2022-2023_44_03_05 ИЯиВИЯ 171_ 071_ 971 гр__plx_Методика обучения предмету Иностранный язык _Иностранный язык и Второй иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Романогерманских языков и методик их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика обучения предмету "Иностранный язык"   
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Иностранный язык и Второй иностранный язык
 
экзамен 6 зачет с оценкой 7
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
206
аудиторные занятия
190
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
12 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
432
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
6 (3.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
18 2/6
17 2/6
17 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
34
34
34
34
86
86
Практические
36
36
34
34
34
34
104
104
Итого ауд.
54
54
68
68
68
68
190
190
Кoнтактная рабoта
54
54
68
68
68
68
190
190
Сам. работа
90
90
40
40
76
76
206
206
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
144
144
432
432
 
 
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доцент, Радионова Светлана Александрова _________________
 
 
Методика обучения предмету "Иностранный язык"   
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Иностранный язык и Второй иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Цыганова Е.Б.

Романогерманских языков и методик их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в теоретической и практической профессиональной подготовке обучающихся к педагогической деятельности по предмету «Иностранный язык» в общеобразовательных организациях
1.2
Задачи освоения дисциплины
1.3
познакомить с основами методики обучения иностранному языку в контексте формирования иноязычной коммуникативной компетенции
1.4
научить применять технологии, методы, приемы, средства организации учебной и воспитательной деятельности, в том числе с особыми образовательными потребностями
1.5
научить планировать, проводить, анализировать урок/ серию уроков по ИЯ в свете  требований образовательных стандартов
1.6
научить осуществлять контроль и оценку формирования образовательных результатов по предмету «Иностранный язык» 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Внеклассная деятельность по иностранному языку
2.1.2
Практическая грамматика  первого иностранного языка
2.1.3
Практическая фонетика  первого иностранного языка
2.1.4
Теория и технология обучения
2.1.5
Иностранный язык
2.1.6
Теория и технология  воспитания   
2.1.7
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.1.8
Безопасность жизнедеятельности
2.1.9
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.10
Русский язык и культура речи
2.1.11
Учебная практика по внеурочной деятельности
2.1.12
Практическая фонетика второго иностранного языка
2.1.13
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.14
Физическая культура и спорт
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Технологии разработки элективных курсов по предмету "Иностранный язык"
2.2.2
Дифференцированный подход в обучении иностранному языку
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.5
Производственная педагогическая практика
2.2.6
Производственная педагогическая практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Формулирует образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-5.4: Формулирует выявленные трудности в обучении и корректирует пути достижения образовательных результатов
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.2: Осуществляет разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
ОПК-2.4: Демонстрируем умение разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.5: Применяет формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание ФГОС общего образования
3.1.2
требования к результатам освоения основной образовательной программы по предмету «Иностранный язык»
3.1.3
формы, методы,приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
3.1.4
содержание примерных рабочих программ по предмету «Иностранный язык»
3.1.5
содержание предмета «Иностранный язык»
3.1.6
способы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся по предмету «Иностранный язык» 
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать современные технологии в обучении иностранному языку
3.2.2
применять формы, методы, приемы и средства применять формы, методы, приемы и средства организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
3.2.3
разрабатывать планируемые результаты обучения по предмету «Иностранный язык» и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ
3.2.4
осуществлять разработку программ по предмету «Иностранный язык»
3.2.5
корректировать пути достижения образовательных результатов
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками разработки образовательных программ по предмету «Иностранный язык» с использованием последних достижений наук в соответствии с требованиями ФГОС
3.3.2
навыками формулирования целей для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов по предмету «Иностранный язык»
3.3.3
навыками организации учебно-воспитательного процесса средствами предмета «Иностранный язык»
3.3.4
навыками применения форм, методов, приемов и средств организации учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы методики обучения иностранному языку (ИЯ)

