2022-2023_b44_03_05 ФК и БЖ 191_091_991 гр__plx_Теоретические основы безопасности жизнедеятельности_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 2
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
88
аудиторные занятия
92
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
18 2/6
14 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
28
28
46
46
Практические
18
18
28
28
46
46
Итого ауд.
36
36
56
56
92
92
Кoнтактная рабoта
36
36
56
56
92
92
Сам. работа
36
36
52
52
88
88
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
144
144
216
216
 
 
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Ахкиямова Г.Р. _________________
 
 
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: дать знания обучающимся по общим теоретическим вопросам безопасности жизнедеятельности – о терминологии, об опасности и ее источниках, филосовском аспекте безопасности, безопасности и теории риска, дестабилизирующих факторах современности, о превентивных мерах при опасности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
овладение обучающимися понятийным аппаратом и терминологией в области безопасности жизнедеятельности;
1.4
усвоение теоретических знаний о закономерностях возникновения и проявления опасностей в любых сферах деятельности человека;
1.5
выработка системного, обобщающего подхода к изучению проблем безопасности человека в среде обитания;
1.6
формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам безопасных взаимоотношений между людьми с точки зрения диалектики;
1.7
воспитание у обучающихся мировоззрения и культуры безопасного поведения и деятельности в различных условиях и чрезвычайных ситуациях;
1.8
формирование теоретических знаний в области безопасности жизнедеятельности и их использования в педагогической деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины  «Теоретические основы безопасности жизнедеятельности» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин "Основы безопасности жизнедеятельности", "Биология", "География" на предыдущем (школьном) уровне обучения.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Обеспечение безопасности жизнедеятельности  в образовательной организации
2.2.2
Общая и социальная психология
2.2.3
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.4
Производственная практика по воспитательной работе
2.2.5
Теория и методика обучения базовым видам спорта / легкая атлетика
2.2.6
Возрастная и педагогическая психология  
2.2.7
Избранный вид спорта и руководство соревновательной деятельностью
2.2.8
Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
2.2.9
Психолого-педагогический практикум
2.2.10
Теория и методика физической культуры и спорта
2.2.11
Учебная ознакомительная практика
2.2.12
Методика обучения  физической культуры   
2.2.13
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.14
Педагогика и психология физической культуры
2.2.15
Теория и методика обучения базовым видам спорта / плавание
2.2.16
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.17
Курсовая работа по теории и методике физической культуры
2.2.18
Методика обучения  безопасности жизнедеятельности
2.2.19
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.2.20
Опасные ситуации социального характера и защита от них
2.2.21
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.2.22
Опасные ситуации техногенного характера и защита от них
2.2.23
Производственная педагогическая практика
2.2.24
Курсовая по безопасности жизнедеятельности
2.2.25
Основы национальной безопасности и оборона государства
2.2.26
Охрана труда на производстве и ОО
2.2.27
Пожарная безопасность
2.2.28
Система гражданской защиты населения
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
2.2.29
Валеология
2.2.30
История физической культуры
2.2.31
Лечебная физическая культура
2.2.32
Международное олимпийское движение
2.2.33
Спортивная медицина
2.2.34
Спортивная морфология
2.2.35
Теория и методика обучения базовым видам спорта / спортивные единоборства
2.2.36
Физиология высшей нервной деятельности
2.2.37
Физиология спорта
2.2.38
Обеспечение безопасности на транспорте
2.2.39
Теория и методика обучения базовым видам спорта / подвижные игры
2.2.40
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.41
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.42
Международное олимпийское движение
2.2.43
Спортивная медицина
2.2.44
Спортивная морфология
2.2.45
Физиология высшей нервной деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.3: Владеет навыками проектирования мероприятий по поддержке безопасных условий жизнедеятельности при угрозе и возникновении ЧС, военных конфликтов, по сохранению природной среды; навыками оказания первой помощи
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Демонстрирует специальные научные знания в т.ч. в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
терминологию по безопасности жизнедеятельности;
3.1.2
философский аспект безопасности;
3.1.3
объект, субъект, предмет, методы, теорию, практику БЖ;
3.1.4
предмет национальной безопасности, безопасности страны, общества, государства, личности;
3.1.5
вероятностную оценку события опасного типа;
3.1.6
дестабилизирующие факторы современности и предупреждающие их меры;
3.1.7
функционирование органов системы безопасности РФ;
3.1.8
экологические аспекты безопасности деятельности;
3.1.9
классификацию различных чрезвычайных ситуаций.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
понимать основные закономерности и особенности развития опасности в любых сферах деятельности;
3.2.2
применять превентивные мероприятия при возникновении опасности;
3.2.3
рассчитать вероятность риска возникновения событий опасного типа;
3.2.4
адаптировать теоретические знания в области безопасности жизнедеятельности для применения их в процессе осуществления профессиональной деятельности;
3.2.5
формировать у обучающихся культуру безопасности жизнедеятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками поддержания безопасных условий жизнедеятельности;
3.3.2
навыками проектирования мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях;
3.3.3
приемами оценки теоретических знаний в области безопасности жизнедеятельности и их использования в педагогической деятельности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности и её основные положения

