2022-2023_44_03_05 ИЯиВИЯ 171_ 071_ 971 гр__plx_Технологии разработки элективных курсов по предмету Иностранный язык_Иностранный язык и Второй иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Романогерманских языков и методик их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технологии разработки элективных курсов по предмету "Иностранный язык"
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Иностранный язык и Второй иностранный язык
 
зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
17 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
76
76
76
76
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат педагогических наук, доцент, Радионова Светлана Александровна _________________
 
 
Технологии разработки элективных курсов по предмету "Иностранный язык"
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Иностранный язык и Второй иностранный язык
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Цыганова Е.Б.

Романогерманских языков и методик их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании знаний о специфике и технологии проектирования элективных курсов по предмету "Иностранный язык"
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
раскрыть сущность элективных курсов по предмету "Иностранный язык"
1.4
формировать умения отбора содержания, методов, технологий, средств, форм обучения, организации деятельности обучающихся и системы контроля уровня их учебных достижений при разработке программ элективных курсов по предмету "Иностранный язык"
1.5
ознакомить с технологией разработки программ элективных курсов по предмету "Иностранный язык"
1.6
способствовать дальнейшему формированию системы методических знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности при решении профессиональных задач в учебной и внеучебной деятельности
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика обучения предмету "Иностранный язык"   
2.1.2
Экономика
2.1.3
Технологии и средства цифрового обучения
2.1.4
Иностранный язык
2.1.5
Русский язык и культура речи
2.1.6
Методика обучения предмету "Второй иностранный язык"
2.1.7
Информационные системы и технологии в профессиональной деятельности
2.1.8
Учебная практика по внеурочной деятельности
2.1.9
Производственная практика по воспитательной работе
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.3
Производственная педагогическая практика
2.2.4
Производственная педагогическая практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.2: Осуществляет разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
ОПК-2.4: Демонстрируем умение разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
требования к образовательным результатам по предмету "Иностранный язык"
3.1.2
методы и технологии обучения и оценки планируемых результатов обучения, в том числе и использованием ИКТ
3.1.3
технологию проектирования элективных курсов по предмету "Иностранный язык"
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач
3.2.2
разрабатывать планируемые результаты обучения и систему их оценивания, в том числе и использованием ИКТ
3.2.3
разрабатывать элективные курсы по предмету "Иностранный язык"
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
системой теоретических знаний, включающей в себя знание основных особенностей разработки элективных курсов по предмету "Иностранный язык"
3.3.2
культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения
 
стр. 4
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
3.3.3
навыками разработки элективных курсов по предмету "Иностранный язык"
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение в понятие «элективный курс» 

 
1.1
Элективные курсы как специфические учебные предметы и их место в профильном обучении /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-2.2 ОПК-2.4
7
0
 
1.2
Типологии элективных курсов по иностранным языкам /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-2.2 ОПК-2.4
7
0
 
1.3
Нормативно-правовая база по элективным курсам. Материально-техническое оснащение элективного курса   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ОПК-2.2 ОПК-2.4
7
0
 
 
Раздел 2. Профессионально-ориентированные элективные курсы на иностранном языке

 
2.1
Нормативная база, регулирующая развитие профильного обучения в общеобразовательных школах /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.2 ОПК-2.4
7
0
 
2.2
Методическая организация учебного процесса в ходе реализации элективных курсов /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.2 ОПК-2.4
7
0
 
2.3
Проектирование профессионально-ориентированных элективных курсов по иностранному языку /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-2.2 ОПК-2.4
7
0
 
2.4
Программа элективного курса: концепция, структурные элементы. Требования к программам курсов по выбору. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6

2
ОПК-2.2 ОПК-2.4
7
0
 
2.5
Определение целей, содержания, отбор технологий и форм обучения в элективных курсах по иностранному языку /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-2.2 ОПК-2.4
7
0
 
2.6
Профессионально-ориентированные элективные курсы на иностранном языке /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ОПК-2.2 ОПК-2.4
7
0
 
 
Раздел 3. Содержательная и методическая части программы элективного курса

 
3.1
Содержательная и методическая части программы элективного курса /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-2.2 ОПК-2.4
7
0
 
3.2
Разработка содержательной и методической части программы элективного курса /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-2.2 ОПК-2.4
7
0
 
3.3
Функции и задачи элективных курсов. Требования к курсам по выбору. Модифицированные программы элективных курсов  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