 
1.1
Методика – наука об обучении иностранному языку (ИЯ.Методы исследования в методике.Уровни владения иностранным языком    /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
1.2
Методика как учебная, научная и практическая дисциплина.Связь методики с другими науками   /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
1.3
Теоретические методы исследования.Эмпирические методы исследования /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
1.4
Особенности организации опытного и пробного обучения   /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
 
стр. 5
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
Раздел 2. Цели и задачи

обучения ИЯ

 
2.1
Формирование коммуникативной компетенции – основная цель обучения ИЯ

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
2.2
Понятие «цель обучения» ИЯ. Виды целей обучения ИЯ. Понятие «задачи обучения» ИЯ

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
2.3
Рабочие программы по предмету ИЯ  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
 
Раздел 3. Содержание обучения ИЯ

 
3.1
Содержание обучения ИЯ

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
3.2
Содержание обучения ИЯ. Структура содержания обучения ИЯ. Принципы отбора содержания  обучения ИЯ  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
3.3
Подходы к содержанию обучения ИЯ. Компоненты содержания обучения ИЯ  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
 
Раздел 4. Принципы обучения ИЯ

 
4.1
Принципы обучения ИЯ. Специфические принципы обучения обучения иностранному языку

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
4.2
Лингвистические принципы, психологические принципы обучения ИЯ

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
4.3
Частнометодические принципы обучения ИЯ  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
 
Раздел 5. Технологии, методы и приемы обучения ИЯ

 
5.1
Педагогические и информационные технологии в обучении иностранному языку

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
5.2
Понятие «технология обучения» ИЯ. Современные педагогические и информационные технологии обучения ИЯ  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
стр. 6
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
5.3
Методы и приемы обучения иностранному языку /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
5.4
Понятие «метод обучения» ИЯ. Общедидактические методы. Частнодидактические методы

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
5.5
Понятие «прием обучения» ИЯ. Современные приемы обучения ИЯ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

20
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
 
Раздел 6. Средства обучения  ИЯ

 
6.1
Классификация средств обучения ИЯ

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
6.2
Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) ИЯ

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
6.3
Современные УМК по ИЯ, допущенные Министерством образования и науки РФ для уровней начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования. Анализ УМК  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

16
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
 
Раздел 7. Проблема системы упражнений в обучении иностранным языкам

 
7.1
Системы упражнений в обучении иностранным языкам /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
7.2
Алгоритм конструирования системы упражнений /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
7.3
Проблемы типологии упражнений для развития иноязычной речи обучающихся  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
 
Раздел 8. Организационные формы обучения иностранному языку

 
8.1
Организационные формы обучения ИЯ Планирование урока ИЯ. Анализ урока ИЯ  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
8.2
Виды организационных форм обучения. Урок.Типы уроков  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
8.3
Анализ урока ИЯ

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
8.4
Планирование урока ИЯ  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
8.5
Самоанализ урока ИЯ  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
5
0
 
 
Раздел 9. Средства реализации речевого общения

 
9.1
Средства реализации речевого общения. Формирование фонетических навыков  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
9.2
Формирование фонетических навыков

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
9.3
Средства реализации речевого общения. Формирование лексических навыков

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
9.4
Формирование лексических навыков

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
9.5
Средства реализации речевого общения. Формирование грамматических навыков

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
9.6
Формирование грамматических навыков

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
9.7
Обучение аспектам ИЯ в зависимости от уровня языковой и речевой подготовки обучающихс /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

20
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
 
Раздел 10. Обучение устному и письменному общению

 
10.1
Обучение устному и письменному общению. Обучение аудированию

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
10.2
Обучение аудированию

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
стр. 8
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
10.3
Обучение устному и письменному общению.

