2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Практикум по методам активизации обучения_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Практикум по методам активизации обучения
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
экзамен 5
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
85
85
85
85
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Коновалова Елена Викторовна _________________
 
 
Практикум по методам активизации обучения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся знания о современных методах и техниках активного обучения
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать у обучающихся знания об особенностях активизации познавательной деятельности обучающихся, о различных способах активизации процесса обучения;
1.4
сформировать у обучающихся представления о социально-психологической природе активных методов обучения;
1.5
сформировать у обучающихся знания о различных теоретических подходах к применению методов активного обучения в психологической практике;
1.6
сформировать у обучающихся навыки применения методов активного обучения, умений моделирования активных методов обучения: групповой дискуссии, ролевых игр, тренинга
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастно-психологическое консультирование
2.1.2
Методы коррекционно-развивающей работы психолога в школе
2.1.3
Помощь детям в кризисной ситуации
2.1.4
Производственная педагогическая практика
2.1.5
Профилактика зависимостей и асоциального поведения у подростков
2.1.6
Психобиографические методы в коррекционно-развивающей работе
2.1.7
Психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами в обучении
2.1.8
Тренинговая работа с детьми
2.1.9
Методика организации волонтёрской деятельности
2.1.10
Психологическое сопровождение профильного обучения
2.1.11
Психология индивидуального и дифференцированного обучения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Освоение данной дисциплины необходимо для дальнейшей профессиональной деятельности
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: Способен применять стандартные, коррекционно-развивающие методы и технологии
 
ПК-3.1: Знает: современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы; современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи; закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы
 
ПК-3.2: Умеет: проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками; оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями
 
ПК-3.3: Владеет: основами проведения коррекционно- развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решения проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические основы активного обучения, содержание отдельных технологий, методов и приемов активного обучения
3.1.2
общие закономерности, принципы, особенности педагогической организации активного обучения, отличительные особенности традиционного и  активного обучения
3.1.3
современные требования к организации образовательного процесса, особенности диагностической, коррекционной и следовательской деятельности в процессе активного обучения
3.1.4
3.1.5
3.1.6
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3.2.1
применять активные методы и формы обучения, эффективно управлять групповой работой, выбирать формы, методы, средства активного обучения
3.2.2
использовать основные формы и методы групповой развивающей и активизирующей работы, проводить оценку эффективности активного обучения
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками управления групповой динамикой, средствами организации различных видов деятельности, диагностическими и коррекционно-развивающими средствами
3.3.2
навыками применения методов активного обучения, умениями осуществлять адекватный выбор того или иного метода социально-психологического обучения для решения поставленных  задач (групповых дискуссий, ролевых игр, мозгового штурма, кейс-метода, деловых игр, имитационных игр и др.)
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общая характеристика методов активизации обучения 

 
1.1
Цели различных методов, задачи, особенности методов активизации обучения.   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-3.1
5
0
 
1.2
Анализ феноменов групповой работы   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
5
0
 
 
Раздел 2. Групповая дискуссия 

 
2.1
Роль ведущего. Проведение групповой дискуссии с заданными ролями. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2 Э3

2
ПК-3.1
5
0
 
2.2
Цели, правила, принципы проведения групповой дискуссии.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э4

8
ПК-3.1 ПК-3.2
5
0
 
2.3
Методология проведения дебатов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

9
ПК-3.3
5
0
 
 
Раздел 3. Мозговой штурм 

 
3.1
Генерирование идей. Процедура мозгового штурма.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2 Э3

2
ПК-3.3
5
0
 
3.2
Достонства и ограниченния метода мозгового штурма /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2 Э3

8
ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
 
Раздел 4. Деловые игры

 
4.1
Преимущества деловых игр и возможности их использования. Цели для развития участников игры. Преимущества и ограничения технологии деловых игр. Роли в деловых играх /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
4.2
Виды деловых игр. Характеристики деловых игр /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2

2
ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
 
Раздел 5. Имитационные  методы активного обучения

 
5.1
Пять составляющих имитационных игр. Три этапа в имитационной игре. Принципы построения имитационных игр. Имитационная игра на целеполагание. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2 Э4

10
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
5.2
Компьютерные имитационные игры.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2 Э4

10
ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
 
Раздел 6. Тренинг. Цели, содержание и формы социально-психологического тренинга

 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
6.1
Этапы построения. Этап подбора группы. Этап введения. Этап создания работоспособности. Этап объективирования. Этап изменений. Этап целостного действия. Этап обратной связи. Психогимнастика в тренинге. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2 Э3 Э5

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
6.2
Разработка и анализ тренинговой программы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2 Э3

6
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
 
Раздел 7. Методы стимулирования творческой активности

 
7.1
Механизмы эвристических технологий. Метод синектики. Приемы, основанные на аналогии. Этапы проведения синектической сессии. Метод ассоциаций.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э4 Э5

8
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
7.2
Правила интерактивного взаимодействия для участников /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3 Э4

8
ПК-3.1 ПК-3.2
5
0
 
 
Раздел 8. Ролевые игры

 
8.1
Виды ролевых игр, цели и основные характеристики различных видов. Алгоритм подготовки и проведения. Постановка цели. Выбор участников. Инструктаж. Управление игрой. Проведение обсуждения.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э4

10
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
8.2
метод проектов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э4

8
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
8.3
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э6 Э7

9
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерный перечень вопросов к экзамену:

1. Теоретические основы активного обучения.

2. Содержание технологий, методов и приемов активного обучения.

3. Общие закономерности, принципы, особенности педагогической организации активного обучения.

4. Отличительные особенности традиционного и  активного обучения.

5. Современные требования к организации образовательного процесса.

