2022-2023_z44_03_01 НО 2241_ 2244_plx_Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом_Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
экзамен 5
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
183
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
183
183
183
183
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
216
216
216
216
 
 
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Навлова Наиля Ахатовна _________________
 
 
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в подготовке квалифицированных специалистов начального образования, владеющих необходимыми профессиональными компетенциями в образовательной области: «Технология» и «Изобразительное искусство».
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
знакомство с современными образовательными технологиями, осмысление концептуальных положений, лежащих в основе различных технологий, изучение возможностей их применения в педагогическом процессе в начальной школе;
1.4
выявлять методические приемы развития у обучающихся технологической и изобразительной грамотности;
1.5
определять эффективность применения методических приемов с целью развития технологической и изобразительной грамотности у младших школьников;
1.6
формировать теоретические основы художественно-эстетического развития младшего школьника с использованием современных информационных технологий.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Искусство и технология в начальной школе
2.1.2
Курсовая работа по теории и методике начального образования
2.1.3
Методика обучения математике в начальной школе с практикумом
2.1.4
Организация дополнительного образования в дошкольном образовании
2.1.5
Основы профессионально-педагогического общения
2.1.6
Производственная педагогическая практика
2.1.7
Работа с одаренными детьми
2.1.8
Теория и технологии начального математического образования
2.1.9
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.1.10
Вариативность образования в предметных областях в начальной школе (математика и информатика,  русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.1.11
Курсовая работа по теории и методике дошкольного образования
2.1.12
Методика обучения литературному чтению в начальной школе
2.1.13
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.1.14
Теория литературы и практика читательской деятельности
2.1.15
Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом
2.1.16
Производственная педагогическая  практика
2.1.17
Теория и технологии начального языкового образования
2.1.18
Учебная практика по теории и технологиям начального образования
2.1.19
Философия
2.1.20
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.21
Обучение лиц с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
2.1.22
Теория и технологии литературного развития детей
2.1.23
Теория и технологии развития речи детей
2.1.24
Теория и технологии физического развития детей
2.1.25
Учебная технологическая практика (сопровождение обучающихся с ОВЗ)
2.1.26
Педагогика
2.1.27
Учебная технологическая практика
2.1.28
Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир"
2.1.29
Основы естествознания и обществознания в начальной школе
2.1.30
Психология
2.1.31
Теория и технологии  математического развития детей
2.1.32
Учебная практика  по естествознанию
2.1.33
Учебная технологическая практика
2.1.34
Иностранный язык
2.1.35
Теория и технологии экологического образования детей
 
стр. 4
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
2.1.36
Учебная практика по теории и технологиям дошкольного образования
2.1.37
История (история России, всеобщая история)
2.1.38
Методика и технологии дошкольного образования
2.1.39
Методика и технологии обучения в начальной школе
2.1.40
Финансово-экономический практикум
2.1.41
Русский язык и культура речи
2.1.42
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.1.43
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.1.44
Экологическое образование младших школьников
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно-обоснованные закономерности организации образовательного процесса
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
источники и способы получения информации о цифровых инструментах профессиональной деятельности;
3.1.2
способы и правила представления информации в формате цифровых презентаций;
3.1.3
способы осуществления педагогическую деятельность с опорой на знания предметной области:
3.1.4
основные методы и приемы и технологии обучения, в том числе информационные.
3.1.5
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
эффективно использовать цифровые источники и методы обработки психолого-педагогической и методической информации, а также различные данные педагогической деятельности  России с использованием цифровых инструментов; уметь использовать интернет-браузеры;
3.2.2
оформлять разработки идеи с использованием цифровых технологий;
3.2.3
осуществлять педагогическую деятельность с опорой на знания предметной области:
3.2.4
использовать основные методы и приемы и технологии обучения, в том числе информационные.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
информацией о цифровых технологиях профессиональной деятельности; навыками публичного выступления по проблемам художественно-эстетического воспитания младших школьников;
3.3.2
использования облачных сервисов для удаленного хранения и обмена данными;
3.3.3
навыками осуществления педагогическую деятельность с опорой на знания предметной области:
3.3.4
навками использования основных методов и приемов и технологии обучения, в том числе информационные.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Методика изучения «Технологии» в начальной школе

