2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Психологическая служба в образовании_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психологическая служба в образовании
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
экзамен 1
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
89
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
89
89
89
89
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Анисимова Юлия Николаевна _________________
 
 
Психологическая служба в образовании
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины – сформировать у обучающихся  компетенции по организации деятельности психологической службы в системе образования для психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса образовательной организации
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать компетенции по выбору основных направлений и видов деятельности психолога с учетом специфики образовательной организации;
1.4
сформировать компетенции по применению методов и технологий психологического сопровождения образовательной организации.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины необходимы знания, умения навыки, сформированные при изучении школьной программы.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Гендерная психология и педагогика
2.2.2
История (история России, всеобщая история)
2.2.3
Педагогическая психология
2.2.4
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.5
Психология воспитания
2.2.6
Психология развития и возрастная психология
2.2.7
Клиническая психология детей и подростков
2.2.8
Коррекционная педагогика с основами специальной психологии
2.2.9
Курсовая работа по психолого-педагогическому модулю
2.2.10
Методика воспитательной работы со школьниками
2.2.11
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности
2.2.12
Основы вожатской деятельности в детских оздоровительных лагерях
2.2.13
Основы дефектологии (с практикумом)
2.2.14
Производственная педагогическая  практика
2.2.15
Психодиагностика (с практикумом)
2.2.16
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
2.2.17
Социально-педагогическое проектирование
2.2.18
Технологии работы с различными категориями детей
2.2.19
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.20
Философия
2.2.21
Диагностика и коррекция детско-родительских отношений
2.2.22
Курсовая работа по модулю психолого-педагогического сопровождения
2.2.23
Организационная психология
2.2.24
Производственная педагогическая практика
2.2.25
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.26
Профилактика девиантного поведения детей и подростков
2.2.27
Психология общения
2.2.28
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
2.2.29
Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся
2.2.30
Этнопсихология и этнопедагогика
2.2.31
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.32
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.33
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.34
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-1: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.1: Объясняет сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Анализирует возможности использования источников, необходимых для планирования основных и дополнительных образовательных программ (включая методическую литературу, электронные образовательные ресурсы)
 
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.2: Соотносит виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся
 
ОПК-3.3: Объясняет особенности применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Обосновывает применение конкретных психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.3: Демонстрирует понимание документации специалистов (педагогов, дефектологов, логопедов и т.д.) и рекомендаций по использованию индивидуально-ориентированных образовательных технологий с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся в учебной деятельности и воспитании личности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательство о правах ребенка, трудового законодательства.
3.1.2
Методы анализа  источников, необходимых для планирования основных и дополнительных образовательных программ (включая методическую литературу, электронные образовательные ресурсы).
3.1.3
Виды адресной помощи обучающимся  с индивидуальными образовательными потребностями
3.1.4
Особенности применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.1.5
конкретные психолого-педагогические технологии, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.1.6
Документацию специалистов (педагогов, дефектологов, логопедов и т.д.) и рекомендации по использованию индивидуально-ориентированных образовательных технологий с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся в учебной деятельности и воспитании личности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
Объяснять сущность приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации; анализировать нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательство о правах ребенка, трудового законодательства.
3.2.2
Применять  источники, необходимые для планирования основных и дополнительных образовательных программ (включая методическую литературу, электронные образовательные ресурсы).
3.2.3
Соотносить виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся.
3.2.4
Объяснять особенности применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями.
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3.2.5
Обосновывать применение конкретных психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.2.6
Демонстрировать понимание документации специалистов (педагогов, дефектологов, логопедов и т.д.) и рекомендаций по использованию индивидуально-ориентированных образовательных технологий с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся в учебной деятельности и воспитании личности.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
Знаниями о  приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации: знаниями нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; знаниями  законодательства о правах ребенка, трудового законодательства.
3.3.2
Источниками, необходимыми для планирования основных и дополнительных образовательных программ (включая методическую литературу, электронные образовательные ресурсы).
3.3.3
Видами  адресной помощи обучающимся с индивидуальными образовательными потребностями
3.3.4
Психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
3.3.5
Конкретными психолого-педагогическими технологиями, необходимыми для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.3.6
Документацией специалистов (педагогов, дефектологов, логопедов и т.д.) и рекомендациями по использованию индивидуально-ориентированных образовательных технологий с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся в учебной деятельности и воспитании личности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Роль психологической службы в системе образования

 
1.1
Понятие психологической службы в системе образования (определение, цель и задачи, объект, предмет и др.) /Лек/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э5

