2022-2023_z44_03_01 НО 2241_ 2244_plx_Теория литературы и практика читательской деятельности_Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория литературы и практика читательской деятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
экзамен 3 зачет с оценкой 3
Виды контроля на курсах:
экзамен 
13
самостоятельная работа
273
аудиторные занятия
38
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
9 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
324
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
30
30
30
30
Итого ауд.
38
38
38
38
Кoнтактная рабoта
38
38
38
38
Сам. работа
273
273
273
273
Часы на контроль
13
13
13
13
Итого
324
324
324
324
 
 
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Грахова Светлана Ивановна _________________
 
 
Теория литературы и практика читательской деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся литературоведческие знания, необходимые им для формирования читательской компетенции и организации самостоятельной читательской деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
дать углубленное представление о ключевых понятиях, необходимых для анализа и интерпретации литературного текста;
1.4
обосновать категории читательской компетенции младшего школьника;
1.5
определить педагогические условия формирования читательской компетенции и организации самостоятельной читательской деятельности младших школьников;
1.6
совершенствовать и углублять знания о принципах изучения литературного произведения;
1.7
углублять знания о методах и методике литературоведческого исследования;
1.8
развивать творческий потенциал будущего учителя и формировать навыки самостоятельного критического мышления.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика обучения математике в начальной школе с практикумом
2.1.2
Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом
2.1.3
Основы естествознания и обществознания в начальной школе
2.1.4
Психология воспитательных практик
2.1.5
Теория и технологии начального математического образования
2.1.6
Теория и технологии начального языкового образования
2.1.7
Учебная практика  по естествознанию
2.1.8
Учебная практика по теории и технологиям начального образования
2.1.9
Методика и технологии обучения в начальной школе
2.1.10
Технологии цифрового образования
2.1.11
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Вариативность образования в предметных областях в начальной школе (математика и информатика,  русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.2
Географическое образование младших школьников
2.2.3
Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.4
Искусство и технология в начальной школе
2.2.5
Курсовая работа по "Методике преподавания в начальной школе по областям"
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
2.2.8
Организация дополнительного образования в начальном общем образовании
2.2.9
Основы профессионально-педагогического общения
2.2.10
Работа с одаренными детьми
2.2.11
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
2.2.12
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.13
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.14
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.2.15
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.2.16
Экологическое образование младших школьников
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
стр. 4
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
сущность следующих понятий: чтение, читательская деятельность; тип правильной читательской деятельности; основные виды чтения, чтение-общение; обучение чтению; методика обучения чтению; наука становления личности средствами чтения-общения; теория методики обучения чтению; современные технологии обучения чтению; детская книга; читательская самостоятельность; читательская культура; логика правильной читательской деятельности; учебный материал для овладения типом правильной читательской деятельности;
3.1.2
теоретические основы и современные технологии (в т.ч. и цифровые) осуществления начального литературного образования и формирования у младших школьников читательской самостоятельности;
3.1.3
особенности УМК по литературному чтению, соответствующих требованиям ФГОС НОО и используемых в практике различных образовательных учреждений;
3.1.4
особенности осуществления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся средствами предмета «Литературное чтение» на ступени начального общего образования;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать на уроках литературного чтения современные педагогические технологии (в т.ч. цифровые) с учетом особенностей образовательного процесса на ступени начального общего образования;
3.2.2
соотносить учебную задачу в области обучения литературному чтению и форму организации учебной деятельности младших школьников по выполнению этой задачи;
3.2.3
использовать возможности образовательной среды для формирования у младших школьников универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на уроках литературного чтения;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами диагностирования уровня литературного развития младших школьников для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса обучения литературному чтению на ступени начального общего образования;
3.3.2
способностью реализовывать теоретические основы и технологии начального (в т.ч. цифровые)литературного образования и формирования у младших школьников читательской самостоятельности;
3.3.3
способностью разрабатывать педагогические технологии обучения (в т.ч. цифровые) младших школьников литературному чтению с учетом особенностей образовательного процесса на ступени начального общего образования.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА

 
1.1
Родовидовая классификация произведений народной поэзии. Родовидовая классификация произведений художественной литературы   /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
1.2
Специфические особенности литературы как вида искусства и ее социально-эстетические функции. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
1.3
Малые жанры фольклора /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
1.4
Народная сказка /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
1.5
Былинный эпос /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
1.6
Эпос: виды и жанры /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
1.7
Лирика: тематические группы и жанры /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
1.8
Драма: виды и жанры /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
 