 
стр. 5
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
1.1
Предмет и задачи методики преподавания технологии. Понятие о методике преподавания технологии как отрасли педагогических знаний.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
1.2
Особенности преподавания Технологии в традиционном, смешанном и дистанционном форматах. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
1.3
Психолого-педагогические основы современного урока технологии. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
1.4
Методы обучения на уроках технологии.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
1.5
Формы организации учебно-технологической деятельности учащихся на уроке.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
1.6
Потенциал предмета «Технология» для организации внеурочной деятельности младших школьников.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
1.7
Использование информационно-коммуникационных и технических средств обучения на уроках технологии в начальной школе.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
1.8
Электронные образовательные ресурсы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
1.9
Возможности применения ЭОР при разных формах организации работы и видах деятельности младших школьников по технологии.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
1.10
Использование ЭОР для реализации идей нового ФГОС. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
 
Раздел 2. Методика проведения уроков технологии в начальной школе при работе с различными материалами

 
стр. 6
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
2.1
Методика проведения уроков технологии в разделе «Работа с бумагой и картоном». /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
2.2
Методика проведения уроков технологии в разделе «Работа с природными и пластическими материалами».  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
2.3
Методика проведения уроков технологии в разделе «Работа с тканью и волокнистыми материалами».  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
2.4
Методика проведения уроков технологии по конструированию и моделированию. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
2.5
Методика организации уроков по разделу «Практика работы на компьютере». /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
 
Раздел 3. Методика и технологии художественно-творческого развития ребенка

 
3.1
Психолого-педагогические основы детского изобразительного творчества. Понятие о детском изобразительном творчестве.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
3.2
Этапы становления детской изобразительной деятельности.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
3.3
Требования ФГОС НОО в области изобразительного искусства.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
3.4
Специфика учебных программ по изобразительному искусству в начальном образовании и их методического обеспечения. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
3.5
Оценка образовательных результатов.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
стр. 7
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
3.6
Особенности преподавания Изобразительного искусства в традиционном, смешанном и дистанционном форматах. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
 
Раздел 4. Методика и технологии организации художественно-творческой деятельности детей

 
4.1
Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
4.2
Традиционные и инновационные технологии развития детского изобразительного творчества. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
4.3
Современные формы организации художественно-творческой деятельности детей.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
4.4
Структура уроков творческой деятельности.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
4.5
Оснащение уроков художественно-творческой деятельностью: методы, приемы и средства. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
 
Раздел 5. Виды художественно-творческой деятельности детей

 
5.1
Изобразительная деятельность (живопись, графика).  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
5.2
Декоративная деятельность (народное и декоративно-прикладное искусство).  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
5.3
Техники работы с художественными материалами.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
5.4
Урочная и внеурочная деятельность по ИЗО в дистанционном формате.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
стр. 8
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
5.5
Цифровые технологии, цифровые образовательные ресурсы при создании художественно-эстетической среды. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
 
Раздел 6. Практикум по изобразительной деятельности

 
6.1
Стилизованная композиция.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
6.2
Абстрактная композиция.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
6.3
Наброски предметов с натуры. Натюрморт в графике.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
6.4
Этюды овощей и фруктов с натуры.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
6.5
Натюрморт в живописи.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
6.6
Коллаж.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
6.7
Бумажная пластика.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
6.8
Рельеф. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
6.9
Тематическая композиция.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
стр. 9
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
6.10
Способы создания композиций с помощью цифровых ресурсов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
6.11
Технологическая карта по технологии и ИЗО /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

3
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
6.12
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
ПК-1.3 ОПК-8.2 ОПК-5.1
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания на экзамен

1.Анализ учебных программ по технологии и изобразительному искусству.

2.В чем сходство и различия заданий на доконструирование, переконструирование и конструирование по условиям? Раскройте основные особенности каждого из этих видов конструирования. Приведите примеры заданий.

3.Возрастные особенности рисунков дошкольников и младших школьников.

4.Дайте характеристику конструирования - копирования образца репродуктивным способом. Обоснуйте, в чем заключается образовательный и развивающий смысл данного вида конструирования.

5.Для чего следует приучать школьников к использованию в изделиях условных цветов? Приведите примеры заданий, которые могли бы стимулировать выбор условных цветов?

6.Закономерности возрастной эволюции изобразительной деятельности детей.

7.Как вы думаете, в какой последовательности должны включаться в учебный процесс разные виды конструирования: от копирования образца к проектированию или как-то иначе? Аргументируйте свой ответ.

8.Как вы можете объяснить смысл соблюдения культуры труда и ее образовательное и воспитательное значение? Назовите основные компоненты, которые включает культура уроков ручного труда.

9.Как вы понимаете смысл проектной деятельности младших школьников на уроках технологии?

10.Какие классификации видов учебного конструирования вам известны?

11.Какие социально-исторические причины привели к занижению роли практического труда в образовании подрастающего поколения?

