(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Цыганова Е.Б.
ции
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
обучения ИЯ
/Лек/
Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
/Лек/
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
/Лек/
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Лек/
Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э2 Э3 Э4 Э5
/Лек/
Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
/Лек/
Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Обучение чтению /Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Обучение письму и письменной речи
/Лек/
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы и зазания к экзамену 3 курс, 6 семестр
1. Методика как учебная, научная и практическая дисциплина.
2. Связь методики с другими науками.
3. Основные этапы развития отечественной и зарубежной методики
2. Цели и задачи обучения иностранному языку в средней школе.
3. Уровни владения иностранным языком.
4. Содержание обучения иностранному языку в средней школе.
5. Принципы обучения иностранному языку.
6. Методы обучения иностранному языку.
7. Средства обучения иностранному языку.
8. Концептуальные основы УМК по иностранному языку.
9. Календарное, тематическое и поурочное планирование уроков иностранного языка.
10.Содержание рабочей программы по предмету «Иностранный язык».
11. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса.
12. Типы, виды уроков, технология их проведения.
13. Анализ и самоанализ урока иностранного языка.
14. Педагогические технологии в обучении иностранному языку.
15. Информационные и аудиовизуальные технологии в обучении иностранному языку.
16. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Обучение аудированию. Система упражнений.
17. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Обучение говорению. Система упражнений.
18. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Обучение чтению. Система упражнений.
19. Обучение основным видам иноязычной речевой деятельности. Обучение письму. Система упражнений.
20. Средства реализации речевого общения. Обучение фонетике. Система упражнений.
21. Средства реализации речевого общения. Обучение лексике. Система упражнений.
22. Средства реализации речевого общения. Обучение грамматике. Система упражнений.
23. Проблема системы упражнений в английском языке.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения (для трёх уровней общего образования).
25. Системно-деятельностный подход в обучении иностранному языку.
Перечень практических заданий 3 курс, 6 семестр
1. Проанализируйте конспект урока ИЯ. Определите адекватность содержания обучения заявленным целям урока. Выявите и назовите типы упражнений, предлагаемые в данном конспекте. Предложите вариативную систему упражнений, способствующую повышению эффективности обучения на уроке по данному конспекту.
2. Проанализируйте конспект урока ИЯ. Выявите и охарактеризуйте технологии, методы, приемы обучения, их адекватность и эффективность целям и содержанию данного урока ИЯ. Предложите технологию/метод/прием обучения, упражнения, способствующие повышению эффективности обучения на уроке по данному конспекту.
3. Разработайте фрагмент урока на закрепление грамматических навыков на основе технологии развивающего обучения для обучающихся на ступени основного общего образования с высоким уровнем языковой и речевой подготовки.
4. Разработайте фрагмент урока на формирование лексических навыков на основе прямого метода для обучающихся на ступени основного общего образования с высоким уровнем языковой и речевой подготовки.
6. Проанализируйте конспект урока ИЯ. Выявите соответствие целей и задач, структуры и содержания урока по данному конспекту, методов и приемов, средств обучения требованиям, предъявляемым к уроку ИЯ по ФГОС нового поколения. Предложите и аргументируйте вариативные методы, приемы, упражнения и средства обучения для урока по данному конспекту.
7. Проанализируйте конспект урока ИЯ. Выявите и охарактеризуйте принципы обучения, с учетом которых построен урок в предложенном конспекте. Определите эффективность выявленных принципов. Предложите и аргументируйте вариативный набор общедидактических и специфических принципов обучения ИЯ для урока по данному конспекту.
8. Проанализируйте конспект урока ИЯ. Выявите цели, функции, виды, средства, формы и объекты контроля. Определите методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся. Предложите и аргументируйте вариативные методы и приемы оценивания для урока по данному конспекту.
9. Разработайте фрагмент урока ИЯ на развитие умений изучающего чтения с применением технологии развивающего обучения для обучающихся на ступени основного общего образования с низким уровнем языковой и речевой подготовки.
10. Разработайте фрагмент урока на совершенствование фонетических навыков с применением информационных технологий для обучающихся на ступени начального общего образования со средним уровнем языковой и речевой подготовки.
11. Разработайте фрагмент урока ИЯ на формирование грамматических навыков на основе системно-деятельностного подхода для обучающихся на ступени начального общего образования с высоким уровнем языковой и речевой подготовки.
12. Разработайте фрагмент урока на совершенствование грамматических навыков на основе системно-деятельностного подхода для обучающихся на ступени основного общего образования с высоким уровнем языковой и речевой подготовки.
