2022-2023_zm44_04_01 РЯЛ 2038 гр__plx_Теоретические и прикладные аспекты филологического исследования текста_Русский язык и литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теоретические и прикладные аспекты филологического исследования текста
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Русский язык и литература
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
85
85
85
85
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Кандидат филологических наук,            доцент,  Глухова Ольга Петровна _________________
 
 
Теоретические и прикладные аспекты филологического исследования текста
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Русский язык и литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании способности  применения современных коммуникативных технологий для академического и профессионального взаимодействия.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
1.4
изучить основные признаки текста, текстовые категории, текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней, а также разнообразие текстов, структурирующихся по определенным типологическим критериям;
1.5
создать чёткое представление о различных подходах к филологическому анализу текстов:
1.6
семиотическому, типологическому, философско-эстетическому, историческому, комплексному;
1.7
1.8
обучить студентов комплексному анализу художественных произведений различных жанров, рассматривая каждый текст как целостное и неразрывное единство формы и содержания, для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса. 
1.9
1.10
1.11
1.12
1.13
1.14
1.15
1.16
1.17
     
1.18
   
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Иностранный язык в профессиональной коммуникации
2.1.2
Информационные технологии в педагогической деятельности
2.1.3
Общее языкознание
2.1.4
Русский язык в профессиональной деятельности
2.1.5
Текстология
2.1.6
Теория литературы
2.1.7
Учебная ознакомительная практика
2.1.8
Учебная практика научно-исследовательская работа
2.1.9
2.1.10
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
2.2.5
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен реализовывать основные и дополнительные образовательные программы с использованием современных технологий 
 
ПК-1.3: Владеет современными методиками и технологиями организации и проектирования образовательного процесса на различных уровнях филологического образования 
 
 
УК-4: Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия
 
УК-4.1: Умеет выбирать на государственном и иностранном (-ых) языках коммуникативно приемлемые стили делового общения, вербальные и невербальные средства взаимодействия с партнерами
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
УК-4.2: Умеет использовать информационно-коммуникационные технологии при поиске необходимой информации в процессе решения различных коммуникативных задач на государственном и иностранном (-ых) языках
 
УК-4.3: Умеет вести деловую переписку, учитывая особенности стилистики официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном и иностранном (-ых) языках
 
УК-4.4: Умеет коммуникативно и культурно приемлемо вести устные деловые разговоры в процессе профессионального взаимодействия на государственном и иностранном (-ых) языках
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические основы  коммуникативно приемлемых стилей делового общения,
3.1.2
особенности информационно-коммуникационных технологий при поиске необходимой информации в процессе решения различных коммуникативных задач на государственном языке;
3.1.3
стилистику официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном языке;
3.1.4
особенности построения устного выступления и принципы ведения эффективной дискуссии  в процессе профессионального взаимодействия на государственном языке;
3.1.5
современные методики и технологии организации и проектирования образовательного процесса на различных уровнях филологического образования;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать теоретические основы  коммуникативно приемлемых стилей делового общения,
3.2.2
учитывать специфику  информационно-коммуникационных технологий при поиске необходимой информации в процессе решения различных коммуникативных задач на государственном  языке;
3.2.3
учитывать стилистику официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном языке;
3.2.4
учитывать особенности построения устного выступления и принципы ведения эффективной дискуссии в процессе профессионального взаимодействия на государственном языке;
3.2.5
применять современные методики и технологии для реализации основных и дополнительных образовательных программ с использованием современных технологий;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования коммуникативно приемлемых стилей делового общения, вербальных и невербальных средств взаимодействия с партнерами;
3.3.2
современными средствами информационно-коммуникационных технологий;
3.3.3
знаниями специфики жанров  письменной и устной коммуникации в академической сфере, в том числе в условиях межкультурного взаимодействия в объёме, достаточном для редактирования различных академических текстов;
3.3.4
стилистикой официальных и неофициальных писем, социокультурные различия в формате корреспонденции на государственном языке;
3.3.5
современными методиками и технологиями организации и проектирования образовательного процесса на различных уровнях филологического образования;
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Текст как объект филологического анализа

 
1.1
Основные подходы к изучению текста: лингвоцентричный, текстоцентричный, антропоцентричный, когнитивный /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
1.2
Текст как структурно-семантическое образование. Структурная организация текста. Проблема членимости текста. Различные виды членимости.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
1.3
Описание, повествование, рассуждение в структуре текста /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
1.4
Семантическая организация текста. Основные аспекты изучения семантики текста /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
1.5
Основные признаки текста. Целостность, связность и ее виды. Завершенность, анторопоцентричность, социологичность текста. Единство внешней и внутренней формы текста /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
1.6
Развернутость, последовательность, напряженность, интерпретируемость текста /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
1.7
Концептуальное и эмотивное пространство текста /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
1.8
Текст в культурном пространстве языкового социума. Культурная насыщенность текста /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
1.9
Отражение в тексте кодов культуры этноса: мифов, символов, эталонов, стереотипов, ритуалов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
1.10
Текстовые категории, характеризуемые как лингвистические универсалии: человек, пространство, время /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
1.11
А.И. Герцен: особенности пространственной организации. Система пространственных координат текста /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
 
