2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Техника речи_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Техника речи
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
       Кандидат филологических наук,            доцент, Глухова Ольга Петровна _________________
 
 
Техника речи
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева К.А.

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины  заключается в формировании грамотной, логической, лексически и интонационно богатой, живой и образной речи.
1.2
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
1.5
отработать технику речи,систему технологических приемов дыхания, голосообразования, дикции;
1.6
сформировать навыки правильного произношения; 
1.7
привить навыки определения качества нарушений устной  речи.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.2
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.3
Иностранный язык
2.1.4
Литература с основами литературоведения
2.1.5
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.6
Логопедия (Дислалия)
2.1.7
Общая педагогика
2.1.8
Современный русский язык
2.1.9
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
2.1.10
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.11
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.12
татарская литература
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Клиника интеллектуальных нарушений
2.2.2
Логопедия (Ринолалия)
2.2.3
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.4
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
2.2.5
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.2.6
Психопатология
2.2.7
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.8
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.9
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.2.10
Курсовая работа по модулю 7
2.2.11
Логопедия (Алалия)
2.2.12
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.13
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.14
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.15
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.16
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.17
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.18
Тренинг педагогического общения
2.2.19
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.20
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.21
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.22
Производственная преддипломная практика
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.23
Онтогенез речевой деятельности
2.2.24
Основы генетики
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-2: готов совершенствовать свою речевую культуру
 
Знать:
 
основы профессиональной этики и речевой культуры
 
основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры
 
методологические основания профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Уметь:
 
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры
 
выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации
 
систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Владеть:
 
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры
 
навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации
 
навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры
 
 
 
ОК-5: способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия
 
Знать:
 
основы коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка
 
методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка
 
 
Уметь:
 
вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия 
 
использовать закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка
 
определять методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка
 
 
Владеть:
 
навыками соблюдения культуры общения для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
навыками установления коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
моделями вербальной коммуникации, навыками ведения переписки на русском и иностранном языках, потенциалом невербальных средств коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
 
 
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
основные проявления нарушений устной  речи
 
основные виды нарушений речи
 
методологию педагогических исследований, проблемы речевого и физического развития ребенка с речевым нарушением, основные закономерности психического развития ребенка с речевыми нарушениями, психологические параметры дизонтогенеза    
 
 
Уметь:
 
определять качество нарушений устной  речи
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
определять вид нарушения
 
создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную   среду для объективного исследования речевого развития ребенка, определять уровень и вид  нарушения устной  речи  ребенка                                
 
 
Владеть:
 
способностью определять нарушение устной  речи 
 
способностью выделять вид и форму дисграфии; способами исследования речевого статуса, психического и физического развития ребенка, методиками проведения квалифицированного диагностического обследования с целью выявления состояния у детей с речевыми нарушениями
 
способностью обследования ребенка с дисграфией и определения вида нарушения речи
 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
этиологию нарушений речи
 
морфофункциональные особенности организма в норме и у лиц с речевыми нарушениями
 
этиопатогенез слухоречевых и нервно-психических расстройств; схемы составления и изучения истории болезней
 
 
Уметь:
 
определять направления исследовательской деятельности
 
определять методики проведения исследовательской деятельности
 
находить пути проведения исследовательской деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками применения различных методов исследования в логопедической практике и  различных методик исследовательской деятельности
 
навыками проведения  исследовательской деятельности на основе дефектологических, педагогических, психологических  знаний
 