13. Проанализируйте конспект урока ИЯ. Выявите, на развитие умений, каких видов речевой деятельности направлено содержание урока. Охарактеризуйте предлагаемую методику обучения ИЯ. Предложите и аргументируйте вариативную методику обучения для урока по данному конспекту.
14. Разработайте фрагмент урока на развитие умений спонтанной диалогической речи с применением интерактивных педагогических технологий для обучающихся на ступени основного общего образования с высоким уровнем языковой и речевой подготовки.
15. Разработайте фрагмент урока на развитие умений ознакомительного чтения с применением технологии проблемного обучения для обучающихся на ступени основного общего образования со средним уровнем языковой и речевой подготовки.
16. Разработайте фрагмент урока на развитие умений письменной речи на обучения для обучающихся на ступени основного общего образования с низким уровнем языковой и речевой подготовки.
17. Разработайте фрагмент урока на формирование фонетических навыков с применением аудиовизуальных технологий для обучающихся на ступени начального общего образования со средним уровнем языковой и речевой подготовки.
18. Разработайте фрагмент урока на контроль уровня сформированности лексических навыков с применением игровых технологий для обучающихся на ступени основного общего образования с высоким уровнем языковой и речевой подготовки.
19. Разработайте фрагмент урока на совершенствование грамматических навыков на основе технологии развития критического мышления для обучающихся на ступени среднего общего образования со средним уровнем языковой и речевой подготовки.
Вопросы и задания к зачету 4 курс 7 семестр
1.Система обучения и системный подход.
2.Профили обучения ИЯ.
3.Подходы к обучению ИЯ.
4.Понятие «технология обучения» ИЯ.
5.Современные педагогические и информационные технологии обучения ИЯ.
6.Понятие «метод обучения» ИЯ. Общедидактические методы.
7.Частнодидактические методы.
8.Понятие «прием обучения» ИЯ.
9.Современные приемы обучения ИЯ.
10.Система средств обучения ИЯ.
11.Аудиовизуальные средства обучения(АВСО)ИЯ.
12.Специфика уроков иностранного языка на базовом уровне.
13.Специфика уроков иностранного языка на профильном уровне.
14.Методика преподавания иностранного языка на предпрофильном уровне.
15.Методика преподавания иностранного языка на базовом уровне.
16.Методика преподавания иностранного языка на профильном уровне.
17. Внеучебная деятельность по иностранному языку.
18. Специфика организации и проведения внеурочного мероприятия по иностранному языку.
19. Содержание ОГЭ. Система обучения иностранному языку.
20. Содержание ЕГЭ. Система обучения иностранному языку.
21. Профессиональный стандарт "Педагог". Профессиональные компетенции учителя ИЯ.
22. Нетрадиционные формы уроков по иностранному языку.
23. Контроль в обучении иностранному языку. Цели, функции контроля.
24. Виды, средства, формы и объекты контроля.
25. Критерии оценивания учебной деятельности учащихся по предмету «Иностранный язык».
Перечень практических заданий 4 курс 7 семестр
2. Проанализируйте рабочую программу по предмету «Иностранный язык». Прокомментируйте соответствие данной рабочей программы ФГОС нового поколения. Предложите необходимые изменения в структуре и содержании данной рабочей программы с целью ее приведения в соответствие с требованиями, предъявляемыми к результатам освоения основной образовательной программы по ФГОС нового поколения.
3. Выявите и охарактеризуйте уровень профессиональной компетентности учителя ИЯ по предложенному конспекту урока в соответствии с положениями Профессионального стандарта педагога.
4. Выявите и охарактеризуйте уровень профессиональной компетентности учителя ИЯ по предложенной рабочей программе по предмету «Иностранный язык» в соответствии с положениями Профессионального стандарта педагога.
5. Разработайте программу недели иностранных языков в общеобразовательной школе. Определите цели и задачи, содержание, принципы, методы и приемы, средства учебно-воспитательной работы по предмету «Иностранный язык».
6. Проанализируйте конспект урока ИЯ. Выявите и охарактеризуйте технологии, методы, приемы обучения, их адекватность и эффективность с целью подготовки к ОГЭ. Предложите и аргументируйте вариативные методы, приемы, упражнения и средства обучения на уроке по данному конспекту с учетом подготовки к ОГЭ.
7. Проанализируйте конспект урока ИЯ. Определите соответствие структуры и содержания урока, требованиям, предъявляемым к современному уроку ИЯ с целью подготовки к ЕГЭ. Предложите и аргументируйте вариативные методы, приемы, упражнения и средства обучения на уроке по данному конспекту с учетом подготовки к ЕГЭ на основе технологии развивающего обучения.
