2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Психологическая диагностика развития младших школьников_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психологическая диагностика развития младших школьников
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, Коновалова Елена Викторовна _________________
 
 
Психологическая диагностика развития младших школьников
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование у обучающихся представлений, навыков и умений, необходимых для организации и проведении психодиагностического исследования особенностей развития младших школьников.
1.2
Задачи изучения дисциплины:
1.3
ознакомить с теоретическими основами и представлениями видения и понимания базовых принципов современной психодиагностики младших школьников и методических подходов к решению психодиагностических задач;
1.4
освоить практические навыки владения приемами, методами и технологиями организации психодиагностического исследования особенностей развития младших школьников
1.5
формировать навыки планирования и организации использования психодиагностических методик адекватных возрасту младших школьников в области образования.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Диагностика психологической готовности ребенка к школе
2.1.2
Психологическая диагностика развития дошкольников
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Психологическая диагностика развития подростков и старшеклассников
2.2.2
Производственная преддипломная практика
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен проводить диагностику уровня развития личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся
 
ПК-2.1: Знает: теорию психодиагностики, классификацию психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования; методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики; способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования
 
ПК-2.2: Умеет: проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов; проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям; диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания
 
ПК-2.3: Владеет: методами и методиками психолого - педагогической диагностики; способами сбора, анализа и интерпретации полученных результатов
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
научно-обоснованные методы и технологии диагностики младших школьников в психолого-педагогической деятельности, применяя эти знания в диагностической работе в образовании;основы проектирования диагностической работы, необходимой для профессиональной деятельности, представлять этапы диагностического процесса;
3.1.2
диагностику психического развития младших школьников, с этой целью изучить научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности,
3.1.3
особенности диагностики индивидуальных свойств младших школьников;
3.1.4
методы психолого-педагогической диагностики для выявления возможностей,интересов, способностей и склонностей младших школьников.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности,
3.2.2
выделять диагностическую задачу и подбирать соответствующие ей диагностические средства с учетом возраста обследуемых;
3.2.3
проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в профессиональной деятельности, выделять этапы решения психодиагностических задач,работать с каждым диагностическим этапом;
3.2.4
проводить диагностику психического развития младших школьников с этой целью аналитически перерабатывать большой объем диагностической информации;
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3.2.5
проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в поведении и развитии младших школьников, уметь ориентироваться в сложных случаях диагностической практики;
3.2.6
составлять батареи психодиагностических методик.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
изучения интересов, склонностей, способностей обучающихся, предпосылок одаренности, особенностей межличностного общения и взаимодействия младших школьников.
3.3.2
осуществления с целью помощи в развитии младших школьников диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня.
3.3.3
составления и ведения профессиональной документации, касающейся психологической диагностики;
3.3.4
способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся.
3.3.5
приемами психологической диагностики с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы.
3.3.6
составления психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей,администрации образовательных организаций и родителей(законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся.
3.3.7
осуществления с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Стратегия диагностики развития младших школьников

 
1.1
Обоснование выбранного направления работы: анализ существующих подходов к диагностике развития младших школьников /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
1.2
Обоснование выбранного направления работы: анализ существующих подходов к диагностике развития младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
1.3
Диагностические программы психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
1.4
Диагностические программы психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
1.5
Диагностические программы психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
 
Раздел 2. Диагностика индивидуально-психологических особенностей личности

младших школьников

 
2.1
Методики диагностики темперамента. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
2.2
Диагностика самоотношения младших школьников. Изучение особенностей Я-концепции /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
2.3
Диагностика самоотношения младших школьников. Изучение особенностей Я-концепции /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
2.4
Диагностика и развитие мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой

сферы младших школьников /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
2.5
Диагностика и развитие мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой

сферы младших школьников /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
2.6
Диагностика эмоциональной сферы личности младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
2.7
Диагностика тревожности в возрасте младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
2.8
Диагностика волевой сферы личности младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
2.9
Диагностика личности младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
 
Раздел 3. Диагностика познавательной сферы младших школьников

 
3.1
Методы оценки внимания младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
3.2
Методы диагностики памяти младших школьников /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
3.3
Методы психодиагностики мышления у младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
3.4
Исследование особенностей творческого воображения младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
 
Раздел 4. Диагностика межличностных отношений младших школьников

 
4.1
Диагностика межличностных отношений со сверстниками и взрослыми /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
4.2
Диагностика межличностных отношений со сверстниками и взрослыми /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
4.3
Диагностика агрессивности младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
4.4
Диагностика внутрисемейных отношений младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
4.5
Диагностика внутрисемейных отношений младших школьников /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

1
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
4.6
Диагностика внутрисемейных отношений младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
3
0
 
4.7
/Зачёт/

Э3

4
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерные вопросы к зачету

1. Особенности психодиагностической работы с детьми младшего школьного возраста.

