(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
безопасности жизнедеятельности и принципы обучения
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Перечень вопросов на экзамен.
1.Методология безопасности концепция образования в области безопасности.
2.Педагогика безопасности как научное направление педагогики о закономерностях развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности.
3.Рискология как научное направление безопасности жизнедеятельности.
4.Философско-методологические основания концепции непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности.
5.Методология формирования культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения.
6.Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в рамках школьного образования.
7.Современные проблемы и тенденции развития образования в области безопасности жизнедеятельности.
8.Специфические дидактические принципы образования в области безопасности жизнедеятельности.
9.Правовые, нормативно-технические и организационные вопросы образования в области безопасности жизнедеятельности.
10.Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности как педагогическая наука. Предмет изучения, цель, задачи, основные этапы становления и развития.
11.Основные этапы становления методической системы образования в области безопасности жизнедеятельности: научный анализ, персоналии.
12.Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в условиях введения ФГОС.
13.Многомерные классификации методов в методике образования в области безопасности жизнедеятельности.
14.Методика оценки достижения образовательных результатов в курсе ОБЖ.
15.Методология и методика внеурочной деятельности по ОБЖ в контексте ФГОС.
16.Системно-деятельностный подход в методике обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности. «Знаниевая» и
17.Компетентностный подход в методике обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности.
18.Методология и методика проектной деятельности учащихся в курсе ОБЖ.
19.Методология и методика патриотического воспитания молодежи в контексте воспитательной составляющей деятельности преподавателя ОБЖ.
20.Воспитательный и социализирующий потенциал курса ОБЖ.
21.Методические основы формирования у школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни.
22.Методическая система профилактики аддиктивного поведения обучающихся.
23.Информационно-коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы в методике обучения ОБЖ.
24.Кейс-технологии в методике образования в области безопасности жизнедеятельности.
25.Система практических занятий по ОБЖ. Методика проведения уроков-практикумов в курсе ОБЖ.
26.Метапредметные результаты обучения ОБЖ и методические аспекты их достижения.
27.Психология безопасности: идеи, принципы, подходы.
28.Проектирование раздела образовательной программы общеобразовательной организации «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».
29.Организационно-педагогические основы обучения безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной организации.
30.Роль курса ОБЖ в формировании безопасной образовательной среды образовательной организации.
31.Предмет и задачи методики обучения безопасности жизнедеятельности, функции учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
32.Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в условиях введения ФГОС.
33.Виды обучения, их характеристика.
34.Характеристика частных закономерностей по уровням обучения, дидактические принципы обучения.
35.Характеристика междисциплинарного содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, принципы отбора содержания.
36.Цели и задачи курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Способы постановки учебных целей.
37.Базовый и профильный уровни обучения. Уровни усвоения знаний по ОБЖ.
38.Общая характеристика учебных общеобразовательных программ по курсу ОБЖ.
39.Структура и содержание учебного предмета ОБЖ в школе.
40.Планирование учебного процесса по безопасности жизнедеятельности. Виды планов.
41.Многомерные классификации методов в методике образования в области безопасности жизнедеятельности. Классификация методов в методике обучения безопасности жизнедеятельности.
42.Словесные методы обучения безопасности жизнедеятельности. Дидактические требования к их использованию.
43.Наглядные и практические методы обучения безопасности жизнедеятельности. Дидактические требования к их использованию.
44.Метод анализа конкретных ситуаций, его сущность, педагогическая ценность
45.Активные методы обучения безопасности жизнедеятельности.
46.Формы учебной работы по безопасности жизнедеятельности, их характеристика.
47.Урок безопасности жизнедеятельности как основная форма учебной работы.
48.Формы работы на уроках безопасности жизнедеятельности, методика их организации.
49.Организация лекционно-семинарской работы в обучении безопасности жизнедеятельности.
50.Учебные дискуссии, ролевые игры, пресс-конференции в обучении безопасности жизнедеятельности.
