2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Современный русский язык_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современный русский язык
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
экзамен 2, 5, 7, 8 зачет 3, 4, 6
Виды контроля  в семестрах:
экзамензачет
144
самостоятельная работа
574
аудиторные занятия
650
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
38 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
1368
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
6 (3.2)
7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
18
18 3/6
17 4/6
18
16 4/6
15 2/6
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
36
36
36
36
34
34
36
36
48
48
30
30
52
52
272
272
Практические
72
72
54
54
50
50
72
72
48
48
30
30
52
52
378
378
Итого ауд.
108
108
90
90
84
84
108
108
96
96
60
60
104
104
650
650
Кoнтактная рабoта
108
108
90
90
84
84
108
108
96
96
60
60
104
104
650
650
Сам. работа
36
36
90
90
96
96
144
144
84
84
84
84
40
40
574
574
Часы на контроль
36
36
36
36
36
36
36
36
144
144
Итого
180
180
180
180
180
180
288
288
180
180
180
180
180
180
1368
1368
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Глухова Ольга Петровна;кандидат филологических наук, доцент, Закиров Раиф Амирьянович _________________
 
 
Современный русский язык
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна 

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании способности использования специальных научных знаний для осуществления педагогической деятельности при реализации предмета «Русский  язык»; 
1.2
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
сформировать  целостное представление о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
1.5
1.6
сформировать представление о современном состоянии и тенденциях развития  современного русского языка;
1.7
сформировать навыки использования предметно-методических подходов при организации учебного занятия по русскому языку;
1.8
1.9
подготовить обучающихся к профессиональной деятельности учителя русского языка, ориентированной на решение основных задач школьного курса русского языка.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.2
Старославянский язык
2.1.3
Фольклор
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.2
Курсовая работа по литературе
2.2.3
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.4
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.5
Производственная  практика научно-исследовательская работа
2.2.6
Современная зарубежная литература
2.2.7
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.8
Современный литературный процесс
2.2.9
Теория и практика русской орфографии
2.2.10
Филологический анализ текста
2.2.11
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.12
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.13
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.14
Производственная преддипломная практика
2.2.15
Современная русская литература
2.2.16
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.17
Литература русского зарубежья
2.2.18
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.19
Основы этимологического анализа
2.2.20
Функциональная грамматика русского языка
2.2.21
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.22
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.23
Педагогическая риторика
2.2.24
Русский язык в условиях билингвизма
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные категории и понятия в аспекте формирования научного мировоззрения;
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения;
 
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения;
 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат для формирования научного мировоззрения; 
 
анализировать основные характеристики в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;
 
научно обосновывать собственную позицию при анализе, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по в аспекте формирования научного мировоззрения;
 
способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения;
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе, возникающих в учебно-воспитательном процессе;
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
Основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
Критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
Основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
Уметь:
 
Использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
Оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
Проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
Опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
 
Опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
научные достижения в вопросах  современного языкознания;   
3.1.2
результаты научных исследований в области межкультурной коммуникации
3.1.3
теорию проектирования,  конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии;
3.1.4
основные понятия о функциях языка, соотношении языка и мышления;
3.1.5
основные понятия о роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка;
3.1.6
грамматическое строение, значение и функциональную роль в речи  языковых единиц;
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.2.1
ориентироваться в современных научных направлениях  и парадигмах;
3.2.2
совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
3.2.3
демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития;
3.2.4
анализировать конструкции в различных  аспектах их содержания, формы и функций;
3.2.5
квалифицированно интерпретировать различные типы текстов;
3.2.6
оценивать языковые единицы с точки зрения нормативности их употребления, синонимических и стилистических возможностей;
3.2.7
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способностью  к самостоятельному обучению новым методам исследования;
3.3.2
навыками квалифицированного анализа результатов научных исследований;
3.3.3
навыками реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и  методологий;
3.3.4
основными методами лингвистического анализа,  системой основных понятий и терминов языкознания;
3.3.5
коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами;
3.3.6
умением  адекватно использовать языковые нормы при решении профессиональных задач.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Фонетика

