Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы и задания на экзамен
1.Анализ учебных программ по технологии и изобразительному искусству.
2.В чем сходство и различия заданий на доконструирование, переконструирование и конструирование по условиям? Раскройте основные особенности каждого из этих видов конструирования. Приведите примеры заданий.
3.Возрастные особенности рисунков дошкольников и младших школьников.
4.Дайте характеристику конструирования - копирования образца репродуктивным способом. Обоснуйте, в чем заключается образовательный и развивающий смысл данного вида конструирования.
5.Для чего следует приучать школьников к использованию в изделиях условных цветов? Приведите примеры заданий, которые могли бы стимулировать выбор условных цветов?
6.Закономерности возрастной эволюции изобразительной деятельности детей.
7.Как вы думаете, в какой последовательности должны включаться в учебный процесс разные виды конструирования: от копирования образца к проектированию или как-то иначе? Аргументируйте свой ответ.
8.Как вы можете объяснить смысл соблюдения культуры труда и ее образовательное и воспитательное значение? Назовите основные компоненты, которые включает культура уроков ручного труда.
9.Как вы понимаете смысл проектной деятельности младших школьников на уроках технологии?
10.Какие классификации видов учебного конструирования вам известны?
11.Какие социально-исторические причины привели к занижению роли практического труда в образовании подрастающего поколения?
12.Какие требования к оборудованию рабочего кабинета для уроков труда, с вашей точки зрения, наиболее целесообразны? Имеет ли смысл однозначно предписывать учителю, какие шкафы и какие приспособления следует использовать для хранения тех или иных материалов, инструментов и проч.? Объясните свой ответ.
13.Какие требования предъявляются к наглядным пособиям, используемым на уроках технологии.
14.Каково значение работ с бумагой трудовой подготовки учащихся в начальных классах? Виды бумаги. Основные свойства, строение бумаги. Значение ознакомления учащихся со свойствами бумаги.
15.Какую деятельность можно назвать конструированием? Каковы особенности учебного конструирования?
16.Критерии оценки работ учащихся на уроках изобразительного искусства.
17.Методика обучения рисования натюрморта.
18.Методика преподавания основ рисунка.
19.Методика преподавания основ цветоведения.
20.Методика проведения занятий по декоративному рисованию в начальной школе.
21.Методика проведения занятий по пейзажу.
22.Методика проведения занятий по тематическому рисованию в начальной школе.
23.Методика проведения рисования с натуры в начальной школе.
24.Методы и приёмы обучения изобразительному искусству.
25.Методы и приёмы обучения работе акварелью на уроках ИЗО.
26.Методы и приёмы обучения работе гуашью на уроках ИЗО.
27.Методы и приемы формирования художественного восприятия школьников.
28.Нетрадиционные художественные материалы и техники как средство повышения творческой активности школьников на уроках ИЗО.
29.Объясните смысл обучения детей экономному расходованию материалов с дидактической и воспитательной точек зрения.
30.Охарактеризуйте роль и место предмета «Технология» в образовании, воспитании и развитии младших школьников.
31.Перечислите основные виды учебно-творческих работ по курсу «Технология» младших школьник.
32.Перечислите основные этапы подготовки учителя к уроку технология.
34.По каким критериям оцениваются учебно-творческие работы младших школьников, выполняемые на уроках технологии.
35.Подумайте, каким образом в отдельных видах учебного конструирования можно развивать у учащихся такие психические процессы, как восприятие, воображение, память, приведите примеры?
36.Почему не следует постоянно предлагать ученикам в качестве основы (фона) для выполнения художественной аппликации бумагу белого цвета? В каких случаях ее использование может быть уместным?
37.Приведите примеры заданий на воссоздание образца на основе воображения и самостоятельного мысленного анализа формы и конструкции.
38.Приведите примеры проектных заданий для любого класса начальной школы.
39.Расскажите о значении и особенностях организации коллективных форм деятельности младших школьников на уроках технологии.
40.Расскажите, как можно организовать быструю и удобную подготовку рабочих мест учащихся перед уроком и их уборку по окончании урока. Каким образом следует осуществлять поддержание порядка на рабочих местах в течение урока?