51.Учебники безопасности жизнедеятельности, методика работы с ними.
52.Наглядные и технические средства обучения безопасности жизнедеятельности, методика работы с ними. Кабинет ОБЖ.
Тематика рефератов с презентацией (6-7 семестр):
1.Значение курса ОБЖ как интегральной дисциплины. Использование межпредметных связей в обучении основам безопасности
2.Кризис системы образования в России в конце XX века.
3.Идеи и принципы нового образования.
4.Развитие представлений о безопасности жизнедеятельности.
5.Адаптация как фактор сохранения и укрепления здоровья, безопасного существования. Особенности адаптации и дезадаптации детей и подростков при общеобразовательном и углубленном обучении.
6.Здоровый образ жизни как основное условие здоровья и безопасности Задачи курса ОБЖ в развитии здорового образа жизни.
7.Методика обучения учащихся защите от негативных факторов внешней среды обитания.
8.Анализ методов и способов проведения занятий по обучению автономному выживанию в условиях окружающей природной среды.
9.Методика организации и безопасного проведения туристских походов со школьниками в рамках программы курса ОБЖ.
10.Основные направления обеспечения пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях. Формы и методы противопожарной подготовки в общеобразовательном учреждении.
11.Обоснование необходимости применения здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания в современной общеобразовательной школе.
12.Гигиенические условия обеспечения учебного процесса в общеобразовательной школе и их влияние на здоровье учащихся.
13.Общие принципы организации работы по охране труда учебновспомогательного персонала образовательного
14.Анализ современных форм организации учебно-воспитательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности, их педагогическая ценность для личностного развития учащихся разного возраста.
15.Активные формы организации учебно-воспитательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности; формы групповой деятельности.
16.Информационно-компьютерные формы обучения в учебном процессе по курсу ОБЖ
17.Структура школьного курса основ безопасности жизнедеятельности и особенности его преподавания в средней школе.
18.Формы и методы работы с родителями по вопросам формирования навыков безопасного поведения детей.
19.Дополнительные формы организации учебно-воспитательного процесса по безопасности
20.Исследование применения различных форм внеклассной работа по формированию навыков и культуры безопасного поведения учащихся.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Семинарские занятия нацелены на закрепление изученного материала, развитие умений и навыков подготовки рефератов с презентацией(познавательные общеучебные и логические универсальные учебные действия -УУД), приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений (коммуникативные УУД), а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Подготовку к семинарскому занятию рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
1) проанализировать план семинарского занятия;
2) прочитать конспект лекции и материал по учебной литературе;
3) найти определения ключевых понятий;
4) написать небольшие конспекты к каждому устному вопросу семинарского занятия;
5) решить практико-ориентированные задания (при их наличии);
6) по согласованию с другими обучающимися группы выбрать один вопрос и подготовить по нему реферат и презентацию.
Семинар начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. В ходе семинара предполагается свободный обмен мнениями по избранной тематике: обсуждаются ключевые понятия, рассматриваются намеченные вопросы, возможен просмотр фрагмента фильма по теме семинара. Основная часть семинара - заслушивание сообщений обучающихся. Сообщение является самостоятельной работой, обучающимися анализируются и обобщаются публикации по заданной тематике, вырабатывается и обосновывается собственная позиции обучающегося в отношении рассматриваемой проблемы.
Рекомендации по написанию реферата с презентацией
1. Выберите тему. Она должна быть интересна Вам.
2. Найдите книги и статьи по выбранной теме, в том числе в интернет-ресурсах. Сделайте выписки из книг и статей.
3. Напишите реферат.
4. Составьте план сообщения на 5-10 мин, в сопровождении с презентацией.
Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата с презентацией, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение тестовых заданий.
Рекомендации по подготовке к зачету/экзамену.
При подготовке к зачету/экзамену(в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету/экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачету/экзамену за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Любой вопрос при сдачезачету/экзамену необходимо излагать с позиции значения для профессиональной деятельности специалиста.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Лицам с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для лиц с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.