Обучение чтению  /Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
10.4
Обучение чтению /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
10.5
Требования к отбору и конструированию текстовой информации для аудирования и чтения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
10.6
Отбор и конструирование текстовой информации для аудирования и чтения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
10.7
Обучение устному и письменному общению. Обучение говорению

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
10.8
Технология развития продуктивных умений говорения и письма /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
10.9
Обучение говорению

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
10.10
Комплекс упражнений для развития связной монологической речи (в устной и письменной формах) /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
10.11
Комплекс упражнений для развития диалогической речи и коммуникативных умений /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
10.12
Обучение устному и письменному общению.

Обучение письму и письменной речи

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
10.13
Подготовительные и речевые упражнения в обучении письменной речи /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
10.14
Обучение письму и письменной речи

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
10.15
Комплекс упражнений для развития умений конспектирования /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
стр. 9
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
10.16
Типология заданий, обучающих написанию коротких объяснительных и полемических текстов /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
10.17
Контроль сформированности перцептивных и продуктивных умений /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
10.18
Системы упражнений для развития видов речевой деятельности  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

20
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
10.19
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
6
0
 
 
Раздел 11. Контроль в обучении иностранному языку

 
11.1
Контроль в обучении ИЯ

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
11.2
Формы и виды контроля /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
11.3
Средства контроля.  

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
11.4
Формы контроля ИЯ. Виды контроля /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
11.5
Функции контроля /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
11.6
Разработка тестовых заданий для контроля уровня обученности по аспектам и видам речевой деятельности ИЯ  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

24
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
 
Раздел 12. Особенности обучения иностранному языку на разных ступенях общего образования

 
12.1
Цели, содержание и принципы обучения иностранному языку на уровне НОО /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
12.2
Формирование языковых навыков и обучение иноязычным коммуникативным умениям на уровне НОО /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
стр. 10
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
12.3
Цели, содержание и принципы обучения иностранному языку на уровне ООО /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
12.4
Содержание обучения иностранному языку в основной средней школе /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
12.5
Цели, содержание и принципы обучения иностранному языку на уровне СОО /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
12.6
Структура и содержание профильного обучения иностранному языку. Основные принципы профильного обучения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
12.7
Проблема отбора содержания обучения ИЯ в зависимости от уровня обучения  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

24
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
 
Раздел 13. Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерные программы по ИЯ

 
13.1
Федеральный государственный образовательный стандарт всех уровней образования  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
13.2
Примерные программы по ИЯ всех уровней образования /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
13.3
Содержание начального общего образования по ИЯ

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
13.4
Содержание основного общего образования по ИЯ  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
13.5
Содержание среднего общего образования по ИЯ  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
13.6
Содержание профильного образования /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
13.7
Примерные программы по иностранному языку. Рабочие программы по английскому языку, разработанные на основе ФГОС по ИЯ

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
стр. 11
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
13.8
Анализ рабочих программ по иностранному языку, разработанных на основе ФГОС  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

18
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
 
Раздел 14. Профессиональный стандарт "Педагог"

 
14.1
Профессиональный стандарт "Педагог" /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
14.2
Компетенции учителя иностранного языка  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
14.3
Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
ОПК-5.1 ОПК-5.4 ОПК-2.2 ОПК-2.4 ОПК-3.5
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и зазания к экзамену 3 курс, 6 семестр

1. Методика как учебная, научная и практическая дисциплина.

2. Связь методики с другими науками.

3. Основные этапы развития отечественной и зарубежной методики

2. Цели и задачи обучения иностранному языку в средней школе.

3. Уровни владения иностранным языком.

4. Содержание обучения иностранному языку в средней школе.

5. Принципы обучения иностранному языку.

6. Методы обучения иностранному языку.

7. Средства обучения иностранному языку.

8. Концептуальные основы УМК по иностранному языку.

9. Календарное, тематическое и поурочное планирование уроков иностранного языка.

10.Содержание рабочей программы по предмету «Иностранный язык».

11. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса.

12. Типы, виды уроков, технология их проведения.

13. Анализ и самоанализ урока иностранного языка.

14. Педагогические технологии в обучении иностранному языку.

15. Информационные и аудиовизуальные технологии в обучении иностранному языку.

16. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Обучение аудированию. Система упражнений.

17. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Обучение говорению. Система упражнений.

18. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Обучение чтению. Система упражнений.

19. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Обучение письму. Система упражнений.

20. Средства реализации речевого общения. Обучение фонетике. Система упражнений.

21. Средства реализации речевого общения. Обучение лексике. Система упражнений.

22. Средства реализации речевого общения. Обучение грамматике. Система упражнений.

23. Проблема системы упражнений в английском языке.

24. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения (для трёх уровней общего образования).

25. Системно-деятельностный подход в обучении иностранному языку.

Перечень практических заданий 3 курс, 6 семестр

1. Проанализируйте конспект урока ИЯ. Определите адекватность содержания обучения заявленным целям урока. Выявите и назовите типы упражнений, предлагаемые в данном конспекте. Предложите вариативную систему упражнений, способствующую повышению эффективности обучения на уроке по данному конспекту.

2. Проанализируйте конспект урока ИЯ. Выявите и охарактеризуйте технологии, методы, приемы обучения, их адекватность и эффективность целям и содержанию данного урока ИЯ. Предложите технологию/метод/прием обучения, упражнения, способствующие повышению эффективности обучения на уроке по данному конспекту.

3. Разработайте фрагмент урока на закрепление грамматических навыков на основе технологии развивающего обучения для обучающихся на ступени основного общего образования с высоким уровнем языковой и речевой подготовки.

4. Разработайте фрагмент урока на формирование лексических навыков на основе прямого метода для обучающихся на ступени основного общего образования с высоким уровнем языковой и речевой подготовки.

 
стр. 12
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
5. Разработайте фрагмент урока на развитие умений письменной речи с применением информационных технологий для обучающихся на ступени основного общего образования со средним уровнем языковой и речевой подготовки.

6. Проанализируйте конспект урока ИЯ. Выявите соответствие целей и задач, структуры и содержания урока по данному конспекту, методов и приемов, средств обучения требованиям, предъявляемым к уроку ИЯ по ФГОС нового поколения. Предложите и аргументируйте вариативные методы, приемы, упражнения и средства обучения для урока по данному конспекту.

7. Проанализируйте конспект урока ИЯ. Выявите и охарактеризуйте принципы обучения, с учетом которых построен урок в предложенном конспекте. Определите эффективность выявленных принципов. Предложите и аргументируйте вариативный набор общедидактических и специфических принципов обучения ИЯ для урока по данному конспекту.

8. Проанализируйте конспект урока ИЯ. Выявите цели, функции, виды, средства, формы и объекты контроля. Определите методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. Предложите и аргументируйте вариативные методы и приемы оценивания для урока по данному конспекту.

9. Разработайте фрагмент урока ИЯ на развитие умений изучающего чтения с применением технологии развивающего обучения для обучающихся на ступени основного общего образования с низким уровнем языковой и речевой подготовки.

10. Разработайте фрагмент урока на совершенствование фонетических навыков с применением информационных технологий для обучающихся на ступени начального общего образования со средним уровнем языковой и речевой подготовки.

11.  Разработайте фрагмент урока ИЯ на формирование грамматических навыков на основе системно-деятельностного подхода для обучающихся на ступени начального общего образования с высоким уровнем языковой и речевой подготовки.

12. Разработайте фрагмент урока на совершенствование грамматических навыков на основе системно-деятельностного подхода для обучающихся на ступени основного общего образования с высоким уровнем языковой и речевой подготовки.

13. Проанализируйте конспект урока ИЯ. Выявите, на развитие умений, каких видов речевой деятельности направлено содержание урока. Охарактеризуйте предлагаемую методику обучения ИЯ. Предложите и аргументируйте вариативную методику обучения для урока по данному конспекту.

14. Разработайте фрагмент урока на развитие умений спонтанной диалогической речи с применением интерактивных педагогических технологий для обучающихся на ступени основного общего образования с высоким уровнем языковой и речевой подготовки.

