2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Методика обучения безопасности жизнедеятельности_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 9 зачет 8
Виды контроля  в семестрах:
экзамензачет
36
самостоятельная работа
86
аудиторные занятия
94
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
8 (4.2)
9 (5.1)
Итого
Недель
16 5/6
13 3/6
12 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
12
12
12
12
40
40
Практические
16
16
26
26
12
12
54
54
Итого ауд.
32
32
38
38
24
24
94
94
Кoнтактная рабoта
32
32
38
38
24
24
94
94
Сам. работа
40
40
34
34
12
12
86
86
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
72
72
216
216
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Ахкиямова Г.Р. _________________
 
 
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: развитие профессионально-педагогической компетенции будущего учителя при освоении теоретических основ и практического применения методики обучения безопасности жизнедеятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
помочь обучающимся осознать растущую значимость образования в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения устойчивого развития общества;
1.4
создать позитивное отношение к профессиональной педагогической деятельности в области обучения безопасности жизнедеятельности;
1.5
дать обучающимся возможность изучить теоретико-методологические и методические аспекты обучения основам безопасности жизнедеятельности;
1.6
сформировать творческое отношение к профессии учителя, готовность использовать активные методы и формы работы по ОБЖ. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Документирование образовательного процесса и управленческой деятельности
2.1.2
Образовательное право
2.1.3
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные игры
2.1.4
Теория и методика физической культурыОхрана труда на производстве и в учебном процессе
2.1.5
Правоведение
2.1.6
Теория и методика обучения базовым видам спорта / лыжный спорт
2.1.7
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.1.8
Педагогические технологии
2.1.9
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.1.10
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.1.11
Пожарная безопасность
2.1.12
Физиология человека
2.1.13
Спортивные сооружения
2.1.14
Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.1.15
Теория и методика обучения базовым видам спорта / гимнастика
2.1.16
Теория обучения
2.1.17
Анатомия человека
2.1.18
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.19
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Безопасность на  дороге и в общественном транспорте
2.2.2
Правовое регулирование и организационное обеспечение безопасности жизнедеятельности
2.2.3
Системный анализ и моделирование опасных процессов в техносфере
2.2.4
Способы автономного выживания
2.2.5
Эргономические основы безопасности жизнедеятельности
2.2.6
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.7
Безопасность на  дороге и в общественном транспорте
2.2.8
Системный анализ и моделирование опасных процессов в техносфере
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-7:      способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности 
 
Знать:
 
основы правовых знаний в различных сферах деятельности образования
 
сущность и характер взаимодействия правовых явлений, их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
содержание отечественного отраслевого права и характер правовых институтов в различных сферах деятельности
 
 
Уметь:
 
применять законы и другие нормативные правовые акты в различных сферах деятельности
 
анализировать сущность и характер взаимодействия правовых явлений, их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права
 
применять знания отечественного отраслевого права и характер правовых институтов для решения задач профессиональной деятельности
 
 
Владеть:
 
навыками анализа законов и других нормативных правовых актов в различных сферах деятельности
 
навыками работы с нормативными актами и их применения в практических целях профессиональной деятельности
 
навыками анализа отечественного отраслевого права и характер правовых институтов для решения задач профессиональной деятельности
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основные образовательные программы по данному предмету;
 
значение и содержание программ, понятий и терминов, теорию преподавания предмета ОБЖ;
 
особенности различных образовательных учреждений, требования к базовому  учебному курсу предмета ОБЖ,  структуру образовательных программ, требования образовательных стандартов;
 
 
Уметь:
 
использовать имеющиеся знания в процессе изучения образовательных  программ;
 
оценивать эффективность и проектировать содержание программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
 
пользоваться нормативно-правовой документацией при разработке учебного курса, планировать и диагностировать результаты обучения, совершенствовать и редактировать учебный курс;
 
 
Владеть:
 
основными понятиями и терминами; навыками проведения уроков ОБЖ;
 
навыками разработки и реализации учебных программ базовых и элективных курсов;
 
методами обучения пониманию сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации; методами и приемами обучения ОБЖ;
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и информационные технологии обучения; понятийный аппарат учебного предмета ОБЖ;
 
дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий;
 
современные интерактивные методы обучения и особенности их использования на разных этапах образовательного процесса
 
 
Уметь:
 
анализировать и систематизировать различные методы и технологии обучения и воспитания
 