41.Рисование в младшем школьном возрасте.
42.Роль наглядности в обучении изобразительному искусству. Требования, предъявляемые к наглядности на уроках ИЗО.
43.Роль народного искусства в художественном образовании школьников.
44.Содержание художественного образования. Виды опыта, компоненты художественного образования.
45.Способности к изобразительной деятельности и их структура.
46.Сравните формулировки «методы обучения на уроках труда» и «методы трудового обучения».
47.Сущность художественного образования, зависимость его содержания от конкретно-исторических условий.
48.Урок как основная форма работы по изобразительному искусству в школе.
49.Цель и задачи преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
50.Что является наиболее существенным в проектной деятельности?
Типовое задание (на уровне знает):
Задание. Сравнительный анализ УМК в области изобразительного искусства. Анализ электронных учебников и пособий.
Выполнение задания предполагает следующие виды деятельности:
• Изучение методико-педагогической литературы.
• Сравнительный анализ УМК в области изобразительного искусства. Анализ электронных учебников и пособий.
• Подготовка к выступлению и презентация материалов.
• Обсуждение.
Типовое задание (на уровне умеет):
Проектирование элементов урока изобразительного искусства с использованием цифровых технологий в дистанционном формате (выбор класс по усмотрению студента)
Подготовить письменное сообщение, по материалам письменных работ выступить с докладом (презентация обязательна).
1. Развитие творческих способностей и воображения младшего школьника на уроках рисования с натуры.
2. Уроки тематического рисования в школе как основа развития творческих способностей младшего школьника.
3. Особенности развития творческих способностей младшего школьника на уроках декоративного рисования.
4. Методика работы по изучению и анализу формы предметов с детьми младшего школьного возраста.
5. Развитие художественной культуры личности младшего школьника средствами изобразительного искусства (в условиях преемственности).
6. Интегрированные уроки изобразительного искусства и технологии.
7. Психолого-педагогические основы межпредметных связей на уроках изобразительного искусства и технологии.
8. Художественно-эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства (на примере ДПИ какого-либо народа).
9. Формирование нравственных качеств личности на уроках-беседах по технологии и изобразительному искусству.
10. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания школьников на уроках-беседах об изобразительном искусстве.
11. Педагогический потенциал уроков изобразительного искусства в формировании нравственных качеств личности младших школьников.
12. Значение декоративно-прикладного искусства татарского народа в национальном и эстетическом воспитании младшего школьника на уроках изобразительного искусства.
13. Национальное воспитание на уроках изобразительного искусства и технологии в начальной школе (на примере ДПИ татарского, русского народов).
14. Формирование национального самосознания младшего школьника на уроках изобразительного искусства (на примере ДПИ татарского народа).
15. Развитие творческих способностей младшего школьника на уроках декоративного рисования (на примере изучения
орнамента).
16. Национальные основы эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства (на примере декоративно- прикладного искусства татарского народа)
17. Использование национальных художественных традиций на уроках декоративного рисования в начальной школе (на примере декоративно-прикладного искусства татарского, русского народов).
19. Использование декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе младших школьников.
20. Национальное воспитание младших школьников средствами татарского (русского) декоративно-прикладного искусства.
21. Формирование интереса к национальной культуре в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству.
22. Воспитание эстетического вкуса младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
23. Использование декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей младших школьников.
24. Формирование художественных и практических умений, навыков начальных классов на уроках изобразительного искусства (на примере какого-либо видов росписи)
25. Преемственность в формирования навыков лепки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (на примере декоративного искусства русского народа).
26. Использование устного народного творчества на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на уроках иллюстрирования литературных произведений).
27. Теоретические основы обучения младших школьников рисованию с натуры.
28. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках конструирования из бумаги.
29. Новые тенденции в развитии творческих способностей младшего школьника на уроках декоративного рисования.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучаюмуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающигося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающегося анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимся.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающегося;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающемуся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающегося; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающегося; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающегося без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающегося представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающегося ов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающимся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся ОВЗ
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающегося с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающегося с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающиеся с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающимся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.