2022-2023_b44_03_05 И и ИЯ 182 гр__plx_Самоуправление в детско-юношеских организациях_История и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Самоуправление в детско-юношеских организациях
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Иностранный язык
 
зачет 5
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
19 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н, доц., М.М.Гумерова _________________
 
 
Самоуправление в детско-юношеских организациях
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна 

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - сформировать компетенции, необходимые для решения профессиоально-педагогических задач в области развития самоуправления в детско-юношеских общественных организациях
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Сформировать у обучающихся представление о роли и месте детско-юношеской общественной организации в системе социальных институтов воспитания; о деятельности органов детского самоуправления.
1.4
Обеспечить освоение способов взаимодействия субъектов воспитания на основе самоуправления.
1.5
Способствовать развитию положительной мотивации к профессиональной деятельности педагога в детско-юношеских общественных организациях
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Источниковедение истории зарубежных стран
2.1.2
Источниковедение истории России
2.1.3
Производственная практика. Практика по воспитательной работе
2.1.4
Безопасность жизнедеятельности
2.1.5
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.6
Учебная практика. Археологическая практика
2.1.7
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.8
Источниковедение истории зарубежных стран
2.1.9
Учебная археологическая практика
2.1.10
Производственная практика по воспитательной работе
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика. Летняя педагогическая  практика
2.2.2
Производственная практика. Педагогическая практика
2.2.3
Экономика
2.2.4
Учебная практика. Культурно-просветительская  практика
2.2.5
Аналитическое чтение
2.2.6
Методика выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории
2.2.7
Практикум по аудированию
2.2.8
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.9
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.10
Производственная летняя педагогическая  практика
2.2.11
Производственная педагогическая практика
2.2.12
Практикум по аудированию
2.2.13
Учебная музейная  практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
 
УК-3.2: Планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
 
УК-3.3: Осуществляет обмен информацией с другими членами команды, осуществляет презентацию результатов работы команды
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1: Знает природные, социальные и техногенные факторы, оказывающие воздействие на жизнедеятельность; условия, необходимые для устойчивого развития природы и общества; основы оказания первой помощи
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 4
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
3.1.1
нормативно-правовые основы работы с детьми в детско-юношеской организации
3.1.2
стратегии, механизмы и способы организации сотрудничества для достижения целей профессиональной деятельности
3.1.3
основы планирования и организации командной работы для достижения результатов и решения профессиональных задач
3.1.4
основы оказания первой помощи; причины возникновения опасных  чрезвычайных  условий и влияние природных, социальных и техногенных факторы на жизнедеятельность человека
3.1.5
основы организации социального взаимодействия по  обмену информацией,реализации роли в команде и презентации результатов работы команды
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
планировать,разрабатывать программы,воспитательные мероприятия,коллективные творческие дела с учетом принципов сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
3.2.2
планировать организационное обеспечение и проводить массовые мероприятия на основе технологии формирования и функционирования команды, правил функционирования различных ролей в командной работе
3.2.3
создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности,включающие урегулирование социальных конфликтов, оказания первой помощи,действий вожатого в экстремальной ситуации 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками разработки  сценария воспитательного мероприятия, коллективного творческого  дела с целью развития самоуправления обучающихся на основе принципов сотрудничества 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Детско-юношеская организация в системе общественной жизни и системе образования

 
1.1
Нормативные

правовые акты в области развития детского движения, деятельности детских и юношеских общественных организаций /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э4 Э5

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
5
0
 
1.2
Особенности деятельности

«Российского движения

школьников» /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э4 Э5

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
5
0
 
1.3
Содержание деятельности

«Российского движения

школьников» /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э4 Э5

8
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
5
0
 
1.4
Понятие о сущности и механизмах развития различных самодеятельных добровольных

объединений /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э4 Э5

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
5
0
 
1.5
История развития добровольных объединений в странах Европы и США. Сущность и

механизм самоуправления.