разрабатывать (осваивать) и применять современные методы и технологии обучения в реальной и виртуальной среде;
 
выбирать и использовать образовательные методики и/или технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения, также объективно оценивать знания обучающихся  с реальными учебными возможностями;
 
 
Владеть:
 
навыками проведения учебных занятий и использованием современных методик;
 
навыками, связанными с информационно-коммуникационными технологиями в профессиональной деятельности;
 
стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся; технологиями и методами обучения на профессиональном уровне;
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
3.1.1
основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности;
3.1.2
нормативные документы, регламентирующие учебно-воспитательный процесс по ОБЖ в учебных заведениях, а также нормативные документы МЧС по основам безопасности жизнедеятельности;
3.1.3
программы курса ОБЖ различного образовательного уровня в учебных заведениях;
3.1.4
содержание учебников, их идеи, принципы построения;
3.1.5
методику изучения безопасности жизнедеятельности в школе;
3.1.6
формы и методы организации занятий по всем разделам курса безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении
3.1.7
традиционные и нетрадиционные форме учебно-воспитательного процесса курса ОБЖ;
3.1.8
требования к оценке усвоения программы по ОБЖ учащимися.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
моделировать процесс управления образовательной организацией;
3.2.2
анализировать нормы действующего законодательства в системе образования;
3.2.3
правильно применять правовые нормы в различных жизненных ситуациях;
3.2.4
определять структуру и содержание образовательных программ по предмету ОБЖ в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.2.5
определять эффективные методы, приемы и формы обучения на уроках ОБЖ;  
3.2.6
осуществлять отбор и конструирование методов интерактивного обучения на основе компетентностного подхода;
3.2.7
организовывать процедуры педагогического взаимодействия школы и современной семьи.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способностью моделировать и оценивать процесс управления образовательной организации;
3.3.2
нормами действующего законодательства в соответствии с профилем подготовки;
3.3.3
методами планирования образовательных программ по предмету ОБЖ в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
3.3.4
различными способами проектирования и создания учебных материалов средствами информационных технологий;
3.3.5
опытом организации взаимодействия в информационно-образовательной среде;
3.3.6
навыками организации творческой деятельности школьников во внеклассной и внешкольной работе;
3.3.7
средствами и методами организации самообразования школьников.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общие теоретические вопросы методики обучения основам безопасности жизнедеятельности

 
1.1
Методика обучения безопасности жизнедеятельности как наука /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

4
ПК-1 ПК-2 ОК-7
7
0
 
1.2
Система междисциплинарных знаний по безопасности жизнедеятельности. Умения и навыки в курсе безопасности жизнедеятельности. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

4
ПК-1 ПК-2 ОК-7
7
0
 
1.3
Система и структура курса ОБЖ в школе /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1 ПК-2 ОК-7
7
0
 
1.4
Принципы формирования содержания курса ОБЖ. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

4
ПК-1 ПК-2 ОК-7
7
0
 
1.5
Основные направления фундаментальной профессиональной подготовки специалистов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1 ПК-2 ОК-7
7
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
1.6
Древо понятий безопасности жизнедеятельности. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

4
ПК-1 ПК-2 ОК-7
7
0
 
1.7
Цели и дидактические основы обучения ОБЖ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1 ПК-2 ОК-7
7
0
 
1.8
Воспитание культуры безопасности. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

4
ПК-1 ПК-2 ОК-7
7
0
 
1.9
Анализ исторических справок /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

40
ПК-1 ПК-2 ОК-7
7
0
 
 
Раздел 2. Методико-практические основы обучения безопасности жизнедеятельности

 
2.1
Целеполагание и  планирование учебного процесса по курсу ОБЖ в школе /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ОК-7
8
0
 
2.2
Федеральный государственный стандарт, учебный план, программы дисциплин — основа обучения специалиста безопасности жизнедеятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ОК-7
8
0
 
2.3
Педагогическая техника учителя ОБЖ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ОК-7
8
0
 
2.4
Методы обучения безопасности жизнедеятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ОК-7
8
0
 
2.5
Урок как основная форма обучения безопасности жизнедеятельности. Диагностика обучения безопасности жизнедеятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ОК-7
8
0
 
2.6
Особенности использования ИКТ на уроках ОБЖ /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ОК-7
8
0
 
2.7
Учебные программы дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ОК-7
8
0
 
2.8
Методы учебных занятий, применяемые в обучении безопасности жизнедеятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ОК-7
8
0
 
2.9
Методика проведения учебных сборов на базе войсковых частей. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ОК-7
8
0
 
2.10
Анализ учебных программ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

12
ПК-1 ПК-2 ОК-7
8
0
 
 
Раздел 3. Педагогические технологии в обучении безопасности жизнедеятельности.