12.Какие требования к оборудованию рабочего кабинета для уроков труда, с вашей точки зрения, наиболее целесообразны? Имеет ли смысл однозначно предписывать учителю, какие шкафы и какие приспособления следует использовать для хранения тех или иных материалов, инструментов и проч.? Объясните свой ответ.

13.Какие требования предъявляются к наглядным пособиям, используемым на уроках технологии.

14.Каково значение работ с бумагой трудовой подготовки учащихся в начальных классах? Виды бумаги. Основные свойства, строение бумаги. Значение ознакомления учащихся со свойствами бумаги.

15.Какую деятельность можно назвать конструированием? Каковы особенности учебного конструирования?

16.Критерии оценки работ учащихся на уроках изобразительного искусства.

17.Методика обучения рисования натюрморта.

18.Методика преподавания основ рисунка.

19.Методика преподавания основ цветоведения.

20.Методика проведения занятий по декоративному рисованию в начальной школе.

21.Методика проведения занятий по пейзажу.

22.Методика проведения занятий по тематическому рисованию  в начальной школе.

23.Методика проведения рисования с натуры  в начальной школе.

24.Методы и приёмы обучения изобразительному искусству.

25.Методы и приёмы обучения работе акварелью на уроках ИЗО.

26.Методы и приёмы обучения работе гуашью на уроках ИЗО.

27.Методы и приемы формирования художественного восприятия школьников.

28.Нетрадиционные художественные материалы и техники как средство повышения творческой активности школьников на уроках ИЗО.

29.Объясните смысл обучения детей экономному расходованию материалов с дидактической и воспитательной точек зрения.

30.Охарактеризуйте роль и место предмета «Технология» в образовании, воспитании и развитии младших школьников.

31.Перечислите основные виды учебно-творческих работ по курсу «Технология» младших школьник.

32.Перечислите основные этапы подготовки учителя к уроку технология.

 
стр. 10
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
33.Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей.

34.По каким критериям оцениваются учебно-творческие работы младших школьников, выполняемые на уроках технологии.

35.Подумайте, каким образом в отдельных видах учебного конструирования можно развивать у учащихся такие психические процессы, как восприятие, воображение, память, приведите примеры?

36.Почему не следует постоянно предлагать ученикам в качестве основы (фона) для выполнения художественной аппликации бумагу белого цвета? В каких случаях ее использование может быть уместным?

37.Приведите примеры заданий на воссоздание образца на основе воображения и самостоятельного мысленного анализа формы и конструкции.

38.Приведите примеры проектных заданий для любого класса начальной школы.

39.Расскажите о значении и особенностях организации коллективных форм деятельности младших школьников на уроках технологии.

40.Расскажите, как можно организовать быструю и удобную подготовку рабочих мест учащихся перед уроком и их уборку по окончании урока. Каким образом следует осуществлять поддержание порядка на рабочих местах в течение урока?

41.Рисование в младшем школьном возрасте.

42.Роль наглядности в обучении изобразительному искусству. Требования, предъявляемые к наглядности на уроках ИЗО.

43.Роль народного искусства в художественном образовании школьников.

44.Содержание художественного образования. Виды опыта, компоненты художественного образования.

45.Способности к изобразительной деятельности и их структура.

46.Сравните формулировки «методы обучения на уроках труда» и «методы трудового обучения».

47.Сущность художественного образования, зависимость его содержания от конкретно-исторических условий.

48.Урок как основная форма работы по изобразительному искусству в школе.

49.Цель и задачи преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

50.Что является наиболее существенным в проектной деятельности?

Типовое задание (на уровне знает):

Задание. Сравнительный анализ УМК в области изобразительного искусства. Анализ электронных учебников и пособий.

Выполнение задания предполагает следующие виды деятельности:

• Изучение методико-педагогической литературы.

• Сравнительный анализ УМК в области изобразительного искусства. Анализ электронных учебников и пособий.

• Подготовка к выступлению и презентация материалов.

• Обсуждение.

Типовое задание (на уровне умеет):

Проектирование элементов урока изобразительного искусства с использованием цифровых технологий в дистанционном формате (выбор класс по усмотрению студента)

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Подготовить письменное сообщение, по  материалам письменных работ выступить с докладом (презентация обязательна).

1. Развитие творческих способностей и воображения младшего школьника на уроках рисования с натуры.

2. Уроки тематического рисования в школе как основа развития творческих способностей младшего школьника.

3. Особенности развития творческих способностей младшего школьника на уроках декоративного рисования.

4. Методика работы по изучению и анализу формы предметов с детьми младшего школьного возраста.

5. Развитие художественной культуры личности младшего школьника средствами изобразительного искусства (в условиях преемственности).