15. Разработайте фрагмент урока на развитие умений ознакомительного чтения с применением технологии проблемного обучения для обучающихся на ступени основного общего образования со средним уровнем языковой и речевой подготовки.

16. Разработайте фрагмент урока на развитие умений письменной речи на обучения для обучающихся на ступени основного общего образования с низким уровнем языковой и речевой подготовки.

17. Разработайте фрагмент урока на формирование фонетических навыков с применением аудиовизуальных технологий для обучающихся на ступени начального общего образования со средним уровнем языковой и речевой подготовки.

18. Разработайте фрагмент урока на контроль уровня сформированности лексических навыков с применением игровых технологий для обучающихся на ступени основного общего образования с высоким уровнем языковой и речевой подготовки.

19. Разработайте фрагмент урока на совершенствование грамматических навыков на основе технологии развития критического мышления для обучающихся на ступени среднего общего образования со средним уровнем языковой и речевой подготовки.

Вопросы и задания к зачету 4 курс 7 семестр

1.Система обучения и системный подход.

2.Профили обучения ИЯ.

3.Подходы к обучению ИЯ.

4.Понятие «технология обучения» ИЯ.

5.Современные педагогические и информационные технологии обучения ИЯ.

6.Понятие «метод обучения» ИЯ. Общедидактические методы.

7.Частнодидактические методы.

8.Понятие «прием обучения» ИЯ.

9.Современные приемы обучения ИЯ.

10.Система средств обучения ИЯ.

11.Аудиовизуальные средства обучения(АВСО)ИЯ.

12.Специфика уроков иностранного языка на базовом уровне.

13.Специфика уроков иностранного языка на профильном уровне.

14.Методика преподавания иностранного языка на предпрофильном уровне.

15.Методика преподавания иностранного языка на базовом уровне.

16.Методика преподавания иностранного языка на профильном уровне.

17. Внеучебная деятельность по иностранному языку.

18. Специфика организации и проведения внеурочного мероприятия по иностранному языку.

19. Содержание ОГЭ. Система обучения иностранному языку.

20. Содержание ЕГЭ. Система обучения иностранному языку.

21. Профессиональный стандарт "Педагог". Профессиональные компетенции учителя ИЯ.

22. Нетрадиционные формы уроков по иностранному языку.

23. Контроль в обучении иностранному языку. Цели, функции контроля.

24. Виды, средства, формы и объекты контроля.

25. Критерии оценивания учебной деятельности учащихся по предмету «Иностранный язык».

Перечень практических заданий 4 курс 7 семестр

 
стр. 13
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
1. Проанализируйте УМК по английскому языку. Определите, обеспечивает ли данный УМК формирование у обучающихся всех компонентов коммуникативной компетенции. Предложите необходимые изменения в структуре и содержании данного УМК с целью его приведения в соответствие с требованиями, предъявляемыми к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС нового поколения.

2. Проанализируйте рабочую программу по предмету «Иностранный язык». Прокомментируйте соответствие данной рабочей программы ФГОС нового поколения. Предложите необходимые изменения в структуре и содержании данной рабочей программы с целью ее приведения в соответствие с требованиями, предъявляемыми к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС нового поколения.

3. Выявите и охарактеризуйте уровень профессиональной компетентности учителя ИЯ по предложенному конспекту урока в соответствии с положениями Профессионального стандарта педагога.

4. Выявите и охарактеризуйте уровень профессиональной компетентности учителя ИЯ по предложенной рабочей программе по предмету «Иностранный язык» в соответствии с положениями Профессионального стандарта педагога.

5. Разработайте программу недели иностранных языков в общеобразовательной школе. Определите цели и задачи, содержание, принципы, методы и приемы, средства учебно-воспитательной работы по предмету «Иностранный язык».