2. Психодиагностические запросы в отношении младших школьников.

3. Проблема получения информации о психолого-педагогическом статусе

 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
младшего школьника.

4. Принципы проведения психодиагностического исследования с детьми

младшего школьного возраста.

5. Технология создания диагностической ситуации для детей младшего

школьного возраста.

6. Графические приемы в психодиагностической работе с младшими

школьниками.

7. Методы оценки внимания и памяти младшего школьника.

8. Методы изучения особенностей мышления у младших школьников.

9. Причины неуспеваемости младших школьников и методы их выявления в

процессе психодиагностики.

10.Диагностика развития младших школьников, испытывающих трудности в

школе.

11.Методы изучения отношения к учению и учебных интересов у младших

школьников.

12.Методы изучения мотивации в учебно-познавательной деятельности

младших школьников.

13.Выявление отношения младших школьников к учебным предметам.

14.Диагностика готовности младшего школьника к обучению в средней школе.

15.Методы изучения личностных особенностей младших школьников.

16.Методы оценка уровня тревожности и обусловливающих ее факторов у

младших школьников.

17.Методики изучения психических состояний младших школьников.

18. Методики исследования самооценки и уровня притязаний младшего

школьника.

19.Использование метода наблюдения для определения психологических

особенностей младшего школьника.

20.Проблема изучения особенностей межличностного общения младшего

школьника со сверстниками и учителем.

21.Социометрия как метод исследования структуры взаимоотношений между учащимися начальной школы.

22.Особенности и методики изучения эмоциональных отношений между

младшими школьниками в классе.

 
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика эссе

1. Назначение и специфика теста Керна-Йерасека,

2. Назначение и специфика теста мотивационной готовности

(Н.Лускановой)

3. Методики изучения самооценки младшего школьника,

4. Методики изучения внимания младшего школьника

5. Методики изучения памяти младшего школьника

6. Методики изучения мышления младшего школьника

7. Методики изучения речи младшего школьника

8. Методики изучения межличностных отношений младшего школьника

9. Методики изучения школьной тревожности (Филипса )младшего

школьника

10. Алгоритм диагностической беседы с детьми младшего школьного возраста

11. Особенности анализа и интерпретации полученных в диагностическом

обследовании данных.

12. Влияние познавательной сферы младших школьников на специфику

диагностической ситуации

13. Влияние эмоционально -волевой сферы младших школьников на специфику диагностической ситуации

14. Специфика изучения детей в естественных условиях

15. Различие диагностической ситуации с детьми младшего школьного

возраста, имеющих разную готовность к школе.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение ФОС к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Фуряева Т. В.
Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 247 с. — (Серия : Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-09285-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/427570 : 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Сарычев, С. В. 
Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 228 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-01697-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/438298 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Федекин, И.Н. 
Возрастная психология и Педагогическая психология [Электронный ресурс] : методическое пособие.— Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 .— 61 с. <URL:http://bibl:81/books/ Эл.Библ./Возрастная психология и Пед психология_Федекин ИН, Хуснутдинова РР.pdf>
НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Психологические особенности младшего школьника/ Режим доступа: https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/214262/
 
Э2
Детская психология// Психология младшего школьника Режим доступа: http://childpsy.ru/rubricator/index.php?rid=20691&detail=Y
 
Э3
Информационная правовая система Гарант. - Режим доступа: http://www.garant.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-203 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в 

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Особенности работы определяются выбранной формой занятия, и включает в себя: выяснение позиций участников; организация коммуникации; интерактивное позиционирование (включает четыре этапа: выяснение набора позиций аудитории, осмысление общего для этих позиций содержания, переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, формирование нового набора позиций на основании нового смысла).

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить 

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

М