1. Дифференцированный подход в обучении иностранному языку.
2. Интегрированный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС.
3. Использование информационных технологий в обучении диалогической речи на уроках английского языка.
4. Использование невербальных средств общения при обучении иностранному языку.
5. Использование речевых ситуаций для активизации речевой деятельности учащихся старших классов.
6. Контроль уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в основной школе.
7. Методическое содержание и специфика современного урока иностранного языка.
8. Наглядность как средство коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению в младших классах средней школы.
9. Обучение иноязычной лексике учащихся старших классов на основе ролевых игр.
10. Применение элементов исследовательской и проектной деятельности на уроке ИЯ.
11. Проектирование урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения ООП ООО.
12. Формирование социокультурной компетенции на уроке иностранного языка.
13. Способы формирования метапредметных компетенций на уроках английского языка.
14. Средства развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку.
15. Ситуации речевого общения на уроках английского языка.
16. Формирование умений полемического диалогического общения.
17. Формирование рефлексивных умений (самоанализа, самооценки) в процессе обучения ИЯ.
18. Формирование познавательных УУД при обучении грамматике на уровне основного общего образования.
19. Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования УУД на уроках английского языка.
20. Развитие познавательных и коммуникативных УУД через проектную деятельность на уроках английского языка.
21. Методические подходы к проектированию урока английского языка в начальной школе в условиях реализации системно - деятельностного подхода.
22. Развитие умений письменной речи как компонента подготовки к ЕГЭ по английскому языку.
23. ЕГЭ по английскому языку как средство контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.
24. Формирование лингвистической компетенции старшеклассников в условиях проектной деятельности.
25. Проектная деятельность как метод обучения английскому языку в условиях введения ФГОС ООО.
26. Английские фразовые глаголы как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся на уровне основного общего образования.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям
Работа над теоретическими аспектами данной учебной дисциплины предполагает усвоение материала лекций, а также весьма значительный объем самостоятельной работы как в плане углубления знаний по темам, освещенным в лекционном курсе (изучение материала учебников и монографий, написание аннотаций, конспектов), так и в плане самостоятельного освоения ряда тем.
В связи с многообразием и обширным объемом информации (материала), который составляет предмет учебной дисциплины не вызывает сомнения необходимость самостоятельного изучения некоторых тем и самостоятельного углубленного изучения ряда аспектов тем, освещенных в лекционном курсе. При необходимости можно обратиться за консультацией к преподавателю, причем можно также задать вопросы по содержанию и трактовке изучаемого самостоятельно материала.
Целью практических занятий (ПЗ) выступает формирование профессиональных компетенций и контроль знаний обучающихся.
Практические занятия являются традиционной формой аудиторных занятий, также они дают возможность применить новые образовательные технологии, осуществить персонифицированный подход к студенту, тренировать навыки практической работы.
На практическом занятии формируются не только профессиональные, но и научно-исследовательские компетенции.
Вопросы, выносимые для обсуждения на занятии, носят как репродуктивный характер, так и обобщенно аналитический. Вопросы репродуктивного характера строятся таким образом, чтобы на них можно было дать абсолютно конкретный и точный ответ, который носил бы исчерпывающий характер, не предполагал полемики или вариантов ответа и был лаконичен. Эти вопросы задаются всей группе и помогают установить степень фактической подготовки к занятиям, а
В систему обсуждения материала, помимо групповой познавательной деятельности могут включаться монологические выступления: обучающийся выступает с заранее подготовленным сообщением по предложенной теме или проблеме и отвечает на вопросы преподавателя и группы.
В течение занятия актуализируются как групповые, так и индивидуальные формы познавательной деятельности, как репродуктивная, так и продуктивная формы знания на основе использования на занятии интерактивных педагогических и информационных технологий. Такая организация практического занятия способствует формированию как профессиональных, так и общекультурных компетенций, а также создает потенциал для развития научно- исследовательских компетенций, что отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Методические рекомендации по составлению портфолио
1 Оформить документацию в печатном виде, предоставить в папке и на диске (презентации)
2 Оформить материалы, и пополнять портфолио в установленные сроки текущего и рубежного контроля по дисциплине
3 Самостоятельные, контрольные, творческие работы должны быть проверены и оценены преподавателем
4 Материалы портфолио должны отражать прогресс в методических знаниях и умениях обучающегося
5 Материалы портфолио должны отражать способность обучающегося к осуществлению методической рефлексии, сформированную за весь период изучения дисциплины.
Методические указания к курсовому проектированию
Научный руководитель определяет тему курсовой работы обучающегося, утверждает план проведения научного исследования, даты консультаций.