 
1.1
Фонетика. Фонетическая транскрипция и ее компоненты. Фонетическое транскрибирование текста. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.2
Фонетика как раздел «Современного русского  языка».  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.3
Фонетические средства языка. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.4
Суперсегментные единицы языка. Суперсегментные признаки языка: ударение, интонация. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.5
Артикуляционная фонетика.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.6
Акустическая фонетика. Акустическая классификация звуков русского языка. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.7
Артикуляционная классификация звуков русского языка. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.8
Артикуляционная характеристика согласных звуков.    /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.9
Функциональная фонетика.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.10
Фонетический разбор слова. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.11
Чередования звуков. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.12
Акустическая фонетика. Акустические признаки звуков речи. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
2
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.13
Орфоэпия. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.14
Функциональная фонетика. Фонетические позиции. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.15
Графика. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.16
Фонематическое транскрибирование текста. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.17
Орфография. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.18
Фонемно-фонетический анализ слова. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.19
Фонетические чередования. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.20
Орфоэпические нормы в области гласных. Орфоэпические нормы в области согласных. Орфоэпические нормы заимствованных слов. Нормы ударения. Русское литературное произношение в его историческом развитии /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.21
Графика. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.22
Орфография. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.23
Функциональные стили современного русского языка. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.24
Фонетическая транскрипция. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.25
Классификация согласных по месту и способу образования, по соотношению шума и голоса, по отсутствию или наличию палатализации /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.26
Методы и приемы акустической фонетики. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.27
Система фонем современного русского языка. Состав гласных и согласных фонем. Система гласных фонем. Система согласных фонем. Вопрос о долгой небной звонкой мягкой фонеме <ж'>. Фонемный статус мягких заднеязычных. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.28
Синхронические и диахронические фонетические законы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.29
История русского литературного произношения и дальнейшие тенденции развития произносительных норм. Современные орфоэпические словари и справочники. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
2
0
 
1.30
/Экзамен/

Э3

36
2
0
 
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Раздел 2. Лексикология

 
2.1
Слово как основная единица языка /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.2
Лексическое значение. Типы лексических значений /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.3
Полисемия /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.4
Омонимия и паронимия /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.5
Виды омонимов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.6
Стилистическое использование омонимов и паронимов /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.7
Синонимия и антонимия /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.8
Виды антонимов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.9
Типы синонимов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.10
Стилистическое использование синонимов /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.11
Языковые и контекстуальные антонимы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.12
Стилистическое использование антонимов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.13
Лексика с точки зрения ее происхождения /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.14
Исконно русские слова /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.15
Старославянизмы в русской лексике /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.16
Фонетическое, грамматическое и семантическое освоение заимствованных слов /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.17
Лексика с точки зрения сферы ее употребления /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.18
Типы диалектизмов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.19
Современный молодежный сленг /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.20
Стилистическая дифференциация русской лексики /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.21
Разряды книжной лексики /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
3
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.22
Эмоционально-экспрессивная окраска слов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.23
Активная и пассивная лексика /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.24
Архаизмы. Историзмы /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.25
Стилистическое использование устаревшей лексики /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.26
Русская фразеология /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.27
Источники русской фразеологии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.28
Основные словари современного русского языка /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.29
Русская лексикография /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

16
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.30
Лексический анализ слов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
3
0
 
2.31
Стилистическое использование фразеологизмов /Ср/

Э3

4
3
0
 
 
Раздел 3. Словообразование

 
3.1
Предмет и задачи словообразования как раздела науки в современном русском языке /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.2
Морфемика как учение о минимальных значимых частях слова - морфемах /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.3
Морфемосочетаемость в современном русском языке /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.4
Морфонология морфем /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.5
Семантика морфем /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.6
Дериватология как процесс словопроизводства /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.7
Принципы морфемного анализа слова /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.8
Основные понятия словообразования /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.9
Словообразовательная структура слова /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.10
Синхрония и диахрония в словообразовании /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.11
Исторические изменения в деривационнной структуре и морфемном составе слова /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.12
Основные понятия словообразования /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.13
Виды семантических ограничений сочетаемости морфем /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.14
Расхождение отношений смысловой и формальной производности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.15
Принципы словообразовательного анализа слова /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.16
Морфонологические явления на стыке морфем /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.17
Синхрония и диахрония в словообразовании /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.18
Регулярность и продуктивность морфем /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.19
Омонимия и синонимия морфем и слов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.20
Морфонологические явления на стыке морфем /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.21
Приемы морфемного анализа слова /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.22
Расхождение отношений смысловой и формальной производности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.23
Роль изменений в развитии системы слов, морфем моделей словопроизводства /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.24
Словообразовательное и семантическое калькирование как особые способы деривации слов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.25
Словообразовательное гнездо. Потенциальные и окказиональные слова /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