6. Особенности диагностической деятельности в процессе активного обучения.

7. Особенности коррекционной деятельности в процессе активного обучения.

8. Особенности исследовательской деятельности в процессе активного обучения.

9. Инновационные подходы к обучающим технологиям.

10. Методологические принципы интерактивной работы.

11. Условия интерактивных технологий.

12. Эффекты групповой работы.

13. Имитационные игры. Составляющие имитационной игры.

14. Имитационные игры. Этапы игры.

15. Достоинства и ограничения технологии имитационных игр.

16. Виды деловых игр.

17. Характеристики деловой игры.

18. Преимущества деловых игр и возможности их использования.

19. Роли в деловых играх

20. Подготовка и проведение деловой игры.

21. Достоинства и ограничения технологии деловых игр

22. Метод анализа конкретных ситуаций

23. Метод кейсов.

24. Метод инцидента

25. Ролевые игры. Виды ролевых игр.

26. Ситуационные игры

27. Цели, правила, принципы проведения групповой дискуссии.

 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
28. Подбор тем для дискуссии.

29. Роль ведущего в дискуссии.

30. Имитационные неигровые методы активного обучения.

31. Решение учебных задач.

32. Анализ конкретных ситуаций.

33. Имитационные игровые методы активного обучения.

34. Структурные компоненты игры.

35. Классификация игр.

36. Подготовка и проведение игры в учебном процессе.

37. Групповая дискуссия.

38. Проведение групповой дискуссии с заданными ролями.

39. Формулирование вопросов для управления дискуссией.

40. Групповое решение проблем. Мозговой штурм.

41. Процедура мозгового штурма.

42. Правила проведения мозгового штурма.

43. Коммуникативная компетентность личности.

44. Социально-психологический тренинг как комплексная форма активного социально-психологического обучения.

45. Организационные факторы эффективности социально-психологического  тренинга.

46. Метод тренинга. Задачи и виды тренинга.

47. Метод тренинга. Этапы.

48. Проведение тренинговых упражнений. Технология.

49. Социально-психологический тренинг делового общения.

50. Требования к ведущему интерактивных методов.

51. Техники получения обратной связи.

52. Механизмы эвристических технологий.

53. Метод синектики.

54. Приемы, основанные на аналогии.

55. Метод ассоциаций.

56. Виды ролевых игр, цели и основные характеристики различных видов.

57. Алгоритм подготовки и проведения ролевых игр.

58. Достоинства и ограничения ролевых игр.

59. Неимитационные методы активного обучения.

60. Способы и формы активизации слушателей во время лекции. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1. Активизация обучения как психологическая проблема.

2. Классификация базовых методов активного социально-психологического обучения.

3. Содержание технологий, методов и приемов активного обучения.

4. Общие закономерности, принципы, особенности педагогической организации активного обучения.

5. Отличительные особенности традиционного и  активного обучения.

6. Современные требования к организации образовательного процесса.

7. Особенности диагностической деятельности в процессе активного обучения.

8. Особенности коррекционной деятельности в процессе активного обучения.

9. Особенности исследовательской деятельности в процессе активного обучения.

10. Инновационные подходы к обучающим технологиям.

11. Методологические принципы интерактивной работы.

12. Условия интерактивных технологий.

13. Принципы работы и механизмы психологического воздействия в группе.

14. Дискуссионные методы активного социально-психологического обучения.

15. Групповая дискуссия: понятие, преимущества и виды.

16. Кейс-метод – метод коллективного анализа ситуаций.

17. Методические рекомендации в проведении групповых дискуссий.

18. Игровые формы взаимодействия как методы активного социально-психологического обучения.

19. Игровые методы: понятие и психологические эффекты игровой деятельности.

20. Характеристика основных видов игр: деловая, ролевая, имитационная, организационно-деятельностная игра .

21. Проектный метод в активном социально-психологическом обучении.

22. Общая характеристика проектной деятельности.

23. Применение проектного метода в активном социально-психологическом обучении

24. Типы проектов. Последовательность работы над проектом .

25. Социально-психологический тренинг в образовании.

26. Социально-психологический тренинг: понятие и виды.

27. Психологические вопросы организации тренинговой группы.

28. Ведущий тренинговой группы.

29. Социально-психологический тренинг как комплексная форма активного социально-психологического обучения.

30. Организационные факторы эффективности социально-психологического  тренинга.

 
5.3. Фонд оценочных средств
 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
См. Приложение к РПд Фонд оценочных средств по учебной дисциплине
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Б. З. Зельдович, Н. М. Сперанская
Активные методы обучения : учебное пособие для вузов / Б. З. Зельдович, Н. М. Сперанская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-11754-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/446059: учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
Л1.2
Ю. Н. Лапыгин
Методы активного обучения : учебник и практикум для вузов / Ю. Н. Лапыгин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 248 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-02216-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —  URL: https://www.urait.ru/bcode/511528 : учебник и практикум для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
А. А. Еромасова
Общая психология. Методы активного обучения : учебное пособие для вузов / А. А. Еромасова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06613-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437646 :  учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019. , 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Деловая игра https://yandex.ru/video/search?filmId=15600218981516576325&text=%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B&clid=2224313 
 
Э2
Активные и интерактивные методы обучения как способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся http://www.pandia.ru/816109/ 
 
Э3
Технология обучения и методы активизации http://do.gendocs.ru/docs/index-54621.html 
 
Э4
Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение https://www.twirpx.com/file/365127/ 
 
Э5
Тренинг в школе  https://youtu.be/yfaEvGCfw9o 
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-203 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу 

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
в течение 30-45 мин.

Форма проведения экзамена для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена или зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.