2022-2023_b44_03_05 Г и ИЯ 261 гр__plx_Физическая география России_География и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Физическая география России
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
 
экзамен 8 зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
120
аудиторные занятия
132
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
8 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
288
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
18
12 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
36
36
24
24
60
60
Практические
36
36
36
36
72
72
Итого ауд.
72
72
60
60
132
132
Кoнтактная рабoта
72
72
60
60
132
132
Сам. работа
72
72
48
48
120
120
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
288
288
 
 
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Гайфутдинов А.М. _________________
 
 
Физическая география России
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова Милауша Хасановна 

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины «Физическая география России» - формирование систематизированных знаний в области физической географии России и ее регионов, о способах применения средств преподаваемого учебного предмета «География» в достижении личностных, метапредметных и предметных  результатов обучения.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
выявление основных факторов распределения компонентов природы и связанных с ним ресурсов;
1.4
выявление роли антропогенного фактора в изменении природных компонентов и комплексов;
1.5
изучение геосистем России и омывающих ее морей в целом и природных комплексов разного ранга;
1.6
определение основных экологических проблем России и ее отдельных регионов и путей их решения;
1.7
овладение приемами использования средств преподаваемого учебного предмета «География» в достижении личностных, метапредметных и предметных  результатов обучения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методы математической обработки данных
2.1.2
Физическая география материков и океанов
2.1.3
Биогеография
2.1.4
Методы исследовательской и проектной деятельности
2.1.5
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.6
Ландшафтоведение
2.1.7
Общее землеведение
2.1.8
Практика устной и письменной речи (английский язык)
2.1.9
Учебная практика по физической географии
2.1.10
Философия  
2.1.11
Географические информационные системы
2.1.12
География почв с основами почвоведения
2.1.13
Межкультурная коммуникация
2.1.14
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.15
Практическая грамматика
2.1.16
Практическая фонетика
2.1.17
Технологии цифрового образования
2.1.18
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.19
Учебная языковая практика
2.1.20
Геология
2.1.21
Картография с основами топографии
2.1.22
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая практика
2.2.2
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
2.2.3
Технология организации краеведческой работы в школе
2.2.4
Экономическая и социальная география мира
2.2.5
Язык зарубежной прессы
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Геоэкология
2.2.8
Интерпретация иноязычного текста
2.2.9
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.10
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.11
Этногеография и география религий
2.2.12
Основы работы с иноязычным научным текстом
2.2.13
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.14
Туризм в школе
 
стр. 4
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.2.15
География населения
2.2.16
География РТ
2.2.17
Сравнительная типология иностранного и русского языков
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение
 
УК-1.3: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
 
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.2: Демонстрирует способность использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные понятия физической географии России и  приемы их формирования при реализации образовательной программы по географии;
3.1.2
особенности природных условий и ресурсов регионов России;
3.1.3
экологические проблемы регионов России;
3.1.4
возможности средств преподаваемого учебного предмета «География» для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения географии и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
раскрывать содержание предмета;
3.2.2
давать комплексную характеристику природы отдельного региона;
3.2.3
оценивать влияние природных и экологических факторов на условия жизни человека и хозяйственную деятельность в регионах России;
3.2.4
работать со средствами преподаваемого учебного предмета «География».
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приемами формирования понятий физической географии России  при  реализации образовательных программ по географии в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.3.2
методами оценки экологического состояния заданного региона и прогнозирования возможных последствий освоения природных ресурсов;
3.3.3
приемами использования средств преподаваемого учебного предмета «География» для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение

 
1.1
Содержание и задачи курса, его место в общей подготовке учителя географии  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
 
Раздел 2. Географическое положение. Его влияние на особенности природы и хозяйства России

 
2.1
Географическое положение России.Географическое положение и его влияние на формирование природных условий и социально-экономическое развитие страны  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.2
Географическое положение Российской Федерации и характеристика границ  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
2.3
Природные условия и социально- экономическое развитие России  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
 
Раздел 3. Физико-географическая характеристика морей, омывающих территорию России

 
3.1
Моря, омывающие территорию страны.Моря Северного Ледовитого океана  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
3.2
Моря Тихого океана  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э3 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
3.3
Моря Атлантического океана  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
3.4
Моря, омывающие территорию России  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
3.5
Каспийское море - внутреннее море- озеро  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э3 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
3.6
Моря, омывающие территорию России  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э3 Э5 Э6 Э7

