2022-2023_b44_03_05 ФК и БЖ 191_091_991 гр__plx_Внеучебная деятельность по безопасности жизнедеятельности_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Внеучебная деятельность по безопасности жизнедеятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
78
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
10 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
10
10
10
10
Практические
20
20
20
20
Итого ауд.
30
30
30
30
Кoнтактная рабoта
30
30
30
30
Сам. работа
78
78
78
78
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Ахкиямова Г.Р. _________________
 
 
Внеучебная деятельность по безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой М.Х. Ахметова

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся, систематизированных научно–теоретических знаний и практических навыков в области методики проведения внеклассных мероприятий по безопасности жизнедеятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
дать обучающимся представление о формах и видах внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности;
1.4
познакомить обучающихся с методикой организации и проведения мероприятий по безопасности жизнедеятельности;
1.5
формировать умения планировать, разрабатывать дополнительные образовательные программы с использованием информационно-коммуникационных технологий, для проведения внеклассных мероприятий, направленных на воспитание у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.2
Курсовая работа по теории и методике физической культуры
2.1.3
Социология
2.1.4
Учебная ознакомительная практика
2.1.5
Иностранный язык
2.1.6
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.7
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.8
Оценка уровня здоровья
2.1.9
Учебная ознакомительная практика
2.1.10
Учебная ознакомительная практика
2.1.11
Функциональная диагностика в физической культуре и спорте
2.1.12
Русский язык и культура речи
2.1.13
Оценка уровня здоровья
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)    
2.2.2
Учебная практика по внеурочной деятельности
2.2.3
Валеология
2.2.4
Физиология высшей нервной деятельности
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
Физиология высшей нервной деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-6: Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1: Определяет свои личные ресурсы, возможности и ограничения для достижения поставленной цели
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Демонстрирует знание основных компонентов основных и дополнительных образовательных программ
 
ОПК-2.2: Осуществляет разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
ОПК-2.5: Демонстрирует умение разрабатывать программы воспитания, в том числе адаптивные совместно с соответствующими специалистами
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
3.1.1
научные основы содержания школьного образования по безопасности жизнедеятельности, ориентируется в проблематике и достижениях современной науки;
3.1.2
назначение и особенности использования различных форм и методов досуговой деятельности по повышению культуры в области безопасности жизнедеятельности;
3.1.3
основы дидактики, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных образовательных технологий при разработке дополнительных образовательных программ.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проектировать образовательный процесс в соответствии требованиями образовательных стандартов направленных на формирование у учащихся культуры безопасности в рамках внеучебной деятельности;
3.2.2
выбирать и реализовывать оптимальные методы, формы, педагогические технологии применение которых способствует формированию личности безопасного типа поведения;
3.2.3
осваивать информационные и коммуникационные технологии, оценивая их инновационный характер и соответствие требованиям личностноориентированного обучения;
3.2.4
разрабатывать дополнительные образовательные программы, направленные на формирование у учащихся культуры безопасности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками разработки дополнительных образовательных программ, с использованием активных форм, методов и технологий, обеспечивающих развитие у обучающихся творческих способностей, готовности к сотрудничеству, активности, инициативности и самостоятельности, а также формированию личности безопасного типа поведения;
3.3.2
опытом осуществления образовательной деятельности по профилю "Безопасность жизнедеятельности" в форме внеурочной деятельности с использованием инновационных информационно-коммуникационных технологий;
3.3.3
навыками пропаганды культуры безопасности среди населения.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Внеурочная деятельность как элемент ФГОС

 
1.1
Понятие и виды внеурочной деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
7
0
 
1.2
Направления внеурочной деятельности по ОБЖ в школе. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
7
0
 
1.3
Основные формы внеурочной деятельности по ОБЖ в школе. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
7
0
 
1.4
Интегрирующий аспект внеурочной деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
7
0
 
1.5
Педагогический опыт проведения внеклассных мероприятий по ОБЖ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

20
УК-6.1 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
7
0
 
 
Раздел 2. Организация внеурочной деятельности

 
2.1
Проектирование внеурочной деятельности по ОБЖ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
7
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
2.2
Составление программы внеурочной деятельности по ОБЖ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
7
0
 
2.3
Тематическое планирование внеурочной деятельности по ОБЖ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
7
0
 
2.4
Анализ учебных программ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

20
УК-6.1 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
7
0
 
 
Раздел 3. Методика организации внеклассных мероприятий по ОБЖ

 
3.1
Туристско-краеведческий аспект внеурочной деятельности по ОБЖ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
7
0
 