24
ОК-1 ПК-4
4
0
 
3.26
Приемы словообразовательного анализа слова /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

24
ОК-1 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 4. Морфология

 
4.1
Морфология: система частей речи, система морфологических категорий, формообразование, функционирование морфологических форм. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
5
0
 
4.2
Из истории учения о частях речи. Появление учения о частях речи в русской грамматической литературе. Учет особенностей русского языка при анализе частей речи в «Грамматике» М.В. Ломоносова. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-1 ПК-4
5
0
 
4.3
Имя существительное в русском языке /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
5
0
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
4.4
Суффикс как показатель рода и суффиксальные вариантные формы рода. Колебания в согласовании по роду. Семантико-стилистические и словообразовательные особенности имен существительных «общего» рода. Родовая вариантность в заимствованных именах существительных. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-1 ПК-4
5
0
 
4.5
Имя прилагательное в русском языке /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
5
0
 
4.6
Функционирование несклоняемых имен прилагательных в современном русском языке. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

14
ОК-1 ПК-4
5
0
 
4.7
Имя числительное. Общая характеристика /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
5
0
 
4.8
Категория рода в именах числительных.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-1 ПК-4
5
0
 
4.9
Местоимение как часть речи /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
5
0
 
4.10
Проблема местоимений как части речи в трактовке лингвистов. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОК-1 ПК-4
5
0
 
4.11
Динамический и синтаксический подход к частям речи в трудах А.А. Потебни. Морфологическая классификация слов в работах Ф.Ф. Фортунатова. Разносторонний подход к характеристике частей речи в учении А.А. Шахматова. Поиск реальной классификации частей речи в очерке Л.В. Щербы. Учение В.В. Виноградова о частях речи. Динамика частей речи. Учение о частях речи в трактовке отечественных лингвистов (19-20вв.). Становление терминологии частей речи в русистике. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

30
ОК-1 ПК-4
5
0
 
4.12
Парадигматический и синтагматический подходы к падежному значению. Изменение основы при склонении имен существительных. Исторические колебания окончаний в формах родительного падежа множественного числа. Дефектные числовые парадигмы имен существительных различных лексико-грамматических разрядов. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

30
ОК-1 ПК-4
5
0
 
4.13
Следствия перехода относительных прилагательных в качественные. Переход притяжательных прилагательных в разряд относительных и качественных. Переход притяжательных прилагательных в разряд относительных и качественных. Функциональные омонимы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

28
ОК-1 ПК-4
5
0
 
4.14
Категория числа в именах числительных. Категория падежа в именах числительных.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

28
ОК-1 ПК-4
5
0
 
4.15
Согласование местоимений по роду. Категория числа в местоимениях. Категория падежа в местоимениях. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

28
ОК-1 ПК-4
5
0
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
4.16
Глагол как часть речи /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
5
0
 
4.17
Словообразующий и формообразующий глагольные ряды. Основные типы суффиксального видообразования. Неморфемное выражение видовых различий. Вид в заимствованных глаголах.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-1 ПК-4
5
0
 
4.18
/Экзамен/

Э3

36
5
0
 
4.19
Наречие как часть речи /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
6
0
 
4.20
Словообразование наречий. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
6
0
 
4.21
Категория состояния (безлично-предикативные слова) /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
6
0
 
4.22
Категория состояния в трактовке ученых. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
6
0
 
4.23
Модальные слова как особая часть речи /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
6
0
 
4.24
Функционирование модальных слов в речи. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
6
0
 
4.25
Служебные части речи. Предлог /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
6
0
 
4.26
Союз как служебная часть речи /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
6
0
 
4.27
Продуктивные явления в сфере союзной лексики. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
6
0
 
4.28
Частица как служебная часть речи /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
6
0
 
4.29
Синкретизм как специфическое свойство частиц. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
6
0
 
4.30
Междометия и звукоподражательные слова /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
6
0
 
4.31
Разряды междометий. Знаки перпинания при междометиях и звукоподражательных словах. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
6
0
 