40
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
 
Раздел 4. История географических исследований России

 
4.1
История географических исследований России.Важнейшие вехи в истории географических исследований России  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2
7
0
 
4.2
Исследователи России  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

6
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
 
Раздел 5. Систематический обзор природы России

 
5.1
Обзор природы России: геологическое строение, рельеф, климат, внутренние воды, почвенно-растительный покров, растительность и животный мир. Рельеф и геологическое строение России  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

10
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
5.2
Климат: климатические пояса и типы климатов. Климатическое районирование  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
5.3
Закономерности дифференциации природы России.  /Лек/
Л1.1Л2.1

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
5.4
Внутренние воды  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
5.5
Почвы, растительность, животный мир: их зональность, провинциальность (секторность) и высотная поясность  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
5.6
Физико-географическое районирование России  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
5.7
Рельеф и геологическое строение России  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
5.8
Климат России  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
5.9
Внутренние воды России  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
5.10
Почвы /Пр/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
5.11
Биогенный компонент  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
5.12
Физико-географическое районирование  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

8
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
5.13
Природные зоны России  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

14
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
5.14
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

0
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
 
Раздел 6. Характеристика физико- географических стран в зональном и региональном аспектах

 
6.1
Комплексная характеристика физико-географических стран России.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
6.2
Островная Арктика  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
7
0
 
6.3
Кольский полуостров и Карелия  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.4
Русская (Восточно-Европейская) равнина  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.5
Кавказская горная страна  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.6
Уральская горная страна  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.7
Западно-Сибирская равнина  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.8
Средняя Сибирь  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

8
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.9
Северо-Восточная Сибирь  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

8
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.10
Корякско-Камчатско-Курильская вулканическая страна  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

8
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.11
Амуро-Приморско-Сахалинская страна  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

8
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.12
Байкальская горная система  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э2 Э5 Э6 Э7

8
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.13
Алтае-Саянская горная страна  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

8
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
6.14
Природные зоны равнин и высотные пояса гор  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.15
Островная Арктика  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.16
Восточно-Европейская (Русская) равнина  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.17
Кольский полуостров и Карелия  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.18
Кавказская горная страна  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.19
Урал  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.20
Западно-Сибирская равнина  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.21
Средняя Сибирь  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6

4
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.22
Северо-Восток Сибири  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.23
Дальний Восток  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.24
Горы Южной Сибири  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.25
Особенности природы России   /Пр/
Л1.1Л2.1

Э5 Э6 Э7

6
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.26
Современные проблемы и антропогенные изменения природы России.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
6.27
/Экзамен/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

36
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания зачету.

1.Географическое положение России и его влияние на формирование природных условий страны.

2.Моря Северного Ледовитого океана. Составьте физико-географическую характеристику моря Северного Ледовитого океана (по выбору обучающегося).

3.Моря Тихого океана.Составьте физико-географическую характеристику моря Тихого океана(по выбору обучающегося).

4.Моря Атлантического океана: Балтийское, Черное и Азовское.Составьте физико-географическую характеристику моря Атлантического океана(по выбору обучающегося).

5.Накопление первоначальных географических сведений о территории России в русских источниках в IX-XVI вв.

6.Советский период в изучении территории страны.

7.Основные черты рельефа территории России.

8.Равнины платформенных областей и их геологическое строение. Приведите примеры.

9.Горные сооружения складчатых областей. Их распространение и особенности геологического строения. Приведите примеры.

10.Минеральные ресурсы, их связь с геологическим строением и особенности размещения по территории страны.

11.Новейшие тектонические движения и их роль в формировании современного рельефа России.

12. Задание. Дать характеристику основным  типам  морфоструктур в пределах платформ и складчатых областей и их размещение.

13.Важнейшие события четвертичного времени - материковые оледенения и морские трансгрессии; их отражение в 

 
стр. 8
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
современном рельефе.

14.Закономерности размещения и развития основных типов морфоскульптур.

15.Пространственное изменение количества солнечной радиации и радиационного баланса по сезонам и за год в целом.

16.Климатические особенности холодного периода.

17.Климатические условия тёплого периода.

18.Классификация рек страны по источникам питания и водному режиму.

19.Закономерности распространения озер. Основные озерные края России.