3.2
Формы организации внеурочной и внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
7
0
 
3.3
Организация и методика проведения занятий по теме «Условия безопасности поведения учащихся» /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
7
0
 
3.4
Вовлечение родителей учащихся во внеурочную деятельность по ОБЖ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
7
0
 
3.5
Работа с родителями по вопросам воспитания безопасного поведения детей и подростков в быту, в общении со сверстниками. Обучение безопасности жизнедеятельности в системе непрерывного образования. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
7
0
 
3.6
Организация и методика проведения занятий по теме «Чрезвычайные ситуации локального характера и безопасность детей в повседневной жизни» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
7
0
 
3.7
Организация и методика проведения занятий по теме «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения, защита населения от их последствий» /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

20
УК-6.1 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
7
0
 
3.8
Организация и методика проведения занятий по теме «Гражданская оборона и задачи по защите населения от последствий ЧС в мирное и военное время» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
7
0
 
3.9
Организация и проведение занятий по теме «Основы обороны государства и военной службы граждан» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-6.1 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
7
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
3.10
Разработать тематический план работы туристического кружка с уклоном в

ОБЖ /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

18
УК-6.1 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.5
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Внеурочная деятельность как элемент ФГОС. Ее значение для образовательного процесса.

2.Виды внеурочной деятельности. Особенности организации внеурочной работы учащихся (проведение наблюдений, самонаблюдений, опытов, сбор сведений из научно- популярной литературы, домашняя работа).

3.Виды домашних работ.

4.Внеклассная работа по ОБЖ. Виды внеклассных занятий (индивидуальные, групповые, массовые).

5.План работы кружка по ОБЖ. Признаки экскурсии и этапы ее проведения.

6.Особенности организации внеурочной деятельности по ОБЖ.

7.Цели внеурочной деятельности по ОБЖ. Ее задачи и основные направления.

8.Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные занятия по ОБЖ).

9.Работа с учащимися, проявляющими интерес к ОБЖ.

10.Привлечение молодежи к проблемам безопасности жизнедеятельности.

11.Систематические и эпизодические формы внеурочной деятельности по ОБЖ: экскурсия, домашняя работа, факультативные занятия, мероприятия внеклассной работы (кружки, студии, олимпиады, конкурсы и др.).

12.Понятие экскурсии, характеристика, особенности проведения. Виды экскурсий.

13.Характеристика кружковой работы. Виды кружков по ОБЖ.

14.Массовая форма внеурочной работы по ОБЖ, Олимпиада как форма деятельности. Подготовка к олимпиаде.

15.Организация конкурсов, участие в конкурсах по ОБЖ.

16.Интеграция урочной и внеурочной деятельности по ОБЖ.

17.Теоретические аспекты интеграции. Цель интеграции этих видов деятельности.

18.Организация системы урочновнеурочной работы. Управление данной системой.

19.Взаимодействие урочных и внеурочных занятий.Интеграция различных форм урочных и внеурочных занятий.

20.Совместная деятельность школы, семьи и внешкольных учреждений в системе урочно-внеурочных занятий.

21.Организация внеурочной деятельности учителя и учащихся. Составление списка планируемых результатов обучения.

22.Планирование тематических результатов обучения.

23.Планирование текущих результатов обучения.

24.Структура рабочей программы по внеурочной деятельности. Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности по ОБЖ.

25.Отличие от рабочей программы учебного предмета.

26.Типы образовательных программ внеурочной деятельности. Общие правила разработки программ внеурочной деятельности.

27.Содержание программы. Ресурсное обеспечение программы. Алгоритм проектирования программ внеурочной деятельности.

28.Понятие, структура и содержание календарно-тематического планирования.

29.Оформление календарно-тематического плана по ОБЖ. Отличия сценария внеурочного мероприятия от конспекта урока.

30.Основные правила составления плана-конспекта внеурочного мероприятия. Структура плана-конспекта внеурочного мероприятия по ОБЖ.

31.Подготовка и проведение внеклассных мероприятийпо ОБЖ (круглых столов, конференций, олимпиад, физкультурно-оздоровительных и туристических мероприятий).

32.Организация и проведение игры-соревнования «Зарница».

33.Цель, задачи, методика планирования мероприятия. Подготовка необходимой документации. Взаимодействие с центрами дополнительного образования и организациями, обеспечивающими безопасность (полиция, пожарная часть, МЧС).