6.  Проанализируйте конспект урока ИЯ. Выявите и охарактеризуйте технологии, методы, приемы обучения, их адекватность и эффективность с целью подготовки к ОГЭ. Предложите и аргументируйте вариативные методы, приемы, упражнения и средства обучения на уроке по данному конспекту с учетом подготовки к ОГЭ.

7. Проанализируйте конспект урока ИЯ. Определите соответствие структуры и содержания урока, требованиям, предъявляемым к современному уроку ИЯ с целью подготовки к ЕГЭ. Предложите и аргументируйте вариативные методы, приемы, упражнения и средства обучения на уроке по данному конспекту с учетом подготовки к ЕГЭ на основе технологии развивающего обучения.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерные темы курсовых работ по методике обучения предмету Иностранный язык

1. Дифференцированный подход в обучении иностранному языку.

2. Интегрированный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС.

3. Использование информационных технологий в обучении диалогической речи на уроках английского языка.

4. Использование невербальных средств общения при обучении иностранному языку.

5. Использование речевых ситуаций для активизации речевой деятельности учащихся старших классов.

6. Контроль уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в основной школе.

7. Методическое содержание и специфика современного урока иностранного языка.

8. Наглядность как средство коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению в младших классах средней школы.

9. Обучение иноязычной лексике учащихся старших классов на основе ролевых игр.

10. Применение элементов исследовательской и проектной деятельности на уроке ИЯ.

11. Проектирование урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения ООП ООО.

12. Формирование социокультурной компетенции на уроке иностранного языка.

13. Способы формирования метапредметных компетенций на уроках английского языка.

14. Средства развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку.

15. Ситуации речевого общения на уроках английского языка.

16. Формирование умений полемического диалогического общения.

17. Формирование рефлексивных умений (самоанализа, самооценки) в процессе обучения ИЯ.

18. Формирование познавательных УУД при обучении грамматике на уровне основного общего образования.

19. Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования УУД на уроках английского языка.

20. Развитие познавательных и коммуникативных УУД через проектную деятельность на уроках английского языка.

21. Методические подходы к проектированию урока английского языка в начальной школе в условиях реализации системно - деятельностного подхода.

22. Развитие умений письменной речи как компонента подготовки к ЕГЭ по английскому языку.

23. ЕГЭ по английскому языку как средство контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.

24. Формирование лингвистической компетенции старшеклассников в условиях проектной деятельности.

25. Проектная деятельность как метод обучения английскому языку в условиях введения ФГОС ООО.

26. Английские фразовые глаголы как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся на уровне основного общего образования.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 14
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
под редакцией О. И. Трубициной
Методика обучения иностранному языку   : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. И. Трубицина [и др.] ; под редакцией О. И. Трубициной. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 384 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09404-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL : https://biblio-online.ru/bcode/433391 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Комаров, А. С. 
Методика обучения английскому языку. Игры и пьесы : учебное пособие для вузов / А. С. Комаров. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 156 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06427-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL : https://biblio-online.ru/bcode/438829 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Беляева, Л. А. 
Интерактивные средства обучения иностранному языку. Интерактивная доска : учебное пособие для вузов / Л. А. Беляева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 157 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-10853-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL : https://biblio-online.ru/bcode/431686 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ермолаева, Е. В. 
Теория и методика обучения 1-му иностранному (английскому) языку : учебно-методическое пособие / Е. В. Ермолаева. — Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2015. — 71 c. — ISBN 978-5-86045-818-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/59185.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Никитенко З.Н. Методика овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Никитенко З.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2013.— 288 c.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23998.— ЭБС «IPRbooks. Дата обращения 21.01.2019
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э4
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э5
Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 15
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-217 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

Работа над теоретическими аспектами данной учебной дисциплины предполагает усвоение материала лекций, а также весьма значительный объем самостоятельной работы как в плане углубления знаний по темам, освещенным в лекционном курсе (изучение материала учебников и монографий, написание аннотаций, конспектов), так и в плане самостоятельного освоения ряда тем.

