2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Правоведение_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Истории и методики ее преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Правоведение
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
экзамен 9
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
36
самостоятельная работа
70
аудиторные занятия
74
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

9 (5.1)
Итого
Недель
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
30
30
30
30
Практические
44
44
44
44
Итого ауд.
74
74
74
74
Кoнтактная рабoта
74
74
74
74
Сам. работа
70
70
70
70
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Рафиков А. М. _________________
 
 
Правоведение
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой д-р ист. наук, профессор Корнилова И.В.

Истории и методики ее преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании системы базовых правовых знаний, правовой культуры и гражданской позиции обучающихся для готовности к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся правовое сознание и правовую культуру;
1.4
научить обучающихся анализировать и соблюдать законодательство и практику его применения, принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;
1.5
сформировать у обучающихся умения и навыки в использовании законодательства, применения правовых норм в работе со служебной документацией в соответствии с законодательством Российской Федерации;
1.6
сформировать у обучающихся нетерпимое отношение к коррупционному поведению и выработать навыки уметь выражать свою гражданскую позицию.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по Всеобщей истории
2.1.2
Методы математической обработки данных
2.1.3
Новейшая история стран Европы и Америки
2.1.4
Производственная педагогическая практика
2.1.5
Социология
2.1.6
Учебная музейная практика
2.1.7
Историография
2.1.8
История философии
2.1.9
Культурология
2.1.10
Методы исследовательской и проектной деятельности
2.1.11
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
2.1.12
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.13
Курсовая работа по истории России
2.1.14
Методика обучения истории
2.1.15
Новая история стран Европы и Америки
2.1.16
Педагогика
2.1.17
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.18
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.19
Учебная технологическая практика
2.1.20
Архивоведение
2.1.21
История России (XIX – начало ХХ вв.)
2.1.22
История средних веков
2.1.23
Учебная архивная практика
2.1.24
Философия  
2.1.25
Источниковедение
2.1.26
Методика написания исследовательской работы по истории и обществознанию
2.1.27
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение
2.1.28
Археология
2.1.29
История древнего мира
2.1.30
История России (с древнейших времен до конца XVIII в.)
2.1.31
Технологии цифрового образования
2.1.32
Учебная археологическая практика
2.1.33
Вспомогательные исторические дисциплины
2.1.34
Логика
2.1.35
2.1.36
Музееведение
2.1.37
Методика организации исследовательской работы по истории и обществознанию в школе
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.1.38
Исторический роман
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
История зарубежной литературы XIX-XX в.
2.2.3
Литература древней и средневековой Руси
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.5
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.6
Религиоведение
2.2.7
Актуальные проблемы Великой Отечественной войны
2.2.8
История русской литературы XIX-XX в.
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.3: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
 
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.2: Применяет в своей деятельности основные нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики, обеспечивает конфиденциальность сведений о субъектах образовательных отношений, полученных в процессе профессиональной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание основных нормативно-правовых актов в сфере образования;
3.1.2
социальные ценности правового государства, общепринятые нормы этики в профессиональной сфере;
3.1.3
содержание основных правовых норм, обеспечивающих борьбу с коррупцией, способы профилактики коррупции и формирования негативного отношения к ней;
3.1.4
методику организации мероприятий, обеспечивающих формирование гражданской позиции и предотвращение коррупции.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать в профессиональной деятельности нормативно-правовые акты в сфере образования;
3.2.2
опираться в педагогической деятельности на социальные ценности правового государства, общепринятые нормы этики в профессиональной сфере;
3.2.3
использовать основные правовые нормы, обеспечивающие борьбу с коррупцией, способы профилактики коррупции и формирования негативного отношения к ней;
3.2.4
организовывать мероприятия, обеспечивающие формирование гражданской позиции и предотвращение коррупции;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования основных нормативно-правовых актов в сфере образования;
3.3.2
представлениями о социальных ценностях правового государства, общепринятых нормах этики в профессиональной сфере;
3.3.3
навыками использования основных правовых норм, обеспечивающих борьбу с коррупцией, способы профилактики коррупции и формирования негативного отношения к ней;
3.3.4
навыками организации мероприятий, обеспечивающих формирование гражданской позиции и предотвращение коррупции;
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы теории

государства и права.

 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
1.1
Основы теории

государства и права

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

6
ПК-1.1 УК-1.3 ОПК-1.2
9
0
 
1.2
Основы теории

государства и права /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 УК-1.3 ОПК-1.2
9
0
 
1.3
Механизм и формы государства. Виды политических режимов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 УК-1.3 ОПК-1.2
9
0
 
 
Раздел 2. Основы конституционного права Российской Федерации.

