2022-2023_44_03_05 ИЯиВИЯ 171_ 071_ 971 гр__plx_Контроль и оценка образовательных результатов по предмету Иностранный язык_Иностранный язык и Второй иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Романогерманских языков и методик их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Контроль и оценка образовательных результатов по предмету "Иностранный язык"
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Иностранный язык и Второй иностранный язык
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
34
аудиторные занятия
38
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
13 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
26
26
26
26
Итого ауд.
38
38
38
38
Кoнтактная рабoта
38
38
38
38
Сам. работа
34
34
34
34
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Радионова Светлана Александровна _________________
 
 
Контроль и оценка образовательных результатов по предмету "Иностранный язык"
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Иностранный язык и Второй иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Цыганова Е.Б.

Романогерманских языков и методик их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании представления у обучающихся о качестве обучения и современных подходах к организации контроля и оценивания образовательных результатов по предмету "Иностранный язык"         
1.2
Задачи освоения дисциплины
1.3
совершенствовать навыки отбора учебного материала по предмету с целью достижения  метапредметных и предметных образовательных результатов
1.4
формировать умения отбора адекватных способов, методов и технологий контроля результатов обучения по предмету "Иностранный язык"
1.5
формировать умения разработки контрольно-оценочных материалов для оценки результатов обучения по предмету "Иностранный язык"
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Интерактивные технологии обучения иностранному языку
2.1.2
Иноязычная письменная речь
2.1.3
Межкультурная коммуникация
2.1.4
Деловой иностранный язык
2.1.5
История языка
2.1.6
Теория и практика перевода
2.1.7
Фразеология иностранного языка
2.1.8
Работа с иноязычным художественным текстом
2.1.9
Сравнительная типология иностранного и русского языков
2.1.10
Основы работы с иноязычным научно-публицистическим текстом
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная преддипломная практика
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Иностранный язык"
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание предметной области "Иностранный язык"
3.1.2
требования к системе оценки достижения образовательных результатов по предмету "Иностранный язык"
3.1.3
объекты, формы, приемы и методы контроля образовательных результатов по предмету "Иностранный язык"
3.1.4
современные средства оценивания образовательных результатов по предмету "Иностранный язык"
3.1.5
содержание ОГЭ и ЕГЭ по предмету "Иностранный язык"
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять контроль образовательных результатов по предмету "Иностранный язык"
3.2.2
оценивать уровень владения различными видами речевой деятельности по предмету «Иностранный язык» с использованием современных технологий и средств  
3.2.3
разрабатывать контрольно-оценочные материалы для оценки результатов обучения по предмету "Иностранный язык"
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
формами и приемами контроля образовательных результатов по предмету "Иностранный язык"
3.3.2
навыками проектирования уроков иностранного языка с использованием современных технологий контроля и оценки образовательных результатов
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы

 
1.1
Требования ФГОС к планируемым результатам /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
9
0
 
1.2
Планируемые образовательные результаты /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
9
0
 
1.3
Универсальные учебные действия. Функции и виды УУД. Условия, обеспечивающие развитие УУД  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 2. Контроль в обучении иностранным языкам как составная часть учебно-воспитательного процесса

 
2.1
Функции, формы и виды контроля /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
9
0
 
2.2
Характеристики контроля, обеспечение обратной связи на уроке ИЯ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
9
0
 
2.3
Контроль уровня сформированности коммуникативных умений по предмету "Иностранный язык" /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
9
0
 
2.4
Контроль уровня сформированности языковых навыков по предмету "Иностранный язык" /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
9
0
 
2.5
Задания для контроля уровня сформированности фонетических навыков /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
9
0
 
2.6
Задания для контроля уровня сформированности лексических навыков /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
9
0
 
2.7
Задания для контроля уровня сформированности грамматических навыков /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
9
0
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
2.8
Задания для контроля уровня сформированности навыков чтения и аудирования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
9
0
 
2.9
Задания для контроля уровня сформированности навыков говорения и письма /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
9
0
 
2.10
Проблема системы упражнений для контроля уровня достижения образовательных результатов  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 3. Механизмы промежуточной и итоговой оценки достижения планируемых  результатов по ИЯ

 
3.1
Общие подходы к процедуре оценивания образовательных результатов по ИЯ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
9
0
 
3.2
Средства оценивания в стартовом, текущем и итоговом контроле /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
9
0
 
3.3
Критериальная система оценивания на уроке ИЯ  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
9
0
 
3.4
Оценочные листы и критериальные карты на уроке ИЯ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
ПК-1.1
9
0
 
3.5
Организация накопительной системы оценки. Портфолио. Внутренняя оценка планируемых результатами силами образовательного учреждения  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 4. Итоговая работа для оценки планируемых предметных результатов по ИЯ

 
4.1
Спецификация итоговой рабты по английскому языку для выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
9
0
 
4.2
Общие требования к процедуре проведения итоговой работы. Критерии оценивания итоговой работы по английскому языку /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
9
0
 
4.3
Оценка планируемых метапредметных результатов по английскому языку  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
9
0
 
4.4
Оценка сформированности коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1
9
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
4.5
Специальные комплексные проверочные работы для мониторинга

результатов образования

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ПК-1.1
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. Требования ФГОС к планируемым результатам.