6. Интегрированные уроки изобразительного искусства и технологии.

7. Психолого-педагогические основы межпредметных связей на уроках изобразительного искусства и технологии.

8. Художественно-эстетическое воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства (на примере ДПИ какого-либо народа).

9. Формирование нравственных качеств личности на уроках-беседах по технологии и изобразительному искусству.

10. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания школьников на уроках-беседах об изобразительном искусстве.

11. Педагогический потенциал уроков изобразительного искусства в формировании нравственных качеств личности младших школьников.

12. Значение декоративно-прикладного искусства татарского народа в национальном и эстетическом воспитании младшего школьника на уроках изобразительного искусства.

13. Национальное воспитание на уроках изобразительного искусства и технологии  в начальной школе (на примере ДПИ татарского, русского народов).

14. Формирование национального самосознания младшего школьника на уроках изобразительного искусства (на примере ДПИ татарского народа).

15. Развитие творческих способностей младшего школьника на уроках декоративного рисования (на примере изучения

орнамента).

16. Национальные основы эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства (на примере декоративно- прикладного искусства татарского народа)

17. Использование национальных художественных традиций на уроках декоративного рисования в начальной школе (на примере декоративно-прикладного искусства татарского, русского народов).

 
стр. 11
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
18. Декоративно-прикладное искусство в структуре этнокультурного образования и воспитания младших школьников.

19. Использование декоративно-прикладного искусства  в учебно-воспитательном процессе младших школьников.

20. Национальное воспитание младших школьников средствами татарского (русского) декоративно-прикладного искусства.

21. Формирование интереса к национальной культуре в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству.

22. Воспитание эстетического вкуса младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

23. Использование декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей младших школьников.

24. Формирование художественных и практических умений, навыков начальных классов на уроках изобразительного искусства (на примере какого-либо  видов росписи)

25. Преемственность в формирования навыков лепки у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (на примере декоративного искусства русского народа).

26. Использование устного народного творчества на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на уроках иллюстрирования литературных произведений).

27. Теоретические основы обучения младших школьников рисованию с натуры.

28. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках конструирования из бумаги.

29. Новые тенденции в развитии творческих способностей младшего школьника на уроках декоративного рисования.

 
5.3. Фонд оценочных средств
С.: ФОС в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Дубровин, В. М. 
Основы изобразительного искусства : Основы изобразительного искусства : учебное пособие для вузов / В. М. Дубровин ; под научной редакцией В. В. Корешкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Москва : МГПУ ; Москва : МГПУ. — 360 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11429-4 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-243-00364-3 (МГПУ). — ISBN 978-5-243-00460-2 (МГПУ). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 
Москва : Издательство Юрайт,, 2019
 
Л1.2
Серебренников, Л. Н.  
Методика обучения технологии : Методика обучения технологии : учебник для вузов / Л. Н. Серебренников. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 226 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06302-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452316
Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Шокорова, Л. В. 
Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве : Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 110 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09988-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 
Москва : Издательство Юрайт,, 2022
 
Л2.2
Беляева, О. А.
Композиция : Композиция : практическое пособие для вузов  : Композиция : Композиция : практическое пособие для вузов / О. А. Беляева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : КемГИК. — 59 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11593-2 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0413-7 (КемГИК). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. https://biblio-online.ru/bcode/445688
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Петрушин, В. И. 
Психология и педагогика художественного творчества + доп. Материал в ЭБС : Психология и педагогика художественного творчества + доп. Материал в ЭБС : учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 395 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-08179-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 
Москва : Издательство Юрайт, , 2022
 
стр. 12
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.2
Фокин, Ю. Г. 
Теория и технология обучения. Деятельностный подход : учебное пособие для вузов / Ю. Г. Фокин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 241 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-05712-6. — URL : https://urait.ru/book/teoriya-i-tehnologiya-obucheniya-deyatelnostnyy-podhod-441665
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Официальный сайт журнала «Начальная школа» [Электронный ресурс]. 
 
Э2
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа. [Электронный ресурс]. 
 
Э3
Учебно-методический комплекс для начальной школы «Перспектива» [Электронный ресурс].  
 
Э4
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».  
 
Э5
Образовательная система «Школа 2100».
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.2
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.6
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.7
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.8
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.9
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.10
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.11
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-115 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 13
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучаюмуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающигося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающегося анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимся.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающегося;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающемуся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

 
стр. 14
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающегося; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающегося; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающегося без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающегося представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающегося ов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающимся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части 

 
стр. 15
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся ОВЗ

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающегося с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающегося с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающиеся  с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающимся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.