14
ОПК-2.2 ОПК-2.4
7
0
 
 
Раздел 4. Составление конспекта учебного занятия

 
стр. 5
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
4.1
Составление конспекта учебного занятия /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-2.2 ОПК-2.4
7
0
 
4.2
Анализ занятия по элективному курсу  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

14
ОПК-2.2 ОПК-2.4
7
0
 
 
Раздел 5. Методика преподавания элективных курсов

 
5.1
Методы и приемы преподавания элективных курсов  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-2.2 ОПК-2.4
7
0
 
5.2
Средства обучения ИЯ в элективном курсе  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-2.2 ОПК-2.4
7
0
 
5.3
Сходства и отличия элективных курсов и факультативных занятий   /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

16
ОПК-2.2 ОПК-2.4
7
0
 
 
Раздел 6. Проектирование содержания элективных курсов

 
6.1
Отбор содержания элективных курсов  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ОПК-2.2 ОПК-2.4
7
0
 
6.2
Образовательные продукты освоения элективного курса  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ОПК-2.2 ОПК-2.4
7
0
 
6.3
Критерии оценки успешности освоения программы элективного курса  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

16
ОПК-2.2 ОПК-2.4
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1.Элективный курс – курс по выбору. Понятие «элективный курс».

2.Назначение элективных курсов.

3.Становление элективного курса как формы обучения.

4.Взаимосвязь организационных форм дополнительного образования, их отличительные стороны.

5.Типы элективных курсов, вошедших в практику обучения в основной общеобразовательной школе.

6.Предметные элективные курсы повышенного уровня, примеры, характеристика.

7.Прикладные элективные курсы, примеры, характеристика.

8.Предметные элективные курсы, посвященные истории предмета.

9.Предметные элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач.

10.Предметные элективные курсы, посвященные составлению и решению задач на основе эксперимента.

11.Назначение межпредметных элективных курсов.

12.Группа элективных курсов по предметам, не входящим в базовый учебный план.

13.Требования, предъявляемые к элективным курсам.

14.Структурные элементы программы элективного курса. Краткая характеристика.

15.Рубрики тематического плана.

16.Материально-техническое оснащение элективных курсов.

17.Критерии оценки программы элективного курса.

18.«Авторская» программа элективного курса.

19.Типология элективных курсов по иностранным языкам.

20.Нормативная база, регулирующая развитие профильного обучения в общеобразовательных школах.

21.Методическая организация учебного процесса в ходе реализации элективных курсов.

22.Проектирование профессионально-ориентированных элективных курсов по иностранному языку.

23.Определение целей, содержания, отбор технологий и форм обучения в элективных курсах по иностранному языку.

24.Составление конспекта учебного занятия по элективному курсу.

 
стр. 6
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
25.Разработка методической части программы элективного курса.

Задания к зачету

1. Подберите оборудование, литературу для учителя и обучающихся (на примере содержания программы элективного курса)

2. Составьте тематический план для элективного курса

3. Предложите дидактический материал для элективного курса

4. Сформулируйте цель и задачи элективного курса в соответствии с предлагаемым содержанием

5. Раскройте содержание методической части программы элективного курса на конкретном примере

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
под редакцией О. И. Трубициной
Методика обучения иностранному языку   : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. И. Трубицина [и др.] ; под редакцией О. И. Трубициной. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 384 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-09404-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL : https://biblio-online.ru/bcode/433391 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Теремов, А. В.
Элективные курсы в профильном обучении школьников :  учебное пособие / А. В. Теремов. — Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. — 120 c. — ISBN 978-5-4263-0563-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/75832.html — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Милованова, Л. А. 
Иностранные языки в профильной школе : учебное пособие для учителей, аспирантов и студентов / Л. А. Милованова. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2009. — 142 c. — ISBN 978-5-9935-0116-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/21470.html — Режим доступа: для авторизир. Пользователей
Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2009
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э3
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф
 
Э4
Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
Э5
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks. - Режим доступа:  www.iprbookshop.ru
 
Э6
Электронная библиотечная система «Юрайт» - Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 7
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где 

 
стр. 8
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

ПЗ проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого ПЗ – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке ПЗ желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения ПЗ; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучающихся и преподавателя: составление плана ПЗ из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к ПЗ; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Также необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На ПЗ желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги ПЗ, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце ПЗ рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы студеднт обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

 
стр. 9
УП: 44.03.05 ИЯиВИЯ 171, 071, 971 гр..plx
 
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.