2022-2023_44_03_05 ИЯиВИЯ 171_ 071_ 971 гр__plx_Международные технологии диагностики компетенции владения иностранным языком_Иностранный язык и Второй иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Романогерманских языков и методик их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Международные технологии диагностики компетенции владения иностранным языком
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Иностранный язык и Второй иностранный язык
 
зачет 9
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
34
аудиторные занятия
38
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
13 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
26
26
26
26
Итого ауд.
38
38
38
38
Кoнтактная рабoта
38
38
38
38
Сам. работа
34
34
34
34
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Радионова Светлана Александровна _________________
 
 
Международные технологии диагностики компетенции владения иностранным языком
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Иностранный язык и Второй иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Цыганова Е.Б.

Романогерманских языков и методик их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании способности обучающихся использовать современные методы и технологии обеспечения образовательных результатов по предмету "Иностранный язык" посредством ознакомления с международными технологиями диагностики компетенций владения иностранным языком.
1.2
Задачи освоения дисциплины
1.3
расширить, обобщить и систематизировать имеющиеся у обучающихся знания о современных технологиях диагностики компетенций владения иностранным языком
1.4
создать условия для развития у обучающихся положительной мотивации к творческому использованию международных технологий диагностики компетенций владения иностранным языком
1.5
познакомить с методологическими и теоретическими основами тестового контроля, порядком организации итоговой аттестации по предмету «Иностранный язык».
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Интерактивные технологии обучения иностранным языкам
2.1.2
Производственная педагогическая практика
2.1.3
Иноязычная письменная речь
2.1.4
Межкультурная коммуникация
2.1.5
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.6
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.7
Деловой иностранный язык
2.1.8
История языка
2.1.9
Практическая грамматика второго иностранного языка
2.1.10
Практическая грамматика  первого иностранного языка
2.1.11
Иностранный язык
2.1.12
Практическая фонетика второго иностранного языка
2.1.13
Практическая фонетика первого иностранного языка
2.1.14
Учебная языковая практика по первому иностранному языку
2.1.15
Русский язык и культура речи
2.1.16
Теория и практика перевода
2.1.17
Сравнительная типология иностранного и русского языков
2.1.18
Основы работы с иноязычным научно-публицистическим текстом
2.1.19
Фразеология иностранного языка
2.1.20
Работа с иноязычным художественным текстом 
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная преддипломная практика
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.3: Демонстрирует способность находить, воспринимать и использовать информацию на иностранном языке, полученную из печатных и электронных источников для решения стандартных коммуникативных задач
 
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметной области "Иностранный язык"
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
виды источников информации
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
3.1.2
содержание предметной области "Иностранный язык"
3.1.3
отечественные и зарубежные подходы к оценке учебных достижений по языковым предметам
3.1.4
особенности тестовых технологий, виды и типы тестов
3.1.5
типологию контрольных измерительных материалов для проверки коммуникативных и когнитивных умений
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
находить, воспринимать и использовать информацию на иностранном языке, полученную из печатных и электронных источников для решения стандартных коммуникативных задач
3.2.2
применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов
3.2.3
разрабатывать тестовые задания как средства текущего и итогового контроля коммуникативных навыков и умений в различных видах речевой деятельности на любом из этапов обучения иностранному языку
3.2.4
оценивать уровень владения различными видами речевой деятельности на иностранном языке с использованием современных технологий и средств
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками разработки контрольно-измерительных материалов и методикой их использования в лингвистическом образовании
3.3.2
навыками проектирования системы занятий на основе использования современных технологий диагностики и оценивания результатов обучения
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Понятие о качестве образования. Качество языкового образования.

