2022-2023_b44_03_05 ИиО 281_plx_Основы вожатской деятельности_История и Обществознание
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Основы вожатской деятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
 
зачет 6
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
13
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
48
48
48
48
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Сафина Аэлита Маратовна _________________
 
 
Основы вожатской деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили История и Обществознание
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна 

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
подготовка к педагогической деятельности вожатого в условиях образовательных организаций и организаций отдыха детей и их
1.3
оздоровления
1.4
Задачи освоения дисциплины:
1.5
обеспечение освоения обучающимися основных подходов к организации отдыха детей;
1.6
формирование у обучающихся представлений о педагогической деятельности вожатого, его сущности, закономерностях, принципах, содержании, методах, формах и средствах осуществления в условиях образовательных организаций и организаций отдыха детей и их оздоровления;
1.7
приобретение знаний, а также применение психолого-педагогических методик и технологий в педагогической деятельности вожатого для работы с различным контингентом обучающихся;
1.8
планирование и проведение коллективных мероприятий воспитательного и познавательного характера,
1.9
тематических дней в детском оздоровительном лагере;
1.10
расширение, конкретизация теоретических знаний по дисциплинам предметной подготовки, направленных
1.11
на формирование навыков работы с детьми разного школьного возраста;
1.12
формирование навыков самостоятельного планирования коллективных, групповых и индивидуальных
1.13
занятий с детьми разного школьного возраста на основе данных психолого-педагогической диагностики.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
2.1.2
Педагогика
2.1.3
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.4
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.5
Психология
2.1.6
Психология воспитательных практик
2.1.7
Учебная практика по физической географии
2.1.8
Учебная технологическая практика
2.1.9
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.10
Русский язык и культура речи
2.1.11
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.12
Педагогика
2.1.13
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.14
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.15
История России (XIX – начало ХХ вв.)
2.1.16
История Татарстана
2.1.17
Психология
2.1.18
Психология воспитательных практик
2.1.19
Учебная технологическая практика
2.1.20
История России (с древнейших времен до конца XVIII в.)
2.1.21
Русский язык и культура речи
2.1.22
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.23
История государственности и права тюркских народов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Литература стран изучаемого языка
2.2.2
Методический практикум
2.2.3
Производственная педагогическая  практика
2.2.4
История и культура стран изучаемого языка
2.2.5
Производственная педагогическая практика
2.2.6
Производственная педагогическая практика
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.2.7
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
2.2.8
Технология организации краеведческой работы в школе
2.2.9
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.10
Интерпретация иноязычного текста
2.2.11
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.12
Методика обучения обществознанию
2.2.13
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
2.2.14
Практикум по организации работы с родителями
2.2.15
Производственная педагогическая  практика
2.2.16
Производственная педагогическая практика
2.2.17
История мировой культуры
2.2.18
Производственная педагогическая практика
2.2.19
Противодействие терроризму и экстремизму
2.2.20
Этика
2.2.21
Этнология и социальная антропология
2.2.22
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.23
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.24
Практикум по внеклассной работе по истории и обществознанию
2.2.25
Мировая экономика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: Демонстрирует способность работать в команде, проявляет лидерские качества и умения
 
УК-3.2: Демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе с различными организациями
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
ОПК-4.2: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору)
 
ПК-2.3: Выбирает и демонстрирует способы оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
принципы работы в команде;
3.1.2
формы, виды и способы конструктивного социального взаимодействия;
3.1.3
сущность духовно-нравственных ценностей личности и моделей нравственного поведения в профессиональной деятельности;
3.1.4
принципы, содержание, методы и технологии духовно-нравственного воспитания обучающихся;
3.1.5
алгоритм постановки воспитательных целей и проектирования воспитательной деятельности;
3.1.6
способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности;
3.1.7
методы организации работы с родителями
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
работать в команде, проявлять лидерские качества и умения,
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
3.2.2
демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе, с различными организациями;
3.2.3
проектировать и осуществлять воспитательную деятельность в поликультурной среде на основе базовых национальных ценностей;
3.2.4
проектировать воспитательные программы и обоснованно определять методы их реализации в соответствии с требованиями ФГОС;
3.2.5
проектировать способы организации различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий;
3.2.6
выбирать методы организации работы с родителями (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
владеет способами эффективного социального взаимодействия в команде:способами эффективного социального взаимодействия, в том числе, с различными организациями;
3.3.2
методами формирования у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире;
3.3.3
технологиями реализации интерактивных форм и методов воспитательной работы, организации воспитательных мероприятий;
3.3.4
способами комплексной оценки воспитательного эффекта различных видов внеурочной деятельности ребенка;
3.3.5
способами оказания консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам воспитания, в том числе родителям детей с особыми образовательными потребностями
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. История вожатского дела. Нормативно-правовые основы вожатской деятельности. 