2
ОПК-1.1 ОПК-3.3
1
0
 
1.2
Понятие, цели и задачи психологической службы образования, структура психологической службы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э5

2
ОПК-1.1 ОПК-3.3
1
0
 
1.3
Модели психологической службы образования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-1.1 ОПК-2.1 ОПК-3.3 ОПК-6.1
1
0
 
1.4
Стратегии развития психологической службы, цели и задачи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-1.1 ОПК-2.1 ОПК-3.3 ОПК-6.1
1
0
 
 
Раздел 2. История психологической службы в системе образования в России и в зарубежных странах и концепции психологической службы образования

 
2.1
История психологической службы в системе образования в зарубежных странах и в России. /Пр/
Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3

1
ОПК-1.1 ОПК-2.1 ОПК-3.3 ОПК-6.1
1
0
 
2.2
История психологической службы в системе образования в зарубежных странах и в России /Ср/
Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3

8
ОПК-1.1 ОПК-2.1 ОПК-3.3 ОПК-6.1
1
0
 
2.3
Концепции психологической службы образовательного учреждения (И.В.Дубровиной, М.Р.Битяновой и др.) /Ср/
Л1.2Л2.2

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-1.1 ОПК-2.1 ОПК-3.3 ОПК-6.1
1
0
 
 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Раздел 3. Деятельность психолога в образовании

 
3.1
Работа педагога-психолога с различными возрастными группами: дошкольниками, младшими щкольниками, подростками, юношами /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-1.1 ОПК-2.1 ОПК-6.3
1
0
 
3.2
Основные направления работы педагога-психолога при психологическом сопровождении обучающихся /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ОПК-1.1 ОПК-2.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.3
1
0
 
3.3
Профессиональная этика психолога в образовании. Требования к личности педагога-психолога /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

1
ОПК-1.1
1
0
 
3.4
Деятельность педагога-психолога в соответсвии с профессиональным стандартом педагога-психолога /Пр/
Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э4 Э5

1
ОПК-1.1 ОПК-2.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.3
1
0
 
3.5
Организация деятельности психолога в образовании: психодиагностика, психологическое консультирование и коррекция. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.3
1
0
 
3.6
Документация, регламентирующая деятельность педагога-психолога системы образования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э4

8
ОПК-1.1 ОПК-2.1 ОПК-6.3
1
0
 
3.7
Специфика взаимодействия практического психолога с разными субъектами образовательного пространства /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.3
1
0
 
3.8
Работа школьного психолога с детьми группы риска /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.3
1
0
 
3.9
Психологическая безопастность образовательной среды /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ОПК-1.1 ОПК-2.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.3
1
0
 
3.10
Профессиональный стандарт педагога-психолога /Ср/
Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э4 Э5

10
ОПК-1.1 ОПК-2.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.3
1
0
 
3.11
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
ОПК-1.1 ОПК-2.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3 ОПК-6.1 ОПК-6.3
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. Определение психологической службы образования.

 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
2. Цель и задачи психологической службы.

3. Содержание профессиональной деятельности педагога-психолога.

4. Моноконцептуальная и поликонцептуальная модели профессиональной деятельности психолога.

5. Модели профессиональной деятельности психолога образовательного учреждения.

6. Основные принципы работы психолога в системе образования

7. История психологической службы в зарубежных странах.

8. История развития психологической службы образования в России.

9. Теоретические основания психологической службы образования.

10. Профессиональный стандарт психолога-педагога (задачи, функции, направления работы)

11. Понятия «психическое здоровье», «психологическое здоровье».

12. Объективные показатели психического здоровья.

13. Субъективные критерии психического здоровья.

14. Развивающая работа  и развивающее обучение.

15. Основные направления деятельности психолога образования.

16. История психологической службы образования.

17. Понятие и содержание психологического просвещения.

18. Понятие и содержание психологической диагностики.

19. Понятие и содержание психологической коррекции.

20. Принципы и метод коррекционной работы психолога образования.

21. Понятие и содержание психологической профилактики.

22. Понятие и содержание психологической консультации.

23. Понятие и содержание психологического сопровождения педагогического процесса.

24. Развивающая работа  и развивающее обучение.

25. Права и обязанности психолога образования.

26. Организационно-методическая документация педагога-психолога.

27. Основные правовые документы психолога образовательного учреждения.

28. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России.

29. Противоречия и трудности психологической службы образования в текущем этапе развития.

30. Федерация психологов образования России (цель, задачи).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1. Общие тенденции развития психологической службы образования в различных странах мира.

2. Взаимодействие науки и практики в психологической службе образования.

