2022-2023_z44_03_01 ИЯ 2171_ 2071_ 1971 гр__plx_Дифференцированный подход в обучении иностранному языку_Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Романогерманских языков и методик их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Дифференцированный подход в обучении иностранному языку
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык

 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
94
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
94
94
94
94
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доцент, Радионова Светлана Александровна _________________
 
 
Дифференцированный подход в обучении иностранному языку
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Иностранный язык

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Полькина Г.М.

Романогерманских языков и методик их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в теоретической и практической профессиональной подготовке обучающихся к использованию дифференцированного подхода в преподавании предмета «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
обобщить знания о подходах к формированию образовательных результатов по иностранному языку и системы оценки их достижений;
1.4
научить разрабатывать задания для обучающихся разных уровней подготовленности либо адаптировать и перерабатывать существующие задания;
1.5
формировать навыки организации дифференцированного обучения по предмету «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Деловой иностранный язык
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Иноязычная письменная речь
2.2.2
Интерактивные технологии обучения иностранному языку
2.2.3
Контроль и оценка образовательных результатов по предмету "Иностранный язык"
2.2.4
Аналитическое чтение
2.2.5
Межкультурная коммуникация
2.2.6
Производственная преддипломная практика
2.2.7
Теория и практика перевода
2.2.8
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.9
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.10
Международные технологии диагностики компетенции владения иностранным языком
2.2.11
Работа с иноязычным художественным текстом
2.2.12
Фразеология иностранного языка
2.2.13
Практикум по иноязычному  аудированию
2.2.14
Сравнительная типология иностранного и русского языков
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-1.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
требования ФГОС к образовательным результатам
3.1.2
подходы к учебной и воспитательной деятельности обучающихся
3.1.3
основы дифференцированного подхода в образовании
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять отбор содержания обучения по предмету «Иностранный язык» в соответствии с требованиями ФГОС
3.2.2
оценивать уровень владения  пройденным материалом  по предмету с использованием современных технологий и средств
3.2.3
разрабатывать задания для разных уровней подготовленности обучающихся либо адаптировать и перерабатывать существующие задания для учащихся определенного уровня
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками осуществления обучения и развития с учетом образовательных потребностей обучающихся
3.3.2
навыками применения дифференцированного подхода в предметной области «Иностранный язык»
 
стр. 4
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
 
3.3.3
навыками отбора диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические аспекты проблемы дифференциации и индивидуализации обучения

 
1.1
Требования ФГОС к дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
1.2
Классификация индивидуальных особенностей по общим способностям, частным способностям, неспособностям, по проектируемой профессии, по интересам /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
1.3
Классификация дифференциации в обучении (Г.К. Селевко, Е.С. Полат). Особенности применения дифференциации на различных этапах образования  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

47
ПК-1.3
3
0
 
 
Раздел 2. Современная практика реализации дифференцированного и индивидуального подходов  в обучении английскому языку  

 
2.1
Практические аспекты реализации дифференцированного подхода в обучении иностранному языку /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
2.2
Учебно-методическое обеспечение дифференцированного и индивидуального подходов  в обучении  иностранному языку /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.3
3
0
 
2.3
Специфика применения дифференцированных заданий на разных этапах урока /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
2.4
Самостоятельная работа по 2 разделу /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

47
ПК-1.3
3
0
 
2.5
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. Требования ФГОС к дифференцированному и индивидуальному подходу в обучении.

2. Классификация дифференциации в обучении (Г.К. Селевко, Е.С. Полат)

3. Сущность дифференциации процесса обучения.

4. Сущность индивидуализации процесса обучения.

5. Отечественный и зарубежный опыт применения дифференцированного обучения.

6. Гомогенные и гетерогенные коллективы.

7. Внутренняя дифференциация.

8. Внешняя дифференциация.

9. Смешанная дифференциация.

10.Классификация индивидуальных особенностей по общим способностям, частным способностям, неспособностям, по проектируемой профессии, по интересам.

11.Учебно-методическое и техническое обеспечение дифференцированного и индивидуального подходов  в обучении  иностранному языку.

12.Особенности применения дифференциации на ступени начального общего образования.

 
стр. 5
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
 
13.Особенности применения дифференциации на ступени основного общего образования.

14.Особенности применения дифференциации на ступени среднего общего образования.

15.Дифференцированные задания по сложности, по познавательным интересам, по характеру помощи со стороны учителя.

16.Специфика применения дифференцированных заданий на разных этапах урока.

17.Применение дифференцированных заданий при обучении произношению.

18.Применение дифференцированных заданий при обучении лексике.

19.Применение дифференцированных заданий при обучении грамматике.

20.Применение дифференцированных заданий при обучении аудированию.

21.Применение дифференцированных заданий при обучении чтению.

22.Применение дифференцированных заданий при обучении говорению.

23.Применение дифференцированных заданий при обучении письму.

24.Проектная работа как способ реализации дифференцированного обучения иностранному языку.

25.Критерии оценивания дифференцированных заданий на уроке иностранного языка.

Перечень заданий к зачету

1.Разработать дифференцированные задания для обучения лексике.

1.Разработать дифференцированные задания для обучения грамматике.

2.Разработать дифференцированные задания для обучения аудированию.

3.Разработать дифференцированные задания для обучения чтению.