стр. 12
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
4.32
Грамматическое содержание и определение категории времени в русском языке. Грамматическое содержание и определение категории наклонения. Синтаксический характер категории наклонения. Описательные способы выражения побуждения в современном русском языке. Грамматическое содержание форм сослагательного наклонения. Основные значения форм лица. Функции –ся у непереходных глаголов.  Способы глагольного действия в речи. Причины, влияющие на адъективацию всех морфологических типов причастий. Адъективация действительных причастий настоящего времени. Адъективация страдательных причастий. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-1 ПК-4
6
0
 
4.33
Пути образования наречий. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
6
0
 
4.34
Вопрос о категории состояния как о части речи в русском языкознании.   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОК-1 ПК-4
6
0
 
4.35
Разряды модальных слов по значению и функциям. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-1 ПК-4
6
0
 
4.36
Синонимия и антонимия служебных частей речи. Семантика предлога. Предлоги и приставки. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-1 ПК-4
6
0
 
4.37
Синонимия союзов. Союзы и слова других частей речи. Союзные слова.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОК-1 ПК-4
6
0
 
4.38
Частицы и их функции в речи. Частицы в системе частей речи.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОК-1 ПК-4
6
0
 
4.39
Функционирование междометий в речи. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОК-1 ПК-4
6
0
 
4.40
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

0
ОК-1 ПК-4
6
0
 
 
Раздел 5. Основные понятия синтаксиса

 
5.1
Современные синтаксические теории /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
7
0
 
5.2
Система синтаксических единиц /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
7
0
 
5.3
Синтаксические связи и отношения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
7
0
 
 
Раздел 6. Синтаксис слова и словосочетания.

 
6.1
Словосочетание и его отношение к слову и к предложению /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
7
0
 
6.2
Строение словосочетаний. Классификация по грамматическим типам /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
7
0
 
6.3
Синтаксические отношения между компонентами словосочетания /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
7
0
 
стр. 13
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
6.4
Классификация словосочетаний по степени спаянности компонентов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
7
0
 
 
Раздел 7. Синтаксис простого предложения

 
7.1
Предикативность как основной грамматический признак предложения.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
7
0
 
7.2
Семантическая завершенность. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
7
0
 
7.3
Простое двусоставное предложение.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
7
0
 
 
Раздел 8. Главные члены предложения

 
8.1
Виды членов предложения. Морфологизованные и неморфологизованные члены предложения.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
7
0
 
8.2
Типы и способы выражения подлежащего. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
7
0
 
8.3
Сказуемое. Семантика сказуемого.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
7
0
 
8.4
Типы сказуемых и способы их морфологического выражения.

Синтаксическая функция инфинитива /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-1 ПК-4
7
0
 
 
Раздел 9. Второстепенные члены предложения

 
9.1
Приосновные и присловные второстепенные члены предложения.

     

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
7
0
 
9.2
Определение, его виды и способы морфологического выражения. Приложение. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
7
0
 
9.3
Дополнение, его виды и способы морфологического выражения. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
7
0
 
9.4
Обстоятельство, его виды и способы морфологического выражения.

Синкретизм членов предложения. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-1 ПК-4
7
0
 
 
Раздел 10. Односоставное предложение

 
10.1
Структурные признаки односоставных предложений.   

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
7
0
 
10.2
Определенно-личные предложения.

Неопределенно-личные предложения. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
7
0
 
10.3
Обобщенно-личные предложения.

Безличные предложения. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
7
0
 
10.4
Инфинитивные предложения.

Номинативные предложения.    

Нечленимые предложения. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-1 ПК-4
7
0
 
 
стр. 14
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Раздел 11. Неполное предложение

 
11.1
Понятие о неполном предложении.

Типы неполных предложений.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
7
0
 
11.2
Контекстуальные и ситуативные неполные предложения.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
7
0
 
11.3
Эллиптические предложения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
7
0
 
11.4
Неполные предложения в диалогической речи /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-1 ПК-4
7
0
 
 
Раздел 12. Простое осложненное предложение

 
12.1
Понятие осложненного предложения. Предложения с однородными членами

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
7
0
 
12.2
Предложения с обособленными членами.

Обособленные согласованные определения.

Обособленные несогласованные определения.

Сравнительные обороты. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
7
0
 
12.3
Обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства.

Уточняющие и  пояснительные  члены предложения. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
7
0
 
12.4
Присоединительные члены предложения.

Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения.Вводные слова и сочетания слов. Значение вводных  конструкций. Вводные предложения.Вставные конструкции

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ОК-1 ПК-4
7
0
 
12.5
/Экзамен/

Э3

36
7
0
 
 
Раздел 13. Синтаксис сложного  предложения

 
13.1
Понятие о сложном предложении.