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
3.1
Проблемно-задачная технология в обучении безопасности жизнедеятельности. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ОК-7
8
0
 
3.2
Традиционная образовательная технология. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ОК-7
8
0
 
3.3
Активные методы обучения и инновационные педагогические технологии обучения «ОБЖ» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ОК-7
8
0
 
3.4
Личностно-ориентированные технологии в обучении безопасности жизнедеятельности. Модульная технология обучения безопасности жизнедеятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

12
ПК-1 ПК-2 ОК-7
8
0
 
3.5
Проектная технология обучения безопасности жизнедеятельности.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ОК-7
8
0
 
3.6
Взаимодействие с силовыми структурами в обучении безопасности жизнедеятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ОК-7
8
0
 
3.7
Игровая технология обучения безопасности жизнедеятельности. Логическая структура мультимедийного программно-методического комплекса (МПМК). /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ОК-7
8
0
 
3.8
Организация практического обучения студентов методике преподавания основ безопасности жизнедеятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

10
ПК-1 ПК-2 ОК-7
8
0
 
3.9
Формы и методы проведения занятий по основам безопасности жизнедеятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ОК-7
8
0
 
3.10
Методические особенности обучения основам безопасности жизнедеятельности в начальной и основной школе. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ОК-7
8
0
 
3.11
Методические особенности проведения занятий по  обеспечению безопасности школьников в опасных ситуациях.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ОК-7
8
0
 
3.12
Особенности организации и проведения занятий с учащимися различных возрастных групп /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ПК-1 ПК-2 ОК-7
8
0
 
 
Раздел 4. Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности

 
4.1
Формы организации внеурочной и внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-1 ПК-2 ОК-7
9
0
 
4.2
Организация и методика проведения занятий по теме «Условия безопасности поведения учащихся» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

4
ПК-1 ПК-2 ОК-7
9
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
4.3
Работа с родителями по вопросам воспитания безопасного поведения детей и подростков в быту, в общении со сверстниками. Обучение безопасности жизнедеятельности в системе непрерывного образования. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

4
ПК-1 ПК-2 ОК-7
9
0
 
4.4
Организация и методика проведения занятий по теме «Чрезвычайные ситуации локального характера и безопасность детей в повседневной жизни» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

4
ПК-1 ПК-2 ОК-7
9
0
 
4.5
Организация и методика проведения занятий по теме «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения, защита населения от их последствий» /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

4
ПК-1 ПК-2 ОК-7
9
0
 
4.6
Организация и методика проведения занятий по теме «Гражданская оборона и задачи по защите населения от последствий ЧС в мирное и военное время» /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

4
ПК-1 ПК-2 ОК-7
9
0
 
4.7
Составление технологической карты /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

12
ПК-1 ПК-2 ОК-7
9
0
 
4.8
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

36
ПК-1 ПК-2 ОК-7
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов на экзамен.

1.Методология безопасности концепция образования в области безопасности.

2.Педагогика безопасности как научное направление педагогики о закономерностях развития жизненного опыта человека в области безопасности жизнедеятельности.

3.Рискология как научное направление безопасности жизнедеятельности.

4.Философско-методологические основания концепции непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности.

5.Методология формирования культуры безопасности жизнедеятельности у подрастающего поколения.

6.Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в рамках школьного образования.

7.Современные проблемы и тенденции развития образования в области безопасности жизнедеятельности.

8.Специфические дидактические принципы образования в области безопасности жизнедеятельности.

9.Правовые, нормативно-технические и организационные вопросы образования в области безопасности жизнедеятельности.

10.Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности как педагогическая наука. Предмет изучения, цель, задачи, основные этапы становления и развития.

11.Основные этапы становления методической системы образования в области безопасности жизнедеятельности: научный анализ, персоналии.

12.Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в условиях введения ФГОС.

13.Многомерные классификации методов в методике образования в области безопасности жизнедеятельности.

14.Методика оценки достижения образовательных результатов в курсе ОБЖ.