2. Планируемые предметные и метапредметные результаты по ИЯ.

3. Подходы к диагностике и оценке предметных результатов по ИЯ.

4. Отбор языкового материала для контроля и оценки предметных планируемых результатов по ИЯ.

5. Механизмы промежуточной и итоговой оценки достижения планируемых предметных результатов по ИЯ.

6. Задания для контроля предметных планируемых результатов в разделе "Коммуникативные умения": базовый уровень.

7. Задания для контроля предметных планируемых результатов в разделе "Коммуникативные умения": повышенный уровень.

8. Задания для контроля предметных планируемых результатов в разделе "Языковые средства и навыки оперирования ими": базовый уровень.

9. Задания для контроля предметных планируемых результатов в разделе "Языковые средства и навыки оперирования ими": повышенный уровень.

10. Педагогический контроль в образовательном процессе.

11. Педагогическая технология критериального оценивания.

12. Педагогическая технология формирующего оценивания.

13. Суммативное (итоговое оценивание).

14. Технологии накопительной оценки.

15. Технологии оценивания на основе использования анализа конкретных ситуаций или контекстного обучения.

16. Технологии оценивания на основе развития творческих способностей обучающихся.

17. Технология тестового контроля.

18.Критерии отбора содержания для составления тестовых заданий.

19.Общие требования к процедуре проведения итоговой работы.

20.Современные тенденции в оценивании учебных достижений обучающихся.

21.Функции оценки в современном учебном процессе.  

22.Критерии оценивания итоговой работы по английскому языку.

23.Достоинства и недостатки использования критериального оценивания.

24.Оценка сформированности коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий.

25.Структура тестовых заданий ОГЭ по иностранному языку.

26.Структура тестовых заданий ЕГЭ по иностранному языку.

Задания к зачету

1. Разработать тестовые задания для контроля уровня обученности по аудированию.

2. Разработать тестовые задания для контроля уровня обученности по чтению.

3. Разработать тестовые задания для контроля уровня обученности по говорению.

4. Разработать тестовые задания для контроля уровня обученности по письму.

5. Разработать контрольную работу для контроля уровня сформированности лексических/ грамматических навыков для 5 класса.

6. Разработать контрольную работу для контроля уровня сформированности лексических/ грамматических навыков для 6 класса.

7. Разработать контрольную работу для контроля уровня сформированности лексических/ грамматических навыков для 7 класса.

8. Разработать контрольную работу для контроля уровня сформированности лексических/ грамматических навыков для 8 класса.

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Воробьева, С. В.
Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. В. Воробьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 740 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09241-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427499 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Гордиенко, О. В.
Современные средства оценивания результатов обучения :  учебник для академического бакалавриата / О. В. Гордиенко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06396-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL : https://biblio-online.ru/bcode/438064
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
под редакцией О. Б. Даутова, Е. Ю. Игнатьева
Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников : новые практики формирования и оценивания. : Учебно-методическое пособие / Л. В. Арсентьева, Н. Б. Баранова, Э. А. Березяк [и др.] ; под редакцией О. Б. Даутова, Е. Ю. Игнатьева. — СПб. : КАРО, 2015. — 160 c. — ISBN 978-5-9925-1056-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/61011.html 
Санкт- Петербург : Издательство КАРО, 2015
 
Л2.2
под редакцией Татарченкова, С. С. 
Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: :учебно-методическое пособие / В. А. Алексеева, Е. А. Васильева, Н. О. Громова [и др.] ; под редакцией С. С. Татарченкова. — СПб. : КАРО, 2015. — 112 c. — ISBN 978-5-9925-0914-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/61037.html  — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Санкт-Петербург : Издательство КАРО, 2015
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Звонников, В. И., Челышкова, М. Б. 
Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход) : учебное пособие / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. — М. : Логос, 2012. — 280 c. — ISBN 978-5-98704-623-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/13010.html 
Москва : Издательство Логос, 2012
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ Режим доступа: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU Режим доступа: https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ) Режим доступа: https://нэб.рф/ 
 
Э4
Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
Э5
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ - Режим доступа: https://polped.com/news
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-314  Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.Целью практических занятий (ПЗ) выступает контроль знаний, умений, навыков обучающихся, приобщение к научно-практическим знаниям, готовность и способность к подготовке и проведению внеучебной деятельности учащихся.Учебные цели практических занятий по данному курсу направлены на закрепление теоретических знаний по дисциплине, формирование профессиональных навыков и умений, развитие педагогического мышления, совершенствование умений эффективно пользоваться учебной, научной и справочной литературой, умений делать обоснованные выводы, умений пользоваться полученными знаниями в профессиональной деятельности. Обучающиеся овладевают технологией рассуждения, аргументации собственной позиции по конкретному вопросу.

