Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (математика и информатика)
Вопросы к зачету (2 курс)
1. Особенности учебной деятельности младших школьников.
2. Общие этапы проектирования урока: планирование системы уроков, диагностика начальных условий, определение целей и постановки учебных задач, проектирование структуры урока, подготовка к проведению урока, проведение урока, анализ урока и внесение корректив в структуру и в план урока.
3. Определение целей, задач урока математики Отбор содержания. Технология освоения УУД.
4. Образовательные результаты обучения математике.
5. Подготовка проекта урока математики.
6. Виды планов урока, технологическая карта урока.
7. Рабочая программа по математике: назначение и нормативно-правовые основы её разработки и реализации.
8. Функции рабочей программы по математике. Требования к структуре рабочей программы по математике.
9. Подходы к разработке рабочей программы по математике.
10. Этапы разработки. Основные этапы технологии проектирования рабочей программы по математике.
11. Экспертиза рабочей программы. Уровни экспертизы.
12. Подготовка рабочей программы по математике.
13. ООП: понятие, назначение и нормативно-правовые основы её разработки и реализации.
14. Структура ООП в логике требований ФГОС НОО.
16. Этапы разработки ООП.
17. Экспертиза ООП. Экспертная карта оценки ООП.
18. Порядок разработки основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении.
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (русский язык и литературное чтение)
Вопросы к зачету (3 курс)
1. Учебная деятельность на уроках русского языка и литературного чтения в младших классах. Основные характеристики учебной деятельности.
2. Предметное содержание учебной деятельности на уроках русского языка и литературного чтения в младших классах.
3. Три группы способов учебно-познавательной деятельности.
4. Учебная задача в структуре учебной деятельности на уроках русского языка и литературного чтения в младших классах. Операционный состав учебной задачи.
5. Психологические требования к учебным задачам.
6. Этапы решения учебной задачи.
7. Учебная задача и проблемная ситуация на уроках русского языка.
8. Учебная задача и проблемная ситуация на уроках литературного чтения.
9. Этапы решения задачи в проблемной ситуации.
10. Виды учебных действий на уроках русского языка и литературного чтения в младших классах.
11. Виды познавательных задач на уроках русского языка и методика работы над ними.
12. Виды познавательных задач на уроках литературного чтения и методика работы над ними.
13. Ситуация постановки учебной задачи на уроках словесности в начальной школе.
14. Типовые учебные задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе. Приведите примеры.
15. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе. Приведите примеры.
16. Урок постановки учебной задачи при изучении русского языка.
17. Урок постановки учебной задачи при изучении произведений разных жанров на уроке литературного чтения.
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (окружающий мир)
Вопросы к зачету (4 курс)
1. Учебная деятельность на уроках Окружающего мира. Основные характеристики учебной деятельности.
2. Предметное содержание учебной деятельности на уроках Окружающего мира.
3. Практико-ориентированный подход на уроках Окружающего мира.
4. Учебная задача в структуре учебной деятельности на уроках Окружающего мира..
5. Психолого-педагогические требования к учебным задачам.
6. Этапы решения учебной задачи.
7. Учебная задача и проблемная ситуация на уроках Окружающего мира.
8. Сравнительная характеристика учебной задачи и проблемной ситуации.
9. «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Цель и задачи курса. Специфика программы. Рекомендуемые методы, формы, средства обучения. Содержание программы. Требования к результатам освоения содержания курса. Методическое оснащение курса.
10.. «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Цель и задачи курса. Специфика программы. Рекомендуемые методы, формы, средства обучения. Содержание программы. Требования к результатам освоения содержания курса. Методическое оснащение курса.
11. Сравнительная характеристика процесса ознакомления младших школьников с окружающим миром в рамках следующих моделей обучения: 1) традиционная (классическая); 2) развивающего обучения (системы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).
12. Специфика реализации принципа экологической направленности в курсах «Окружающего мира» в УМК «Школа России» (А.А. Плешаков) и в УМК «Планета знаний» (Ивченкова Г.Г., Потапов И.В).
13. Этапы и возможные приемы работы на уроке изучения нового материала по курсу «Окружающий мир» (на примере УМК «Перспектива».).
14. Принципы и подходы к построению учебных дисциплин “Окружающего мира” (принцип интеграции, экологический, географический и исторический подходы).
15. Исследовательский подход к проведению экскурсий при изучении курса «Окружающий мир».