В связи с многообразием и обширным объемом информации (материала), который составляет предмет учебной дисциплины  не вызывает сомнения необходимость самостоятельного изучения некоторых тем и самостоятельного углубленного изучения ряда аспектов тем, освещенных в лекционном курсе. При необходимости можно обратиться за консультацией к преподавателю, причем можно также задать вопросы по содержанию и трактовке изучаемого самостоятельно материала.

Целью практических занятий (ПЗ) выступает формирование профессиональных компетенций и контроль знаний обучающихся.

Практические занятия являются традиционной формой аудиторных занятий, также они дают возможность применить новые образовательные технологии, осуществить персонифицированный подход к студенту, тренировать навыки практической работы.

На практическом занятии формируются не только профессиональные, но и научно-исследовательские компетенции.

Вопросы, выносимые для обсуждения на занятии, носят как репродуктивный характер, так и обобщенно аналитический. Вопросы репродуктивного характера строятся таким образом, чтобы на них можно было дать абсолютно конкретный и точный ответ, который носил бы исчерпывающий характер, не предполагал полемики или вариантов ответа и был лаконичен. Эти вопросы задаются всей группе и помогают установить степень фактической подготовки к занятиям, а 

 
стр. 16
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
именно: степень владения фактическим и теоретическим материалом, а так же способности в нем ориентироваться. Аналитические, эвристические вопросы направлены на получение монологических ответов и связаны с актуализацией интерактивных методов обучения. Обучающийся должен давать ссылки на конкретные монографические и энциклопедические источники при воспроизведении и анализе конкретного научно-методического материала.

В систему обсуждения материала, помимо групповой познавательной деятельности могут включаться монологические выступления: обучающийся выступает с заранее подготовленным сообщением по предложенной теме или проблеме и отвечает на вопросы преподавателя и группы.

В течение занятия актуализируются как групповые, так и индивидуальные формы познавательной деятельности, как репродуктивная, так и продуктивная формы знания на основе использования на занятии интерактивных педагогических и информационных технологий. Такая организация практического занятия способствует формированию как профессиональных, так и общекультурных компетенций, а также создает потенциал для развития научно- исследовательских компетенций, что отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Методические рекомендации по составлению портфолио

1 Оформить документацию в печатном виде, предоставить в папке и на диске (презентации)

2 Оформить материалы, и пополнять портфолио в установленные сроки текущего и рубежного контроля по дисциплине

3 Самостоятельные, контрольные, творческие работы должны быть проверены и оценены преподавателем

4 Материалы портфолио должны отражать прогресс в методических знаниях и умениях обучающегося

5 Материалы портфолио должны отражать способность обучающегося к осуществлению методической рефлексии, сформированную за весь период изучения дисциплины.

Методические указания к курсовому проектированию

Научный руководитель определяет тему курсовой работы обучающегося, утверждает план проведения научного исследования, даты консультаций.

Обучающийся самостоятельно создает научный аппарат исследования, раскрывает теоретические основы проблемы исследования, описывает опыт практической деятельности по проблеме исследования, формулирует выводы по результатам проведенной научно-исследовательской работы по дисциплине: «Методика обучения первому иностранному языку». Обучающийся предоставляет курсовую работу, оформленную в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду работ, в установленный срок.  

Основное содержание курсовой работы   

Курсовая работа по «Методике обучения первому иностранному языку» посвящена раскрытию особенностей решения различных методических проблем обучения иностранному языку.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется цель и предмет исследования, формулируются основные задачи, указывается методологическая основа, объем самостоятельной работы, основные результаты.

Первая глава курсовой работы посвящается теоретическим аспектам исследуемой проблемы (анализ и интерпретация литературных источников, выявление нерешенных, слабоосвещенных или требующих уточнения проблем и задач исследования и т.п.).

Вторая глава курсовой работы отводится практической части исследования методической проблемы. Здесь должны быть представлены практические результаты проведенного исследования с соответствующими выводами и рекомендациями.