15.Методология и методика внеурочной деятельности по ОБЖ в контексте ФГОС.

16.Системно-деятельностный подход в методике обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности. «Знаниевая» и «деятельностная» модели обучения.

17.Компетентностный подход в методике обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности.

18.Методология и методика проектной деятельности учащихся в курсе ОБЖ.

19.Методология и методика патриотического воспитания молодежи в контексте воспитательной составляющей деятельности преподавателя ОБЖ.

20.Воспитательный и социализирующий потенциал курса ОБЖ.

21.Методические основы формирования у школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

22.Методическая система профилактики аддиктивного поведения обучающихся.

23.Информационно-коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы в методике обучения ОБЖ.

24.Кейс-технологии в методике образования в области безопасности жизнедеятельности.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
25.Система практических занятий по ОБЖ. Методика проведения уроков-практикумов в курсе ОБЖ.

26.Метапредметные результаты обучения ОБЖ и методические аспекты их достижения.

27.Психология безопасности: идеи, принципы, подходы.

28.Проектирование раздела образовательной программы общеобразовательной организации «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни».

29.Организационно-педагогические основы обучения безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной организации.

30.Роль курса ОБЖ в формировании безопасной образовательной среды образовательной организации.

31.Предмет и задачи методики обучения безопасности жизнедеятельности, функции учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

32.Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в условиях введения ФГОС.

33.Виды обучения, их характеристика.

34.Характеристика частных закономерностей по уровням обучения, дидактические принципы обучения.

35.Характеристика междисциплинарного содержания образования в области безопасности жизнедеятельности, принципы отбора содержания.

36.Цели и задачи курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Способы постановки учебных целей.

37.Базовый и профильный уровни обучения. Уровни усвоения знаний по ОБЖ.

38.Общая характеристика учебных общеобразовательных программ по курсу ОБЖ.

39.Структура и содержание учебного предмета ОБЖ в школе.

40.Планирование учебного процесса по безопасности жизнедеятельности. Виды планов.

41.Многомерные классификации методов в методике образования в области безопасности жизнедеятельности. Классификация методов в методике обучения безопасности жизнедеятельности.

42.Словесные методы обучения безопасности жизнедеятельности. Дидактические требования к их использованию.

43.Наглядные и практические методы обучения безопасности жизнедеятельности. Дидактические требования к их использованию.

44.Метод анализа конкретных ситуаций, его сущность, педагогическая ценность

45.Активные методы обучения безопасности жизнедеятельности.

46.Формы учебной работы по безопасности жизнедеятельности, их характеристика.

47.Урок безопасности жизнедеятельности как основная форма учебной работы.

48.Формы работы на уроках безопасности жизнедеятельности, методика их организации.

49.Организация лекционно-семинарской работы в обучении безопасности жизнедеятельности.

50.Внеурочные, внеклассные и внешкольные формы обучения безопасности жизнедеятельности.

51.Учебные дискуссии, ролевые игры, пресс-конференции в обучении безопасности жизнедеятельности.

52.Учебники безопасности жизнедеятельности, методика работы с ними.

53.Наглядные и технические средства обучения безопасности жизнедеятельности, методика работы с ними. Кабинет ОБЖ.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов с презентацией (7 семестр):

1.Значение курса ОБЖ как интегральной дисциплины. Использование межпредметных связей в обучении основам безопасности

2.Кризис системы образования в России в конце XX века.

3.Идеи и принципы нового образования.

4.Развитие представлений о безопасности жизнедеятельности.

5.Адаптация как фактор сохранения и укрепления здоровья, безопасного существования. Особенности адаптации и дезадаптации детей и подростков при общеобразовательном и углубленном обучении.

6.Здоровый образ жизни как основное условие здоровья и безопасности Задачи курса ОБЖ в развитии здорового образа жизни.

7.Методика обучения учащихся защите от негативных факторов внешней среды обитания.

8.Анализ методов и способов проведения занятий по обучению автономному выживанию в условиях окружающей природной среды.

9.Методика организации и безопасного проведения туристских походов со школьниками в рамках программы курса ОБЖ.

10.Основные направления обеспечения пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях. Формы и методы противопожарной подготовки в общеобразовательном учреждении.

11.Обоснование необходимости применения здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания в современной общеобразовательной школе.

