2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Современное русское словоизменение_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современное русское словоизменение
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
экзамен 5
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
85
85
85
85
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Глухова Ольга Петровна _________________
 
 
Современное русское словоизменение
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2023-2024 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании языковой личности,отвечающей всем требованиям, предъявляемым к педагогу-профессионалу, имеющий качественную подготовку в области грамматического строя русского языка, морфемной и словообразовательной структуре частей речи, умеющий свободно, ясно, правильно и выразительно излагать свои мысли в соответствии с коммуникативной ситуацией и поставленной целью.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать умение научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых факторов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на современные методы и технологии диагностики;  
1.4
научить обучающихся использовать возможности учебно-воспитательного процесса для проектирования системы психолого-педагогического сопровождения;
1.5
научно обосновывать собственную позицию при проведении исследовательской деятельности;
1.6
научить обучающихся использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета Современное русское словоизменение.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.2
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.1.3
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.4
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.1.5
Производственная педагогическая практика
2.1.6
Технологии начального литературного образования
2.1.7
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.1.8
Краеведение в начальной школе
2.1.9
Производственная культурно-просветительская практика
2.1.10
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.11
Профессиональная этика
2.1.12
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.13
Теория начального литературного образования
2.1.14
Технологии начального математического образования
2.1.15
Технологии начального языкового образования
2.1.16
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.17
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.18
Иностранный язык
2.1.19
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.20
Основы профессионально-педагогического общения
2.1.21
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.22
Теория начального математического образования
2.1.23
Теория начального языкового образования
2.1.24
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.25
Русский язык и культура речи
2.1.26
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.27
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.28
Экологическое образование младших школьников
2.1.29
Тренинг педагогического общения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Диагностика личностных и метапредметных результатов обучения
2.2.2
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Основы психодидактики и развивающего образования
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-4:      способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 
 
Знать:
 
основные лексико-грамматические явления и грамматические концепции изучаемого языка, основы самоанализа и самооценки собственной речи, культуры публичного выступления;
 
основные грамматические категории, национально-культурные особенности и реалии страны изучаемого языка, речевой этикет, основные единицы вербальной коммуникации, виды речевой деятельности;
 
речевые формулы и грамматические конструкции, наиболее часто употребляемые в различных ситуациях общения и взаимодействия, модели вербальной коммуникации;
 
 
Уметь:
 
отвечать на вопросы и задавать их в соответствии с целью и форматом диалога; передавать фактическую информацию, необходимую собеседнику для дальнейшего взаимодействия; принимать решение в соответствии с полученной в ходе диалога информацией; оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры; излагать вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом;
 
высказывать и обосновывать мнение и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры; определять жанр и структуру письменного документа в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом;
 
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога; представлять результаты обработки информации в письменном продукте нерегламентированной формы; создавать письменный документ, содержащий аргументацию за/против предъявленной для обсуждения позиции; определять цель и адресата письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности;
 
 
Владеть:
 
навыками коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме;
 
навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
 
моделями вербальной коммуникации, навыками ведения переписки на русском и иностранном языках, потенциалом невербальных средств коммуникации;
 
 
 
ОПК-5:      владением основами профессиональной этики и речевой культуры 
 
Знать:
 
основные категории педагогической этики и речевой культуры;
 
этические нормы и правила, регулирующие нормы родного языка;
 
этические требования и принципы к языку и речи;
 
 
Уметь:
 
соблюдать этику межличностного общения;
 
выявлять пути преодоления конфликта в образовательном процессе;
 
осуществлять рефлексию собственной педагогической деятельности;
 
 
Владеть:
 
отдельными навыками взаимодействия с соблюдением этических норм;
 
способами взаимодействия с субъектами образовательного процесса, социальными партнерами;
 