 
1.1
Концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходы к его измерению.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
1.2
Уровень языкового развития как показатель результативности процесса обучения.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
1.3
Интерпретация общеевропейской шкалы уровней владения языком (Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
1.4
Принципы функционирования системы обеспечения и управления качеством языкового образования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

10
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
1.5
Основные подходы к диагностике и оценке качества уровня языкового развития за рубежом. Система выпускных экзаменов.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
1.6
Единица Карнеги (1 кредит) как измеритель содержания языкового образования в США. Международные системы оценки уровня языкового развития /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 2. Методология разработки современной системы технологий для диагностики и оценивания образовательных достижений обучающихся по предмету «Иностранный язык»

 
стр. 5
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
2.1
Традиционные и новые средства диагностики и оценки уровня языкового развития /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
2.2
Интерпретация общеевропейской шкалы уровней владения языком (Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
2.3
Понятие «критериальное оценивание»: история появления, функции, принципы, виды, особенности использования в образовательный процесс.   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
2.4
Особенности рейтингового контроля, трудности внедрения. Плюсы и минусы традиционной системы оценивания /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
2.5
Особенности портфолио как средства диагностики и оценки результатов обученности по дисцилине «Иностранный язык» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
2.6
Специфика определения компетенций. Классификация базовых компетенций. Классификация общих и профессиональных компетенций в рамках реализации ФГОС

Языковое образование по программам International Baccalaureate (IB). Школы в России, обучающие  по программам IB

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 3. Диагностические параметры контроля и оценивания качества обученности по предмету «Иностраннный язык» 

 
3.1
Контроль и оценивание качества обученности по предмету "Иностранный язык" /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
3.2
Тестирование как форма контроля качества уровня языкового развития /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
3.3
Диагностика уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в ходе аудиторной работы:

- сформированность речевых навыков, умений в различных видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо);

-  сформированность групповых способов деятельности (мозговой штурм, дискуссии, учебные дебаты, проекты, ролевые игры и т. д.)

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
3.4
Диагностика уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в ходе внеаудиторной работы:

- сформированность навыков самостоятельной творческой деятельности (доклады, сообщения, презентации, эссе, научно-исследовательская работа);

- сформированность навыков самоконтроля и информационного поиска (компьютерное тестирование, мультимедийные программы, Интернет и т. д.)

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
3.5
Оценка общеобразовательных компетенций. Оценка ключевых компетенций (инструментальные, личностные, системные)

Модульно-рейтинговая технология в системе контроля и оценки результатов языкового образования

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
 
Раздел 4. Тестирование в России и за рубежом.

ЕГЭ как модель независимой формы государственной аттестации по предмету «Иностранный язык»

 
4.1
Особенности тестирования в России и за рубежом. Технологическое обеспечение ЕГЭ. Контрольно-измерительные материалы. Структура тестовых заданий /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
4.2
Психологические аспекты тестирования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
4.3
Языковой тест – форма стандартизированного контроля обученности. Виды тестов.  Типы валидности языкового теста. Надежность теста. Формы тестовых заданий по видам речевой деятельности по предмету «Иностранный язык» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
4.4
Содержание и организация ЕГЭ по предмету «Иностранный язык» /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
4.5
Процедура и правила проведения ЕГЭ/ ОГЭ. Нормативно-правовая база организации ЕГЭ/ ОГЭ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
4.6
Понятие теста. История развития тестирования в США. Компьютерное тестирование. Обработка результатов тестирования. Интерпретация результатов тестирования

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
УК-4.3 ПК-1.1
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. Понятие «педагогическая технология», ее характеристики как дидактической категории. Требования, предъявляемые к современным педагогическим  технологиям.

2. Понятия «новация», «инновация», «инновационная образовательная технология».

3. Инновационные модели построения практического занятия по иностранному языку в России и за рубежом.

4. Основные отличия российских и зарубежных учебно-методических комплексов по иностранному языку.

5. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком.

6. Инновационная уровневая образовательная программа по английскому языку «Оксфордское качество».

7. Языковое образование по программам International Baccalaureate (IB).

8. Понятие «портфолио» в современном образовательном процессе.

9. Принципы организации портфолио. Организация работы по составлению языкового портфолио.

10. Российские и зарубежные языковые портфолио.

11. Определение понятия качества иноязычного образования, его показатели.