 
2.1
Основы конституционного права Российской Федерации  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
ПК-1.1 УК-1.3 ОПК-1.2
9
0
 
2.2
Конституционное право Российской Федерации  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 УК-1.3 ОПК-1.2
9
0
 
2.3
Права и свободы человека и гражданина  /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 УК-1.3 ОПК-1.2
9
0
 
 
Раздел 3. Основы гражданского права Российской Федерации.

 
3.1
Основы гражданского права Российской Федерации  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
ПК-1.1 УК-1.3 ОПК-1.2
9
0
 
3.2
Гражданское право Российской Федерации  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

8
ПК-1.1 УК-1.3 ОПК-1.2
9
0
 
3.3
Гражданско-правовой статус несовершеннолетних  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 УК-1.3 ОПК-1.2
9
0
 
 
Раздел 4. Основы трудового права Российской Федерации.

 
4.1
Основы трудового права Российской Федерации  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
ПК-1.1 УК-1.3 ОПК-1.2
9
0
 
4.2
Трудовое право Российской Федерации  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 УК-1.3 ОПК-1.2
9
0
 
4.3
Особенности регулирования труда несовершеннолетних  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 УК-1.3 ОПК-1.2
9
0
 
 
Раздел 5. Основы семейного права Российской Федерации.

 
5.1
Основы семейного права Российской Федерации  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
ПК-1.1 УК-1.3 ОПК-1.2
9
0
 
5.2
Семейное право Российской Федерации  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 УК-1.3 ОПК-1.2
9
0
 
5.3
Семейный кодекс о правах и обязанностях несовершеннолетних /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

12
ПК-1.1 УК-1.3 ОПК-1.2
9
0
 
 
Раздел 6. Основы административного права Российской Федерации.

 
6.1
Основы административного права Российской Федерации  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 УК-1.3 ОПК-1.2
9
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
6.2
Основы уголовного права Российской Федерации  /Пр/
Л1.2

6
ПК-1.1 УК-1.3 ОПК-1.2
9
0
 
6.3
Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.1 УК-1.3 ОПК-1.2
9
0
 
 
Раздел 7. Понятие и меры противодействия коррупции в России

 
7.1
Социально-правовая сущность коррупции  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1

4
ПК-1.1 УК-1.3 ОПК-1.2
9
0
 
7.2
Антикоррупционная политика в России. Правовые средства борьбы с коррупцией  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 УК-1.3 ОПК-1.2
9
0
 
7.3
Экзамен о дисциплине /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

36
ПК-1.1 УК-1.3 ОПК-1.2
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. Понятие и признаки государства.

2. Функции государства: понятие и классификация.

3. Механизм государства.

4. Форма государства: понятие и содержание.

5. Форма государственного устройства: понятие и виды.

6. Форма правления: понятие и виды.

7. Форма политического режима: понятие и виды.

8. Понятие и признаки правового государства.

9. Понятие, признаки и принципы права.

10. Источники и система российского права.

11. Правоспособность и дееспособность.

12. Правоотношение: понятие и структура.

13. Правонарушение: понятие и признаки.

14. Виды правонарушений.

15. Юридическая ответственность: понятие и виды.

16. Законность и правопорядок.

17. Понятие и предмет гражданского права. Общая характеристика Гражданского кодекса РФ.

18. Гражданское правоотношение: понятие и элементы.

19. Гражданско-правовой договор: понятие и виды.

20. Порядок заключения и расторжения гражданско-правового договора.

21. Право собственности: понятие, содержание и виды.

22. Сделки: понятие, виды и форма сделок.

23. Гражданско-правовые обязательства: понятие и виды.

24. Наследственное право. Порядок наследования по закону и по завещанию.

25. Право интеллектуальной собственности: понятие, содержание, субъекты и объекты.

26. Понятие трудового права и его основные источники. Общая характеристика Трудового кодекса РФ.

27. Понятие и виды рабочего времени и времени отдыха.

28. Трудовой договор. Понятие, порядок заключения, изменение и прекращение.

29. Основания расторжения трудового договора.

30. Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность.

31. Оплата труда по Трудовому кодексу РФ.

32. Охрана труда: понятие и способы.

33. Трудовые споры. Понятие, виды и порядок разрешения.

34. Особенности регулирования труда женщин, молодежи и иных категорий работников.   

35. Понятие, источники и предмет экологического права.

36. Ответственность за экологические правонарушения.

37. Общая характеристика земельного законодательства.

38. Понятие семейного права. Общая характеристика Семейного кодекса РФ.

39. Брак и его юридическая характеристика. Порядок и условия заключения брака.

40. Прекращение брака. Основания признания брака недействительным.

41. Права и обязанности супругов.

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
42. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности родителей и детей.

43. Ограничение и лишение родительских прав.

44. Брачный договор (понятие, содержание, порядок заключения).

45. Алиментные правоотношения по Семейному кодексу Российской Федерации.

46. Понятие уголовного права. Общая характеристика Уголовного кодекса РФ.

47. Понятие и признаки преступления.

48. Виды преступлений.

49. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

50. Уголовная ответственность. Основания освобождения от уголовной ответственности.

51. Состав преступления.

52. Наказание и его цели по уголовному закону. Виды уголовных наказаний.

53. Основания освобождения от уголовного наказания.

54. Общая характеристика Конституции РФ. Обеспечение верховенства Конституции РФ.

55. Общая характеристика Конституции Республики Татарстан.

56. Конституционные основы общественного и государственного строя РФ.

57. Конституционные права, свободы и обязанности граждан.

58. Понятие, принципы и функции местного самоуправления в России.

59. Сущность и значение и методы государственного управления.

60. Субъекты и объекты административных правоотношений.

61. Понятие и виды административных правонарушений.

62. Виды административных взысканий.

63. Понятие коррупции как социального явления: ее причины, последствия, основные виды коррупционного поведения

64. Правовые способы и методы борьбы с коррупцией в РФ, значение гражданского контроля в противодействии коррупции

Задание:

Используя Конституцию РФ, прокомментируйте приведенные жизненные ситуации:

1. Гражданка К. обратилась в Конституционный суд РФ с жалобой на решение прокуратуры города прекратить уголовное дело по факту гибели ее мужа, мотивировав это обращение тем, что были ущемлены ее конституционные права на получение объективных данных о ходе и результатов расследования.

Правомерно ли обращение? Находится ли данная проблема в компетенции Конституционного суда РФ?

2. Администрация высшего учебного заведения предъявила доценту П. обвинение в том, что он на проводимом учебном занятии утверждал, что нет оснований считать Российскую Федерацию демократическим государством.

Обоснованы ли претензии администрации к доценту П. в соответствии с Конституцией РФ?

3. Бывший гражданин Казахстана Евдокимов приобрел в установленном порядке гражданство России, при этом его супруга, проживающая вместе с ним, является лицом без гражданства.

Имеет ли право на приобретение гражданства России их совместный четырнадцатилетний ребенок?

4. На территории сельского поселения Романовское имеются свои организации  коммунального комплекса. Представительный орган Романовского сельсовета самостоятельно утвердил тарифы на отопление. Глава администрации муниципального района расценил это как превышение полномочий представительного органа сельского поселения и отменил его как незаконное.

Оцените эту ситуацию и аргументируйте свою позицию.

5. Министерство юстиции РФ приняло решение о регистрации Рабочей партии РФ и ее региональных отделений, созданных в 41 субъекте РФ.

Оцените правомерность принятого решения. Каков порядок создания и государственной регистрации политической партии?

6. Гражданин М., имеющий в прошлом судимость, хочет баллотироваться в Президенты РФ. Однако на основании факта наличия судимости ЦИК РФ отказал гражданину М в регистрации в качестве кандидата.

Оцените правомерность этого решения.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

Темы контрольных работ:

Вариант 1.

1. Правовые способы и методы борьбы с коррупцией.

2. Правовое государство: понятие и признаки.

Вариант 2.

1. Социально-правовая сущность коррупции.

2. Политические режимы: виды и признаки.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. Фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Белов, В. А.
Правоведение: Правоведение : учебник для бакалавриата и специалитета / В. А. Белов [и др.] ; под редакцией В. А. Белова, Е. А. Абросимовой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 414 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-06229-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441662
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
А.И. Землин, О.М.Землина, В.М. Корякин, В.В. Козлов; Под общ. ред. А.И.Землина
Правовые основы противодействия коррупции: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Анисимов, А. П., Рыженков, А. Я., Чикильдина, А. Ю.
Правоведение: учебник для бакалавров / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, А. Ю. Чикильдина ; под редакцией А. Я. Рыженкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2016. — 374 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-9916-3297-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/387692
Москва: Издательство Юрайт, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Сорокина, Н.В.
Правоведение: методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов / Н.В.Сорокина. — Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, 2014. — 49 с. — ISBN  2227-8397. — Текст : электронный // ЭБС IPR BOOKS [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/56023
Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, 2014
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus 
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL:  https://elibrary.ru 
 
Э3
Все о праве. – URL: http://www.allpravo.ru /
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
7.1
2-218 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.