2022-2023_ab44_03_05 ФКиБЖ п891_ 892_plx_Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны_Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
 
экзамен 2
Виды контроля  в семестрах:
экзамен
36
самостоятельная работа
52
аудиторные занятия
92
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
18
19 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
36
36
Практические
18
18
38
38
56
56
Итого ауд.
36
36
56
56
92
92
Кoнтактная рабoта
36
36
56
56
92
92
Сам. работа
36
36
16
16
52
52
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Ахкиямова Г.Р. _________________
 
 
Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Физическая культура и Безопасность жизнедеятельности
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся представления о неразрывном единстве жизнедеятельности с требованиями к безопасности и защищенности человек, что гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование у обучающихся необходимой теоретической базы в области безопасности жизнедеятельности;
1.4
овладение обучающимися понятийным аппаратом и терминологией в области безопасности жизнедеятельности;
1.5
овладение методами планирования образовательных программ по изучаемому предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
1.6
воспитание у обучающихся мировоззрения и культуры безопасного поведения и деятельности в различных условиях и чрезвычайных ситуациях.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины  «Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны» обучающиеся используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин "Основы безопасности жизнедеятельности", "Биология", "География" на предыдущем (школьном) уровне обучения.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Безопасность жизнедеятельности
2.2.2
Системы гражданской защиты населения
2.2.3
Методика обучения безопасности жизнедеятельности
2.2.4
Теория и методика плавания
2.2.5
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
2.2.6
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.7
Теория и методика спортивных единоборств
2.2.8
Охрана труда на производстве и в учебном процессе
2.2.9
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.10
Социология и правовые основы физической культуры и спорта
2.2.11
Документационное обеспечение образовательного процесса
2.2.12
Профессиональная прикладная физическая культура
2.2.13
Опасные ситуации природного характера и защита от них
2.2.14
Опасные ситуации техногенного  характера и защита от них
2.2.15
Автономное существование человека
2.2.16
Безопасность на  дороге и в общественном транспорте
2.2.17
Техногенные факторы, влияющие на здоровье человека
2.2.18
Формирование профессиональных компетенций учителя физической культуры
2.2.19
Эргономические основы безопасности жизнедеятельности
2.2.20
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.21
Безопасность на  дороге и в общественном транспорте
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-9:      способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций 
 
Знать:
 
основные научные понятия; цели, задачи, методы, принципы дисциплины; основные приемы первой помощи;
 
основные факторы нанесения вреда здоровью организма человека и угрозы его жизни, основы безопасности жизнедеятельности, основные правила поведения в условиях ЧС (аварии, катастрофе, стихийном бедствии);
 
основные методы защиты населения; причинно-следственные связи при исследовании опасных и чрезвычайных ситуаций;  основные правила первой помощи при возникновении опасных ситуаций.
 
 
Уметь:
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
воспроизводить терминологию, основные положения, правила  безопасного поведения, распознавать опасные и чрезвычайные ситуации;
 
анализировать, сравнивать, оценивать и выбирать методы решения задач в области безопасности жизнедеятельности;
 
распознавать опасные и чрезвычайные ситуаци; научно обосновывать процессы и явления; формулировать выводы, собственные суждения и аргументы при выявлении опасных ситуаций; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую  помощь пострадавшим
 
 
Владеть:
 
приемами оказания первой помощи пострадавшим;
 
методами диагностики общего состояния при оказании доврачебной помощи в условиях чрезвычайных ситуаций;
 
навыками проектирования модели личного безопасного поведения; планирования мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях и оказанию первой помощи.
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
государственный стандарт по своему учебному предмету и содержание образования;
 
образовательные программы в соответствии с требованиями образовательных стандартов; 
 
требования государственного стандарта и содержание образования по учебному предмету.
 
 
Уметь:
 
использовать знания учебной дисциплины при организации учебно-воспитательной работы с школьниками;
 
использовать знания учебной дисциплины при организации коллективной учебно-воспитательной работы с школьниками и индивидуальной работы; 
 
использовать знания учебной дисциплины при организации коллективной учебно-воспитательной работы с школьниками и индивидуальной работы с детьми ОВЗ.
 