Раздел 2. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЦЕЛОЕ 

 
2.1
Уровни художественной структуры произведения  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
2.2
Уровень содержания /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
2.3
Уровень внутренней и внешней формы (художественная речь) /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
2.4
Уровень содержания: система образов. Типы художественной образности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
2.5
Сюжет произведения. Анализ сюжета произведения  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
2.6
Пространственно-временная организация художественного мира /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
2.7
Семантическая организация художественной речи /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
2.8
Система стихосложения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
2.9
Звуковая организация художественной речи /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
2.10
Строфика /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
2.11
Русская народная словесность /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
2.12
Системное строение литературного произведения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
2.13
Художественный мир произведения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
2.14
Текст художественного произведения. Специфика художественной речи. Поэзия и проза /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
2.15
Фонетика художественной речи. Графическая форма литературного произведения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
2.16
Лексический уровень художественного произведения. Художественное значение грамматических элементов /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
2.17
Основы стиховедения. Меир и ритм. системы стихосложения. рифма. Строфа /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
стр. 7
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
2.18
Аналитическая работа с источниками /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
 
Раздел 3. ПРАКТИКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ

 
3.1
Общие принципы анализа художественного произведения. Алгоритмы анализа призведений разных жанров /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
3.2
Анализ фольклорных жанров /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
3.3
Анализ и нтерпретация ЛХП /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
3.4
Методы и приёмы анализа художественного произведения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
3.5
Приёмы изучения литературного произведения в начальной школе /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
3.6
Анализ народных сказок  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
3.7
Анализ былинного эпоса /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

5
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
3.8
Анализ народной лирики /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
3.9
Анализ эпических произведений /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
3.10
Анализ лирических произведений /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
стр. 8
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
3.11
Анализ драматических произведений /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
3.12
Анализ фольклорных произведений по заданию педагога /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
3.13
Анализ эпических произведений по заданию педагога /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
3.14
Анализ лирических произведений по заданию педагога /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
3.15
Анализ произведений сценарного типа по заданию педагога /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
3.16
Анализ и интерпретация. Интерпретирующая деятельность в начальных классах /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
3.17
Образ человека в литературе и способы его анализа /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
3.18
Школьный литературный анализ художественного произведения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
3.19
Приемы и технологии школьного литературного анализа /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
 
Раздел 4. РАБОТА С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ

 
4.1
Литературный текст и его читатель. Литературоведческие и методические основы организации читательской деятельности /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
4.2
Детская литература и круг чтения младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
4.3
Восприятие литературных текстов младшими школьниками /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
стр. 9
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
4.4
Подготовительный этап обучения работе с детской книгой /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
4.5
Начальный этап обучения работе с детской книгой /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
4.6
Основной этап обучения работе с детской книгой /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
4.7
Типология уроков чтения и анализа детских произведений /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
4.8
Детская книга как учебный материал. Круг чтения младших школьников и принципы его формирования /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
4.9
Система формирования читательской самостоятельности младших школьников /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
4.10
Методические принципы организации работы с детской книгой /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
4.11
Приемы работы с детской книгой /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
4.12
Целостный анализ литературного текста и читательские умения младших школьников /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
4.13
Литературные игры (в т.ч. цифровые) как прием работы с детской книгой /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
4.14
Сравнительный анализ художественных произведений в начальных классах /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
4.15
Проектирование уроков чтения и анализа детского произведения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
4.16
Виды чтения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
стр. 10
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
4.17
Методика формирования библиографической компетентности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
4.18
Теория становления личности ребенка средствами чтения-общения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
4.19
Аналитическая работа с научно-методическими источниками /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
4.20
Проектирование уроков /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
4.21
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

13
ПК-1.1 ОПК-4.1 ОПК-2.1 ОПК-2.3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену:

1. Понятие теории литературы как науки. Предмет теории литературы. Задачи. Значение знаний теории литературы как одной из основ читательской деятельности.

2. Функции литературы. Художественная литература – вид искусства. Специфика художественной литературы как вида искусства. Художественность в литературе.

3. Специфика литературы для детей. Что читают современные дети.

4. Роды и виды произведений для детского чтения. Авторы современной детской литературы.

5. Младший школьник как читатель. Особенности восприятия художественной литературы младшими школьниками.

6. Принципы анализа художественного произведения.

7. Приёмы анализа, обеспечивающие полноценное восприятие художественного произведения учащимися.

8. Понятие читательской деятельности. Чтение как вид речевой деятельности; качества процесса чтения. Читательская компетентность. Смысловое чтение.

9. Обучение младших школьников разным видам чтения (просмотровому, ознакомительному, выборочному, изучающему). Алгоритмы изучающего чтения.

10. Понятие «квалифицированный читатель». Самостоятельное и несамостоятельное детское чтение. Тип правильной самостоятельной читательской деятельности. Главный метод правильной читательской деятельности.

11. Урок чтения – основная форма подготовки ребенка-читателя к самостоятельной деятельности с книгой.

12. Критерии отбора учебного материала для чтения и литературного образования детей начальной школы.