Раздел 2. Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней

 
2.1
Текст в системе языковых уровней. Проблема выделения уровней и единиц текста.Эстетически значимые средства языка /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
2.2
Слово и образ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
2.3
Внутренняя форма слова и фразеологизма /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
2.4
Образные средства языка и языковые средства создания художественного образа /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
2.5
Использование изобразительных средств в художественных произведениях /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
2.6
Устаревшие, разговорные и просторечные слова и фразеологизмы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

3
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
стр. 6
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
2.7
Фигуры как явление системы языка и речи /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
2.8
Пародия. Стилизация. Остроумие /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
2.9
Средства сатиры и юмора /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
 
Раздел 3. Специфика филологического анализа художественного текста

 
3.1
Отличие филологического анализа от литературоведческого. Косвенная номинация как способ варьирования лирической темы. А.С. Пушкин "Зимний вечер" /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
3.2
Комплексный филологический анализ стихотворного текста. Звуковая организация. Лексико-семантический, морфологический, синтаксический уровни стихотворного текста /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
3.3
Методы и приемы анализа прозаического текста. Соотношение речевых структур в прозаическом тексте. Структура повествования. А.П. Чехов "Степь" /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
3.4
Семантические противопоставления-оппозиции в структуре прозаического текста. Л.Н. Толстой "Кавказский пленник" /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
3.5
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

9
ПК-1.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-4.4
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Текст как объект филологического исследования

2.Текстоцентризм в современном гуманитарном знании.

3.Текст как объект лингвистического анализа.

4.Текст как объект стилистического анализа.

5.Особенности стилистического анализа разных текстов.

6.Текст как объект литературоведческого анализа

7.Основные параметры текста как  объекта литературоведческого анализа

8.Типы художественных текстов. Проблемы комментирования и декодирования

9.Принципы и приемы целостного анализа литературного произведения

10.Художественный текст как содержательная целостность

11.Художественный текст и проблемы композиции

12.Система персонажей. Конфликт и характер

13.Структура повествования. Автор и читатель.

14.Художественное время. Текстовая категория время.

15.Основные аспекты изучения текста.

16.Основные признаки текста.

17.Текстовые категории.

18.Экспрессивно-эстетические ресурсы  фонетического уровня языка.

19.Экспрессивно-эстетические ресурсы морфологического уровня языка.

20.Экспрессивно-эстетические ресурсы лексико-семантического уровня языка.

21.Экспрессивно-эстетические ресурсы синтаксического уровня языка.

22.Особенности языковой организации стихотворных текстов.

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
23.Методика комплексного анализа поэтического текста.

24.Особенности языковой организации прозаических текстов.

25.Анализ структуры прозаического текста.

26.Организация драматургического текста.

27.Методы и приемы анализа драматического текста.

28.Роль экстралингвистиечских сведений в анализе текста.

29. Ключевые слова художественного текста.

30. Формальная структура художественного текста (прагматическое членение)

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы эссе

1.Пространство и время в искусстве как реальности «второго ряда».

2.«Пейзажное мышление» в литературе.

3.Пространство цивилизации в пространственной модели художественного мира.

4.Мистика пространства в литературе.

5.Онейрические пространства.

6.Проблемы комплексного анализа текстов.

7.Анализ прозаических текстов.

8.Комплексная схема анализа современных поэтических текстов.

9.Схема анализа драматургических текстов.

10.«Архетип» как инструмент исследования текста.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД                                            
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Маслова, В. А. 
Лингвистический анализ текста. Экспрессивность : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. А. Маслова ; под редакцией У. М. Бахтикиреевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5534-06246-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441274 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
А. В. Глазков, Е. А. Глазкоа, Т. В. Лапутина, Н. Ю. Муравьева ; под редакцией Н. Ю. Муравьевой.
Современный русский язык : учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, , 2019. 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Маслова, В. А. 
Лингвокультурология. Введение  ,  (Бакалавр и магистр. Академический курс). —  Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — :  учебное пособие для бакалавриата и магистратуры 
Москва : Издательство Юрайт, 2019. 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ.
 
Э2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. 
 
Э3
  Электронная библиотечная система «Юрайт» 
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                                                                     Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 

                                                                                                       Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

                                                          

                                                                                                 Методические указания к самостоятельной работ

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются 

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                                                                         Методические указания к экзамену  

Экзамены, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к экзамену студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Экзамен призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к экзамену студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к экзамену. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к экзамену и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на экзамен, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня экзамена. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения экзамена.

За отведенное на экзамене время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.