На практических занятиях наиболее эффективной является групповая работа, которая активизирует деятельность студентов на основе потребности самовыражения и полемического азарта, позволяет сравнить свои знания со знаниями других обучающихся и на основе этого определить собственный уровень усвоения учебного материала.

 
стр. 9
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 

Методические указания к практическим занятиям

Учебные цели практических занятий по данному курсу направлены на закрепление теоретических знаний по дисциплине, формирование профессиональных навыков и умений, развитие педагогического мышления, совершенствование умений эффективно пользоваться учебной, научной и справочной литературой, умений делать обоснованные выводы, умений пользоваться полученными знаниями в профессиональной деятельности. Обучающиеся овладевают технологией рассуждения, аргументации собственной позиции по конкретному вопросу.

На практических занятиях наиболее эффективной является групповая работа, которая активизирует деятельность обучающихся на основе потребности самовыражения и полемического азарта, позволяет сравнить свои знания со знаниями других обучающихся и на основе этого определить собственный уровень усвоения учебного материала.

При подготовке к практическому занятию обучающиеся изучают основную и дополнительную литературу, анализируют информацию интернет ресурсов по теме, выполняют домашнее задание, готовят выступление и презентацию. Для успешной подготовки необходимо разобраться в терминологии изучаемой темы, используя для этого необходимые словари, учебные пособия, интернет ресурсы. При изучении собственно темы практического занятия рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, переводные издания, а также труды зарубежных авторов. В процессе изучения литературы полезно делать выписки и конспекты, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему запоминанию. При подготовке к практической работе:

- проанализируйте тему занятия, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;

- внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;

- изучите рекомендованную литературу, делая при этом выписки конспекты или прочитанного, которые понадобятся при обсуждении на занятии;

- постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать;

- запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой  вопросы, чтобы затем на занятии получить на них ответы.

Каждый обучающийся должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию. Необходимым условием продуктивной работы являются личные знания, которые приобретаются обучающимися на лекциях и в самостоятельной работе.

Такая практика учит отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации. Собранный материал необходимо систематизировать, определить ключевые вопросы изучаемой проблемы, осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу вопросов.

На практических занятиях в ходе обсуждения предложенных вопросов происходит углубление и закрепление знаний по учебной теме. Важное значение имеет взаимосвязь рассматриваемого вопроса с уже изученными на предыдущих занятиях.

Проведение практических занятий возможно в форме дискуссий, «круглого стола», мини конференций, заслушивания специально подготовленных докладов, сообщений, эссе. Особое внимание обучающемуся следует уделять самостоятельному, грамотному изложению мыслей с соблюдением риторики научной речи и основных правил ораторского искусства.

Особенностью практических занятий по дисциплине является то, что обучающиеся представляют разработанные тесты и КИМы для контроля уровня обученности по предмету «Иностранный язык». Обучающимся необходимо овладеть средствами оценивания по всем видам речевой деятельности: аудированию, говорению (монолог, диалог), чтению и письму. Для этого необходимо хорошо знать программу по иностранным языкам, где уже сформулированы конечные результаты.

Далее необходимо знать, как оценивать результаты: традиционные способы оценивания, тестирование и перевод баллов в традиционные оценки.

Необходимым объектом самостоятельной работы обучающихся является анализ действующих тестов как речевых, так и языковых. Поэтому в ходе самостоятельной работы обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с методической литературой, публикациями учителей по данному вопросу.

Данный вид работы способствует выработке у обучающихся системного подхода к выбору современных педагогических технологий оценивания качества иноязычного образования по видам речевой деятельности. На практических занятиях уделяется большое внимание анализу учебных материалов, решению методических задач, планированию педагогического процесса.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и 

 
стр. 10
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к занятиям.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Самостоятельная работа по дисциплине осуществляется обучающимся в следующем  виде:

•самостоятельное изучение теоретического материала;

•подготовка к практическим занятиям с конспектированием тематических материалов;

•выполнение  упражнений по изучаемым темам из используемых учебных пособий;

•подготовка и презентация сообщения по изучаемой теме.

Основной целью организации самостоятельной работы обучающихся является систематизация и активизация знаний, полученных ими на лекциях и в процессе подготовки к практическим занятиям. Обучающимся следует стремиться к активизации знаний на занятиях по другим языковым дисциплинам, связанным с методикой обучения ИЯ междисциплинарными отношениями.

Методические указания к зачету

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.