3. Требования к методам, используемым в практической психодиагностике.

4. Профессиональная этика практического психолога.

5. Психологическая служба как ресурс развития современного образования

6. Научные основы школьной психологической службы.

7. Специфика работы практического психолога в зависимости от типа детского учреждения

8. Соотношение возрастного и индивидуального развития у детей и школьников.

9. Психологическая помощь семье в воспитании ребенка.

10. Роль дошкольного детства в жизни человека.

11. Плюсы и минусы обучения детей раннего возраста.

12. Станет ли трудный дошкольник трудным школьником.

13. Проблема психологической готовности семьи к социализации ребенка.

14. Мотивационная готовность к школе: содержание и способы развития.

15. Внутренняя позиция школьника как новообразовании младшего школьного возраста.

16. Интеллектуальная пассивность учащихся: причины, способы выявления и преодоления.

17. Работа с одаренными детьми в начальной школе.

18. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи.

19. Психическое развитие мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

20. Трудности младших школьников в овладении основными учебными навыками (письмо, чтение, счет).

21. Психологические проблемы неуспеваемости младших школьников.

22. Формы и методы оказания психологической помощи учащимся с трудностями в адаптации к обучению в средней школе.

23. Специфика консультативной работы психолога с учащимися 10-13 лет, их родителями и учителями.

24. Проблема идентичности.

25. Трудности и отклонения в развитии в ранней юности.

26. Специфические особенности консультативной работы основанных на разных теоретических подходах.

27. Специфика консультативной работы психолога, работающего в учебно-воспитательном учреждении.

28. Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах.

29. Основные виды работы практического психолога и их взаимодействие.

30. Психологические особенности педагогики сотрудничества.

Портфолио

Составить программу деятельности педагога-психолога образовательной организации с учетом ее специфики.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение к РПд Фонд оценочных средств по учебной дисциплине Психологическая служба в образовании
 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Рогов, Е. И.
Рогов, Е. И. Практикум школьного психолога : практ. пособие / Е. И. Рогов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 435 с. — (Серия : Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-00817-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452832 : Практическое пособие
Юрайт, 2020
 
Л1.2
Овчарова, Р. В.
Овчарова, Р. В.  Практическая психология образования : учебник для вузов / Р. В. Овчарова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 465 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14810-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497453 (дата обращения: 07.05.2022).:  учебник для вузов
Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Савинков, С. Н.
Савинков, С. Н.  Психологическая служба в образовании : учебное пособие для вузов / С. Н. Савинков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 169 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14011-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496793 (дата обращения: 07.05.2022).:  учебное пособие для вузов
Издательство Юрайт, 2022
 
Л2.2
Хухлаева, О. В.
Хухлаева, О. В.  Психологическая служба в образовании. Школьный психолог : учебное пособие для вузов / О. В. Хухлаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 353 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06780-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493110 (дата обращения: 07.05.2022).: учебное пособие для вузов
Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Р.А. Ахмеров, И.М. Захарова, Н.С. Олейник, Н.Г. Хакимова; под ред. И.М. Захаровой 
Научно-методические аспекты диагностики и развития регуляторных умений школьников [электронный ресурс] : пособие для студентов, педагогов, наставников, родителей / авт.-сост. Р.А. Ахмеров, И.М. Захарова, Н.С. Олейник, Н.Г. Хакимова; под ред. И.М. Захаровой .— Н.Челны : изд-во ФГБОУ ВО НГПУ , 2019 .— 162 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./Научно-метод аспекты диагностики регуляторных умений_Захарова.pdf>.: пособие
Наб.Челны,НГПУ, 2019
 
Л3.2
Хакимова, Н.Г.. Мухаметшин, А.Г. Галиакберова, А.А. Федекин, И.Н.
Проблемы теории обучения и воспитания младших школьников: история и современность [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.Г. Хакимова, А.Г. Мухаметшин, А.А. Галиакберова, И.Н. Федекин; под ред. А.Г. Мухаметшина .— Набережные Челны : ФГБОУ ВО "НГПУ", 2019 .— 345 с. — Электронная версия печатной публикации.: учебное пособие
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт Федерации Психологов Образования России. Режим доступа: http://www.rospsy.ru/
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:   http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э4
Психологическая наука и образование - URL:  http://psyedu.ru/ 
 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Э5
Будущее психологической службы в системе образования. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=giM9Ak39e88
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-202 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.

Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающимся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть 

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов проблемной  дискуссии,  диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы  обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень подготовки обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов,  выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателя является: контроль освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, 

 
стр. 11
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.