2022-2023_z49_03_01_СТвИВС_plx_Циклические виды спорта
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Физической культуры и спорта
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Циклические виды спорта
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
49.03.01 Физическая культура, профиль Спортивная тренировка в избранном виде спорта
 
зачет с оценкой 1
Виды контроля на курсах:
4
самостоятельная работа
314
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
0 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
328
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
314
314
314
314
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
328
328
328
328
 
 
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
_________________
 
 
Циклические виды спорта
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 940)
 
49.03.01 Физическая культура, профиль Спортивная тренировка в избранном виде спорта
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумеров Р.А.

Физической культуры и спорта
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сохранение и укрепление здоровья обучающихся, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
1.4
понимание социальной значимости прикладной физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;
1.5
знание научно - биологических, педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
1.6
формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;
1.7
овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте;
1.8
приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту;
1.9
приобретение обучающимися необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;
1.10
создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений;
1.11
совершенствования спортивного мастерства обучающихся – спортсменов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для изучения дисциплины необходимы знания, полученные обучающимися на предыдущем уровне образования: Физическая культура, ОБЖ
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организация и проведение комплексных спортивных мероприятий
2.2.2
Особенности организации и проведение спортивных соревнований по видам спорта
2.2.3
Построение общей и специальной физической подготовки спортсменов
2.2.4
Производственная практика. Педагогическая практика
2.2.5
Спортивная медицина
2.2.6
Спортивная морфология
2.2.7
Технологии обучения в сфере физической культуры и спорта
2.2.8
Безопасность жизнедеятельности
2.2.9
Периодизация многолетней спортивной подготовки спортсменов
2.2.10
Теория и методика детско-юношеского спорта
2.2.11
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.12
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.13
Методика обучения самообороне на основе спортивной борьбы
2.2.14
Организация физкультурно-оздоровительной работы в условиях спортивного лагеря
2.2.15
Производственная тренерская практика
2.2.16
Организация и проведение комплексных спортивных мероприятий
2.2.17
Производственная педагогическая практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-7: Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
 
стр. 4
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
УК-7.1: Умеет использовать средства и методы физической культуры, необходимые для планирования и реализации физкультурно - педагогической деятельности
 
УК-7.2: Демонстрирует необходимый уровень физических кондиций для самореализации в профессиональной деятельности
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.3: Владеет навыками проектирования мероприятий по поддержке безопасных условий жизнедеятельности при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, по сохранению природной среды; навыками оказания первой помощи
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
историю развития физической культуры и спорта;
3.1.2
научно-биологические и практические основы физической культуры;
3.1.3
основные компоненты здорового образа жизни;
3.1.4
влияния оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
3.1.5
способы контроля и оценки функционального состояния и уровня физического развития;
3.1.6
правила соблюдения техники безопасности при занятиях физической культурой
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
определять оптимальные и доступные средства физической культуры в здоровьесбережении;
3.2.2
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
3.2.3
применять в профессиональной деятельности опыт межличностных отношений, полученный в процессе занятий физической культурой;
3.2.4
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной физической культуры;
3.2.5
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических качеств (с выполнением установленных нормативов по общефизической, спортивной и профессионально-прикладной физической подготовке);
3.3.2
опытом использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Легкая атлетика

 
1.1
Техники бега на короткие дистанции: техника высокого и низкого старта, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
1.2
Выполнение специально-беговых упражнений: бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени, многоскоки /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
1.3
Техника бега на средние дистанции: техника высокого старта, распределние сил на дистанции, финиширование /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
1.4
Развитие быстроты в беге посредством ускорений на короткие дистанции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
стр. 5
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
1.5
Эстафетный бег /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
 
Раздел 2. Плавание

 
2.1
Техника безопасности на занятиях по плаванию /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
2.2
Статические и динамические упражнения.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
2.3
Упражнения для освоения опорного гребка.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
2.4
Круговая тренировка на развитие физических качеств  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
 
Раздел 3. Лыжные гонки

 
3.1
Обучение техники скользящего шага /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
3.2
Обучение техники поворотов на месте /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
3.3
Обучение техники попеременного двухшажного хода /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
3.4
Обучение техники подъемов, спусков и торможения на лыжах /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
 
Раздел 4. Плавание

 
4.1
Техника способа плавания «кроль на груди».  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
4.2
Техника способа плавания «кроль на спине».  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
 
Раздел 5. Легкая атлетика

 
5.1
Техника бега на длинные дистанции /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
стр. 6
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
5.2
Контрольное тестирование физической подготовленности в беге на 100 м и 2000-3000 м /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
5.3
Спортивная ходьба /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
 
Раздел 6. Плавание

 
6.1
Техника старта и поворота при плавании способом «кроль на груди».  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
 
Раздел 7. Лыжные гонки

 
7.1
Обучение техники перехода с хода на ход /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
7.2
Совершенствование техники попеременного двухшажного хода /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
 