 
1.1
Истоки, история и опыт вожатской деятельности в России. История коммунарского движения. Опыт деятельности Всероссийских и Международных детских центров. Современные тенденции развития вожатской деятельности. «Российское движение школьников». /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.2
Действующее законодательство и нормативные акты в сфере образования и организации отдыха и оздоровления детей.

Трудовые функции деятельности вожатого в соответствии с Профессиональным стандартом 01.007 «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)». /Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
1.3
Документы, регламентирующие деятельность детских общественных объединений. Правовые основы информационной деятельности. Правовые аспекты организации детского отдыха. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
 
Раздел 2. Психолого-педагогические основы вожатской деятельности. 

 
стр. 6
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.1
Педагогическое мастерство вожатого.

Целеполагание в воспитательной работе вожатого. Рефлексия как основа социально-педагогической компетентности вожатого. Профилактика эмоционального выгорания.

Взаимодействие вожатого с социально-психологическими службами образовательной организации и организации отдыха детей и их оздоровления.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
2.2
Психологические особенности современных школьников в разные возрастные периоды.

Сопровождение деятельности детского общественного объединения. Организация жизнедеятельности временного детского коллектива.

/Пр/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
2.3
Технологии управления конфликтами в детском коллективе. Работа вожатого с различными категориями воспитанников, в том числе детей с ОВЗ.

Создание благоприятных условий личностного развития воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

/Лек/

Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
2.4
Особенности психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях образовательной организации и временного детского коллектива. Организация индивидуального сопровождения ребенка, в том числе ребенка с особыми образовательными потребностями.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
2.5
Понятие индивидуального образовательного и воспитательного маршрута. Возможности построения индивидуального маршрута в условиях лагерной смены. Механизмы создания и развития детского общественного объединения. Организационная деятельность вожатого на разных этапах развития детского коллектива. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
2.6
Особенности формирования коллектива в детском общественном объединении. Коллектив как социально-психологическая общность участников детского объединения. Методика формирования временного детского коллектива и управление им. Психолого-педагогические принципы формирования, условия и динамика развития временного детского коллектива. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
2.7
Психолого-педагогическая логика развития лагерной смены. Характеристика основных периодов смены. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
 
Раздел 3. Технологии работы вожатого в образовательной организации и организациях отдыха детей и их оздоровления. 

 
3.1
Методика и технология подготовки и проведения коллективного творческого дела, воспитательных мероприятий различной направленности (спортивно- оздоровительной, художественной, туристско-краеведческой, игровой, познавательной, трудовой, экологической, поисковой, экскурсионной и др.).  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
3.2
Формы и методы формирование у детей ценностей здорового образа жизни. Технология подготовки и проведения мероприятий профориентационной направленности. Создание условий для формирования навыков просоциального поведения детей при организации совместной деятельности. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
3.3
Технология организация и проведения массовых мероприятий в образовательной организации и организациях отдыха детей и их оздоровления.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
 
Раздел 4. Информационно-медийное сопровождение вожатской деятельности.

 
4.1
Организация работы пресс-центра. Правила освещения работы с детьми на сайте образовательной организации и детского лагеря и в социальных сетях. /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
4.2
Деятельность вожатого по обеспечению Интернет-безопасности. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
4.3
Игры с использованием информационных технологий. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
 
Раздел 5. Профессиональная этика и коммуникативная культура вожатого. 

 
5.1
Мировоззрение вожатого: ценностно-смысловые аспекты. Педагогический такт и культура вожатого. Самоорганизация и самодисциплина вожатого. Профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
5.2
Формирование социального иммунитета к различным негативным явлениям. Коммуникативная культура вожатого. Этика взаимоотношений с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ, их родителями (законными представителями) и коллегами.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
5.3
Корпоративная культура детского объединения или детского лагеря как система социокультурных связей и отношений. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
 
Раздел 6. Основы безопасности жизнедеятельности детского коллектива.