12.Гигиенические условия обеспечения учебного процесса в общеобразовательной школе и их влияние на здоровье учащихся.

13.Общие принципы организации работы по охране труда учебновспомогательного персонала образовательного учреждения и учащихся. Служба охраны труда, ее роль и место в структуре управления учебным процессом.

14.Анализ современных форм организации учебно-воспитательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности, их педагогическая ценность для личностного развития учащихся разного возраста.

15.Активные формы организации учебно-воспитательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности; формы групповой деятельности.

16.Информационно-компьютерные формы обучения в учебном процессе по курсу ОБЖ

17.Структура школьного курса основ безопасности жизнедеятельности и особенности его преподавания в средней школе.

18.Формы и методы работы с родителями по вопросам формирования навыков безопасного поведения детей.

19.Дополнительные формы организации учебно-воспитательного процесса по безопасности

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
20.Исследование применения различных форм внеклассной работа по формированию навыков и культуры безопасного поведения учащихся.
 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД "Методика обучения безопасности жизнедеятельности"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Суворова, Г. М. 
Методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие для вузов / Г. М. Суворова, В. Д. Горичева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 212 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09592-0. — URL: https://urait.ru/bcode/437258
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Акимова, Л. А. 
Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях : учебник для вузов / Л. А. Акимова, Е. Е. Лутовина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 336 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11985-5. — URL: https://urait.ru/bcode/446611
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Чугайнова, Л. В. 
Теория и методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе: учебно-методическое пособие / Л. В. Чугайнова. — Соликамск : Соликамский государственный педагогический институт, 2012. — 148 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/47906.html 
Соликамский государственный педагогический институт, 2012
 
Л2.2
Маренчук Ю.А.
Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности : учебное пособие / сост. Ю. А. Маренчук. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 323 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/66053.html
Северо-Кавказский федеральный университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности - http://www.obzh.ru/ 
 
Э2
Студенческая библиотека онлайн https://studbooks.net/70718/bzhd/obschie_polozheniya_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.4
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
7.1
1-222 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

   В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

   Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Семинарские занятия   нацелены на   закрепление изученного материала, развитие умений и навыков подготовки рефератов с презентацией(познавательные общеучебные и логические  универсальные учебные действия -УУД), приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений (коммуникативные УУД), а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.  Подготовку к семинарскому занятию рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

1) проанализировать план семинарского занятия;  

2) прочитать конспект лекции и материал по учебной литературе;

3) найти определения ключевых понятий;

4) написать небольшие конспекты к каждому устному вопросу семинарского занятия;

5) решить практико-ориентированные задания (при их наличии);

6) по согласованию с другими студентами группы выбрать один вопрос и подготовить по нему реферат и презентацию.  

Семинар  начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику.  В ходе  семинара  предполагается  свободный обмен мнениями по избранной тематике:  обсуждаются ключевые понятия, рассматриваются  намеченные вопросы, возможен просмотр фрагмента фильма по теме семинара.  Основная часть семинара - заслушивание  сообщений обучающихся. Сообщение является   самостоятельной  работой,    обучающимися анализируются  и обобщаются  публикации по заданной тематике, вырабатывается  и обосновывается  собственная  позиции обучающегося в отношении рассматриваемой  проблемы.       

    Рекомендации по написанию реферата с презентацией

1. Выберите тему. Она должна быть интересна Вам.

2. Найдите книги и статьи по выбранной теме, в том числе в интернет-ресурсах. Сделайте выписки из книг и статей.

3. Напишите реферат.

4. Составьте план сообщения на 5-10 мин, в сопровождении с презентацией.

   Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

-  чтение текста (учебника, первоисточника,дополнительной литературы),

-  составление плана текста,

-  графическое изображение структуры текста,

-  конспектирование текста, выписки из текста,

-  работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

-  учебно-исследовательская работа,

-  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

-   работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

-  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

-  ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата с презентацией, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

-  решение задач и упражнений по образцу,

-  решение вариативных задач,

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
-  решение тестовых заданий.

Рекомендации по подготовке к зачету/экзамену.

При подготовке к зачету/экзамену(в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету/экзамену необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачету/экзамену за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Нельзя ограничивать подготовку к зачету простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

Любой вопрос при сдачезачету/экзамену необходимо излагать с позиции значения для профессиональной деятельности специалиста.

    Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Лицам с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для лиц с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.