 
Владеть:
 
готовностью реализовывать требования государственного стандарта по учебной дисциплине;
 
готовностью реализовывать требования государственного стандарта  к условиям реализации учебной дисциплины;
 
готовностью реализовывать требования государственного стандарта  к условиям и результатам освоения учебной дисциплины.
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
терминологию по безопасности жизнедеятельности;
3.1.2
философский аспект безопасности;
3.1.3
объект, субъект, предмет, методы, теорию, практику БЖ;
3.1.4
предмет национальной безопасности, безопасности страны, общества, государства, личности;
3.1.5
вероятностную оценку события опасного типа;
3.1.6
дестабилизирующие факторы современности и предупреждающие их меры;
3.1.7
функционирование органов системы безопасности РФ;
3.1.8
экологические аспекты безопасности деятельности;
3.1.9
классификацию различных чрезвычайных ситуаций;
3.1.10
требования государственного стандарта и содержание образования по учебному предмету.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
понимать основные закономерности и особенности развития опасности в любых сферах деятельности;
3.2.2
применять превентивные мероприятия при возникновении опасности;
3.2.3
рассчитать вероятность риска возникновения событий опасного типа;
3.2.4
адаптировать теоретические знания в области безопасности жизнедеятельности для применения их в процессе осуществления профессиональной деятельности;
3.2.5
формировать у обучающихся культуру безопасности жизнедеятельности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками поддержания безопасных условий жизнедеятельности;
3.3.2
навыками проектирования мероприятия по защите населения в чрезвычайных ситуациях;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
3.3.3
приемами оценки теоретических знаний в области безопасности жизнедеятельности и их использования в педагогической деятельности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности и её основные пложения

 
1.1
Безопасность - основная потребность человека, общества и государства. Базовые понятия и принципы безопасности и ГО. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-9 ПК-1
1
0
 
1.2
История развития систем безопасности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-9
1
0
 
1.3
Безопасность жизнедеятельности как наука и учебная дисциплина /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-9 ПК-1
1
0
 
1.4
Основные положения курса  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-9
1
0
 
 
Раздел 2. Системы безопасности жизнедеятельности

 
2.1
Виды и системы безопасности /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-9
1
0
 
2.2
Решение проблем безопасности в современных условиях /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-9
1
0
 
2.3
Принципы, методы, и средства обеспечения безопасности /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-9
1
0
 
2.4
Проектирование систем безопасности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-9
1
0
 
 
Раздел 3. Опасности и чрезвычайные ситуации

 
3.1
Опасности, их классификация /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-9 ПК-1
1
0
 
3.2
Источники опасности, причины их возникновения. Опасности природного характера, опасности техногенного характера /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-9
1
0
 
3.3
"Дерево причин" опасностей как система /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-9
1
0
 
3.4
Работа по предупреждению опасных ситуаций  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-9
1
0
 
3.5
Технология и анализ построения "дерева событий" /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

36
1
0
 
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Раздел 4. Анализ риска и управление рисками

 
4.1
Понятие и виды рисков /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-9
2
0
 
4.2
Вероятностная оценка и прогнозирование событий опасного типа /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-9
2
0
 
4.3
Концепция приемлемого (допустимого) риска /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-9 ПК-1
2
0
 
4.4
Области и критерии чрезмерного и приемлемого риска /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-9
2
0
 
4.5
Риск и безопасность. управление рисками и прогнозирование /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-9
2
0
 
 
Раздел 5. Дестабилизирующие факторы cовременности

 
5.1
Причины возникновения дестабилизирующих факторов современности /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-9 ПК-1
2
0
 
5.2
Миграция, демография как социальная проблема современности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-9
2
0
 
5.3
Превентивные меры /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-9 ПК-1
2
0
 
5.4
Здоровье населения как фактор личной и национальной безопасности страны /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-9
2
0
 
 
Раздел 6. Культура безопасности и её значение для человечества

 
6.1
Роль культуры безопасности для личности, общества и государства /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-9
2
0
 
6.2
Безопасность, культура и нравственность /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОК-9
2
0
 
6.3
Вопросы безопасности в сфере культуры, образования и науки /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-9 ПК-1
2
0
 
6.4
Роль курсов БЖ и учителя в формировании культуры безопасности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-9 ПК-1
2
0
 
6.5
Адаптация организма к среде обитания. Адаптация и стресс. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОК-9
2
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
6.6
Биологические ритмы организма как один из факторов взаимосвязи организма и среды /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ОК-9 ПК-1
2
0
 
6.7
Современное общество в эпоху глобализации /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОК-9
2
0
 
6.8
Контроль знаний /Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

36
ОК-9
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов к экзамену

1.История возникновения науки БЖ - ноксологии.

2.Цели и задачи  науки БЖ.

3.Принципы науки БЖ.

4.Цели и задачи, объект, предмет  дисциплины  БЖ.

5.Основные аксиомы БЖ.