 
6.1
Ответственность вожатого за физическое и психологическое благополучие ребенка. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
6.2
Алгоритм поведения вожатого в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
6.3
Ответственность вожатого за физическое и психологическое благополучие ребенка. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
6.4
Дети с ОВЗ как объект особого внимания сотрудников образовательной организации и организации отдыха детей и их оздоровления. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-3.1 УК-3.2 ОПК-4.1 ОПК-4.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы  и задание к зачету

1.Истоки, история и опыт вожатской деятельности в России.

2.Опыт деятельности Всероссийских и Международных детских центров.

3.Действующее законодательство и нормативные акты в сфере образования и организации отдыха и оздоровления детей. Документы, регламентирующие деятельность детских общественных объединений.

4.Трудовые функции деятельности вожатого в соответствии с Профессиональным стандартом 01.007 «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)».

5.Правовые основы информационной деятельности. Правовые аспекты организации детского отдыха.

6.Психолого-педагогические основы вожатской деятельности. Педагогическое мастерство вожатого.

7.Целеполагание в воспитательной работе вожатого. Рефлексия как основа социально-педагогической компетентности вожатого.

8.Профилактика эмоционального выгорания вожатых.

9.Взаимодействие вожатого с социально-психологическими службами образовательной организации и организации отдыха детей и их оздоровления.

10.Психологические особенности современных школьников в разные возрастные периоды. Создание благоприятных условий личностного развития воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

11.Сопровождение деятельности детского общественного объединения.

12.Организация жизнедеятельности временного детского коллектива.

13.Технологии управления конфликтами в детском коллективе.

14.Работа вожатого с различными категориями воспитанников, в том числе детей с ОВЗ.

15.Особенности психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях образовательной организации и временного детского коллектива. Организация индивидуального сопровождения ребенка, в том числе ребенка с особыми 

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
образовательными потребностями.

16.Понятие индивидуального образовательного и воспитательного маршрута. Возможности построения индивидуального маршрута в условиях лагерной смены.

17.Механизмы создания и развития детского общественного объединения.

18.Организационная деятельность вожатого на разных этапах развития детского коллектива. Особенности формирования коллектива в детском общественном объединении.

19.Коллектив как социально-психологическая общность участников детского объединения. Методика формирования временного детского коллектива и управление им, психолого-педагогические принципы формирования, условия и динамика развития временного детского коллектива.

20.Психолого-педагогическая логика развития лагерной смены. Характеристика основных периодов смены.

21.Технологии работы вожатого в образовательной организации и организациях отдыха детей и их оздоровления.

22.Методика и технология подготовки и проведения коллективного творческого дела, воспитательных мероприятий различной направленности (спортивно- оздоровительной, художественной, туристско-краеведческой, игровой, познавательной, трудовой, экологической, поисковой, экскурсионной и др.).

23.Формы и методы формирование у детей ценностей здорового образа жизни.

24.Технология подготовки и проведения мероприятий профориентационной направленности. Создание условий для формирования навыков просоциального поведения детей при организации совместной деятельности.

25.Информационно-медийное сопровождение вожатской деятельности. Организация работы пресс-центра. Правила освещения работы с детьми на сайте образовательной организации и детского лагеря и в социальных сетях, обеспечение Интернет безопасности.

26.Игры с использованием информационных технологий.

27.Профессиональная этика и коммуникативная культура вожатого. Этика взаимоотношений с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ, их родителями (законными представителями) и коллегами.

28.Мировоззрение вожатого: ценностно-смысловые аспекты. Педагогический такт и культура вожатого. Самоорганизация и самодисциплина вожатого.

29.Основы безопасности жизнедеятельности детского коллектива.

30.Алгоритм поведения вожатого в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.

31. Дети с ОВЗ как объект особого внимания сотрудников образовательной организации и организации отдыха детей и их оздоровления

Практические задания:

Задание 1.У Вас старший отряд. Вы видите, что ребята не воспринимают, отторгают Ваши предложения, требования, но и взамен ничего не предлагают, а впереди целая смена.

Задание 2. Ребенок интеллектуально развит настолько, что по объективным причинам не может найти собеседника, друга в отряде. Ребята не принимают его, потому что он «другой».

Задание 3. У Вас не сложились отношения с коллегой, работающим на соседнем отряде. При определенном стечении обстоятельств, он при детях, выясняя отношения, грубо оскорбляет Вас.