 
1.1
Безопасность - основная потребность человека, общества и государства. Базовые понятия и принципы безопасности. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-8.3 ОПК-8.1
1
0
 
1.2
История развития систем безопасности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.3 ОПК-8.1
1
0
 
1.3
Безопасность жизнедеятельности как наука и учебная дисциплина /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.3 ОПК-8.1
1
0
 
1.4
Основные положения курса  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.3 ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 2. Системы безопасности жизнедеятельности

 
2.1
Виды и системы безопасности /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.3 ОПК-8.1
1
0
 
2.2
Решение проблем безопасности в современных условиях /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-8.3 ОПК-8.1
1
0
 
2.3
Принципы, методы, и средства обеспечения безопасности /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.3 ОПК-8.1
1
0
 
2.4
Проектирование систем безопасности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-8.3 ОПК-8.1
1
0
 
2.5
Анализ методов обеспечения безопасности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

36
УК-8.3 ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 3. Опасности и чрезвычайные ситуации

 
3.1
Опасности, их классификация /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-8.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.2
Источники опасности, причины их возникновения. Опасности природного характера, опасности техногенного характера /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-8.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.3
"Дерево причин" опасностей как система /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-8.3 ОПК-8.1
1
0
 
3.4
Работа по предупреждению опасных ситуаций  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-8.3 ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 4. Анализ риска и управление рисками

 
4.1
Понятие и виды рисков /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-8.3 ОПК-8.1
2
0
 
4.2
Вероятностная оценка и прогнозирование событий опасного типа /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-8.3 ОПК-8.1
2
0
 
4.3
Области и критерии чрезмерного и приемлемого риска /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-8.3 ОПК-8.1
2
0
 
4.4
Риск и безопасность. Управление рисками и прогнозирование /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-8.3 ОПК-8.1
2
0
 
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Раздел 5. Дестабилизирующие факторы cовременности

 
5.1
Причины возникновения дестабилизирующих факторов современности /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-8.3 ОПК-8.1
2
0
 
5.2
Миграция, демография как социальная проблема современности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-8.3 ОПК-8.1
2
0
 
5.3
Превентивные меры /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-8.3 ОПК-8.1
2
0
 
5.4
Здоровье населения как фактор личной и национальной безопасности страны /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-8.3 ОПК-8.1
2
0
 
5.5
Анализ превентивных мер /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

28
УК-8.3 ОПК-8.1
2
0
 
 
Раздел 6. Культура безопасности и её значение для человечества

 
6.1
Роль культуры безопасности для личности, общества и государства /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-8.3 ОПК-8.1
2
0
 
6.2
Безопасность, культура и нравственность /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-8.3 ОПК-8.1
2
0
 
6.3
Вопросы безопасности в сфере культуры, образования и науки /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-8.3 ОПК-8.1
2
0
 
6.4
Роль курсов БЖ и учителя в формировании культуры безопасности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-8.3 ОПК-8.1
2
0
 
6.5
Адаптация организма к среде обитания. Адаптация и стресс. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-8.3 ОПК-8.1
2
0
 
6.6
Биологические ритмы организма как один из факторов взаимосвязи организма и среды /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-8.3 ОПК-8.1
2
0
 
6.7
Современное общество в эпоху глобализации /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

24
УК-8.3 ОПК-8.1
2
0
 
6.8
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

36
УК-8.3 ОПК-8.1
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов к экзамену:

1.История возникновения науки БЖ - ноксологии.