20.Распространение многолетней мерзлоты на территории России. Пространственное изменение ее характеристик: мощности, температуры и льдистости многолетнемерзлого слоя.

21.Задание. Опишите основные типы почв и их распространение по территории страны.

22.Основные типы растительности. Их климатическая обусловленность и размещение по территории страны.

23.Природная зона и физико-географическая страна - крупнейшие единицы территориальной дифференциации регионального уровня. Соотношение этих единиц.

24. Задание. Дать характеристику зон арктических пустынь (ледяной) и тундр.

25. Задание. Дать характеристику зон тайги и лесостепей.

26.Грунтовые воды - верхний горизонт подземных вод. Влияние зональных и азональных условий на формирование грунтовых вод.

27.Типы болот, закономерности их распространения. Болота как природные комплексы. Проблемы осушения болот.

28.Испарение и испаряемость. Показатели, характеризующие соотношение тепла и влаги, и их изменение по территории.

29.Основные барические центры, влияющие на климат страны.

30.Общие закономерности размещения почв, растительности и животного мира по территории страны: зональность, провинциальность (секторность) и высотная поясность.

Вопросы и задания к экзамену.

1.Островная Арктика. Положение в полярных широтах. Задание: Опишите суровый климат и ледовитость Арктики и их влияние на облик современной природы.

2.Кольский полуостров и Карелия. Основные особенности истории геологического развития и геологическое строение. Роль тектонических разломов, характера горных пород, новейших тектонических движений и ледникового сноса в формировании рельефа.

3.Кольский полуостров и Карелия. Опишите влияние атлантических и арктических воздушных масс на климат. Озерно- речные системы как важнейшая особенность природы региона. Зоны тундры, лесотундры и тайги. Лесотундровый приокеанический тип высотной поясности. Заповедники.

4.Русская (Восточно-Европейская) равнина. Геологическое строение и история развития. Господство пластовых равнин. Задание. Дать характеристику  типам морфоскульптур и закономерности их распространения по территории равнины. Приведите примеры морфоскульптур.

5.Русская (Восточно-Европейская) равнина. Характерные черты климата равнины. Типы рек по питанию и режиму стока. Типы озер и болот; закономерности их распространения.

6.Русская (Восточно-Европейская) равнина. Почвенно-растительный покров и животный мир равнины. Характеристика природных зон. Современные проблемы охраны природы и основные экологические проблемы.

7.Кавказская горная страна. Географическое положение, границы. Орография Кавказа. Основные этапы геологического развития и геологическое строение. Типы морфоструктур и морфоскульптур.

8.Кавказская горная страна. Типы климатов. Основные элементы климата, их изменение по территории. Современное оледенение. Реки, их гидрологический режим. Типы озер. Подземные воды и минеральные источники.

9.Кавказская горная страна. Почвенный покров, закономерности распространения основных типов почв. Типы высотной поясности. Животный мир Кавказа.

10.Уральская горная страна. Географическое положение Урала. Особенности тектонического и геологического строения. Орографические области Урала. Типы морфоструктур и морфоскульптур.

11.Уральская горная страна. Климат; факторы, его обусловливающие. Различие климатов западного и восточного склонов. Особенности питания и гидрологического режима рек разных частей Урала. Типы озер. Подземные воды.

12.Уральская горная страна. Закономерности размещения основных типов почв и растительности. Структура высотной поясности. Проблемы водообеспеченности и загрязнения окружающей природной среды.

13.Западно-Сибирская равнина. Географическое положение и орогидрографический план равнины. История развития и геологическое строение молодой эпипалеозойской плиты. Основные типы морфоструктур. Важнейшие типы морфоскульптур и их размещение по территории страны.

14.Западно-Сибирская равнина. Характеристика сезонов года. Влагооборот Западной Сибири и его влияние на особенности природы. Типы болот. Реки, их питание и режим.  Озера, их генезис и гидрологический режим. Подземные воды.

15.Западно-Сибирская равнина. Западно-Сибирская равнина как пример территории с четко выраженной зональностью. Характеристика природных зон. Природные ресурсы и особенности их освоения. Проблемы Западной Сибири.

16. Задание. Дать характеристику Средней Сибири. Сибирская платформа, ее строение. Тунгусская свита. Роль траппов в формировании рельефа и полезных ископаемых. Основные морфоструктуры. Типы морфоскульптур. Широкое развитие криогенного рельефа.