Сложное предложение как многоаспектная единица.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
8
0
 
13.2
Классификация сложных предложений. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
8
0
 
13.3
Сложноподчиненное предложение /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
8
0
 
13.4
Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
8
0
 
 
Раздел 14. Сложноподчиненные предложения. Нерасчлененные сложноподчиненные предложения.

 
14.1
Сложноподчиненные предложения с придаточными присубстантивно-атрибутивными.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
8
0
 
стр. 15
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
14.2
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительно-объектными. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
8
0
 
14.3
Сложноподчиненные предложения с придаточными выделительно объектными и присоединительно- объектными. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
8
0
 
14.4
Сложноподчиненные предложения местоименно-соотносительные. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
8
0
 
 
Раздел 15. Расчлененные сложноподчиненные предложения

 
15.1
Понятие о сложноподчиненных предложениях расчлененной  структуры.

Сложноподчиненные предложения   с придаточными  места.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
8
0
 
15.2
Сложноподчиненные предложения   с придаточными времени.

Сложноподчиненные предложения   с придаточными  условными.

Сложноподчиненные предложения   с придаточными  цели.

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
8
0
 
15.3
Сложноподчиненные предложения   с придаточными  сравнительными.

Сложноподчиненные предложения   с придаточными  причины.

Сложноподчиненные предложения   с придаточными  уступительными. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-1 ПК-4
8
0
 
15.4
Сложноподчиненные предложения   с придаточными  следствия.

Сложноподчиненные предложения   с придаточными  присоединительными. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
8
0
 
 
Раздел 16. Сложносочиненные предложения

 
16.1
Понятие о сложносочиненном предложении.

Грамматические средства связи частей ССП

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
8
0
 
16.2
Дифференциальные признаки сложносочиненных предложений однородного состава. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
8
0
 
16.3
Дифференциальные признаки предложений неоднородного состава. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
8
0
 
16.4
Классификация сложносочиненных предложений.

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
8
0
 
 
Раздел 17. Бессоюзные сложные предложения.

 
17.1
Бессоюзные сложные предложения

состава

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
8
0
 
17.2
Дифференциальные признаки бессоюзных сложных предложений однородного состава /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
8
0
 
стр. 16
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
17.3
Дифференциальные признаки бессоюзных сложных предложений неоднородного состава /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
8
0
 
 
Раздел 18. Многочленные сложные предложения

 
18.1
Многочленное сложное предложение

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
8
0
 
18.2
Уровни членения многочленного сложного предложения и иерархичность его структуры.

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
8
0
 
18.3
Многочленное сложносочиненное и многочленное бессоюзное сложное предложение /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
8
0
 
 
Раздел 19. Синтаксис текста.

 
19.1
Монологические и диалогические формы речи. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

8
ОК-1 ПК-4
8
0
 
19.2
Сложное синтаксическое целое. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
8
0
 
19.3
Диалогическое единство /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-1 ПК-4
8
0
 
19.4
Чужая речь. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-1 ПК-4
8
0
 
19.5
Экзамен по дисциплине "Современный русский язык"  /Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

36
ОК-1 ПК-4
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для подготовки к зачету (2 семестр)

См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД  

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД  
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
А. В. Глазков, Е. А. Глазкоа, Т. В. Лапутина, Н. Ю. Муравьева ; под редакцией Н. Ю. Муравьевой.
Современный русский язык : учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, , 2019. 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Князев, С. В. 
Современный русский язык. Фонетика: учебник для бакалавриата и магистратуры 
Москва : Издательство Юрайт,, 2016. 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Глухова О.П.
Практикум по современному русскому языку. Синтаксис [Электронный ресурс] : В 2 частях. Часть 2 
Набережные Челны : НГПУ,, 2019 .
 
стр. 17
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks
 
Э3
Электронная библиотечная система «Юрайт» 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.6
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.7
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.8
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.9
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                              Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

 
стр. 18
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
                                                          Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

                                                      

                                                         

                                                     Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В 

 
стр. 19
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                           

                                                               Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

                                                                                         

                                                    Методические указания к экзамену

Экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к экзамену студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить обущающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к экзамену. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к экзамену и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на экзамен, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня экзамена. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые 

 
стр. 20
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.