16. Организация работы с учебником на уроке Окружающего мира.
17. Структура деятельностного урока Окружающего мира.
18. Общие этапы проектирования урока: планирование системы уроков, диагностика начальных условий, определение целей и постановки учебных задач, проектирование структуры урока, подготовка к проведению урока, проведение урока, анализ урока и внесение корректив в структуру и в план урока.
19. Особенности современной системы оценивания образовательных достижений школьников при изучении «Окружающего мира»: что оценивается, кем оценивается, как оценивается (уровненный подход к оценке, соотнесение с планируемыми достижениями, оценка индивидуального прогресса)..
20. Составление рабочей программы курса «Окружающий мир». Какие изменения и дополнения необходимо внести в авторскую программу при составлении собственной рабочей программы? (На примере одной из авторских рабочих программ).
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
Методическое задание 1
Составьте описание этапов проектирования урока по выбранной вами теме выбранному вами УМК.
Методическое задание 2.
Сравните три варианта тематического планирования по предмету «Математика» и определите, что является для всех вариантов обязательным, а в чем отличия.
Методическая задача 3.
Проведите экспертизу рабочей программы по математике, предложенной преподавателем.
Методическая задача 4.
Сравните требования к структуре основных образовательных программ НОО, ООО, СОО. В чем отличие?
Кейс-задачи (примеры)
Кейс 1
Тема кейса: «Проблемные ситуации на уроках русского языка»
Направление: Педагогическое образование
Профиль: Учитель начальных классов
Программа подготовки: Бакалавриат
Инструкция: Прочитайте фрагмент урока. Выполните анализ с позиции реализации технологии проблемного обучения на уроке русского языка начальной школы.
Фрагмент урока
На доске вывешены картинки: солнце, сердце. лестница. У доски два ученика записывают эти слова (с обратной стороны крылышек), а остальные в тетрадях.
– Помощники готовы? Садитесь, пожалуйста. – Проверим. Доска открывается. Смотрим, сравниваем. Видят несоответствие в написании. (Если нет, то на этот случай у меня заготовлена правильная запись этих слов).
– А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа. Поднимите руку у кого записи различаются? Ребята, картинки были для всех одинаковые, почему написали по- разному?
– Сколько мнений на уроке? «2». Какие?
– Какое было задание? Записать слова по картинкам.
Задания для кейса:
1. Выполните анализ фрагмента урока:
– Определите, к какому разделу языкознания относится материал, изучаемый на уроке.
– Определите, какие принципы реализуются в процессе данного урока.
– Проанализируйте, соблюдаются ли требования к уроку русского языка проблемного содержания.
– Охарактеризуйте методы и приемы с помощью которых организовано обучение на уроках.
2. Произведите сценирование данного фрагмента урока, направленного на формирование познавательных УУД у младших школьников.
Дополнительные материалы:
В основе проблемных ситуаций с «затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя. Ученикам даётся задание либо невыполнимое вообще, либо не похожее на все предыдущие. Может возникнуть ситуации, когда противоречие возникает между несколькими мнениями. Студенту дается ссылка на сайт с описанием деятельностных технологий обучения.
Следующий кейс направлен на развитие у будущих педагогов умения учитывать индивидуальные особенности учеников начальной школы, в том числе и с ОВЗ; вторая часть кейс- задания отражает методические компетенции студентов, умение применять различные образовательные технологии.
Кейс 2
Тема кейса: «Современные технологии на уроках русского языка»
Направление: Педагогическое образование
Профиль: Учитель начальных классов
Программа подготовки: Бакалавриат
Инструкция: Прочитайте фрагмент урока в 3 классе. Тема: «Несклоняемые имена существительные». Определите, на основе какой современной технологии спланирован урок. Выполните анализ с позиции реализации данной технологии на уроке русского языка начальной школы.
Фрагмент урока
На доске написаны слова: кенгуру, кофе, кино.
– Что объединяет эти слова? (Это имена существительные).
– Выделите окончания у этих существительных. Ученики выделяют окончания в каждом слове последнюю букву, полагая, что эти буквы будут окончаниями.
– Наблюдая это, спрашиваю: «Вспомните, как найти окончание?
– Изменяем форму слова.
– Докажите, что вы правильно определили окончание. У детей не получается изменить форму этих слов.
– Какой вывод вы можете сделать из этого наблюдения?
– Есть такие имена существительные, которые не изменяют свои окончания.
–А когда существительные изменяют окончания?