Обучающийся самостоятельно создает научный аппарат исследования, раскрывает теоретические основы проблемы исследования, описывает опыт практической деятельности по проблеме исследования, формулирует выводы по результатам проведенной научно-исследовательской работы по дисциплине: «Методика обучения первому иностранному языку». Обучающийся предоставляет курсовую работу, оформленную в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду работ, в установленный срок.
Основное содержание курсовой работы
Курсовая работа по «Методике обучения первому иностранному языку» посвящена раскрытию особенностей решения различных методических проблем обучения иностранному языку.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется цель и предмет исследования, формулируются основные задачи, указывается методологическая основа, объем самостоятельной работы, основные результаты.
Первая глава курсовой работы посвящается теоретическим аспектам исследуемой проблемы (анализ и интерпретация литературных источников, выявление нерешенных, слабоосвещенных или требующих уточнения проблем и задач исследования и т.п.).
Вторая глава курсовой работы отводится практической части исследования методической проблемы. Здесь должны быть представлены практические результаты проведенного исследования с соответствующими выводами и рекомендациями.
В заключении изложены основные результаты работы, полученные в процессе исследования, отмечается степень достижения цели и задач исследования, сформулированы выводы. При необходимости отмечается перечень нерешенных вопросов по исследуемой проблеме, которые требуют дальнейшей проработки и исследования.
Список использованных источников завершает материалы исследования.
Порядок выполнения курсовой работы
1)выбор темы;
2)подбор теоретической литературы по исследуемой проблеме (включая определение основных терминологических дефиниций, заявленных в теме, трактовка терминологического аппарата различными отечественными и зарубежными лингвистами, систематизация материала, выявление рабочих определений для исследования);
3)подбор эмпирического (фактического) материала, его систематизация и анализ;
4)оформление работы (написание введения и выводов по каждой главе, обобщение выводов в заключении, оформление библиографических источников);
5)предоставление работы для проверки научному руководителю.
Типовая структура и требования к содержанию разделов курсовой работы
I. Введение, как и выступление по защите курсовой работы включает:
- актуальность работы;
- объект;
- предмет;
- цель;
- задачи (до 3-х);
- теоретическую базу;
- практический материал;
- методы исследования;
- краткое содержание работы.
NB: задачи исследования должны быть соотносимы с выводами, полученными в результате анализа эмпирического материала.
II. Глава 1. Включает в себя теоретические изыскания по исследуемой проблеме, а именно: определение основных
III. Глава 2. Предполагает систематизацию и анализ эмпирического материала.
IV. Выводы отражают результаты проведенного исследования.
V. Список использованных источников для работы по дисциплине должен включает в себя, помимо отечественных, и иностранные издания, а также Интернет-ресурсы, отображающие современные изыскания по исследуемой проблеме.
Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к занятиям.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Самостоятельная работа по дисциплине осуществляется обучающимся в следующем виде:
•самостоятельное изучение теоретического материала;
•подготовка к практическим занятиям с конспектированием тематических материалов;
•выполнение упражнений по изучаемым темам из используемых учебных пособий;
•подготовка и презентация сообщения по изучаемой теме.
Основной целью организации самостоятельной работы обучающихся является систематизация и активизация знаний, полученных ими на лекциях и в процессе подготовки к практическим занятиям. Обучающимся следует стремиться к активизации знаний на занятиях по другим языковым дисциплинам, связанным с методикой обучения ИЯ междисциплинарными отношениями.
Методические указания к зачету
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему)
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Методические указания к экзамену
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться справочной литературой, словарями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить примерами, фактами. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Практические рекомендации по созданию презентаций
Создание презентации состоит из трех этапов:
I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:
1. Определение целей.
2. Сбор информации об аудитории.
3. Определение основной идеи презентации.
4. Подбор дополнительной информации.
5. Планирование выступления.
6. Создание структуры презентации.
7. Проверка логики подачи материала.
8. Подготовка заключения.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Требования к оформлению презентаций
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Оформление слайдов:
Стиль
- Соблюдайте единый стиль оформления
- Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
- Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Фон
Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета
- На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
- Для фона и текста используйте контрастные цвета.
- Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
- Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
- Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
Представление информации:
Содержание информации
- Используйте короткие слова и предложения.
- Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
- Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице
- Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
- Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
- Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты
- Для заголовков – не менее 24.
- Для информации не менее 18.
- Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
- Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
- Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
- Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации
- Следует использовать:
o рамки; границы, заливку;
o штриховку, стрелки;
o рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации
- Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
- Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов
Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
с текстом;
с таблицами;
с диаграммами.