(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна
ции
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э3 Э5 Э6 Э7
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э3 Э5 Э6 Э7
Э3 Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э2 Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Вопросы и задания зачету.
1.Географическое положение России и его влияние на формирование природных условий страны.
2.Моря Северного Ледовитого океана. Составьте физико-географическую характеристику моря Северного Ледовитого океана (по выбору обучающегося).
3.Моря Тихого океана.Составьте физико-географическую характеристику моря Тихого океана(по выбору обучающегося).
4.Моря Атлантического океана: Балтийское, Черное и Азовское.Составьте физико-географическую характеристику моря Атлантического океана(по выбору обучающегося).
5.Накопление первоначальных географических сведений о территории России в русских источниках в IX-XVI вв.
6.Советский период в изучении территории страны.
7.Основные черты рельефа территории России.
8.Равнины платформенных областей и их геологическое строение. Приведите примеры.
9.Горные сооружения складчатых областей. Их распространение и особенности геологического строения. Приведите примеры.
10.Минеральные ресурсы, их связь с геологическим строением и особенности размещения по территории страны.
11.Новейшие тектонические движения и их роль в формировании современного рельефа России.
12. Задание. Дать характеристику основным типам морфоструктур в пределах платформ и складчатых областей и их размещение.
13.Важнейшие события четвертичного времени - материковые оледенения и морские трансгрессии; их отражение в
14.Закономерности размещения и развития основных типов морфоскульптур.
15.Пространственное изменение количества солнечной радиации и радиационного баланса по сезонам и за год в целом.
16.Климатические особенности холодного периода.
17.Климатические условия тёплого периода.
18.Классификация рек страны по источникам питания и водному режиму.
19.Закономерности распространения озер. Основные озерные края России.
20.Распространение многолетней мерзлоты на территории России. Пространственное изменение ее характеристик: мощности, температуры и льдистости многолетнемерзлого слоя.
21.Задание. Опишите основные типы почв и их распространение по территории страны.
22.Основные типы растительности. Их климатическая обусловленность и размещение по территории страны.
23.Природная зона и физико-географическая страна - крупнейшие единицы территориальной дифференциации регионального уровня. Соотношение этих единиц.
24. Задание. Дать характеристику зон арктических пустынь (ледяной) и тундр.
25. Задание. Дать характеристику зон тайги и лесостепей.
26.Грунтовые воды - верхний горизонт подземных вод. Влияние зональных и азональных условий на формирование грунтовых вод.
27.Типы болот, закономерности их распространения. Болота как природные комплексы. Проблемы осушения болот.
28.Испарение и испаряемость. Показатели, характеризующие соотношение тепла и влаги, и их изменение по территории.
29.Основные барические центры, влияющие на климат страны.
30.Общие закономерности размещения почв, растительности и животного мира по территории страны: зональность, провинциальность (секторность) и высотная поясность.
Вопросы и задания к экзамену.
1.Островная Арктика. Положение в полярных широтах. Задание: Опишите суровый климат и ледовитость Арктики и их влияние на облик современной природы.
2.Кольский полуостров и Карелия. Основные особенности истории геологического развития и геологическое строение. Роль тектонических разломов, характера горных пород, новейших тектонических движений и ледникового сноса в формировании рельефа.
3.Кольский полуостров и Карелия. Опишите влияние атлантических и арктических воздушных масс на климат. Озерно- речные системы как важнейшая особенность природы региона. Зоны тундры, лесотундры и тайги. Лесотундровый приокеанический тип высотной поясности. Заповедники.
4.Русская (Восточно-Европейская) равнина. Геологическое строение и история развития. Господство пластовых равнин. Задание. Дать характеристику типам морфоскульптур и закономерности их распространения по территории равнины. Приведите примеры морфоскульптур.
5.Русская (Восточно-Европейская) равнина. Характерные черты климата равнины. Типы рек по питанию и режиму стока. Типы озер и болот; закономерности их распространения.
6.Русская (Восточно-Европейская) равнина. Почвенно-растительный покров и животный мир равнины. Характеристика природных зон. Современные проблемы охраны природы и основные экологические проблемы.
7.Кавказская горная страна. Географическое положение, границы. Орография Кавказа. Основные этапы геологического развития и геологическое строение. Типы морфоструктур и морфоскульптур.
8.Кавказская горная страна. Типы климатов. Основные элементы климата, их изменение по территории. Современное оледенение. Реки, их гидрологический режим. Типы озер. Подземные воды и минеральные источники.
9.Кавказская горная страна. Почвенный покров, закономерности распространения основных типов почв. Типы высотной поясности. Животный мир Кавказа.
