Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Гумерова М.М.
ции
Э4
Э1
Э4
Э3
Э3
Э4
Э4
Э4
Э4
Э2
Э3
Э4
Э4
Э3
Э4
Э3
Э3
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы и задания для подготовки к зачёту
1. Понятие "поликультурное образование"
2.Цели, задачи и содержание, отличающие поликультурный подход от традиционного образования и интернационального
3.Психолого-педагогические основания поликультурного подхода в сфере общего образования: механизм культуроосвоения (термин В.В. Давыдова) как основа национального и поликультурного образования.
4.Объективные предпосылки этого механизма, процессы, обеспечивающие механизм культуроосвоения, факторы и условия, способствующие его развитию (анализ трудов С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева и др.).
5.Концепция поликультурного образования Д. Бэнкса как основа технологии поликультурного образования;
6.Образовательная модель реализации поликультурного подхода в условиях современных образовательных организаций.
7.Методика взаимодействия педагога с обучающимися в условиях поликультурного образовательного пространства по принципу «поликультурного треугольника».
8.Характеристика трех этапов обучения: их цели, задачи, методы и приемы обучения, использовании межкультурного компонента в разных видах деятельности.
9.Использование местного регионального материала с целью реализации задач поликультурного образования.
10.Характеристика местного, поволжского материала (топонимика, сказки, предания и легенды, русский земледельческий календарь и др.) и методические рекомендации по его использованию в образовательной организации.
11.Методика поликультурного образования обучающихся на разных этапах обучения.
12.Определение поликультурного образования в современных научных исследованиях.
13.Роль и место поликультурного образования в зарубежной и отечественной практике.
14.Понятие механизма культуроосвоения как основы национального и поликультурного образования.
15.Психолого-педагогические основания поликультурного подхода в сфере общего образования (к проблеме преемственности обучения и воспитания).
16.Технологическая и образовательная модель реализации поликультурного подхода в условиях образовательной организации.
17.Методика взаимодействия педагога с обучающимися в условиях поликультурного образовательного пространства; принцип «поликультурного треугольника».
18.Педагогическое наследие педагогов-просветителей, общественных деятелей и мыслителей.
19.Демократизм и гуманизм педагогических идей учёных, мыслителей и педагогов прошлого и настоящего.
20.Прогрессивные взгляды мировых общественных деятелей на историческую миссию народов в развитии мировой культуры
21.Семья как хранитель опыта народной педагогики.
22.Традиции семейного воспитания.
23.Духовные ценности семьи.
24.Связь семьи с другими социальными институтами в деле современного воспитания детей на основе идей народной педагогики.
25.Управление процессом взаимодействия народной педагогики и современной школы в деле воспитания детей
26.Гуманизация и гуманитаризация школы в контексте этнопедагогического процесса.
27.Функции поликультурного образования в демократическом обществе.
28.Единство образования, воспитания, формирования личности в условиях поликультурной среды.
29.Возрождение, сохранение и приумножение уникального педагогического опыта народов в системе общего образования и в семье.
30.Поощрение и наказание в поликультурном воспитании.
Задание
Разработать технологическую карту внеклассного мероприятия по ознакомлению обучающихся с национальной культурой (возраст и тема по выбору обучающихся)
Тематика письменных сообщений
1.Концепция поликультурного образования Д. Бэнкса как основа технологии поликультурного образования;
2.Образовательная модель реализации поликультурного подхода в условиях современных образовательных организациях.
3.Методика взаимодействия педагога с обучающимися в условиях поликультурного образовательного пространства по принципу «поликультурного треугольника».
4.Использование местного регионального материала с целью реализации задач поликультурного образования обучающихся (привлекаются материалы поволжской топонимики, сказки, предания и легенды, русский земледельческий календарь и др.) и методические рекомендации по его реализации в образовательной организации.
5.Определение поликультурного образования в современных научных исследованиях и в зарубежной и отечественной практике (в работах В. Миттера, Т. Рюлькера, Д. Бэнкса и отечественных исследователей).
6.Роль и место поликультурного образования в зарубежной и отечественной практике (сравнить цели и содержание поликультурного образования с традиционным образованием и интернациональным воспитанием).
7.Механизм культуроосвоения (термин В.В. Давыдова) как основа национального и поликультурного образования обучающихся(анализ трудов С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева и др.).
8.Методика поликультурного образования обучающихся на разных этапах обучения.
9.Назидательные сказки как средство нравственного воспитания обучающихся.
10.Рациональное и иррациональное в средствах воспитания народов.
11.Методика взаимодействия педагога с детьми в условиях поликультурного образовательного пространства.
12.Формы работы с родителями в поликультурном образовательном пространстве в условиях ОО.
13.Технология поликультурного образования, образовательная модель реализации поликультурного подхода в условиях современных образовательных организаций.
15.Прогрессивные взгляды мировых общественных деятелей на историческую миссию народов в развитии мировой культуры.
При подготовке сообщений обучающимся необходимо выписать в тетрадь основные термины по теме сообщения.
Тематика эссе
1.Что случится, если не будет духовной культуры?
2.Ученые о поликультурном образовании.
3. Народная мудрость о воспитании
4.Формирование национального самосознания.
5.Как строить межэтнические отношения.
6.Этническая толерантность: пути формирования.
7.Народное воспитание в наследии педагогов-просветителей и педагогов-классиков.
8.Факторы формирования этнических стереотипов и установок обучающихся.
9.Измерение толерантности
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание сообщений; подготовка к выполнению учебно-творческих заданий.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплине «Поликультурное образование» проводится в форме текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Текущий контроль успеваемости проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
- на занятиях (учебно-творческие задания, эссе);
- по результатам выполнения индивидуальных заданий (письменные сообщения);
- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.
Все виды текущего контроля успеваемости осуществляются на практических занятиях.
Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков.
Процедура оценивания компетенций обучающихся основана на следующих стандартах:
1. Периодичность проведения оценки (на каждом занятии).
2. Многоступенчатость: оценка (как преподавателем, так и обучающимися группы) и самооценка обучающегося, обсуждение результатов и комплекса мер по устранению недостатков.
3. Единство используемой технологии для всех обучающихся, выполнение условий сопоставимости результатов оценивания.
4. Соблюдение последовательности проведения оценки: предусмотрено, что развитие компетенций идет по возрастанию их уровней сложности, а оценочные средства на каждом этапе учитывают это возрастание
Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости: письменные сообщения, учебно-творческое задание, эссе.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по дисциплине «Поликультурное образование» требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)в форме зачёта.
Зачёт проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачёта – устное собеседование. Оценка по результатам зачёта – «зачтено», «незачтено».
Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, формирование определенных профессиональных компетенций.
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.
Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине наиболее подходящих оценочных средств.
Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:
1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;
2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;
3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.
Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:
– по дифференциации информации;
– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;
- по структурированию информации;
– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.
Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачёте.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.