Задание 4. Воркшоп-марафон. В этом воркшопе несколько экспертов - организаторов детского летнего отдыха поочередно делятся своими знаниями и опытом, а также дают задания студентам (например, подготовить вечернее дело). Практическая работа позволяет применить полученные навыки на практике и получить комментарии специалистов, а также оценить сформированность проектировочных компетенций.

 
5.2. Темы письменных работ
1. Конспектирование "Истоки, история и опыт вожатской деятельности в России. Педагогические отряды: вчера, сегодня,

завтра. История возникновения и развития загородных лагерей в России и за рубежом. Русский скаутизм. Пионерское

движение. Пионерский лагерь как дача, коммуна, санаторий, военное поселение".

2. Конспектирование "История коммунарского движения. Понятие о коммунарской методике И.П. Иванова. Коллективное

творческое дело как психолого-педагогический инструмент коммунарской методики".

3. Презентация "Опыт деятельности Всероссийских и международных детских центров. История создания и актуализации

опыта деятельности Всероссийских детских центров Орленок, Океан, Смена, международного детского центра Артек.

Современная специфика деятельности Всероссийских детских центров Орленок, Океан, Смена, Международного детского

центра Артек".

4. Составить примерную план-сетку работы вожатого на отряде, исходя из плана-сетки смены.

5. Составьте картотеку игр для детей разного возраста. Оформите карточки с описанием игр и методики их проведения.

6. Составить картотеку отрядных дел организационного, основного и итогового периодов различной направленности (не

менее 10 на каждый период смены).

7. Исследовательская деятельность вожатого. Диагностические методики.

8. Разработать сценарий коллективного творческого дела.

9.Разработать сценарий (конспект) творческого, спортивного, экологического, дискуссионного, интеллектуального и пр.

мероприятия (по выбору) и подобрать к нему необходимый дидактический материал.

10. Подобрать 10 видеороликов социальной рекламы для обсуждения с детским коллективом.

11. Создать лонгрид «Современный вожатый» .

12. Эссе "Вожатый - это работа или призвание.

13. Разработать инфографику «Имидж современного вожатого в представлении разных социальных групп (родители, дети,

коллеги)».

14. Подготовить презентацию на одну из предложенных тем: «Безопасная транспортировка детей», «Факторы риска на

водоеме, в лесу, в горах: что важно учитывать при организации летнего отдыха?» .

 
5.3. Фонд оценочных средств
 
стр. 10
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
ФОС представлен в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кулаченко, М.П.
Кулаченко, М. П.  Основы вожатской деятельности : учебник для вузов / М. П. Кулаченко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 473 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15285-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488183 : Основы вожатской деятельности : учебник для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Дрозд, К. В.  Методика работы вожатого в детском оздоровительном лагере : учебное пособие для вузов / К. В. Дрозд, И. В. Плаксина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 423 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12479-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496056 
Юрайт, 2022
 
Л2.2
Кулаченко, М. П.  Психологические основы вожатской деятельности : учебник для вузов / М. П. Кулаченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 194 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16587-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531333
Юрайт, 2023
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Сафина А.М.
Образовательные квесты и кейс - технологии в педагогике : учебно-методическое пособие для студентов педагогического университета 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
https://youtu.be/Rwg40VOMm-A "Полезные советы вожатых"
 
Э2
https://youtu.be/khkKrWQilQI  "Видеокурс Вожатый XX1"
 
Э3
https://youtu.be/mKdt289qCK8 "Чемодан вожатого"
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 11
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-302 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.2
2-301 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-210 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
2-210 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, поскольку слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Запись лекции лучше осуществлять по плану предложенному преподавателем. Принципиальные места, определения следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Такая работа с лекционным материалом позволит овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников инфоримации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельную учебную деятельность и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии,формирование умений не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, конспекты лекций, статьи и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются  прочтение и анализ  основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные вопросы, подходы и концепции в тетрадь.

На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в 

 
стр. 12
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. В процессе самостоятельной работы у обучающегося формируются умения работать с информацией, находить необходимую информацию, анализировать и критически ее осмысливать. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, поиск решения проблемы, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует исследовательский уровень его подготовки.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; устный опрос, решенте кейс-задач, выполнение практических заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являетсяя: прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к комплексному экзамену.

Экзамен является промежуточным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, школьными учебниками и другими пособиями.

Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на  вопросы, выносимые на экзамен. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить  примерами, а также сослаться на необходимые источники литературы. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

 
стр. 13
УП: b44.03.05 ИиО 281.plx
 
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.