В заключении изложены основные результаты работы, полученные в процессе исследования, отмечается степень достижения цели и задач исследования, сформулированы выводы. При необходимости отмечается перечень нерешенных вопросов по исследуемой проблеме, которые требуют дальнейшей проработки и исследования.

Список использованных источников завершает материалы исследования.

Порядок выполнения курсовой работы

1)выбор темы;

2)подбор теоретической литературы по исследуемой проблеме (включая определение основных терминологических дефиниций, заявленных в теме, трактовка терминологического аппарата различными отечественными и зарубежными лингвистами, систематизация материала, выявление рабочих определений для исследования);

3)подбор эмпирического (фактического) материала, его систематизация и анализ;

4)оформление работы (написание введения и выводов по каждой главе, обобщение выводов в заключении, оформление библиографических источников);

5)предоставление работы для проверки научному руководителю.

Типовая структура  и требования к содержанию разделов курсовой работы

I. Введение, как и выступление по защите курсовой работы включает:

- актуальность работы;

- объект;

- предмет;

- цель;

- задачи (до 3-х);

- теоретическую базу;

- практический материал;

- методы исследования;

- краткое содержание работы.

NB: задачи исследования должны быть соотносимы с выводами, полученными в результате анализа эмпирического материала.

II. Глава 1. Включает в себя теоретические изыскания по исследуемой проблеме, а именно: определение основных 

 
стр. 17
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
терминологических дефиниций, заявленных в теме, трактовку терминологического аппарата различными отечественными и зарубежными методистами, систематизацию материала, выявление рабочих определений для исследования. Содержательные выводы по каждому из параграфов и по главе в целом отражают сущность научной проблемы.

III. Глава 2. Предполагает систематизацию и анализ эмпирического материала.

IV. Выводы отражают результаты проведенного исследования.

V. Список использованных источников для работы по дисциплине должен включает в себя, помимо отечественных, и иностранные издания, а также Интернет-ресурсы, отображающие современные изыскания по исследуемой проблеме.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к занятиям.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Самостоятельная работа по дисциплине осуществляется обучающимся в следующем  виде:

•самостоятельное изучение теоретического материала;

•подготовка к практическим занятиям с конспектированием тематических материалов;

•выполнение  упражнений по изучаемым темам из используемых учебных пособий;

•подготовка и презентация сообщения по изучаемой теме.

Основной целью организации самостоятельной работы обучающихся является систематизация и активизация знаний, полученных ими на лекциях и в процессе подготовки к практическим занятиям. Обучающимся следует стремиться к активизации знаний на занятиях по другим языковым дисциплинам, связанным с методикой обучения ИЯ междисциплинарными отношениями.

Методические указания к зачету

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) 

 
стр. 18
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

           

Методические указания к экзамену

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться справочной литературой, словарями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить примерами, фактами. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Практические рекомендации по созданию презентаций

Создание презентации состоит из трех этапов:

                 I.      Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:

1.      Определение целей.

2.      Сбор информации об аудитории.

3.      Определение основной идеи презентации.

4.      Подбор дополнительной информации.

5.      Планирование выступления.

6.      Создание структуры презентации.

7.      Проверка логики подачи материала.

8.      Подготовка заключения.

                 II.      Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

                 III.      Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Стиль

- Соблюдайте единый стиль оформления

- Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

- Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета

- На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

- Для фона и текста используйте контрастные цвета.

- Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

 
стр. 19
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
Анимационные эффекты

- Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

- Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации:

Содержание информации

- Используйте короткие слова и предложения.

- Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

-  Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

- Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

- Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

- Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

- Для заголовков – не менее 24.

- Для информации не менее 18.

- Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

- Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

- Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

- Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

- Следует использовать:

o        рамки; границы, заливку;

o        штриховку, стрелки;

o        рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

- Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

- Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

с текстом;

с таблицами;

с диаграммами.