17.Средняя Сибирь. Причины формирования резко континентального климата и преобладание антициклональных типов погоды. Многолетняя мерзлота и ее влияние на особенности природы страны. Характеристика речных систем. Особенности режима рек. Озера и болота.

18.Средняя Сибирь. Типы почв, их свойства в зависимости от климата, многолетней мерзлоты, материнских пород. Типы растительности. Животный мир. Особенности природной зональности и высотной поясности.

19.Северо-Восточная Сибирь. Приполярное и заполярное положение на крайнем северо-востоке Евразии. Разнообразие рельефа в связи с историей геологического развития. Морфоструктуры и основные типы морфоскульптур.

20.Северо-Восточная Сибирь. Резкая континентальность климата и ее причины. Оймякон - полюс холода Северного 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
полушария.

21.Северо-Восточная Сибирь. Многолетняя мерзлота, ее мощность, распространение и типы мерзлотной морфоскульптуры. Современное оледенение. Реки, источники их питания и особенности режима. Наледные процессы. Озера и генетические типы их котловин.

22.Северо-Восточная Сибирь. Типы почв и растительный покров. Особенности проявления широтной зональности и высотной поясности как отражение географической провинциальности. Животный мир. Охрана природы в условиях крайне сурового климата и крайней ранимости природы.

23.Корякско-Камчатско-Курильская вулканическая страна. Особенности геологического строения. Господство вулканических морфоструктур. Поствулканические явления.

24.Корякско-Камчатско-Курильская вулканическая страна. Климат и факторы его формирования. Реки и озера, особенности их питания и водного режима. Своеобразие почвенно-растительного покрова и животного мира в связи с развитием вулканизма и приморским положением.

25.Амуро-Приморско-Сахалинская страна. Особенности географического положения. Орографический рисунок. История геологического развития и геологическое строение. Основные геоструктуры и морфоскульптуры.

26.Амуро-Приморско-Сахалинская страна. Муссонный климат и его влияние на природу. Реки, их питание и водный режим в связи с муссонным климатом. Озера и болота.

27.Амуро-Приморско-Сахалинская страна. Богатство и разнообразие органического мира. Типы растительности и почв. Специфика проявления зональности. Высотная поясность.

28.Байкальская горная система. Озеро Байкал – уникальное озеро мира. Особенности его природы и ресурсов. Проблемы Байкала. «Озеро Байкал» – один из объектов Всемирного природного наследия.

29.Алтае-Саянская горная страна. Географическое положение. Границы. Общий орографический план и его обусловленность историей геологического развития. Основные типы морфоструктур и морфоскульптур.

30. Задание. Дать характеристику Байкальской  горной системы. Общий план орографии. История геологического развития и геологическое строение. Глыбовые и складчато-глыбовые морфоструктуры. Рифтовая зона и сейсмичность территории. Типы морфоскульптур и их размещение.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости.

Темы контрольных работ:

Рельеф и геологическое строение

Климат

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Калуцков, В.Н. 
География России : учебник и практикум для вузов / В. Н. Калуцков. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 305 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16135-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530512 
Москва: Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Иванов, А. Н. 
Охраняемые природные территории : учебное пособие для вузов / А. Н. Иванов, В. П. Чижова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 185 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07404-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/438513 
Москва : Издательство Юрайт, 2019. , 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Внутренние воды России. Реки. — URL:https://www.youtube.com/watch?v=kbrcnMG2_jU
 
Э2
Байкал. Что скрывается на дне самого глубокого озера? — URL:https://www.youtube.com/watch?v=zBBNpjFv9h0
 
Э3
Моря России. — URL:https://www.youtube.com/watch?v=OdxUkQvXKtM 
 
Э4
Живое море. Удивительные факты о Черном море. — URL:https://www.youtube.com/watch?v=GgVHnvei9Lk 
 
Э5
Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет. — URL:https://www.krugosvet.ru/ 
 
стр. 10
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.2
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.5
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.6
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-412 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические рекомендации к практическим занятиям.

 
стр. 11
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению заданий. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Практическая работа - это средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий. В ходе практического занятия внимательно выполнять все задания. При необходимости задавать уточняющие вопросы преподавателю. Подготовить выступление по основным результатам практической работы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач

Рекомендации по подготовке к зачету

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются 

 
стр. 12
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе обучающихся. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.