– Когда мы их склоняем.
– Как мы можем обозначить тему урока?
Задания для кейса:
1. Произведите сценирование данного фрагмента урока при условии, что в классе обучается младший школьник с ДЦП.
2. Измените фрагмент урока с использованием технологии «Критического мышления»
3. Охарактеризуйте методы и приемы с помощью которых организовано обучение на уроках.
Методические задачи (примеры)
Методическая задача 1.
Учитель использовал дидактический материал, приведенный ниже. Сформулируйте учебную задачу к каждому виду дидактического материала. Уточните этап и цель использования получившихся заданий.
1. Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).
2. Столик, кормушка, загородный, переезд, досказать, подарок.
3. Соль, солонка, солнце; вода, водитель, подводный; лес, лесник, лестница; больной, больница, большой.
4. Сказать, труд, земля, вода, земной, труженик, подземный, рассказ, водяной, доказать, трудный, сказка, наземный, земляк, затруднение, земляной, подводный, безводный.
Методическая задача 2.
При изучении словообразования рекомендуется использовать приведенные ниже виды упражнений.
1. Лексико-словообразовательный анализ текста, в котором есть однокоренные слова.
2. Замена развернутого объяснения лексического значения слова подбором родственных слов.
3. Объяснение лексического значения слова.
4. Составление предложений с однокоренными словами разных частей речи.
5. словообразовательные задания.
Подберите к данным видам упражнений дидактический материал. Сформулируйте задания. Назовите умения, которые формируются при выполнении каждого задания. Продумайте, на какой предметный и какой метапредметный образовательный результат направлен дидактический материал.
Методическая задача 3.
Дайте характеристику приведенным методам обучения грамоте, отмечая достоинства и недостатки каждого: 1) буквослагательный метод; 2) «слогослуховой» метод Л. Н. Толстого; 3) звуковые методы: аналитический и синтетический; 4) метод целых слов; 5) обучение грамоте по кубикам Н. А. Зайцева.
Дайте оценку каждого с позиций современных требований к обучению в школе (направленность на развитие учащихся, повышение их познавательной активности, учет индивидуальных особенностей обучаемых и др.).
Методическая задача 4.
Выполните анализ конспекта урока:
1. Определите, к какому разделу языкознания относится материал, изучаемый на данном уроке.
2. Определите, какие принципы реализуются в процессе этого урока.
3. Проанализируйте, соблюдаются ли требования к уроку русского языка.
4. Охарактеризуйте методы, с помощью которых организовано обучение на данном уроке.
Тема «Перенос слов» (II класс, I—IV)
1. Проверка домашнего задания.
2. Сообщение цели урока и ознакомление с правилами переноса слов по слогам.
1) Запись под диктовку предложения «Лисица услыхала собак и навострила уши». Слово «навострила» учащиеся не могут записать полностью на строчке. Возникает необходимость перенести слово. Учитель говорит, как слово можно перенести по слогам. Учащиеся делят слово на слоги и выбирают для себя один из возможных вариантов переноса: на-вострила, наво- стрила, навостри-ла – и дописывают предложение.
– Сегодня на уроке мы будем учиться правильно переносить слова.
– Почему необходимо это уметь?
– Какое правило переноса слов вы уже знаете?
2) Работа с разрезной азбукой.
Учащиеся составляют слова: дружба, страна, девочка, Аня. Слова делят на слоги и, передвигая их, показывают возможные варианты переноса. (Учитель обращает внимание на варианты переноса: дружба, дру-жба).
3) Работа с правилом.
– Сколько слогов в слове Аня?
– В слове два слога, но перенести его нельзя. Почему?
– Ответ на этот вопрос найдите в учебнике и прочитайте. После ознакомления с правилом целесообразно предложить учащимся подобрать примеры слов, которые нельзя перенести. Некоторые слова можно записать.
3. Выполнение упражнений по учебнику.
4. Обобщение о правилах переноса (по тексту правила из учебника).
5. Домашнее задание.
Проектирование уроков
Пример задания: Разработайте проблемно-диалогический урок русского языка с учетом требований ФГОС НОО.
Постановка учебных задач на уроках Окружающего мира (4 семестр)
1. Разработать практико-ориентированные задания по одному из разделов программы Окружающего мира для каждого класса.
2. Разработать фрагмент урока Окружающего мира с постановкой учебной задачи.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным применением различных источников информации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.
При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.
В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата). При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.