6.Понятие биосферы и техносферы. Негативные тенденции научно-технического прогресса.

7.Определение ноксосферы, гомосферы. Методы обеспечения безопасности.

8.Четыре класса принципов обеспечения безопасности труда.

9.Средства обеспечения безопасности (СКЗ, СИЗ, средства производственной безопасности, социально-педагогические средства).

10.Понятие опасности. Источники опасности.

11.Классификация опасностей: по масштабу, по происхождению, по характеру воздействия на человека и среду обитания, по вероятности воздействия на человека и среду обитания и т.д.

12.Риск. Виды риска. Методы определения риска.

13.Концепция приемлемого (допустимого) риска, концепция абсолютной безопасности и остаточного риска.

14.Дерево опасностей как метод оценки опасных ситуаций.

15.Понятие ущерба. Виды ущерба. Способы оценки ущерба.

16.Понятие вред. Полная её характеристика.

17.Понятие угроза. Полная её характеристика.

18.Понятие адаптации и акклиматизации.

19.Естественные системы человека для защиты от негативных воздействий.

20.Понятие ПДК. Понятие ПДУ.

21.Перечислить и раскрыть три группы дестабилизирующих факторов современности.

22.Причины возникновения глобальных проблем, пути их решения.

23.Превентивные меры защиты от ЧС. Классификация превентивных мер защиты: по цели.

24.Классификация превентивных мер защиты: по уровню принимаемых решений.

25.Классификация превентивных мер защиты: по факторам риска ЧС.

26.Раскрыть превентивные меры, направленные на предупреждение ЧС.

27.Раскрыть превентивные меры, направленные на смягчение последствий ЧС.

28.Раскрыть превентивные меры общего характера (механизмы государственного регулирования) направленные по уменьшению риска ЧС и смягчению их негативных последствий.

29.Из каких основных пунктов состоят разрабатываемые федеральные нормы и правил.

30.Особенности проведения сертификации.

31.Особенности проведения государственной экспертизы.

32.Особенности проведения лицензирования.

33.Особенности проведения декларирования.

34.Охарактеризовать руководящие документы в зависимости от значимости излагаемых в них вопросов и масштабов регламентируемой ими деятельности: положение, инструкция, типовой документ, методические указания.

35.Дать характеристику понятию «Личность безопасного типа поведения».

36.Особенности конструктивного и деструктивного поведения.

37.Перечислить и раскрыть типы деструктивного  поведения.

38.Дать характеристику трем видам поведения людей в экстремальных условиях и отношения к себе и другим, с позиции деятельности.

39.Дать характеристику двум типам личности по отношению к окружающей среде.

40.Стресс, ее полная характеристика.

41.Паника, её полная характеристика.

42.Аффект, её полная характеристика.

43.Дать характеристику наиболее часто наблюдаемым во время и после экстремальных ситуаций психогенным расстройствам: непатологические (физиологические) реакции, патологические реакции, реактивные психозы (галлюциноз, 

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
псевдодеменция, пуарилизм), невротические состояния.

44.Строение и свойства анализаторов. Характеристика основных анализаторов безопасности жизнедеятельности.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика реферата с презентацией:

1.Системы жизнеобеспечения и жизнедеятельности. Устойчивость, показатели и принципы функционирования систем жизнеобеспечения и жизнедеятельности.

2.Актуальность решения проблем безопасности жизнедеятельности. Основные этапы научной деятельности по реализации целей и задач безопасности жизнедеятельности.

3.Системный анализ безопасности. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности.

4.Уровни безопасности личности и общества.

5. Обеспечение безопасности в техногенной сфере, в природной среде и социуме.

6.Культура безопасности в разные исторические эпохи. Общие закономерности и тенденции ее развития.

7. Культура поведения в обществе.

8.История человечества и христианства, практики безопасности жизнедеятельности в системе человек – природа – общество.

9.Опасность как нарушение нравственных законов жизни.

10. Исторический опыт России и зарубежных стран в развитии системы безопасности и культуры безопасности жизнедеятельности людей.

11. Условия безопасности жизнедеятельности в постиндустриальную эпоху. Безопасность в эпоху глобализации.

12.Философское представление о культуре безопасности, взаимосвязь данного понятия со смыслом жизни и высшими ценностями бытия.

13.Структура, функции, содержание культуры безопасности, методологическая сущность.

14.Теологические аспекты безопасности. Нравственные заповеди как основа осмысленного бытия и безопасного поведения в системе человек – природа – общество.

15.История человечества и мировых религий в ракурсе практик безопасности жизнедеятельности.

