2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Филологическое обеспечение профессиональной деятельности_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Глухова Ольга Петровна _________________
 
 
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании 
1.2
способности к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач профессионального общения и к  совершенствованию своей речевой культуры. 
1.3
1.4
Задачи освоения дисциплины:
1.5
1.6
совершенствовать речевую и коммуникативную компетенции обучающихся применительно к условиям работы современных высокообразованных специалистов для повышения  их  профессионального общения;
1.7
помочь обучающемуся овладеть культурой общения в жизненно актуальных сферах деятельности, для психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
1.8
1.9
развить коммуникативные способности, сформировать готовность эффективно взаимодействовать с партнёром по общению для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная психология
2.1.2
Общая психология
2.1.3
Основы речевой культуры дефектолога
2.1.4
Практикум по переводу профессиональных текстов
2.1.5
Социальная психология
2.1.6
Специальная психология
2.1.7
Теории обучения и воспитания
2.1.8
Техника речи
2.1.9
Иностранный язык
2.1.10
Литература с основами литературоведения
2.1.11
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.12
Общая педагогика
2.1.13
Современный русский язык
2.1.14
Социальная педагогика
2.1.15
Специальная педагогика
2.1.16
Татарский язык для лиц с нарушениями речи
2.1.17
Основы языкознания
2.1.18
Психолого-педагогический практикум
2.1.19
татарская литература
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организация логопедической работы в учреждениях здравоохранения
2.2.2
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.3
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.4
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.5
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.6
Психолингвистика
2.2.7
Тренинг педагогического общения
2.2.8
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.9
Организация логопедической работы в дошкольных образовательных организациях
2.2.10
Профилактика и преодоление нарушений письменной речи у школьников
2.2.11
Психология личности и профессиональное самоопределение
2.2.12
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях семьи
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
2.2.13
Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся с ОВЗ (с практикумом)
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-2: готов совершенствовать свою речевую культуру
 
Знать:
 
основы  речевой культуры;
 
основные критерии оценки речевой культуры;

 
методологические основания  речевой культуры;

 
 
Уметь:
 
соблюдать нормы публичного выступления и регламент;
 
выстраивать устную и письменную коммуникацию в режиме диалога и монолога в соответствии с нормами;
 
соблюдать нормы публичного выступления и регламент;

 
 
Владеть:
 
лексическими, орфоэпическими и грамматическими нормами русского литературного языка, различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

 
речевыми приемами, позволяющими достичь поставленных целей в конкретной ситуации;

 
навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за культурой диалога и монолога;

 
 
 
ОК-5: способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия
 
Знать:
 
основы коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач профессионального общения,  межличностного и межкультурного взаимодействия;

 
закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач профессионального общения,  межличностного и межкультурного взаимодействия;
 
методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач профессионального общения,  межличностного и межкультурного взаимодействия;

 
 
Уметь:
 
вступать в коммуникацию в устной и письменной формах на русском языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия;

 
использовать закономерности коммуникации в устной и письменной формах на русском языке с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка для решения задач профессионального общения,  межличностного и межкультурного взаимодействия;

 
определять методологию коммуникации в устной и письменной формах на русском языке с использованием национально-культурных особенностей и реалий страны изучаемого языка для решения задач профессионального общения,  межличностного и межкультурного взаимодействия;
 
 
Владеть:
 
навыками соблюдения культуры общения для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия;

 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
навыками установления коммуникативного взаимодействия в устной и письменной форме на русском языке для решения задач профессионального общения,  межличностного и межкультурного взаимодействия;
 
моделями вербальной коммуникации, навыками ведения переписки на русском языке, потенциалом невербальных средств коммуникации для решения задач профессионального общения,  межличностного и межкультурного взаимодействия;
 
 
 
ОПК-4: готов к осуществлению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
Знать:
 
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 
критерии оценки социализации и профессионального самоопределения обучающихся,  в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 
методологию социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 
 
Уметь:
 
применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 
оценивать уровень социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
 
подбирать технологии педагогического  сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 
 
Владеть:
 
навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 
навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
 
навыками проектирования педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задач, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья

 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
языковые нормы;
3.1.2
основные критерии оценки речевой культуры;
3.1.3
нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;
3.1.4
типы и виды речевой коммуникации;
3.1.5
закономерности коммуникации  для решения задач профессионального общения,  межличностного и межкультурного взаимодействия;
3.1.6
основные требования к различным жанрам устной и письменной коммуникации на русском  языке для решения задач профессиональной деятельности;
3.1.7
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
3.1.8
критерии оценки социализации и профессионального самоопределения обучающихся,  в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
3.1.9
методологию социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать знания языковых норм;
3.2.2
применять основные критерии оценки речевой культуры;
3.2.3
использовать нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи;
 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.2.4
применять типы и виды речевой коммуникации;
3.2.5
вступать в коммуникацию в устной и письменной форме с учётом специфики нормативных, коммуникативных, этических аспектов устной и письменной речи;
3.2.6
применять  технологии профессиональной коммуникации в устной и письменной формах на русском языке;
3.2.7
применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
3.2.8
оценивать уровень социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
3.2.9
подбирать технологии педагогического  сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования  языковых норм;
3.3.2
основными критериями оценки речевой культуры;
3.3.3
нормативными, коммуникативными, этическими аспектами устной и письменной речи;
3.3.4
навыками использования типов и видов речевой коммуникации;
3.3.5
навыками применения закономерностей коммуникации  для решения задач профессионального общения,  межличностного и межкультурного взаимодействия;
3.3.6
навыками применения основных требований к различным жанрам устной и письменной коммуникации на русском  языке для решения задач профессиональной деятельности;
3.3.7
навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
3.3.8
навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья;
3.3.9
навыками проектирования педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задач, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Вводные сведения. 

 
1.1
Актуальность обучения профессиональному общению на русском языке, владения им /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-2 ОК-5 ОПК-4
3
0
 
1.2
Специфика профессионального общения на русском языке, владения им  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

6
ОК-2 ОК-5 ОПК-4
3
0
 
 
Раздел 2. Языковая норма в профессиональной речи

 
2.1
Литературная норма /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-2 ОК-5 ОПК-4
3
0
 
2.2
Виды норм.Императивная и диспозитивная нормы /Пр/
Л1.1Л2.1

4
3
0
 
2.3
Норма  и отклонение от неё в профессиональной речи  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

10
ОК-2 ОК-5 ОПК-4
3
0
 
 
Раздел 3. Функциональные стили и профессиональная речь.

 
3.1
Научный и официально-деловой стили  в профессиональной речи. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ОК-2 ОК-5 ОПК-4
3
0
 
3.2
Требования к функциональным стилям в профессиональной речи. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ОК-2 ОК-5 ОПК-4
3
0
 
 
Раздел 4. Речевое взаимодействие в профессиональной речи

 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
4.1
Виды речевого взаимодействия в профессиональной речи  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОК-2 ОК-5 ОПК-4
3
0
 
4.2
Вербальные и невербальные способы взаимодействия /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

10
ОК-2 ОК-5 ОПК-4
3
0
 
 
Раздел 5. Деловая речь в системе функциональных стилей.

 
5.1
Виды деловой речи в системе функциональных стилей /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ОК-2 ОК-5 ОПК-4
3
0
 
5.2
Деловая речь и способы взаимодействия. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ОК-2 ОК-5 ОПК-4
3
0
 
 
Раздел 6. Этика и этикет профессионального общения.

 
6.1
Этика в профессиональном общении. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ОК-2 ОК-5 ОПК-4
3
0
 
6.2
Требования этики и этикета в профессиональном общении /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ОК-2 ОК-5 ОПК-4
3
0
 
 
Раздел 7. Основы ораторского искусства. 

 
7.1
Понятие об ораторской  компетенции. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ОК-2 ОК-5 ОПК-4
3
0
 
7.2
Требования к ораторской компетенции /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ОК-2 ОК-5 ОПК-4
3
0
 
7.3
Зачёт по дисциплине "Филологическое обеспечение профессиональной деятельности" /Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ОК-2 ОК-5 ОПК-4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для подготовки к зачёту

1.Определение понятия речевой деятельности, ее психофизиологических механизмов.

2.Виды речевой деятельности: говорение, аудирование (слушание), чтение, письмо.

3.Развитие видов речевой деятельности.

4.Языковая норма в профессиональной речи.

5.Норма и ее  признаки.

6.Коммуникативные качества речи. Этические нормы.

7.Орфоэпические нормы в профессиональной речи.

8.Акцентологические нормы. Произношение гласных звуков, согласных звуков, иностранных слов. Нормы ударени. Благозвучие речи.

