Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна
ции
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Вопросы для подготовки к зачёту
1.Определение понятия речевой деятельности, ее психофизиологических механизмов.
3.Развитие видов речевой деятельности.
4.Языковая норма в профессиональной речи.
5.Норма и ее признаки.
6.Коммуникативные качества речи. Этические нормы.
7.Орфоэпические нормы в профессиональной речи.
8.Акцентологические нормы. Произношение гласных звуков, согласных звуков, иностранных слов. Нормы ударени. Благозвучие речи.
9.Лексические нормы. Нарушение норм словоупотребления (неточный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости, алогизм, плеоназм, тавтология, речевой штамп, канцеляризм).
10.Новые слова и трудности их употребления.
11.Морфологические нормы в профессиональном общении.
12.Имя существительное. Категория одушевленности-неодушевленности.
13.Имя прилагательное. Дублетные формы кратких прилагательных.
14.Числительное. Употребление числительных в составе словосочетаний.
15.Местоимение.
16.Глагол. Категория вида. Категория возвратности.
17.Синтаксические нормы в профессиональном общении.
18.Формы повелительного наклонения.
19.Образование и употребление причастий.
20.Образование и употребление деепричастий. Ошибки управления.
21.Согласование сказуемого с подлежащим.
22.Согласование определений и приложений.
23.Ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
24.Функциональные стили и профессиональная речь.
25.Функциональные стили как одно из свойств литературного языка. Научный стиль.
26.Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.
27.Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Публицистический стиль в устной публичной речи.
28.Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие.
29.Разговорный стиль. Общие экстралингвистические особенности разговорного функционального стиля.
30.Разговорная речь – особая функциональная разновидность литературного языка. Норма в разговорной речи.
31.Книжная речь и разговорная речь в их устной и письменной реализации, влияние экстралингвистических факторов на отбор языковых средств. Устная речь, ее основные жанры. Диалог, монолог, полилог.
32.Общение и коммуникация. Организация вербального взаимодействия. Функции жестов в общении.
33.Взаимодействие жестов и мимики, жестов и телодвижений в процессе общения.
34.Общение и коммуникация. Виды и стили общения. Эффективность речевой коммуникации.
35.Соблюдение принципов эффективного слушания. Общие принципы управления вниманием аудитории.
36.Ситуации делового общения и их компоненты: партнеры, внешние и внутренние обстоятельства. Основные типы коммуникативных намерений. Стратегия и тактика проведения деловых бесед и переговоров. Умения, необходимые для ведения делового диалога.
37.Общие правила речевого поведения в деловом общении: личностные качества делового человека; отношение к партнеру; языковая нормативность деловой речи; релевантность и информативность в устной деловой речи. Деловая беседа.
38.Невербальные средства общения. Устная деловая речь.
39.Речевые тактики в устном диалогическом общении формального и неформального делового общения.
Темы эссе
1.Стилистические средства деловой речи, ее особенности.
2.Устранение влияния разговорного стиля в деловом общении.
3.Роды и виды документов. Общие и частные правила технического оформления различных документов. Реквизиты документов.
4.Русский речевой этикет как средство оформления диалогической речи на каждом из этапов делового общения.
5.Стили речевого общения.
6. Нейтральный стиль.
7.Речевая агрессия, недопустимость ее видов в профессиональном общении.
8.Речевой этикет в различных сферах общения. Традиционные формулы речевого этикета.
9.Оратор и его аудитория. Контакт с аудиторией.
10.Подготовка речи. Основные виды аргументов
11.Специфика выступлений в аудиториях разного типа. Установление контакта, учет особенности аудитории.
12.Культура дискутивно-полемической речи.
13.Спор как форма организации человеческого общения.
14.Задачи составления рекламной продукции. Составные компоненты современной рекламы, ее известные правила и приемы воздействия.
15.Этические вопросы в рекламе.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин. Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции. Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями. Методические указания к практическим занятиям
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы. Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами. При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма: а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов; б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники,
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус. В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований. Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий). Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины. Методические указания к зачету
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик. При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту