2022-2023_b44_03_05 ФК и БЖ 191_091_991 гр__plx_Методика обучения безопасности жизнедеятельности_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика обучения  безопасности жизнедеятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 8 зачет 7
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
168
аудиторные занятия
156
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
10 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
360
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
16 4/6
10 4/6
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
10
10
26
26
52
52
Практические
48
48
30
30
26
26
104
104
Итого ауд.
64
64
40
40
52
52
156
156
Кoнтактная рабoта
64
64
40
40
52
52
156
156
Сам. работа
44
44
68
68
56
56
168
168
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
144
144
360
360
 
 
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Ахкиямова Г.Р. _________________
 
 
Методика обучения  безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: освоение обучающимися системы научно - практических знаний в области методики обучения безопасности жизнедеятельности и подготовка их к разносторонней профессиональной деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
обеспечить усвоение обучающимися фундаментальных знаний в области теории безопасности жизнедеятельности,целостного осмысления сути профессиональной деятельности общих закономерностей педагогических принципов средств, методов, форм преподавания безопасности жизнедеятельности;
1.4
сформировать у обучающихся широкое профессиональное мировоззрение и интерес к проблемам безопасности жизнедеятельности, стремление к всестороннему анализу и творческому усвоению изучаемого материала;
1.5
воспитать у будущих специалистов педагогическое мышление, познавательную активность, самостоятельность и ответственность за качество учебной деятельности,дисциплинированность, потребность в научно-исследовательской,методической и практической деятельности в сфере безопасности жизнедеятельности;
1.6
овладение обучающимися межкультурной коммуникацией и социокультурной компетенцией.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
2.1.2
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.3
Педагогика и психология физической культуры
2.1.4
Социология
2.1.5
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.1.6
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные игры
2.1.7
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.8
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.9
Психолого-педагогический практикум
2.1.10
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.11
Учебная ознакомительная практика
2.1.12
Учебная ознакомительная практика
2.1.13
Обеспечение безопасности жизнедеятельности  в образовательной организации
2.1.14
Общая и социальная психология
2.1.15
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1.16
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.17
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.18
История (история России, всеобщая история)
2.1.19
Концепции современного естествознания
2.1.20
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.21
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
2.1.22
Учебная ознакомительная практика
2.1.23
Физиология человека
2.1.24
Анатомия человека
2.1.25
Русский язык и культура речи
2.1.26
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.27
Философия  
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Система гражданской защиты населения
2.2.2
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
2.2.3
Обеспечение безопасности на транспорте
2.2.4
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Формулирует образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-5.2: Осуществляет отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.3: Применяет различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.4: Формулирует выявленные трудности в обучении и корректирует пути достижения образовательных результатов
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-8.5: Владеет методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.3: Демонстрирует умение разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ
 
ОПК-2.4: Демонстрируем умение разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
законы РФ и решения Правительства РФ по вопросам образования в области ОБЖ;
3.1.2
Федеральные государственные образовательные стандарты,
3.1.3
основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки в области ОБЖ;
3.1.4
требования к разработке основных и дополнительных образовательные программы по предмету ОБЖ в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.1.5
основы педагогической деятельности;
3.1.6
требования к разработке рабочих программ;
3.1.7
формы организации обучения;
3.1.8
современные методы и технологии обучения и диагностики;
3.1.9
способы проектирования учебных занятий в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.1.10
требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений по ОБЖ;
3.1.11
средства обучения и их дидактические возможности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
планировать и осуществлять процесс обучения безопасности жизнедеятельности в соответствии с учебными планами и программами образовательных организаций;
3.2.2
использовать современные научно обоснованные приемы, методы и средства обучения, компьютерные технологии;
3.2.3
применять современные средства оценивания результатов обучения;
3.2.4
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных,метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса по предмету ОБЖ;
3.2.5
использовать межпредметные связи в процессе преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»;
3.2.6
разрабатывать учебно-методические материалы для активизации познавательной деятельности учащихся и реализации дифференцированного подхода к ученикам в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения современных методов и информационно-коммукационных технологий обучения;
3.3.2
способами  разработки рабочих программ и поурочных планов по основам  безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.3.3
навыками составления форм планирующей и отчетной документации по безопасности жизнедеятельности;
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
3.3.4
способами проектной и инновационной деятельности в учебно-воспитательном процессе;
3.3.5
методами диагностики и оценки качества освоения знаний.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. История развития образовательной области "Безопасность жизнедеятельности"

 
1.1
Предпосылки появления курса «Основы безопасности жизнедеятельности»  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
1.2
Цели и задачи курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
1.3
Исторический аспект развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

44
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
1.4
История развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
 
Раздел 2. Методика обучения и воспитания по профилю подготовки "Безопасность жизнедеятельности" как наука и учебная дициплина

 
2.1
Методика предметного обучения основам безопасности жизнедеятельности как наука и учебная дисциплина  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
2.2
Методика обучения безопасности жизнедеятельности как наука и учебный предмет

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
2.3
Свойства личности безопасного типа поведения, формируемые в процессе обучения безопасности жизнедеятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
2.4
Методы научного исследования методики обучения

безопасности жизнедеятельности и принципы обучения

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
2.5
Закономерности и принципы методики обучения основам безопасности  жизнедеятельности  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
2.6
Методика формирования эмпирических знаний и понятий в курсе ОБЖ

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
2.7
Профессиограмма преподавателя основ безопасности жизнедеятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
2.8
Требования к личности и уровню подготовки преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
 
Раздел 3. Методологические и научно-торетические основы образовательной области"Безопасность жизнедеятельности"

 
3.1
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
3.2
Федеральный государственный образовательный стандарт образования и планирование по ОБЖ

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
3.3
Нормативно-правовое обеспечение предмета ОБЖ

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
 
Раздел 4. Структура и содержание школьного курса основ безопасности жизнедеятельности

 
4.1
Цели изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
4.2
Курс основ безопасности жизнедеятельности на разных ступенях обучения.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
4.3
Уровни обучения. Базовый уровень. Профильный уровень Уровни усвоения знаний. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
4.4
Особенности межпредметных связей ОБЖ в школе.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
4.5
Обучение безопасности жизнедеятельности в системе непрерывного образования.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
4.6
Кадетское образование /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
6
0
 
 
Раздел 5. Методы и методические приемы, применяемые в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности. 

 
5.1
Понятие о методах и методических приемах обучения  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
5.2
Основные методы работы с учебным материалом курса ОБЖ. Словесные методы обучения. Их виды и характеристика.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
5.3
Наглядные методы обучения. Их виды и характеристика. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
5.4
Практические методы обучения. Их виды и характеристика. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
5.5
Активные методы обучения. Их виды и характеристика. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
5.6
Контрольные методы обучения. Их виды и характеристика. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
5.7
Мнемонические методы.Их виды и характеристика. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

20
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
5.8
Выбор методов обучения и уровней познавательной деятельности учащихся. Требования к выбору методов обучения.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
5.9
Элективные курсы по ОБЖ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
 
Раздел 6. Формы организации и технология обучения безопасности жизнедеятельности

 
6.1
Урок как основная форма обучения безопасности жизнедеятельности. Современные требования к уроку.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
6.2
Основные типы уроков и их методическая характеристика.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
6.3
Тематическое и поурочное планирование в курсе ОБЖ.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
6.4
Педагогический анализ урока.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
стр. 10
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
6.5
Внеклассная работа /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

20
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
6.6
Нетрадиционные уроки по основам безопасности жизнедеятельности, особенности их подготовки и проведения.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
6.7
Внеурочные формы обучения ОБЖ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
6.8
Педагогические технологии в обучении ОБЖ. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
6.9
Проект на уроках ОБЖ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

28
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
7
0
 
 
Раздел 7. Средства обучения основ безопасности жизнедеятельности

 
7.1
Назначение, содержание и методическое построение школьных учебников. Основные требования к содержанию учебника.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
7.2
Учебник — комплексное средство обучения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
7.3
Технические средства обучения. Педагогические условия информатизации образования.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
стр. 11
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
7.4
Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в обучении основам безопасности жизнедеятельности.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
7.5
Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
7.6
Анализ компьютерных учебных пособий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

25
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
7.7
Учебно-материальная база кабинета по безопасности жизнедеятельности.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
 
Раздел 8. Оценка качества учебных достижений учащихся

 
8.1
Характеристика и анализ основных видов проверки качества учебных достижений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
8.2
Конструирование учебных заданий для текущего и итогового контроля знаний и умений учащихся

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
8.3
Модернизация качества учебных достижений  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

31
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
 
Раздел 9. Методика планирования и организация проведения занятий по «Основам безопасности жизнедеятельности». 

 
стр. 12
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
9.1
Методика формирования умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности на уроках ОБЖ

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
9.2
Методика планирования и проведения занятий по обеспечению безопасности в повседневной жизни  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
9.3
День защиты детей и методика его проведения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
9.4
Методика организации и проведения занятий по защите от ЧС  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
9.5
Методика изучения темы «Безопасное поведение в быту»

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
9.6
Методика проведения занятий по ГО  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
9.7
Методы пропаганды знаний по основам безопасности жизнедеятельности

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
9.8
Методика изучения темы «Основы военной службы» Организация и проведение учебных сборов в 10 классе по ОБЖ

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
стр. 13
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
9.9
Методика проведения практических занятий по строевой подготовке

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
9.10
Методика проведения практических занятий по основам военной службы

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
9.11
Методика проведения практических занятий по формированию культуры безопасности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
9.12
Методика изучения темы «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
9.13
Подготовка к промежуточной аттестации /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

36
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-8.3 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов на экзамен.

1.Методология безопасности концепция образования в области безопасности.

2.Педагогика безопасности как научное направление педагогики о закономерностях развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности.

3.Рискология как научное направление безопасности жизнедеятельности.

4.Философско-методологические основания концепции непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности.

5.Методология формирования культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения.

6.Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в рамках школьного образования.

7.Современные проблемы и тенденции развития образования в области безопасности жизнедеятельности.

8.Специфические дидактические принципы образования в области безопасности жизнедеятельности.

9.Правовые, нормативно-технические и организационные вопросы образования в области безопасности жизнедеятельности.

10.Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности как педагогическая наука. Предмет изучения, цель, задачи, основные этапы становления и развития.

11.Основные этапы становления методической системы образования в области безопасности жизнедеятельности: научный анализ, персоналии.

12.Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в условиях введения ФГОС.

13.Многомерные классификации методов в методике образования в области безопасности жизнедеятельности.

14.Методика оценки достижения образовательных результатов в курсе ОБЖ.

15.Методология и методика внеурочной деятельности по ОБЖ в контексте ФГОС.

16.Системно-деятельностный подход в методике обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности. «Знаниевая» и 

 
стр. 14
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
«деятельностная» модели обучения.

17.Компетентностный подход в методике обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности.

18.Методология и методика проектной деятельности учащихся в курсе ОБЖ.

19.Методология и методика патриотического воспитания молодежи в контексте воспитательной составляющей деятельности преподавателя ОБЖ.

20.Воспитательный и социализирующий потенциал курса ОБЖ.

21.Методические основы формирования у школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

22.Методическая система профилактики аддиктивного поведения обучающихся.

23.Информационно-коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы в методике обучения ОБЖ.

24.Кейс-технологии в методике образования в области безопасности жизнедеятельности.

25.Система практических занятий по ОБЖ. Методика проведения уроков-практикумов в курсе ОБЖ.

26.Метапредметные результаты обучения ОБЖ и методические аспекты их достижения.

27.Психология безопасности: идеи, принципы, подходы.

28.Проектирование раздела образовательной программы общеобразовательной организации «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».

29.Организационно-педагогические основы обучения безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной организации.

30.Роль курса ОБЖ в формировании безопасной образовательной среды образовательной организации.

31.Предмет и задачи методики обучения безопасности жизнедеятельности, функции учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

32.Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в условиях введения ФГОС.

33.Виды обучения, их характеристика.

34.Характеристика частных закономерностей по уровням обучения, дидактические принципы обучения.

35.Характеристика междисциплинарного содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, принципы отбора содержания.

36.Цели и задачи курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Способы постановки учебных целей.

37.Базовый и профильный уровни обучения. Уровни усвоения знаний по ОБЖ.

38.Общая характеристика учебных общеобразовательных программ по курсу ОБЖ.

39.Структура и содержание учебного предмета ОБЖ в школе.

40.Планирование учебного процесса по безопасности жизнедеятельности. Виды планов.

41.Многомерные классификации методов в методике образования в области безопасности жизнедеятельности. Классификация методов в методике обучения безопасности жизнедеятельности.

42.Словесные методы обучения безопасности жизнедеятельности. Дидактические требования к их использованию.

43.Наглядные и практические методы обучения безопасности жизнедеятельности. Дидактические требования к их использованию.

44.Метод анализа конкретных ситуаций, его сущность, педагогическая ценность

45.Активные методы обучения безопасности жизнедеятельности.

46.Формы учебной работы по безопасности жизнедеятельности, их характеристика.

47.Урок безопасности жизнедеятельности как основная форма учебной работы.

48.Формы работы на уроках безопасности жизнедеятельности, методика их организации.

49.Организация лекционно-семинарской работы в обучении безопасности жизнедеятельности.

50.Учебные дискуссии, ролевые игры, пресс-конференции в обучении безопасности жизнедеятельности.

51.Учебники безопасности жизнедеятельности, методика работы с ними.

52.Наглядные и технические средства обучения безопасности жизнедеятельности, методика работы с ними. Кабинет ОБЖ.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов с презентацией (6-7 семестр):

1.Значение курса ОБЖ как интегральной дисциплины. Использование межпредметных связей в обучении основам безопасности

2.Кризис системы образования в России в конце XX века.

3.Идеи и принципы нового образования.

4.Развитие представлений о безопасности жизнедеятельности.

5.Адаптация как фактор сохранения и укрепления здоровья, безопасного существования. Особенности адаптации и дезадаптации детей и подростков при общеобразовательном и углубленном обучении.

6.Здоровый образ жизни как основное условие здоровья и безопасности Задачи курса ОБЖ в развитии здорового образа жизни.

7.Методика обучения учащихся защите от негативных факторов внешней среды обитания.

8.Анализ методов и способов проведения занятий по обучению автономному выживанию в условиях окружающей природной среды.

9.Методика организации и безопасного проведения туристских походов со школьниками в рамках программы курса ОБЖ.

10.Основные направления обеспечения пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях. Формы и методы противопожарной подготовки в общеобразовательном учреждении.

11.Обоснование необходимости применения здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания в современной общеобразовательной школе.

12.Гигиенические условия обеспечения учебного процесса в общеобразовательной школе и их влияние на здоровье учащихся.

13.Общие принципы организации работы по охране труда учебновспомогательного персонала образовательного 

 
стр. 15
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
учреждения и учащихся. Служба охраны труда, ее роль и место в структуре управления учебным процессом.

14.Анализ современных форм организации учебно-воспитательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности, их педагогическая ценность для личностного развития учащихся разного возраста.

15.Активные формы организации учебно-воспитательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности; формы групповой деятельности.

16.Информационно-компьютерные формы обучения в учебном процессе по курсу ОБЖ

17.Структура школьного курса основ безопасности жизнедеятельности и особенности его преподавания в средней школе.

18.Формы и методы работы с родителями по вопросам формирования навыков безопасного поведения детей.

19.Дополнительные формы организации учебно-воспитательного процесса по безопасности

20.Исследование применения различных форм внеклассной работа по формированию навыков и культуры безопасного поведения учащихся.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД "Методика обучения безопасности жизнедеятельности"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Суворова, Г. М. 
Методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие для вузов / Г. М. Суворова, В. Д. Горичева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 212 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09592-0. — URL: https://urait.ru/bcode/437258
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Акимова, Л. А.
Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях: учебник для вузов / Л. А. Акимова, Е. Е. Лутовина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 336 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11985-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446611
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Маренчук Ю.А.
Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности : учебное пособие / сост. Ю. А. Маренчук. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 323 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66053.html
Северо-Кавказский федеральный университет, 2016
 
Л2.2
Чугайнова, Л. В. 
Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / Л. В. Чугайнова. — Соликамск : Соликамский государственный педагогический институт, 2018. — 80 c. — ISBN 978-5-91252-092-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86552.html
Соликамск : Соликамский государственный педагогический институт, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности - http://www.obzh.ru/ 
 
Э2
Студенческая библиотека онлайн https://studbooks.net/70718/bzhd/obschie_polozheniya_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
 
стр. 16
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

   В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

   Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Семинарские занятия   нацелены на   закрепление изученного материала, развитие умений и навыков подготовки рефератов с презентацией(познавательные общеучебные и логические  универсальные учебные действия -УУД), приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений (коммуникативные УУД), а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.  Подготовку к семинарскому занятию рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

1) проанализировать план семинарского занятия;  

2) прочитать конспект лекции и материал по учебной литературе;

3) найти определения ключевых понятий;

4) написать небольшие конспекты к каждому устному вопросу семинарского занятия;

5) решить практико-ориентированные задания (при их наличии);

6) по согласованию с другими обучающимися группы выбрать один вопрос и подготовить по нему реферат и презентацию.  

Семинар  начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику.  В ходе  семинара  предполагается  свободный обмен мнениями по избранной тематике:  обсуждаются ключевые понятия, рассматриваются  намеченные вопросы, возможен просмотр фрагмента фильма по теме семинара.  Основная часть семинара - заслушивание  сообщений обучающихся. Сообщение является   самостоятельной  работой,    обучающимися анализируются  и обобщаются  публикации по заданной тематике, вырабатывается  и обосновывается  собственная  позиции обучающегося в отношении рассматриваемой  проблемы.       

    Рекомендации по написанию реферата с презентацией

1. Выберите тему. Она должна быть интересна Вам.

2. Найдите книги и статьи по выбранной теме, в том числе в интернет-ресурсах. Сделайте выписки из книг и статей.

3. Напишите реферат.

4. Составьте план сообщения на 5-10 мин, в сопровождении с презентацией.

   Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

 
стр. 17
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-  чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата с презентацией, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

-  решение тестовых заданий.

Рекомендации по подготовке к зачету/экзамену.

При подготовке к зачету/экзамену(в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету/экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачету/экзамену за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

Любой вопрос при сдачезачету/экзамену необходимо излагать с позиции значения для профессиональной деятельности специалиста.

    Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Лицам с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для лиц с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.