Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хаертдинова Рамзия Мансуровна
ции
Э1 Э2 Э3 Э5
Э1 Э2 Э3 Э5
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э4
Э1 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы к экзамену
1. Определение психологической службы образования.
3. Содержание профессиональной деятельности педагога-психолога.
4. Моноконцептуальная и поликонцептуальная модели профессиональной деятельности психолога.
5. Модели профессиональной деятельности психолога образовательного учреждения.
6. Основные принципы работы психолога в системе образования
7. История психологической службы в зарубежных странах.
8. История развития психологической службы образования в России.
9. Теоретические основания психологической службы образования.
10. Профессиональный стандарт психолога-педагога (задачи, функции, направления работы)
11. Понятия «психическое здоровье», «психологическое здоровье».
12. Объективные показатели психического здоровья.
13. Субъективные критерии психического здоровья.
14. Развивающая работа и развивающее обучение.
15. Основные направления деятельности психолога образования.
16. История психологической службы образования.
17. Понятие и содержание психологического просвещения.
18. Понятие и содержание психологической диагностики.
19. Понятие и содержание психологической коррекции.
20. Принципы и метод коррекционной работы психолога образования.
21. Понятие и содержание психологической профилактики.
22. Понятие и содержание психологической консультации.
23. Понятие и содержание психологического сопровождения педагогического процесса.
24. Развивающая работа и развивающее обучение.
25. Права и обязанности психолога образования.
26. Организационно-методическая документация педагога-психолога.
27. Основные правовые документы психолога образовательного учреждения.
28. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России.
29. Противоречия и трудности психологической службы образования в текущем этапе развития.
30. Федерация психологов образования России (цель, задачи).
Темы рефератов
1. Общие тенденции развития психологической службы образования в различных странах мира.
2. Взаимодействие науки и практики в психологической службе образования.
3. Требования к методам, используемым в практической психодиагностике.
4. Профессиональная этика практического психолога.
5. Психологическая служба как ресурс развития современного образования
6. Научные основы школьной психологической службы.
7. Специфика работы практического психолога в зависимости от типа детского учреждения
8. Соотношение возрастного и индивидуального развития у детей и школьников.
9. Психологическая помощь семье в воспитании ребенка.
10. Роль дошкольного детства в жизни человека.
11. Плюсы и минусы обучения детей раннего возраста.
12. Станет ли трудный дошкольник трудным школьником.
13. Проблема психологической готовности семьи к социализации ребенка.
14. Мотивационная готовность к школе: содержание и способы развития.
15. Внутренняя позиция школьника как новообразовании младшего школьного возраста.
16. Интеллектуальная пассивность учащихся: причины, способы выявления и преодоления.
17. Работа с одаренными детьми в начальной школе.
18. Особенности психического развития младших школьников, воспитывающихся вне семьи.
19. Психическое развитие мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
20. Трудности младших школьников в овладении основными учебными навыками (письмо, чтение, счет).
21. Психологические проблемы неуспеваемости младших школьников.
22. Формы и методы оказания психологической помощи учащимся с трудностями в адаптации к обучению в средней школе.
23. Специфика консультативной работы психолога с учащимися 10-13 лет, их родителями и учителями.
24. Проблема идентичности.
25. Трудности и отклонения в развитии в ранней юности.
26. Специфические особенности консультативной работы основанных на разных теоретических подходах.
27. Специфика консультативной работы психолога, работающего в учебно-воспитательном учреждении.
28. Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах.
29. Основные виды работы практического психолога и их взаимодействие.
30. Психологические особенности педагогики сотрудничества.
Портфолио
Составить программу деятельности педагога-психолога образовательной организации с учетом ее специфики.
Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающимся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень подготовки обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателя является: контроль освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора,
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.