13. Общая характеристика подготовительного этапа обучения чтению. Основные типы и структура уроков.

14. Система работы с детской книгой на начальном этапе. Специфика работы с текстом. Принципиальные изменения в логике обучения чтению.

15. Общая характеристика основного этапа обучения чтению Способы и приёмы работы с литературным произведением в этот период.

16. Принципы организации читательской деятельности младших школьников.

17. Обучение литературному слушанию, литературному чтению и литературному

18. творчеству.

19. Исторические корни современной методики чтения. Объяснительное и воспитательное

20. чтение.

21. Задачи уроков чтения и литературы в начальных классах школы. Основные принципы

22. построения программ по чтению для начальных классов.

23. Качества полноценного навыка чтения (сознательность, правильность, беглость, выразительность) и пути их формирования.

24. Урок чтения художественного произведения.

 
стр. 11
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
25. Творческая работа в связи с чтением произведений.

26. Словарная работа на уроке в процессе анализа текста художественного произведения, научно-популярной статьи.

27. Приёмы объяснения значений слов и образных выражений.

28. Работа над планом на уроке чтения.

29. Методика работы над пересказом.

30. Методика чтения сказок.

31. Методика работы с басней.

32. Методика работы над стихотворением.

33. Методика изучения произведений устного народного творчества.

34. Методика чтения научно-популярных статей и художественных очерков.

35. Понятие о самостоятельном детском чтении, его образовательных, воспитательных и развивающих целях и задачах в начальной школе.

36. Этапы формирования самостоятельной читательской деятельности учащихся (сравнительно-сопоставительная характеристика подготовительного, начального и основного этапов формирования читательской самостоятельной деятельности в начальной школе).

37. Текущий и периодический учет навыков чтения; оценка знаний и умений учащихся на уроках чтения.

38. Формы и методы внеурочной работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Примеры заданий

Задание 1. Прочитать произведения из списка литературы. Оформить краткую запись о прочитанных книгах по следующему алгоритму:

1. Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение.

2. Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.

3. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие).

4. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников).

5. Краткий план содержания.

Задание 2. Подготовить развернутое сообщение о творчестве писателя по следующему плану:

А. Место писателя в развитии русской литературы.

Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.

1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.

2. Традиции и новаторство писателя в области:

а) идей;

б) тематики, проблематики;

в) творческого метода и стиля;

г) жанра;

д) речевого стиля.

В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.

Задание 3. Произвести анализ художественного произведения по следующемк плану:

1. История создания.

2. Тематика.

3. Проблематика.

4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.

5. Жанровое своеобразие.

6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

7. Центральные персонажи.

8. Сюжет и особенности строения конфликта.

9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.

10. Речевой строй произведения (авторское описание, повество-вание, отступления, рассуждения).

11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая ар-хитектоника произведения.

12. Место произведения в творчестве писателя. 13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.: ФОС в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 12
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. 
Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности : учебное пособие для вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 218 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14794-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497192
Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
под общей редакцией В. П. Мещерякова
Введение в литературоведение. Основы теории литературы : учебник для вузов / В. П. Мещеряков, А. С. Козлов, Н. П. Кубарева, М. Н. Сербул ; под общей редакцией В. П. Мещерякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 381 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07660-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488903
Юрайт, 2022
 
Л2.2
Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. 
Основы теории литературы : учебник для вузов / Г. Г. Хазагеров, И. Б. Лобанов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 248 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10626-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494759
Юрайт, 2022
 
Л2.3
под общей редакцией Л. М. Крупчанова
Введение в литературоведение : учебник для вузов / Л. М. Крупчанов [и др.] ; под общей редакцией Л. М. Крупчанова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 479 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03119-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488899
Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Пранцов Г.В., Перепелкина Л.П., Видишева В.П., Ключарева И.С.
Фольклор в школе : практическое пособие для вузов / Г. В. Пранцова, Л. П. Перепелкина, В. П. Видишева, И. С. Ключарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06008-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491614
Юрайт, 2022
 
Л3.2
Рыбникова М.А.
Очерки по методике литературного чтения / М. А. Рыбникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 297 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09207-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494803
Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Издательский дом «Первое сентября». Начальная школа [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://nsc.1september.ru/
 
Э2
Официальный сайт журнала «Начальная школа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://n-shkola.ru/
 
Э3
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
 
Э4
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/
 
Э5
Словарь по Литературоведению П.А. Николаева  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nature.web.ru/litera/
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. [Электронный ресурс].  Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. [Электронный ресурс]. Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 13
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
6.3.1.1
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.4
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.5
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.6
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.7
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.8
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.9
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.10
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-231 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где 

 
стр. 14
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным применением различных источников информации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются 

 
стр. 15
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.

При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Методические указания к экзамену

Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая 

 
стр. 16
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата). При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.