Общественные детско-юношеские организации /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э4 Э5

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
5
0
 
 
Раздел 2. Психолого-педагогические основы

детского самоуправления

 
2.1
Особенности формирования коллектива в детско-юношеском движении /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э4 Э5

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
5
0
 
2.2
Функции и модели органов ученического

самоуправлени /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э4 Э5

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
5
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
2.3
"Семь ключей эффективного самоуправления" /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э4 Э5

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
5
0
 
2.4
Организация коллективной

творческой социально значимой деятельности /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
5
0
 
2.5
Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы КТД. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
5
0
 
2.6
Разработка КТД для старших школьников «Мы –

лидеры!» /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
5
0
 
2.7
Организация взаимодействия в гетерогенной разновозрастной группе  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
5
0
 
2.8
Игры на выявление лидерской позиции, формирование

команды. Тренинг «Создай команду» (игры "Геометрическая фигура, "Номера" и т.д.) /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
5
0
 
2.9
Алгоритм

создания команды. Связь лидера и команды /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
5
0
 
2.10
Формирование организационной культуры первичной организации «Российского движения школьников» /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
5
0
 
2.11
Этапы формирования организационной культуры /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
5
0
 
2.12
Способы формирования организационной культуры, традиций коллектива /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Контрольные вопросы и задания к зачету:

1. Основные положения государственных стратегий и программ развития воспитания детей и молодежи.

2. Нормативные правовые акты в области развития детского движения, деятельности детских и юношеских общественных организаций.

3.Общественное и государственное в детско-юношеской организации:содержание и соотношение.

4.Первичные звенья в детско-юношеской организации и учреждений общего и дополнительного образования.

5.Отечественные и зарубежные детско-юношеские общественные организации. Скаутизм. Пионерская организация. Комсомол. Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских

организаций – Федерация детских организаций».

6.Особенности деятельности «Российского движения школьников»

7.Содержание деятельности «Российского движения школьников»

8.Самоуправление в детской организации

9.Программирование и планирование деятельности первичных отделений детско-юношеской организации.

10. Методика разработки программ деятельности детских общественных объединений

 
стр. 6
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
на основе запросов субъектов воспитания.

11.Технологии педагогической поддержки детских социальных инициатив, развития детской самодеятельности.

12.Основы организации проектной деятельности детей разного возраста. Педагогическое сопровождение детских социальных проектов.

13.Методика организации массовых мероприятий для участников детского движения разного возраста и

способы оценки ее эффективности.

14. Организация деятельности детско-юношеских общественных объединений на основе самодеятельности.

15. Сущность детского самоуправления. Теоретические и методические основы

развития детского самоуправления в образовательной организации.

16.Вариативные модели детского самоуправления и механизмы их реализации.

17. Педагогические приемы включения детей, педагогов и родителей (законных представителей) в проектирование моделей самоуправления.

18.Структура, функции, организация деятельности органов самоуправления.

19. Формы и методы организации деятельности органов детского самоуправления.

20. Методы выявления лидерского потенциала обучающихся, их социокультурного опыта,

интересов, потребностей. Подготовка лидеров для органов самоуправления в детско-юношеской организации.

21. Особенности формирования коллектива в детскоюношеском движении

22. Организация коллективной творческой социально-значимой деятельности

23.Методика работы с разновозрастным детско-юношеским объединением.

24.Этапы формирования организационной культуры.

25. Способы формирования организационной культуры, традиций коллектива.

Пример заданий:

1. Разработать технологическую карту коллективной творческой деятельности. Составить план подготовки и проведения.

2. Разработать список поручений для членов организации на год.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных  сообщений

Система дополнительного образования в лагере. Принципы и механизмы реализации.

1. Соуправление и самоуправление в организации:цели, задачи, механизм реализации.

2. Система мотивации деятельности субъектов воспитательного поцесса: цель, задачи, уровни, формы.

3. Особенности и развитие детского коллектива.

4. ВДК: характеристика и роль в развитии личности ребенка.

5. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста (7-10 лет). Характеристика работы вожатого с ВДК данного возраста.

6. Возрастные особенности детей подросткового возраста (11-15 лет). Характеристика работы вожатого с ВДК данного возраста.

7. Особенности детей раннего юношеского возраста (16-17 лет). Характеристика работы вожатого с ВДК данного возраста.

8. Типология личности ребенка: подходы; типы личности. Учет типа личности ребенка в работе вожатого.

9. Типология «трудного» ребенка: проявления, причины, пути устранения трудностей. Учет индивидуальных особенностей детей в работе вожатого с ВДК.

10.Общение как основа деятельности вожатого. Коммуникативные барьеры. Ошибки в восприятии.

11. Общение как основа деятельности вожатого. Субъективность и объективность. Защитные механизмы личности.

12. Виды конфликтов и причины их возникновения.

13. Технология решения детских конфликтов.

14. КТД: цель, задачи, механизм организации.

15. «Огонек»: цель, задачи, виды, механизм организации.

16. Игра как вид деятельности и метод воспитания личности ребенка. Виды игр. Требования к организации игр.

17. Игровое конструирование и моделирование.

18. Разработка мероприятий. Правила оформления документов. Понятие «сценарный план». Форма сценарного плана.

19. Устав «Российского движения школьников»: цели, предмет, принципы деятельности, структура первичной организации Российского движения школьников.

20.Формы и методы работы с уч ас т н и кам и « Р о с с и й с кого движения школьников».

21.П е д а г о г и ч еские основы детского самоуправления.

22. Особенности формирования детского коллектива в детском движении

23.Организация коллективной творческой и социально-значимой деятельности.

24.Игра и романтика в детском движении .

25.Формирование организационной культуры первичной организации «Российского движения школьников»

 
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС представлен в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Слизкова, Е. В.  
Слизкова, Е. В.  Педагогика дополнительного образования. Методика работы вожатого : учебное пособие для вузов / Е. В. Слизкова, И. И. Дереча. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 149 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06468-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492723 
Юрайт, 2022
 
Л1.2
Кудинов, В. А. 
Кудинов, В. А.  История детского и юношеского движения в России (до 2017 года) : учебное пособие для вузов / В. А. Кудинов ; ответственный редактор Л. И. Тимонина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 242 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14510-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477773 
Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Вайндорф-Сысоева, М. Е.  Организация летнего отдыха детей и подростков : учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 166 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06307-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513038 :              .
Юрайт, 2023
 
Л2.2
Кулаченко, М. П.
Кулаченко, М. П.  Основы вожатской деятельности : учебник для вузов / М. П. Кулаченко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 473 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15285-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488183 
Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Сафина А.М.
Образовательные квесты и кейс - технологии в педагогике [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов педагогического университета / сост. А.М. Сафина, Р.Р. Хуснутдинова, Г.М. Хафизова, Л.В. Рахматуллина, М.М. Гумерова; под ред. А.М. Сафиной .— Н.Челны : НГПУ, 2019 .— 55 с. URL:http://bibl:81/books/Труды преподавателей/Образовательные квесты и кейс - технологии в педагогике_Сафина АМ.pdf 
Н.Челны: НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Методические рекомендации по организации и проведению КТД. -URL: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomiendacii-po-organizacii-i-provedeniyu-ktd-kollektivnih-tvorcheskih-del-v-shkole-568293.html
 
Э2
Методические рекомендации старшего вожатого в образовательной организации. - URL:https://рдш.рф/uploads/25/0def1f589ca8172c88d961828e9c1a.pdf
 
Э3
Технология массового  мероприятия. -URL:  https://lib.1sept.ru/article.php?ID=200700613
 
Э4
Федеральный закон об основных  гарантиях ребенка. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
 
Э5
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - официальный текст -

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148995/

 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
 
стр. 8
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы.

Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 И и ИЯ 182 гр..plx
 
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный,рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.