Клюева, С. Н. Батракова, Т. Е. Кабанова [и др.] ; под редакцией Н. В. Клюева. — Саратов : Вузовское образование, 2016. — 235 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/42768.html.
Саратов : Вузовское образование, 2016.
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Миронов, А.В.
Деятельностный подход в образовании. Деятельность учебная, игровая, проектная, исследовательская: способы реализации, преемственность на этапах общего образования в условиях ФГТ и ФГОС [Электронный ресурс] : пособие для учителя / А. В. Миронов. — Электрон. текстовые данные. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49917.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2013.
 
Л3.2
Галиакберова, А. А.
Проблемы теории обучения и воспитания младших школьников: история и современность [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.Г. Хакимова, А.Г. Мухаметшин, А.А. Галиакберова, И.Н. Федекин; под ред. А.Г. Мухаметшина .— Н.Челны : ФГБОУ ВО "НГПУ", 2019 .— 345 с. — Электронная версия печатной публикации находится в электронной библиотеке НГПУ.
Набережные Челны : ФГБОУ ВО "НГПУ", 2019.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Высоцкая, Е.В. Основы развивающего обучения. Видеолекция. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=SEIfY-sx7Ao.
 
Э2
Конаржевский, Ю.А. Теория развивающего обучения. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=W5lLLs35RyY.
 
Э3
Иванова, Е.Н. Технология развивающего обучения. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=a8U6e-Jjm1g.
 
Э4
Эльконин, Б. Д. Мировые тенденции в образовании и развивающее обучение. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=slT4Yh8dzlE.
 
Э5
Трубовский, Я.С. Гносеологическая значимость теории развивающего обучения. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=nG9JblJck-o.
 
Э6
Школа родительства "Большая медведица". Онлайн-интенсив для готовности к школе всей семьи. - URL: http://bmshkola.ru/project/chelovek-obuchayushhijsya/.
 
Э7
Кудина, Г.Н.. Новлянская, З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. - URL: http://www.ro-lit.narod.ru.
 
Э8
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus.
 
Э9
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL: https://elibrary.ru.
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 12
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-215 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-202 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.5
1-125 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.6
1-124 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.7
1-115 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся 

 
стр. 13
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение письменных домашних работ.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

 
стр. 14
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.