(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Перечень вопросов к экзамену:
1.История возникновения науки БЖ - ноксологии.
2.Цели и задачи науки БЖ.
3.Принципы науки БЖ.
4.Цели и задачи, объект, предмет дисциплины БЖ.
5.Основные аксиомы БЖ.
6.Понятие биосферы и техносферы. Негативные тенденции научно-технического прогресса.
7.Определение ноксосферы, гомосферы. Методы обеспечения безопасности.
8.Четыре класса принципов обеспечения безопасности труда.
9.Средства обеспечения безопасности (СКЗ, СИЗ, средства производственной безопасности, социально-педагогические средства).
10.Понятие опасности. Источники опасности.
11.Классификация опасностей: по масштабу, по происхождению, по характеру воздействия на человека и среду обитания, по вероятности воздействия на человека и среду обитания и т.д.
12.Риск. Виды риска. Методы определения риска.
13.Концепция приемлемого (допустимого) риска, концепция абсолютной безопасности и остаточного риска.
14.Дерево опасностей как метод оценки опасных ситуаций.
16.Понятие вред. Полная её характеристика.
17.Понятие угроза. Полная её характеристика.
18.Понятие адаптации и акклиматизации.
19.Естественные системы человека для защиты от негативных воздействий.
20.Понятие ПДК. Понятие ПДУ.
21.Перечислить и раскрыть три группы дестабилизирующих факторов современности.
22.Причины возникновения глобальных проблем, пути их решения.
23.Превентивные меры защиты от ЧС. Классификация превентивных мер защиты: по цели.
24.Классификация превентивных мер защиты: по уровню принимаемых решений.
25.Классификация превентивных мер защиты: по факторам риска ЧС.
26.Раскрыть превентивные меры, направленные на предупреждение ЧС.
27.Раскрыть превентивные меры, направленные на смягчение последствий ЧС.
28.Раскрыть превентивные меры общего характера (механизмы государственного регулирования) направленные по уменьшению риска ЧС и смягчению их негативных последствий.
29.Из каких основных пунктов состоят разрабатываемые федеральные нормы и правил.
30.Особенности проведения сертификации.
31.Особенности проведения государственной экспертизы.
32.Особенности проведения лицензирования.
33.Особенности проведения декларирования.
34.Охарактеризовать руководящие документы в зависимости от значимости излагаемых в них вопросов и масштабов регламентируемой ими деятельности: положение, инструкция, типовой документ, методические указания.
35.Дать характеристику понятию «Личность безопасного типа поведения».
36.Особенности конструктивного и деструктивного поведения.
37.Перечислить и раскрыть типы деструктивного поведения.
38.Дать характеристику трем видам поведения людей в экстремальных условиях и отношения к себе и другим, с позиции деятельности.
39.Дать характеристику двум типам личности по отношению к окружающей среде.
40.Стресс, ее полная характеристика.
41.Паника, её полная характеристика.
42.Аффект, её полная характеристика.
43.Дать характеристику наиболее часто наблюдаемым во время и после экстремальных ситуаций психогенным расстройствам: непатологические (физиологические) реакции, патологические реакции, реактивные психозы (галлюциноз, псевдодеменция, пуарилизм), невротические состояния.
44.Строение и свойства анализаторов. Характеристика основных анализаторов безопасности жизнедеятельности.
Тематика реферата с презентацией:
1.Системы жизнеобеспечения и жизнедеятельности. Устойчивость, показатели и принципы функционирования систем жизнеобеспечения и жизнедеятельности.
2.Актуальность решения проблем безопасности жизнедеятельности. Основные этапы научной деятельности по реализации целей и задач безопасности жизнедеятельности.
3.Системный анализ безопасности. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности.
4.Основные понятия: «опасность», «безопасность», «источник опасности».
5.Виды опасностей и чрезвычайных ситуаций.
6.Источники и причины их возникновения.
7.Классификация чрезвычайных ситуаций.
8.Уровни безопасности личности и общества.
9.Обеспечение безопасности в техногенной сфере, в природной среде и социуме.
10.Культура безопасности в разные исторические эпохи. Общие закономерности и тенденции ее развития.
11.Культура безопасности личности, ее компонентный состав. Культура поведения в обществе.
12.Взаимосвязь культуры, безопасности и нравственности.
13.Принципы обеспечения безопасности в образовании.
14.Значение курса БЖ для формирования личности и безопасности государства.
15.Роль учителя в развитии культуры безопасности человека.
16.История человечества и христианства, практики безопасности жизнедеятельности в системе человек – природа – общество.
17.Опасность как нарушение нравственных законов жизни.
18.Исторический опыт России и зарубежных стран в развитии системы безопасности и культуры безопасности жизнедеятельности людей.
19. Условия безопасности жизнедеятельности в постиндустриальную эпоху. Безопасность в эпоху глобализации.
20.Философское представление о культуре безопасности, взаимосвязь данного понятия со смыслом жизни и высшими ценностями бытия.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Семинарские занятия нацелены на закрепление изученного материала, развитие умений и навыков подготовки рефератов с презентацией, решении ситуационных задач(познавательные общеучебные и логические универсальные учебные действия -УУД), приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений (коммуникативные УУД), а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Подготовку к семинарскому занятию рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
1) проанализировать план семинарского занятия;
2) прочитать конспект лекции и материал по учебной литературе;
3) найти определения ключевых понятий;
4) написать небольшие конспекты к каждому устному вопросу семинарского занятия;
5) решить ситуационные задачи (при их наличии);
6) по согласованию с другими студентами группы выбрать один вопрос и подготовить по нему реферат и презентацию.
Семинар начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. В ходе семинара предполагается свободный обмен мнениями по избранной тематике: обсуждаются ключевые понятия, рассматриваются намеченные вопросы, возможен просмотр фрагмента фильма по теме семинара. Основная часть семинара - заслушивание сообщений обучающихся. Сообщение является самостоятельной работой, обучающимися анализируются и обобщаются публикации по заданной тематике, вырабатывается и обосновывается собственная позиции обучающегося в отношении рассматриваемой проблемы.
Рекомендации по написанию реферата с презентацией
1. Выберите тему. Она должна быть интересна Вам.
2. Найдите книги и статьи по выбранной теме, в том числе в интернет-ресурсах. Сделайте выписки из книг и статей.
3. Напишите реферат.
4. Составьте план сообщения на 5-10 мин, в сопровождении с презентацией.
Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей), составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, решение ситуационных (профессиональных) задач.
При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Нельзя ограничивать подготовку простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.
Любой вопрос при сдачеэкзамена необходимо излагать с позиции значения для профессиональной деятельности специалиста.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Лицам с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для лиц с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.