2.Цели и задачи  науки БЖ.

3.Принципы науки БЖ.

4.Цели и задачи, объект, предмет  дисциплины  БЖ.

5.Основные аксиомы БЖ.

6.Понятие биосферы и техносферы. Негативные тенденции научно-технического прогресса.

7.Определение ноксосферы, гомосферы. Методы обеспечения безопасности.

8.Четыре класса принципов обеспечения безопасности труда.

9.Средства обеспечения безопасности (СКЗ, СИЗ, средства производственной безопасности, социально-педагогические средства).

10.Понятие опасности. Источники опасности.

11.Классификация опасностей: по масштабу, по происхождению, по характеру воздействия на человека и среду обитания, по вероятности воздействия на человека и среду обитания и т.д.

12.Риск. Виды риска. Методы определения риска.

13.Концепция приемлемого (допустимого) риска, концепция абсолютной безопасности и остаточного риска.

14.Дерево опасностей как метод оценки опасных ситуаций.

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
15.Понятие ущерба. Виды ущерба. Способы оценки ущерба.

16.Понятие вред. Полная её характеристика.

17.Понятие угроза. Полная её характеристика.

18.Понятие адаптации и акклиматизации.

19.Естественные системы человека для защиты от негативных воздействий.

20.Понятие ПДК. Понятие ПДУ.

21.Перечислить и раскрыть три группы дестабилизирующих факторов современности.

22.Причины возникновения глобальных проблем, пути их решения.

23.Превентивные меры защиты от ЧС. Классификация превентивных мер защиты: по цели.

24.Классификация превентивных мер защиты: по уровню принимаемых решений.

25.Классификация превентивных мер защиты: по факторам риска ЧС.

26.Раскрыть превентивные меры, направленные на предупреждение ЧС.

27.Раскрыть превентивные меры, направленные на смягчение последствий ЧС.

28.Раскрыть превентивные меры общего характера (механизмы государственного регулирования) направленные по уменьшению риска ЧС и смягчению их негативных последствий.

29.Из каких основных пунктов состоят разрабатываемые федеральные нормы и правил.

30.Особенности проведения сертификации.

31.Особенности проведения государственной экспертизы.

32.Особенности проведения лицензирования.

33.Особенности проведения декларирования.

34.Охарактеризовать руководящие документы в зависимости от значимости излагаемых в них вопросов и масштабов регламентируемой ими деятельности: положение, инструкция, типовой документ, методические указания.

35.Дать характеристику понятию «Личность безопасного типа поведения».

36.Особенности конструктивного и деструктивного поведения.

37.Перечислить и раскрыть типы деструктивного  поведения.

38.Дать характеристику трем видам поведения людей в экстремальных условиях и отношения к себе и другим, с позиции деятельности.

39.Дать характеристику двум типам личности по отношению к окружающей среде.

40.Стресс, ее полная характеристика.

41.Паника, её полная характеристика.

42.Аффект, её полная характеристика.

43.Дать характеристику наиболее часто наблюдаемым во время и после экстремальных ситуаций психогенным расстройствам: непатологические (физиологические) реакции, патологические реакции, реактивные психозы (галлюциноз, псевдодеменция, пуарилизм), невротические состояния.

44.Строение и свойства анализаторов. Характеристика основных анализаторов безопасности жизнедеятельности.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика реферата с презентацией:

1.Системы жизнеобеспечения и жизнедеятельности. Устойчивость, показатели и принципы функционирования систем жизнеобеспечения и жизнедеятельности.

2.Актуальность решения проблем безопасности жизнедеятельности. Основные этапы научной деятельности по реализации целей и задач безопасности жизнедеятельности.

3.Системный анализ безопасности. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности.

4.Основные понятия: «опасность», «безопасность», «источник опасности».

5.Виды опасностей и чрезвычайных ситуаций.

6.Источники и причины их возникновения.

7.Классификация чрезвычайных ситуаций.

8.Уровни безопасности личности и общества.

9.Обеспечение безопасности в техногенной сфере, в природной среде и социуме.