Раздел 8. Плавание

 
8.1
Упражнения для совершенствования техники способа плавания «кроль на груди».  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
8.2
Техника старта и поворота при плавании способом «кроль на спине».  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
8.3
Техника спортивных способов плавания «Брасс на груди» «Брасс на спине». Упражнения для совершенствования техники способа плавания «брасс»  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
8.4
Техника старта и поворота при плавании способом «кроль на спине».  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
 
Раздел 9. Легкая атлетика

 
9.1
Скандинавская ходьба /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
9.2
Сдача контрольных нормативов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
 
Раздел 10. Плавание

 
стр. 7
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
10.1
Техника спортивных способов плавания «Брасс на груди» «Брасс на спине». Техника способа плавания «брасс».  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
10.2
Прикладное плавание.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
10.3
Техника спортивного способа плавания «Баттерфляй». Ознакомление.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
10.4
Прикладное плавание.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
10.5
Техника спортивных способов плавания «Брасс на груди» «Брасс на спине». Техника способа плавания «брасс».  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
 
Раздел 11. Лыжные гонки

 
11.1
Обучение техники одновременных ходов (бесшажный, одношажный,

двухшажный) /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
11.2
Обучение техники коньковых ходов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
 
Раздел 12. Плавание

 
12.1
Упражнения для совершенствования техники способа плавания «кроль на спине»  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
12.2
Круговая тренировка на развитие физических качеств  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
12.3
Упражнения для совершенствования техники способа плавания «Баттерфляй».  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
12.4
Приемы контрольных нормативов  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
 
Раздел 13. Лыжные гонки

 
13.1
Совершенствование техники одновременных ходов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
стр. 8
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
13.2
Совершенствование техники коньковых ходов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
УК-7.1 УК-7.2 УК-8.3
1
0
 
13.3
/ЗачётСОц/

4
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачету

1.Основные педагогические (дидактические) принципы, используемые в занятиях легкой атлетикой.

2.Педагогические основы беговых легкоатлетических видов (оздоровительные, образовательные, воспитательные).

3.Анализ техники бега на короткие дистанции.

4.Методика обучения бегу на короткие дистанции.

5.Анализ техники бега на средние дистанции.

6.Методика обучения бегу на средние дистанции.

7.Анализ техники бега на длинные дистанции.

8.Методика обучения бегу на длинные дистанции.

9.Анализ техники бега с препятствиями.

10.Методика обучения бега с препятствиями.

11.Методика обучения спортивной ходьбе.

12.Анализ техники спортивной ходьбы.

13.Тематика рефератов по лыжным гонкам

14.Классификация и терминология способов передвижения на лыжах, и их характеристика.

15.Развитие лыжного спорта в дореволюционной период в России.  

16.Участие советских лыжников в Олимпийских играх.  

17.Развитие лыжного спорта с 1917 по 1940 год.

18.Лыжный спорт в годы Великой отечественной войны.

19.Характеристика сил действующих на лыжника.

20.Место и значение лыжного спорта в системе физического воспитания.

21.Обувь, одежда и снаряжение для лыжника-гонщика.

22.Выбор лыжного инвентаря, уход лыжами и их ремонт, подготовка к соревнованиям.

23.Общая и групповая жеребьевка по лыжным гонкам. Положение о соревнованиях.

24.Виды лыжного спорта. Их характеристика.

25.Классификация соревнований по лыжным гонкам. Составление заявок на соревнование.

26.Игры на лыжах.

27.Строевые упражнения с лыжами и на лыжах. Переноска лыжного инвентаря.

28.Выбор и подготовка мест занятий на лыжах и материально-техническое обеспечение.

29.Методика развития выносливости у пловцов.

30.Методика развития быстроты и координационных способностей у пловцов.

31.Планирование тренировочного процесса пловцов различной квалификации в годичном цикле подготовки.

32.Структура и содержание тренировочного процесса в группах начальной подготовки (учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования) ДЮСШ.

33.Анализ соревновательной деятельности пловцов различных квалификационных групп.

34.Структура и содержание микроциклов квалификационных групп на этапах годичного цикла.

35.Методика самоконтроля пловцов.

36.Структура занятий по плаванию в I- IX классах общеобразовательной школы.

37.Методика обучения технике плавания кролем на груди начинающих пловцов.

38.Методика обучения технике плавания кролем на спине начинающих пловцов.

39.Методика обучения технике плавания технике плавания брассом начинающих пловцов.

40.Методика обучения технике плавания дельфином начинающих пловцов.

41.Круговая тренировка в подготовке пловцов.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Примерная тематика рефератов

Тематика рефератов по легкой атлетике

1. Легкоатлетические виды в системе физического воспитания и спорта.

2. Основные понятия и термины в теории и методике легкой атлетике.

3. Соревновательная деятельность в легкоатлетических видах.

4. История возникновения и развития легкой атлетики.

5. Легкая атлетика как вид спорта и средство физического воспитания.

6. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой.

7. Инвентарь и оборудование на занятиях легкой атлетикой.

8. Гигиена легкоатлета.

9. Интегральная подготовка легкоатлетов.

