(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна
ции
Э1 Э2 Э3
Трудовые функции деятельности вожатого в соответствии с Профессиональным стандартом 01.007 «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)». /Пр/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Целеполагание в воспитательной работе вожатого. Рефлексия как основа социально-педагогической компетентности вожатого. Профилактика эмоционального выгорания.
Взаимодействие вожатого с социально-психологическими службами образовательной организации и организации отдыха детей и их оздоровления.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Сопровождение деятельности детского общественного объединения. Организация жизнедеятельности временного детского коллектива.
/Пр/
Э1 Э2 Э3
Создание благоприятных условий личностного развития воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы и задание к зачету
1.Истоки, история и опыт вожатской деятельности в России.
2.Опыт деятельности Всероссийских и Международных детских центров.
3.Действующее законодательство и нормативные акты в сфере образования и организации отдыха и оздоровления детей. Документы, регламентирующие деятельность детских общественных объединений.
4.Трудовые функции деятельности вожатого в соответствии с Профессиональным стандартом 01.007 «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)».
5.Правовые основы информационной деятельности. Правовые аспекты организации детского отдыха.
6.Психолого-педагогические основы вожатской деятельности. Педагогическое мастерство вожатого.
7.Целеполагание в воспитательной работе вожатого. Рефлексия как основа социально-педагогической компетентности вожатого.
8.Профилактика эмоционального выгорания вожатых.
9.Взаимодействие вожатого с социально-психологическими службами образовательной организации и организации отдыха детей и их оздоровления.
10.Психологические особенности современных школьников в разные возрастные периоды. Создание благоприятных условий личностного развития воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
11.Сопровождение деятельности детского общественного объединения.
12.Организация жизнедеятельности временного детского коллектива.
13.Технологии управления конфликтами в детском коллективе.
14.Работа вожатого с различными категориями воспитанников, в том числе детей с ОВЗ.
15.Особенности психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях образовательной организации и временного детского коллектива. Организация индивидуального сопровождения ребенка, в том числе ребенка с особыми образовательными потребностями.
16.Понятие индивидуального образовательного и воспитательного маршрута. Возможности построения индивидуального маршрута в условиях лагерной смены.
17.Механизмы создания и развития детского общественного объединения.
18.Организационная деятельность вожатого на разных этапах развития детского коллектива. Особенности формирования коллектива в детском общественном объединении.
19.Коллектив как социально-психологическая общность участников детского объединения. Методика формирования временного детского коллектива и управление им, психолого-педагогические принципы формирования, условия и динамика развития временного детского коллектива.
20.Психолого-педагогическая логика развития лагерной смены. Характеристика основных периодов смены.
21.Технологии работы вожатого в образовательной организации и организациях отдыха детей и их оздоровления.
22.Методика и технология подготовки и проведения коллективного творческого дела, воспитательных мероприятий различной направленности (спортивно- оздоровительной, художественной, туристско-краеведческой, игровой, познавательной, трудовой, экологической, поисковой, экскурсионной и др.).
23.Формы и методы формирование у детей ценностей здорового образа жизни.
24.Технология подготовки и проведения мероприятий профориентационной направленности. Создание условий для формирования навыков просоциального поведения детей при организации совместной деятельности.
25.Информационно-медийное сопровождение вожатской деятельности. Организация работы пресс-центра. Правила освещения работы с детьми на сайте образовательной организации и детского лагеря и в социальных сетях, обеспечение Интернет безопасности.
26.Игры с использованием информационных технологий.
27.Профессиональная этика и коммуникативная культура вожатого. Этика взаимоотношений с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ, их родителями (законными представителями) и коллегами.
28.Мировоззрение вожатого: ценностно-смысловые аспекты. Педагогический такт и культура вожатого. Самоорганизация и самодисциплина вожатого.
29.Основы безопасности жизнедеятельности детского коллектива.
30.Алгоритм поведения вожатого в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
31. Дети с ОВЗ как объект особого внимания сотрудников образовательной организации и организации отдыха детей и их оздоровления
Практические задания:
Задание 1.У Вас старший отряд. Вы видите, что ребята не воспринимают, отторгают Ваши предложения, требования, но и взамен ничего не предлагают, а впереди целая смена.
Задание 2. Ребенок интеллектуально развит настолько, что по объективным причинам не может найти собеседника, друга в отряде. Ребята не принимают его, потому что он «другой».
Задание 3. У Вас не сложились отношения с коллегой, работающим на соседнем отряде. При определенном стечении обстоятельств, он при детях, выясняя отношения, грубо оскорбляет Вас.
Задание 4. Воркшоп-марафон. В этом воркшопе несколько экспертов - организаторов детского летнего отдыха поочередно делятся своими знаниями и опытом, а также дают задания студентам (например, подготовить вечернее дело). Практическая работа позволяет применить полученные навыки на практике и получить комментарии специалистов, а также оценить сформированность проектировочных компетенций.
завтра. История возникновения и развития загородных лагерей в России и за рубежом. Русский скаутизм. Пионерское
2. Конспектирование "История коммунарского движения. Понятие о коммунарской методике И.П. Иванова. Коллективное
творческое дело как психолого-педагогический инструмент коммунарской методики".
3. Презентация "Опыт деятельности Всероссийских и международных детских центров. История создания и актуализации
опыта деятельности Всероссийских детских центров Орленок, Океан, Смена, международного детского центра Артек.
Современная специфика деятельности Всероссийских детских центров Орленок, Океан, Смена, Международного детского
центра Артек".
4. Составить примерную план-сетку работы вожатого на отряде, исходя из плана-сетки смены.
5. Составьте картотеку игр для детей разного возраста. Оформите карточки с описанием игр и методики их проведения.
6. Составить картотеку отрядных дел организационного, основного и итогового периодов различной направленности (не
менее 10 на каждый период смены).
7. Исследовательская деятельность вожатого. Диагностические методики.
8. Разработать сценарий коллективного творческого дела.
9.Разработать сценарий (конспект) творческого, спортивного, экологического, дискуссионного, интеллектуального и пр.
мероприятия (по выбору) и подобрать к нему необходимый дидактический материал.
10. Подобрать 10 видеороликов социальной рекламы для обсуждения с детским коллективом.
11. Создать лонгрид «Современный вожатый» .
12. Эссе "Вожатый - это работа или призвание.
13. Разработать инфографику «Имидж современного вожатого в представлении разных социальных групп (родители, дети,
коллеги)».
14. Подготовить презентацию на одну из предложенных тем: «Безопасная транспортировка детей», «Факторы риска на
водоеме, в лесу, в горах: что важно учитывать при организации летнего отдыха?» .
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, поскольку слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Запись лекции лучше осуществлять по плану предложенному преподавателем. Принципиальные места, определения следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Такая работа с лекционным материалом позволит овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников инфоримации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельную учебную деятельность и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии,формирование умений не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, конспекты лекций, статьи и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются прочтение и анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные вопросы, подходы и концепции в тетрадь.
На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике. В процессе самостоятельной работы у обучающегося формируются умения работать с информацией, находить необходимую информацию, анализировать и критически ее осмысливать. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, поиск решения проблемы, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует исследовательский уровень его подготовки.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; устный опрос, решенте кейс-задач, выполнение практических заданий.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являетсяя: прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к комплексному экзамену.
Экзамен является промежуточным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на вопросы, выносимые на экзамен. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить примерами, а также сослаться на необходимые источники литературы. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.