9.Лексические нормы. Нарушение норм словоупотребления (неточный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости, алогизм, плеоназм, тавтология, речевой штамп, канцеляризм).

10.Новые слова и трудности их употребления.

11.Морфологические  нормы в профессиональном общении.

12.Имя существительное. Категория одушевленности-неодушевленности.

13.Имя прилагательное. Дублетные формы кратких прилагательных.

14.Числительное. Употребление числительных в составе словосочетаний.

15.Местоимение.

16.Глагол. Категория вида. Категория возвратности.

17.Синтаксические нормы в профессиональном общении.

18.Формы повелительного наклонения.

19.Образование и употребление причастий.

20.Образование и употребление деепричастий. Ошибки управления.  

21.Согласование сказуемого с подлежащим.

22.Согласование определений и приложений.

23.Ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

24.Функциональные стили и профессиональная речь.

25.Функциональные стили как одно из свойств  литературного языка. Научный стиль.

 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
26.Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.

27.Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Публицистический стиль в устной публичной речи.

28.Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие.

29.Разговорный стиль. Общие экстралингвистические особенности разговорного функционального стиля.

30.Разговорная речь – особая функциональная разновидность литературного языка. Норма в разговорной речи.

31.Книжная речь и разговорная речь в их устной и письменной реализации, влияние экстралингвистических факторов на отбор языковых средств. Устная речь, ее основные жанры. Диалог, монолог, полилог.  

32.Общение и коммуникация. Организация вербального взаимодействия. Функции жестов в общении.

33.Взаимодействие жестов и мимики, жестов и телодвижений в процессе общения.

34.Общение и коммуникация. Виды и стили общения. Эффективность речевой коммуникации.

35.Соблюдение принципов эффективного слушания. Общие принципы управления вниманием аудитории.

36.Ситуации делового общения и их компоненты: партнеры,  внешние и внутренние обстоятельства. Основные типы коммуникативных намерений. Стратегия и тактика проведения деловых бесед и переговоров. Умения, необходимые для ведения делового диалога.

37.Общие правила речевого поведения в деловом общении: личностные качества делового человека; отношение к партнеру; языковая нормативность деловой речи; релевантность и информативность в устной деловой речи. Деловая беседа.

38.Невербальные средства общения. Устная деловая речь.

39.Речевые тактики в устном диалогическом общении формального и  неформального делового общения.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости Темы письменных работ 1.Стилистические средства деловой речи, ее особенности. 2.Устранение  влияния разговорного стиля в деловом общении. 3.Роды и виды документов. Общие и частные правила технического оформления различных документов. Реквизиты документов. 4.Русский речевой этикет как средство оформления диалогической речи на каждом из этапов делового общения. 5.Стили речевого общения. 6. Нейтральный стиль. 7.Речевая агрессия, недопустимость ее видов в профессиональном общении. 8.Речевой этикет в различных сферах общения. Традиционные формулы речевого этикета. 9.Оратор и его аудитория. Контакт с аудиторией. 10.Подготовка речи. Основные виды аргументов 11.Специфика выступлений в аудиториях разного типа. Установление контакта, учет особенности аудитории. 12.Культура дискутивно-полемической речи. 13.Спор как форма организации человеческого общения. 14.Задачи составления рекламной продукции. Составные компоненты современной рекламы, ее известные правила и приемы воздействия. 15.Этические вопросы  в рекламе.
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в Приложении к РПД  
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Арбатская О. А. 
Русский язык и культура речи: Практикум : учебное пособие для вузов / О. А. Арбатская. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 123 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08869-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442324
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Козырев В.А.
Русский язык и культура речи. Современная языковая ситуация : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. А. Козырев, В. Д. Черняк. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 167 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07089-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434722 .
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Глухова, О.П.
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности: Методические указания к самостоятельным работам студентов по дисциплине Б1.Б.02.06 «Филологическое обеспечение профессиональной деятельности» вариативной части дисциплин по выбору 
Набережные Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019 .
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. 
 
Э2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks
 
Э3
Электронная библиотечная система «Юрайт» 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                        Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.                                                                                                 Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы. Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами. При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма: а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов; б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий. Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь. Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п. В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков                                                                                                                                                                            Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус. В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством 

 
стр. 11
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований. Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.                                                                                      Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик. При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса. Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу. В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета. За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей. При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.