12. Образовательные подходы (компетентностный, системно-деятельностный, комплексный) к оценке качества образования.

13. Мониторинг качества образования и его функции.

14. Особенности новых федеральных образовательных стандартов.

15. Виды и функции мониторинга.

16. Методы педагогического мониторинга.

17. Современные тенденции в оценивании учебных достижений учащихся.

18. Функции оценки в современном учебном процессе.

19. Ранжирование как основной принцип рейтинговой системы контроля.

20. Достоинства и недостатки использования критериального оценивания.

21. Валидность, надежность, гомогенность и гетерогенность тестов.

22. Критерии отбора содержания для составления тестовых заданий.

23. Особенности эмпирической проверки и статистической обработки результатов обучения.

24. Основные принципы отбора ответов.

25. Специфика иностранного языка при отборе содержания тестовых заданий.

26. Единый государственный экзамен: концепция, задачи, реализация, проблемы.

27. ЕГЭ как одно из средств повышения качества общего и педагогического образования.

28. Достоинства и недостатки ЕГЭ.

29. Порядок создания контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ.

30. Структура тестовых заданий ЕГЭ по иностранному языку.

Задания к зачету

1. Разработать тестовые задания для контроля уровня обученности по аудированию.

2. Разработать тестовые задания для контроля уровня обученности по чтению.

3. Разработать тестовые задания для контроля уровня обученности по говорению.

4. Разработать тестовые задания для контроля уровня обученности по письму.

5. Разработать содержание языкового портфеля для обучающихся 5-6 классов.

6. Разработать содержание языкового портфеля для обучающихся 7-9 классов.

7. Разработать содержание языкового портфеля для обучающихся 10-11 классов.

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Воробьева, С. В.
Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. В. Воробьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 740 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09241-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427499 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Гордиенко, О. В.
Современные средства оценивания результатов обучения :  учебник для академического бакалавриата / О. В. Гордиенко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06396-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL : https://biblio-online.ru/bcode/438064
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Звонников, В. И., Челышкова, М. Б. 
Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход) : учебное пособие / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова. — М. : Логос, 2012. — 280 c. — ISBN 978-5-98704-623-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/13010.html 
Москва : Издательство Логос, 2012
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
под редакцией Татарченкова, С. С. 
Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: :учебно-методическое пособие / В. А. Алексеева, Е. А. Васильева, Н. О. Громова [и др.] ; под редакцией С. С. Татарченкова. — СПб. : КАРО, 2015. — 112 c. — ISBN 978-5-9925-0914-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/61037.html  — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Санкт-Петербург : Издательство КАРО, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. - Режим доступа:  www.iprbookshop.ru
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э5
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
Э6
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ - Режим доступа: https://polpred.com/news
 
Э7
Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-314  Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.Целью практических занятий (ПЗ) выступает контроль знаний, умений, навыков обучающихся, приобщение к научно-практическим знаниям, готовность и способность к подготовке и проведению внеучебной деятельности учащихся.Учебные цели практических занятий по данному курсу направлены на закрепление теоретических знаний по дисциплине, формирование профессиональных навыков и умений, развитие педагогического мышления, совершенствование умений эффективно пользоваться учебной, научной и справочной литературой, умений делать обоснованные выводы, умений пользоваться полученными знаниями в профессиональной деятельности. Обучающиеся овладевают технологией рассуждения, аргументации собственной позиции по конкретному вопросу.

На практических занятиях наиболее эффективной является групповая работа, которая активизирует деятельность студентов на основе потребности самовыражения и полемического азарта, позволяет сравнить свои знания со знаниями других обучающихся и на основе этого определить собственный уровень усвоения учебного материала.

Методические указания к практическим занятиям

Учебные цели практических занятий по данному курсу направлены на закрепление теоретических знаний по дисциплине, формирование профессиональных навыков и умений, развитие педагогического мышления, совершенствование умений эффективно пользоваться учебной, научной и справочной литературой, умений делать обоснованные выводы, умений пользоваться полученными знаниями в профессиональной деятельности. Обучающиеся овладевают технологией рассуждения, аргументации собственной позиции по конкретному вопросу.