методами ведения дискуссии по социально-нравственной проблематике.
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов;
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процессасредствами преподаваемых учебных предметов;
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами  дисциплины основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов.
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов;
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов;
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов.
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов;
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами средствами преподаваемых учебных предметов;
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемых учебных предметов.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
главную цель и модели речевой коммуникации;
3.1.2
функции языка и речи;
3.1.3
основные единицы речевого общения;
3.1.4
основы профессиональной этики и речевой культуры;
3.1.5
теоретические основы  вербальных и невербальных средств взаимодействия с партнерами;
3.1.6
закономерности коммуникации, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;
3.1.7
основные аспекты профессиональной этики и речевой культуры;
3.1.8
теоретические основы обучения русскому языку для планирования и проведения занятий;
3.1.9
основные нравственные принципы профессиональной деятельности педагога;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать конструкции в различных  аспектах их содержания, формы и функций;
3.2.2
квалифицированно интерпретировать различные типы текстов;
3.2.3
оценивать языковые единицы с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей;
3.2.4
использовать знание языковых норм, типов и видов речевой коммуникации для создания на русском языке письменных и устных текстов;
3.2.5
вступать в коммуникацию в устной и письменной форме с учётом специфики нормативных, коммуникативных, этических аспектов устной и письменной речи;
3.2.6
использовать навыки профессиональной этики и речевой культуры;
3.2.7
использовать коммуникативно приемлемые стили делового общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с партнерами;
3.2.8
применять современные методики и технологии обучения русскому языку на разных уровнях и стадиях обучения;
3.2.9
использовать методы и приёмы обучения русскому языку для планирования и проведения занятий;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования вербальных и невербальных средств взаимодействия с партнерами;
3.3.2
жанрами письменной устной коммуникации в процессе профессионального взаимодействия на государственном языке;
3.3.3
коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами;
3.3.4
навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации;
3.3.5
навыками использования моделей речевой коммуникации;
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.3.6
навыками использования теоретических основ  вербальных и невербальных средств взаимодействия с партнерами;
3.3.7
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.8
умением  адекватно использовать языковые нормы при решении профессиональных задач;
3.3.9
навыками применения предметных знаний в образовательном процессе для достижения образовательных результатов;
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Словоизменение

 
1.1
Предмет и задачи словообразования как раздела науки в  русском языке /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
5
0
 
1.2
Морфемика как учение о минимальных значимых частях слова – морфемах /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
5
0
 
1.3
Семантика морфем /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
5
0
 
1.4
Морфемосочетаемость в современном русском языке /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
5
0
 
1.5
Морфонология морфем /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
5
0
 
1.6
Принципы и приемы морфемного анализа слова /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
5
0
 
1.7
Словообразовательная структура слова /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
5
0
 
1.8
Классификация морфем современного русского языка.

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
5
0
 
1.9
Словообразующие и формообразующие суффиксы.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
5
0
 
1.10
Вопрос о нулевых морфемах.

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
5
0
 
1.11
Морфонологические явления при словообразовании.

Корневая морфема. Свободные и связанные корни. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
5
0
 
1.12
Аффиксальные морфемы. Аффиксоиды и унификсы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
5
0
 
1.13
Аффиксальные морфемы, омонимия, синонимия и антонимия морфем.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
5
0
 
1.14
Словообразующие и формообразующие суффиксы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

9
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
5
0
 
 
Раздел 2. Дериватология как процесс словопроизводства

 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.1
Исторические изменения в деривационной структуре и морфемном составе слова /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-4 ОПК-5 ПК-4
5
0
 
2.2
Опрощение как историческое изменение в морфемной структуре слов. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-4 ПК-4
5
0
 
2.3
Усложнение как историческое изменение в морфемной структуре слов. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ПК-4
5
0
 
2.4
Переразложение как историческое изменение морфемной структуры слов. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ПК-4
5
0
 
2.5
Декорреляция как историческое изменение в морфемной структуре слов. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ПК-4
5
0
 
2.6
Словообразовательная производность. Слова с двоякой и взаимной мотивацией. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-4 ПК-4
5
0
 
2.7
Понятия словообразовательной пары, словообразовательного типа, словообразовательной категории. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-4 ПК-4
5
0
 
2.8
Понятия словообразовательной цепи, словообразовательной парадигмы, словообразовательного гнезда. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-4 ПК-4
5
0
 
2.9
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

9
ОК-4 ПК-4
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация                                            

См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД.  

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД.      
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков ; под редакцией П. А. Леканта
Современный русский язык : учебник для академического бакалавриата / П. А. Лекант, Е. И. Диброва, Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков ; под редакцией П. А. Леканта. — 5-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 493 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9883-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/431977: учебник для академического бакалавриата
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
В. Г. Костомаров [и др.] ; под редакцией В. Г. Костомарова, В. И. Максимова
Современный русский литературный язык в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / В. Г. Костомаров [и др.] ; под редакцией В. Г. Костомарова, В. И. Максимова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 352 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03997-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434345:  учебник для академического бакалавриата
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
А.М. Тарасов
Современный русский язык [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / авт.-сост. А.М. Тарасов .— Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019 .— 60 с. — Электронная версия печатной публикации находится в электронной библиотеке НГПУ.: учебно-методическое пособие 
Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ,, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э2
Электронная библиотечная система «Юрайт» 
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.6
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.7
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.8
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.9
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                           Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у 

 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                   Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

                                                     Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.                                  

                                                              Методические указания к экзамену

Экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к экзамену студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить обущающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к экзамену. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к экзамену и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на экзамен, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня экзамена. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.