10.Культура безопасности в разные исторические эпохи. Общие закономерности и тенденции ее развития.

11.Культура безопасности личности, ее компонентный состав. Культура поведения в обществе.

12.Взаимосвязь культуры, безопасности и нравственности.

13.Принципы обеспечения безопасности в образовании.

14.Значение курса БЖ для формирования личности и безопасности государства.

15.Роль учителя в развитии культуры безопасности человека.

16.История человечества и христианства, практики безопасности жизнедеятельности в системе человек – природа – общество.

17.Опасность как нарушение нравственных законов жизни.

18.Исторический опыт России и зарубежных стран в развитии системы безопасности и культуры безопасности жизнедеятельности людей.

19. Условия безопасности жизнедеятельности в постиндустриальную эпоху. Безопасность в эпоху глобализации.

20.Философское представление о культуре безопасности, взаимосвязь данного понятия со смыслом жизни и высшими ценностями бытия. 

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД.
 
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Айзман, Р. И.
Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова ; под редакцией А. Я. Тернер. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 247 c. — ISBN 978-5-379-02005-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/65282.html
Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Айзман, Р. И.
Безопасность жизнедеятельности: словарь-справочник / Р. И. Айзман, С. В. Петров, А. Д. Корощенко ; под редакцией В. Б. Рубанович, С. В. Петров. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 352 c. — ISBN 978-5-379-02025-5  URL: http://www.iprbookshop.ru/65271.html
Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017
 
Л2.2
Ахкиямова, Г.Р.
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / авт.-сост. Г. Р. Ахкиямова .— Набережные Челны : НГПУ, 2017 .— 234 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/Теоретические основы безопасности жизнедеятельности_Ахкиямова ГР.pdf>.
Набережные Челны : НГПУ, 2017 , 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахкиямова, Г.Р.
Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях: учебно-методическое пособие / Г. Р. Ахкиямова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. — 148 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/49915.html 
Н.Челны: НИСПТР, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Студенческая библиотека онлайн https://studbooks.net/70718/bzhd/obschie_polozheniya_bezopasnosti_zhiznedeyatelnosti
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-223 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
      Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

   В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

   Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Семинарские занятия   нацелены на   закрепление изученного материала, развитие умений и навыков подготовки рефератов с презентацией, решении ситуационных задач(познавательные общеучебные и логические  универсальные учебные действия -УУД), приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений (коммуникативные УУД), а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.  Подготовку к семинарскому занятию рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

1) проанализировать план семинарского занятия;  

2) прочитать конспект лекции и материал по учебной литературе;

3) найти определения ключевых понятий;

4) написать небольшие конспекты к каждому устному вопросу семинарского занятия;

5) решить ситуационные задачи (при их наличии);

6) по согласованию с другими студентами группы выбрать один вопрос и подготовить по нему реферат и презентацию.  

Семинар  начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику.  В ходе  семинара  предполагается  свободный обмен мнениями по избранной тематике:  обсуждаются ключевые понятия, рассматриваются  намеченные вопросы, возможен просмотр фрагмента фильма по теме семинара.  Основная часть семинара - заслушивание  сообщений обучающихся. Сообщение является   самостоятельной  работой,    обучающимися анализируются  и обобщаются  публикации по заданной тематике, вырабатывается  и обосновывается  собственная  позиции обучающегося в отношении рассматриваемой  проблемы.       

    Рекомендации по написанию реферата с презентацией

1. Выберите тему. Она должна быть интересна Вам.

2. Найдите книги и статьи по выбранной теме, в том числе в интернет-ресурсах. Сделайте выписки из книг и статей.

3. Напишите реферат.

4. Составьте план сообщения на 5-10 мин, в сопровождении с презентацией.

   Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:  чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста,  конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,  учебно-исследовательская работа,  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:  работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:  решение задач и упражнений по образцу,  решение вариативных задач,  решение ситуационных (профессиональных) задач.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ФК и БЖ 191,091,991 гр..plx
 
Рекомендации по подготовке к экзамену.

При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Нельзя ограничивать подготовку  простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

Любой вопрос при сдачеэкзамена необходимо излагать с позиции значения для профессиональной деятельности специалиста.

    Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Лицам с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для лиц с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.