4.Разработать дифференцированные задания для обучения говорению.

5.Разработать дифференцированные задания для обучения письму.

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
под редакцией О. И. Трубициной
Методика обучения иностранному языку   : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. И. Трубицина [и др.] ; под редакцией О. И. Трубициной. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 384 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09404-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL : https://biblio-online.ru/bcode/433391 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Мещерякова, Е. В. 
Инновационное обучение иностранным языкам: методы и технологии:  учебное пособие / Е. В. Мещерякова, Т. Ю. Шевченко, Ю. В. Мещерякова. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2019. — 160 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87231.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Мещерякова, Е. В. 
Инновационное обучение иностранным языкам: методы и технологии : учебное пособие / Е. В. Мещерякова, Т. Ю. Шевченко, Ю. В. Мещерякова. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2019. — 160 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87231.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 6
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
 
Э1
Вопросы современной лингвистики и методики обучения иностранным языкам в школе и вузе [Электронный ресурс]: материалы X Международной конференции FEELTA «Раздвигаем горизонты. Язык, Культура, Познание» / ― Crossing Borders. Language, Culture, Cognition. 23-25 июня 2014 года/ Е.А. Адаева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2015.— 172 c.http://www.iprbookshop.ru/51783. Дата обращения - 21.01.2019
 
Э2
Языкова Н.В. Иностранные языки. Теория и методика обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Языкова Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский городской педагогический университет, 2011.— 268 c. http://www.iprbookshop.ru/26485.Дата обращения - 21.01.2019
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus

 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э5
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ - Режим доступа: https://polpred.com/news
 
Э6
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф

 
Э7
Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-217 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, 

 
стр. 7
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
 
когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

Целью практических занятий (ПЗ) выступает контроль знаний, умений, навыков обучающихся, приобщение к научно-практическим знаниям, готовность и способность к подготовке и проведению внеучебной деятельности учащихся.

Практические занятия являются традиционной формой аудиторных занятий, также они дают возможность применить современные образовательные технологии, осуществить персонифицированный подход к обучающемуся, тренировать навыки практической работы. Учебные цели практических занятий по данному курсу направлены на закрепление теоретических знаний по дисциплине, формирование профессиональных навыков и умений, развитие педагогического мышления, совершенствование умений эффективно пользоваться учебной, научной и справочной литературой, умений делать обоснованные выводы, умений пользоваться полученными знаниями в профессиональной деятельности. Обучающиеся овладевают технологией рассуждения, аргументации собственной позиции по конкретному вопросу.

На практических занятиях наиболее эффективной является групповая работа, которая активизирует деятельность студентов на основе потребности самовыражения и полемического азарта, позволяет сравнить свои знания со знаниями других обучающихся и на основе этого определить собственный уровень усвоения учебного материала.

При подготовке к практическому занятию обучающиеся изучают основную и дополнительную литературу, анализируют информацию интернет ресурсов по теме, выполняют домашнее задание, готовят выступление и презентацию. Для успешной подготовки необходимо разобраться в терминологии изучаемой темы, используя для этого необходимые словари, учебные пособия, интернет ресурсы. При изучении собственно темы лабораторного занятия рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, переводные издания, а также труды зарубежных авторов. В процессе изучения литературы полезно делать выписки и конспекты, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему запоминанию. При подготовке к практической работе:

- проанализируйте тему занятия, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;

- внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;

- изучите рекомендованную литературу, делая при этом выписки конспекты или прочитанного, которые понадобятся при обсуждении на занятии;

- постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать;

- запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой  вопросы, чтобы затем на занятии получить на них ответы.

Каждый обучающийся должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию. Необходимым условием продуктивной работы являются личные знания, которые приобретаются обучающимися на лекциях и в самостоятельной работе.

Такая практика учит отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации. Собранный материал необходимо систематизировать, определить ключевые вопросы изучаемой проблемы, осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу вопросов.

На практических занятиях в ходе обсуждения предложенных вопросов происходит углубление и закрепление знаний по учебной теме. Важное значение имеет взаимосвязь рассматриваемого вопроса с уже изученными на предыдущих занятиях.

Проведение практических занятий возможно в форме дискуссий, «круглого стола», мини конференций, заслушивания специально подготовленных докладов, сообщений, эссе. Особое внимание обучающемуся следует уделять самостоятельному, грамотному изложению мыслей с соблюдением риторики научной речи и основных правил ораторского искусства.

Необходимым объектом самостоятельной работы обучающихся является анализ действующих тестов как речевых, так и языковых. Поэтому в ходе самостоятельной работы обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с методической литературой, публикациями учителей по данному вопросу.

На практических занятиях уделяется большое внимание анализу учебных материалов, решению методических задач, планированию педагогического процесса.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие у них исследовательских способностей. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, 

 
стр. 8
УП: z44.03.01 ИЯ 2171, 2071, 1971 гр..plx
 
ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к занятиям.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Самостоятельная работа по дисциплине осуществляется обучающимся в следующем  виде:

•самостоятельное изучение теоретического материала;

•подготовка к практическим занятиям с конспектированием тематических материалов;

•выполнение  упражнений по изучаемым темам из используемых учебных пособий;

•подготовка и презентация сообщения по изучаемой теме.

Методические указания к зачету

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей. При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.