16.Культура безопасности личности, ее компонентный состав.

17.Предмет и задачи культуры безопасности жизнедеятельности современного общества, ее структура, функции, содержание. Гуманистический смысл и сущность данной категории. Культура безопасности в разные исторические эпохи.

18.Обеспечение безопасности в техногенной сфере, в природной среде и социуме.

19.Культура безопасности личности, ее компонентный состав (духовно-нравственный, гносеологический, праксеологический, коммуникативный, трансляционный, креативный). Исторический опыт России и зарубежных стран в развитии системы безопасности и культуры безопасности жизнедеятельности людей.

20.Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности. Личность типа жертвы. Личность безопасного типа поведения. Содержание личности безопасного поведения. Предвидение опасности.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Содержание фонда оценочных средств представлено в приложении РПД "Теоретические основы и понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности и гражданской обороны"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Соломин В.П.
Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. П. Соломин [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 399 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-01400-6. URL: https://urait.ru/bcode/432030
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Айзман, Р. И.
Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова ; под редакцией А. Я. Тернер. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 247 c. — ISBN 978-5-379-02005-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/65282.html
Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017
 
Л2.2
Айзман, Р. И.
Безопасность жизнедеятельности: словарь-справочник / Р. И. Айзман, С. В. Петров, А. Д. Корощенко ; под редакцией В. Б. Рубанович, С. В. Петров. — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017. — 352 c. — ISBN 978-5-379-02025-5  URL: http://www.iprbookshop.ru/65271.html
Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2017
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.3
Ахкиямова, Г.Р.
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / авт.-сост. Г. Р. Ахкиямова .— Набережные Челны : НГПУ, 2017 .— 234 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/Теоретические основы безопасности жизнедеятельности_Ахкиямова ГР.pdf>.
Набережные Челны : НГПУ, 2017 , 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахкиямова, Г.Р.
Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях: учебно-методическое пособие / Г. Р. Ахкиямова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015. — 148 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/49915.html 
Н.Челны: НИСПТР, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций http://0bj.ru/
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-223 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
   Приступая к изучению  учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины , учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке института, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

   В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.

   Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям

Семинарские занятия   нацелены на   закрепление изученного материала, развитие умений и навыков подготовки докладов,  

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
сообщений (познавательные общеучебные и логические  универсальные учебные действия -УУД), приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений (коммуникативные УУД), а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.  Подготовку к семинарскому занятию рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

1) проанализировать план семинарского занятия;  

2) прочитать конспект лекции и материал по учебной литературе;

3) найти определения ключевых понятий;

4) написать небольшие конспекты к каждому устному вопросу семинарского занятия;

5) решить задания теста (при их наличии);

6) по согласованию с другими студентами группы выбрать один вопрос и подготовить по нему устное сообщение и презентацию.  

Семинар  начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику.  В ходе  семинара  предполагается  свободный обмен мнениями по избранной тематике:  обсуждаются ключевые понятия, рассматриваются  намеченные вопросы, возможен просмотр фрагмента фильма по теме семинара.  Основная часть семинара - заслушивание  сообщений обучающихся. Сообщение является   самостоятельной  работой,    обучающимися анализируются  и обобщаются  публикации по заданной тематике, вырабатывается  и обосновывается  собственная  позиции обучающегося в отношении рассматриваемой  проблемы.       

    Рекомендации по написанию сообщения с презентацией

1. Выберите тему. Она должна быть интересна Вам.

2. Найдите книги и статьи по выбранной теме, в том числе в интернет-ресурсах. Сделайте выписки из книг и статей.

3. Составьте план сообщения.

4. Составьте сообщение на 5-7 минут.

5. Подготовьте тезисы и иллюстрации по теме сообщения. 6. Подготовьте презентацию.

   Рекомендации по подготовке к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:  чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, графическое изображение структуры текста,  конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,  учебно-исследовательская работа,  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:  работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),  составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др), подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:  решение задач и упражнений по образцу,  решение вариативных задач,  решение ситуационных (профессиональных) задач.

   Рекомендации для подговки к экзамену

При подготовке к экзамену (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед экзаменом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

Нельзя ограничивать подготовку  простым повторением изученного материала. Необходимо углубить и расширить ранее приобретенные знания за счет новых идей и положений.

Любой вопрос при сдачеэкзамена необходимо излагать с позиции значения для профессиональной деятельности специалиста.

    Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут  использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ФКиБЖ п891, 892.plx
 
Форма проведения аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Лицам с ограниченными возможностями здоровья увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для лиц с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.