2022-2023_b44_03_05 РЯиЛ 232_plx_Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
14 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кандидат филологических наук, доцент, Глухова Ольга Петровна _________________
 
 
Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна 

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании  умений применения стратегий смыслового восприятия и интерпретации художественного текста и  текстов ассертивного типа.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
дать целостное представление о разнообразных стратегиях смыслового восприятия и интерпретации текстов ассертивного типа и художественного;
1.4
развивать навыки работы с содержащейся в тексте информацией в процессе чтения  литературных, учебных, научно - познавательных текстов;
1.5
находить основные текстовые и внетекстовые компоненты;
1.6
находить в тексте требуемую информацию: главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Детская литература
2.1.2
Практикум по анализу художественного текста
2.1.3
Речеведение
2.1.4
Основы ораторского мастерства
2.1.5
Фольклор
2.1.6
Техника речи
2.1.7
Педагогическая риторика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Учебная читательская практика
2.2.2
История языка
2.2.3
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по русскому языку и литературе
2.2.4
Производственная педагогическая практика
2.2.5
Русская диалектология
2.2.6
Учебная практика по риторике
2.2.7
Подготовка к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе на уровне среднего общего образования
2.2.8
Практикум по орфографии и пунктуации
2.2.9
Производственная педагогическая практика
2.2.10
Современная русская литература
2.2.11
Функциональная грамматика русского языка
2.2.12
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.13
Документационное обеспечение образовательного процесса учителя русского языка и литературы
2.2.14
Интерактивные технологии в обучении русскому языку и литературе
2.2.15
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.16
Проблемы изучения русского языка как неродного
2.2.17
Филологический анализ текста
2.2.18
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.19
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.20
Практикум по грамматике
2.2.21
Дидактические и методические аспекты проектирования урока русского языка и литературы
2.2.22
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе
2.2.23
Лингвистический анализ текста
2.2.24
Проблемы изучения русского языка как иностранного
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
стр. 4
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности текстов ассертивного типа и художественного;
3.1.2
особенности обработки и перекодирования текстовой информации;
3.1.3
содержание  работы по комплексному применению умений работать с  текстом;
3.1.4
методы и подходы к работе с текстом;
3.1.5
виды чтения;
3.1.6
формы и методы организации смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в общеобразовательных организациях;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать тексты ассертивного типа и художественного;
3.2.2
обрабатывать и перекодировать текстовую информацию;
3.2.3
применять знания по комплексному  анализу текста;
3.2.4
применять методы и подходы к работе с текстом;
3.2.5
использовать в процессе смыслового чтения все виды чтения;
3.2.6
применять технологию смыслового чтения в преподавании предметов «Русский язык» и «Литература» в общеобразовательных организациях.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа тексты ассертивного типа и художественного;
3.3.2
навыками обработки и перекодирования текстовой информации;
3.3.3
навыками использования знаний по комплексному  анализу текста;
3.3.4
методами и подходами к работе с текстом;
3.3.5
навыками использования в процессе смыслового чтения всех виды чтения;
3.3.6
навыками использования форм и методов организации смыслового чтения на уроках русского языка и литературы в общеобразовательных организациях.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Особенности текста как целостного образования

 
1.1
Текст: общее понятие /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
1.2
Типология текстов /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
1.3
Текст художественного произведения: к проблеме специфики /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.3
3
0
 
 
Раздел 2. Критическое мышление: история и современный статус 

 
2.1
Теория развития критического мышления в контексте основных теоретических подходов к образованию /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
2.2
Установка на критическое мышление и готовность к нему. Сущность и основные понятия критического мышления. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
2.3
Критическое мышление как когнитивный процесс: посредники и стратегии /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
2.4
Активные методы и приемы развития критического мышления /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.3
3
0
 
 
Раздел 3. Инновационные формы обучения смысловому чтению

 
3.1
Общепедагогические технологии /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
3.2
Возникновение и распространение технологии развития критического мышления через чтение и письмо  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
3.3
Критическое мышление как один из видов интеллектуальной деятельности человека Учебная деятельность /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
3.4
Смысловое чтение и новый  образовательный результат /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
3.5
Базовая модель технологии развития критического мышления через чтение и письмо  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
3.6
Педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как инструмент для организации инновационных форм обучения смысловому чтению /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
3.7
Характеристика приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
3.8
Стратегия смыслового чтения и работа с текстом ассертивного типа /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
3.9
Распаковка занятия: первичное знакомство с трехфазовой моделью «Вызов-Осмысление-Размышление» /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
3.10
Разработка опорных материалов для работы в смысловых группах /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
ПК-1.3
3
0
 
 
Раздел 4. Развитие рефлексивного отношения к информации

 
4.1
«Фасилитированное обсуждение» (на материале художественного текста) /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
4.2
Распаковка занятия: типология вопросов, условия поддержания дискуссии /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.3
3
0
 
4.3
Опорные материалы для работы в смысловых группах /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ПК-1.3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

См.Фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

См.Фонд оценочных средств в приложении к РПД 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.Фонд оценочных средств в приложении к РПД 
 
 
стр. 6
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ашанина, Е. Н.[и др.] ; под редакцией Ашаниной, Е. Н.,Васиной,  О. В. , Ежова, С. П. 
Современные образовательные технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 165 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06194-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411275
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Утегенова, Д. И. 
Развитие критического мышления студентов на занятиях русского языка: :учебно-методическое пособие / Д. И. Утегенова. — Астана: Казахский гуманитарно-юридический университет, Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева, 2012. — 86 c. — ISBN 978-601-207-731-5. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/49569.html
Астана: Казахский гуманитарно-юридический университет, Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева, 2012
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Каримова И.Р.,  Потанина А.В.
Смысловое чтение : Смысловое чтение [Электронный ресурс] : Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Русский язык и литература» / сост. И.Р. Каримова, А.В. Потанина .— Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ , 2019 .— 92 с. — Электронная версия печатной публикации находится в электронной библиотеке НГПУ
Н.Челны : ФГБОУ ВО НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ
 
Э2
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRbooks
 
Э3
Электронная библиотечная система «Юрайт» 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.6
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.7
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.8
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.9
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
стр. 7
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-100а Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения курсового проектирования, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-303 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
                                                       Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

                                                                Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучение студентов анализу источников и формирование навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практические занятия проводятся по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Они могут быть построены как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

 
стр. 8
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут сделаны самостоятельно; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то в них нужно ориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время понятными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют друг друга, не повторяя уже сказанного. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулировкой наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

                                                           Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

              

                                                                    Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, проверки результатов учебных и производственных практик, а также в целом сформированности компетенций.

При подготовке к зачету обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачет призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачету обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.

Самостоятельная работа по подготовке к зачету во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

 
стр. 9
УП: b44.03.05 РЯиЛ 232.plx
 
Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также с разрешения преподавателя справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.