 
стр. 9
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
10. Значение легкой атлетики в физическом воспитании школьников.

Тематика рефератов по лыжным гонкам

1. Общая характеристика олимпийских видов лыжного спорта(- лыжные гонки; - лыжное двоеборье; - прыжки на лыжах с трамплина; - горнолыжный спорт; - биатлон; - фристайл; - сноубород.)

2. Эксплуатационные характеристики лыж, типы лыжных креплений, детали лыжной палки.

3. Требования к одежде и обуви лыжника-гонщика.

4. Общая характеристика лыжных мазей и парафинов.

5. Технология смазки лыж и нанесения парафина.

6. Классификация способов передвижения на лыжах: классические и коньковые лыжные ходы; переходы с хода на ход; способы подъемов; стойки спусков; способы торможений; способы поворотов в движении и на месте; преодоление неровностей.

7. Признаки деления лыжных ходов на классические и коньковые, одновременные и попеременные, а также с учетом количества шагов в цикле хода.

8. Понятие о классическом и свободном стилях передвижения.

9. Фазы формирования двигательного навыка и этапы обучения.

10. Словесные, наглядные и практические методы обучения.

11. Основные дидактические принципы обучения.

12. Особенности организации обучения способам передвижения на лыжах.

13. Специфичные требования к подготовке учебной площадки, учебной и тренировочной лыжни.

14. Взаимосвязь мест занятий по лыжной подготовке с этапами обучения.

15. Части урока, их содержание и примерная относительная продолжительность.

16. Требования к разработке плана-конспекта.

17. Начальное обучение владению лыжным инвентарем, ступающему и скользящему шагу, управлению лыжами, освоению со снежной средой.

18. Методика обучения технике передвижения на лыжах: классическим и коньковым ходам, переходам с одного хода на другой, способам подъемов, спусков, торможений, поворотов, преодоления неровностей.

19. Типичные ошибки при овладении попеременными и одновременными классическими и коньковыми лыжными ходами.

20. Последовательность обучения различным лыжным ходам, способам подъемов, спусков, торможений, поворотов.

Тематика рефератов по плаванию

1.Плавание в системе массовой физкультурно-оздоровительной работы.

2.Методика проведения занятий по плаванию с лицами старшего и пожилого возраста.

3.Методика спортивной подготовки ветеранов в спортивном плавании.

4.Оценка и определение эквивалентных результатов у ветеранов спортивного плавания.

5.Комплексный контроль за подготовленностью пловцов.

6.Этапный контроль в подготовке пловцов.

7.Текущий контроль за подготовленностью пловцов.

8.Оперативный контроль в тренировочном процессе пловцов.

9.Нормирование тренировочной нагрузки для пловцов различной квалификации.

10.Педагогический контроль за подготовленностью пловцов различной квалификации.

11.Особенности методики проведения тренировочных занятий с пловцами.

12.Динамика функционального состояния пловцов в годичном цикле тренировки.

13.Разработка тестов педагогического контроля за уровнем подготовленности пловцов различной квалификации.

15.Построение тренировочного процесса пловцов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям.

17.Динамика специальной работоспособности (соревновательном) периоде тренировки.

18.Скоростно-силовая подготовка пловцов.

19.Подготовка пловцов к марафонским дистанциям.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Алхасов, Д. С.
Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания. Легкая атлетика: учебное пособие для вузов / Д. С. Алхасов, А. К. Пономарев. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 300 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12402-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476623
Юрайт, 2021
 
стр. 10
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Димова, А. Л.
Базовые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания: учебник для вузов / А. Л. Димова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 428 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14068-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467745
Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Жданкина, Е. Ф.
Физическая культура. Лыжная подготовка: учебное пособие для вузов / Е. Ф. Жданкина, И. М. Добрынин ; под научной редакцией С. В. Новаковского. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 125 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10153-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472094 
Юрайт, 2021
 
Л2.2
Т. А. Завьялова 
Теория и методика избранного вида спорта: учебное пособие для вузов / Т. А. Завьялова [и др.] ; под редакцией С. Е. Шивринской. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07551-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472873
Юрайт, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и  спорту. http://lib.sportedu.ru/ 
 
Э2
Интернет-библиотека образовательных изданий. http://www.igHb.ru
 
Э3
Научная электронная библиотека журналов. http://www.elibrary.ru
 
Э4
Журнал «Теория и практика физической культуры».  http://www.lib.sportedu.ru/Press/TPFK/ 
 
Э5
Журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка». http://www.lib.sportedu.ru/Press/FKVOT/
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 11
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
7.1
1-130 Спортивный зал (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование: шведские стенки, гимнастические скамейки, баскетбольные щиты, волейбольная сетка, волейбольные стойк, вороты для мини-футбола, вороты для игры в ручной мяч, мячи волейбольные, мячи баскетбольные, мячи гандбольные, мячи футбольные, гимнастические палки, перекладины, маты. 
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством 

 
стр. 12
УП: z49.03.01_СТвИВС.plx
 
преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.