34.Понятие туристско-краеведческой деятельности. Понятие оздоровительного туризма, его основные характеристики и классификация.

35.Туристические мероприятия как способ снятия стресса у школьников. Особенности таких мероприятий, их виды, места проведения, организация.

36.Знакомство с окружающей средой, формирование навыков поведения человека в ходе туристических мероприятий.

37.Туристско-краеведческая работа в школе. Планирование туристического мероприятия: основные вопросы.

38.Организация мероприятия. Правила поведения и техника безопасности. Основные туристско-бытовые навыки, необходимые юным туристам.

39.Условия успешного взаимодействия школы и семьи. Методы активизациивоспитательной работыродителей, направленной на обеспечение безопасности детей.

40.Обучение родителей безопасности жизнедеятельности. Порядок проведения родительских собраний с приглашением специалистов в области безопасности жизнедеятельности.

41.«Уроки» повышения знаний для родителей. Организация лекций, семинаров для родителей по темам, изучаемым учащимися в различных классах.

42.Моделирование и анализ ситуаций, связанных с угрозой жизни и здоровья их детей.

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
43.Помощь родителей педагогам школ при организации массовых мероприятий, экскурсий, выездов.
 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов:

1.Роль внеклассной работы в образовательном процессе.

2.Методика проведения внеклассных мероприятий.

3.Взаимодействие семьи и школы во внеурочной деятельности.

4.Развитие творческих способностей учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

5.Нетрадиционные формы интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся.

6.Методика проведения занятий во внеурочное время.

7.Формирование у школьников интереса к занятиям по безопасности жизнедеятельности.

8.Преимущества и недостатки вовлечения родителей в урочную и внеурочную деятельность по ОБЖ.

9.Помощь родителей педагогам школ при организации массовых мероприятий, экскурсий, выездов.

10.Работа с родителями по вопросам безопасного поведения детей в быту.

11.Методы пропаганды безопасности

12.Внеурочные и внеклассные занятия учащихся по безопасности жизнедеятельности

13.Методы активизации воспитательной работы родителей, направленной на обеспечение безопасности детей

14.Использование средств массовой информации (СМИ) и средств массовой коммуникации (СМК) в развитии пропаганды безопасности жизнедеятельности

15.Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности

16.Методические аспекты использования информационны х и коммуникативн ых технологий в процессе обучения безопасности жизнедеятельности

17.Современные подходы к использованию информационных и коммуникационных технологий в обучении основам безопасности жизнедеятельности

18.Вспомогательные формы обучения.

19.Нестандартные уроки.

20.Движение «Школа безопасности».

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД "Внеучебная деятельность по БЖ"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Суворова, Г. М. 
Методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие для вузов / Г. М. Суворова, В. Д. Горичева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 212 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09592-0. — URL: https://urait.ru/bcode/437258
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Акимова, Л. А. 
Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях: учебник для вузов / Л. А. Акимова, Е. Е. Лутовина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 336 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11985-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/446611
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Маренчук Ю.А.
Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности : учебное пособие / сост. Ю. А. Маренчук. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 323 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66053.html
Северо-Кавказский федеральный университет, 2016
 
Л2.2
Зиангирова, Л. Ф. 
Организация проектной деятельности учащихся: научно-практические рекомендации для учителей, методистов и студентов педвузов / Л. Ф. Зиангирова. — Уфа : Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, 2007. — 53 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/31943.html
Уфа : Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, 2007
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.3
Чугайнова, Л. В. 
Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / Л. В. Чугайнова. — Соликамск : Соликамский государственный педагогический институт, 2018. — 80 c. — ISBN 978-5-91252-092-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86552.html
Соликамск : Соликамский государственный педагогический институт, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности - URL:   http://www.obzh.ru/
 
Э2
Студенческая библиотека онлайн https://studbooks.net/70718/bzhd/obschie_polozheniya_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti
 
Э3
Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций http://0bj.ru/
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

      В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
рекомендации.

      В ходе подготовки к семинарским занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинарском занятии. Готовясь к докладу или реферативному сообщению с презентацией, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления.

      В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю.

     Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа студентов включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-  чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата с презентацией, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение тестовых заданий.        

  Рекомендации по подготовке к зачету

     Завершающим этапом изучения дисциплины является зачет

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных студентом по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

     Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

     Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

-письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

-устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.