На практических занятиях наиболее эффективной является групповая работа, которая активизирует деятельность обучающихся на основе потребности самовыражения и полемического азарта, позволяет сравнить свои знания со знаниями других студентов и на основе этого определить собственный уровень усвоения учебного материала.

При подготовке к практическому занятию обучающиеся изучают основную и дополнительную литературу, анализируют информацию интернет ресурсов по теме, выполняют домашнее задание, готовят выступление и презентацию. Для успешной подготовки необходимо разобраться в терминологии изучаемой темы, используя для этого необходимые словари, 

 
стр. 10
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
учебные пособия, интернет ресурсы. При изучении собственно темы практического занятия рекомендуется использовать различные источники информации, в том числе монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, переводные издания, а также труды зарубежных авторов. В процессе изучения литературы полезно делать выписки и конспекты, что способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему запоминанию. При подготовке к практической работе:

- проанализируйте тему занятия, подумайте о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;

- внимательно прочитайте материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;

- изучите рекомендованную литературу, делая при этом выписки конспекты или прочитанного, которые понадобятся при обсуждении на занятии;

- постарайтесь сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать;

- запишите возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой  вопросы, чтобы затем на занятии получить на них ответы.

Каждый обучающийся должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию. Необходимым условием продуктивной работы являются личные знания, которые приобретаются обучающимися на лекциях и в самостоятельной работе.

Такая практика учит отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации. Собранный материал необходимо систематизировать, определить ключевые вопросы изучаемой проблемы, осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу вопросов.

На практических занятиях в ходе обсуждения предложенных вопросов происходит углубление и закрепление знаний по учебной теме. Важное значение имеет взаимосвязь рассматриваемого вопроса с уже изученными на предыдущих занятиях.

Проведение практических занятий возможно в форме дискуссий, «круглого стола», мини конференций, заслушивания специально подготовленных докладов, сообщений, эссе. Особое внимание обучающемуся следует уделять самостоятельному, грамотному изложению мыслей с соблюдением риторики научной речи и основных правил ораторского искусства.

Особенностью практических занятий по дисциплине является то, что обучающиеся представляют разработанные тесты и КИМы для контроля уровня обученности по предмету «Иностранный язык». Обучающимся необходимо овладеть средствами оценивания по всем видам речевой деятельности: аудированию, говорению (монолог, диалог), чтению и письму. Для этого необходимо хорошо знать программу по иностранным языкам, где уже сформулированы конечные результаты.

Далее необходимо знать, как оценивать результаты: традиционные способы оценивания, тестирование и перевод баллов в традиционные оценки.

Необходимым объектом самостоятельной работы студентов является анализ действующих тестов как речевых, так и языковых. Поэтому в ходе самостоятельной работы обучающимся необходимо внимательно ознакомиться с методической литературой, публикациями учителей по данному вопросу.

Данный вид работы способствует выработке у обучающихся системного подхода к выбору современных педагогических технологий оценивания качества иноязычного образования по видам речевой деятельности. На практических занятиях уделяется большое внимание анализу учебных материалов, решению методических задач, планированию педагогического процесса.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к занятиям.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Самостоятельная работа по дисциплине осуществляется обучающимся в следующем  виде:

•самостоятельное изучение теоретического материала;

•подготовка к практическим занятиям с конспектированием тематических материалов;

•выполнение  упражнений по изучаемым темам из используемых учебных пособий;

 
стр. 11
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
•подготовка и презентация сообщения по изучаемой теме.

Основной целью организации самостоятельной работы обучающихся является систематизация и активизация знаний, полученных ими на лекциях и в процессе подготовки к практическим занятиям. Обучающимся следует стремиться к активизации знаний на занятиях по другим языковым дисциплинам, связанным с методикой обучения ИЯ междисциплинарными отношениями.

Методические указания к зачету

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса. Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей. При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.