10.Уральская горная страна. Географическое положение Урала. Особенности тектонического и геологического строения. Орографические области Урала. Типы морфоструктур и морфоскульптур.
11.Уральская горная страна. Климат; факторы, его обусловливающие. Различие климатов западного и восточного склонов. Особенности питания и гидрологического режима рек разных частей Урала. Типы озер. Подземные воды.
12.Уральская горная страна. Закономерности размещения основных типов почв и растительности. Структура высотной поясности. Проблемы водообеспеченности и загрязнения окружающей природной среды.
13.Западно-Сибирская равнина. Географическое положение и орогидрографический план равнины. История развития и геологическое строение молодой эпипалеозойской плиты. Основные типы морфоструктур. Важнейшие типы морфоскульптур и их размещение по территории страны.
14.Западно-Сибирская равнина. Характеристика сезонов года. Влагооборот Западной Сибири и его влияние на особенности природы. Типы болот. Реки, их питание и режим. Озера, их генезис и гидрологический режим. Подземные воды.
15.Западно-Сибирская равнина. Западно-Сибирская равнина как пример территории с четко выраженной зональностью. Характеристика природных зон. Природные ресурсы и особенности их освоения. Проблемы Западной Сибири.
16. Задание. Дать характеристику Средней Сибири. Сибирская платформа, ее строение. Тунгусская свита. Роль траппов в формировании рельефа и полезных ископаемых. Основные морфоструктуры. Типы морфоскульптур. Широкое развитие криогенного рельефа.
17.Средняя Сибирь. Причины формирования резко континентального климата и преобладание антициклональных типов погоды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на особенности природы страны. Характеристика речных систем. Особенности режима рек. Озера и болота.
18.Средняя Сибирь. Типы почв, их свойства в зависимости от климата, многолетней мерзлоты, материнских пород. Типы растительности. Животный мир. Особенности природной зональности и высотной поясности.
19.Северо-Восточная Сибирь. Приполярное и заполярное положение на крайнем северо-востоке Евразии. Разнообразие рельефа в связи с историей геологического развития. Морфоструктуры и основные типы морфоскульптур.
20.Северо-Восточная Сибирь. Резкая континентальность климата и ее причины. Оймякон - полюс холода Северного
21.Северо-Восточная Сибирь. Многолетняя мерзлота, ее мощность, распространение и типы мерзлотной морфоскульптуры. Современное оледенение. Реки, источники их питания и особенности режима. Наледные процессы. Озера и генетические типы их котловин.
22.Северо-Восточная Сибирь. Типы почв и растительный покров. Особенности проявления широтной зональности и высотной поясности как отражение географической провинциальности. Животный мир. Охрана природы в условиях крайне сурового климата и крайней ранимости природы.
23.Корякско-Камчатско-Курильская вулканическая страна. Особенности геологического строения. Господство вулканических морфоструктур. Поствулканические явления.
24.Корякско-Камчатско-Курильская вулканическая страна. Климат и факторы его формирования. Реки и озера, особенности их питания и водного режима. Своеобразие почвенно-растительного покрова и животного мира в связи с развитием вулканизма и приморским положением.
25.Амуро-Приморско-Сахалинская страна. Особенности географического положения. Орографический рисунок. История геологического развития и геологическое строение. Основные геоструктуры и морфоскульптуры.
26.Амуро-Приморско-Сахалинская страна. Муссонный климат и его влияние на природу. Реки, их питание и водный режим в связи с муссонным климатом. Озера и болота.
27.Амуро-Приморско-Сахалинская страна. Богатство и разнообразие органического мира. Типы растительности и почв. Специфика проявления зональности. Высотная поясность.
28.Байкальская горная система. Озеро Байкал – уникальное озеро мира. Особенности его природы и ресурсов. Проблемы Байкала. «Озеро Байкал» – один из объектов Всемирного природного наследия.
29.Алтае-Саянская горная страна. Географическое положение. Границы. Общий орографический план и его обусловленность историей геологического развития. Основные типы морфоструктур и морфоскульптур.
30. Задание. Дать характеристику Байкальской горной системы. Общий план орографии. История геологического развития и геологическое строение. Глыбовые и складчато-глыбовые морфоструктуры. Рифтовая зона и сейсмичность территории. Типы морфоскульптур и их размещение.
Темы контрольных работ:
Рельеф и геологическое строение
Климат
Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические рекомендации к практическим занятиям.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач
Рекомендации по подготовке к зачету
При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе обучающихся. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.