навыками исследовательской деятельности в области  речевых нарушений
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
языковые нормы;
3.1.2
основные критерии оценки речевой культуры;
3.1.3
нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;
3.1.4
типы и виды речевой коммуникации;
3.1.5
закономерности коммуникации  для решения задач профессионального общения,  межличностного и межкультурного взаимодействия;
3.1.6
основные требования к различным жанрам устной и письменной коммуникации на русском  языке для решения задач профессиональной деятельности;
3.1.7
основные проявления нарушений устной  речи,
3.1.8
основные виды нарушений речи;
3.1.9
методологию педагогических исследований; проблемы речевого и физического развития ребенка с речевым нарушением;
3.1.10
основные закономерности психического развития ребенка с речевыми нарушениями, психологические параметры дизонтогенеза    
3.1.11
современные методы и технологии обучения;
3.1.12
современные методы и технологии диагностики;
3.1.13
способы оценивания  результатов обучения
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать знания языковых норм;
3.2.2
применять основные критерии оценки речевой культуры;
3.2.3
использовать нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;
3.2.4
применять типы и виды речевой коммуникации;
3.2.5
вступать в коммуникацию в устной и письменной форме с учётом специфики нормативных, коммуникативных, этических аспектов устной и письменной речи;
3.2.6
применять  технологии профессиональной коммуникации в устной и письменной формах на русском языке;
3.2.7
определять качество нарушений устной  речи,
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.2.8
определять вид нарушения;
3.2.9
создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную   среду для объективного исследования речевого развития ребенка; определять уровень и вид  нарушения устной  речи  ребенка     
3.2.10
определять направления исследовательской деятельности;
3.2.11
определять методики проведения исследовательской деятельности;
3.2.12
находить пути проведения исследовательской деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования  языковых норм;
3.3.2
основными критериями оценки речевой культуры;
3.3.3
нормативными, коммуникативными, этическими аспектами устной и письменной речи;
3.3.4
навыками использования типов и видов речевой коммуникации;
3.3.5
навыками применения закономерностей коммуникации  для решения задач профессионального общения,  межличностного и межкультурного взаимодействия;
3.3.6
навыками применения основных требований к различным жанрам устной и письменной коммуникации на русском  языке для решения задач профессиональной деятельности;
3.3.7
способностью определять нарушение устной  речи,
3.3.8
способностью выделять вид и форму дисграфии; способами исследования речевого статуса, психического и физического развития ребенка; методиками проведения квалифицированного диагностического обследования с целью выявления состояния у детей с речевыми нарушениями;
3.3.9
способностью обследования ребенка с дисграфией и определения вида нарушения речи
3.3.10
применением различных методик исследовательской деятельности;
3.3.11
навыками проведения исследовательской деятельность на основе лингвистических, педагогических и психологических  знаний;
3.3.12
навыками исследовательской деятельности в области  языкознания
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Речевая коммуникация

 
1.1
Коммуникация как специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Речевая деятельность и ее виды /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
1.2
Невербальный аспект речевой коммуникации /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
 
Раздел 2. Речевая норма и культура речи

 
2.1
Понятие речевой нормы. Типы норм русского языка. Основные критерии культуры речи /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
2.2
Грамматические и лексические нормы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
 
Раздел 3. Техника речи и речевая выразительность

 
3.1
Звуковая сторона устной речи /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
3.2
Произносительный аппарат человека /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
3.3
Процесс речеобразования /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
3.4
Функциональные области речеобразования. Дикция. Методика тренировки артикуляторных мышц. Голос. Интонация /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.5
Методика и практика работы над речевым дыханием и голосом. Формирование правильного полного вдоха и правильного фонационнного выдоха. Формирование носового дыхания /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

8
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
3.6
Самомассаж. Косвенные упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

8
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
 
Раздел 4. Орфоэпические нормы русского языка

 
4.1
Правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
4.2
Гласные звуки. Работа над ударением в слове. Согласные звуки /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
4.3
Работа над ударением в слове /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
4.4
Работа над гласными и согласными звуками /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

6
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
4.5
Работа с текстом /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

6
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
 
Раздел 5. Речевые тактики

 
5.1
Речевые приемы, позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации. Речевые ходы Т.А. ван Дейка /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
5.2
Использование речевых тактик в диалогическом общении /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
5.3
Зачет по курсу "Техника речи" /Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОК-2 ОК-5 ПК-5 ПК-8
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД        

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД                                                          
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Арбатская О. А. 
Русский язык и культура речи: Практикум : учебное пособие для вузов / О. А. Арбатская. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 123 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08869-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442324
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Козырев, В. А.  
Русский язык и культура речи. Современная языковая ситуация: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры /
Москва : Издательство Юрайт,, 2019. 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
:О. П. Глухова 
Методические указания к самостоятельным работам студентов по дисциплине Б1.В.ДВ.03.01 «Техника речи» вариативной части дисциплин по выбору Модуля 9. Методики обучения детей с нарушениями речи 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование : Методические указания к самостоятельным работам студентов 
Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ,, 2019 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks
 
Э3
Электронная библиотечная система «Юрайт» 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.6
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.7
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.8
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.9
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-100а  Помещение для самостоятельной работы  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                              Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и 

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                       Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

                                                        

                                                             Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется 

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

                                                               Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.