2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Психология индивидуального и дифференцированного обучения_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психология индивидуального и дифференцированного обучения
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Коновалова Елена Викторовна _________________
 
 
Психология индивидуального и дифференцированного обучения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся систему теоретических знаний и практических навыков по психологии индивидуального и дифференцированного обучения, способности  организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
развить у обучающихся способности организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, продуктивную, культурно-досуговую;
1.4
сформировать умения выстраивать  развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика организации волонтёрской деятельности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
Практикум по методам активизации обучения
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: Способен применять стандартные, коррекционно-развивающие методы и технологии
 
ПК-3.1: Знает: современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы; современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи; закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы
 
ПК-3.2: Умеет: проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками; оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями
 
ПК-3.3: Владеет: основами проведения коррекционно- развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решения проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
понятийный и категориальный аппарат, основные проблемы и задачи психологии индивидуального и дифференцированного обучения;
3.1.2
методологические принципы и теоретические основы для их решения; принципы создания условий для развития учащихся; психологические основы дифференциации обучения; характер индивидуальных различий в процессе обучения
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
самостоятельно организовать и проводить исследование по элементарным проблемам сопровождения школьников (способных, одаренных, неуспевающих, леворуких…), анализировать, обобщать и интерпретировать полученные результаты;
3.2.2
применять коррекционно-развивающие методы и технологии;
3.2.3
проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками работы с методиками, используемыми в психологии индивидуального и дифференцированного обучения;
3.3.2
навыками психологического анализа учебной деятельности субъекта с позиций системного подхода;
3.3.3
навыками применения научных методов и приемов в практике педагога-психолога;
3.3.4
навыками решения социально-психологических проблем взаимоотношений в учебном коллективе.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Раздел 1. Дифференциальная психология, ее место в структуре психологической теории

 
1.1
Основные понятия дифференциальной психологии. Познание природы человеческой индивидуальности. Предпосылки учения о различиях между людьми. Жизненные наблюдения и психология здравого смысла /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.1
4
0
 
1.2
Понятия «индивидуализация» и «дифференциация». Их сходства и различия.      /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.1 ПК-3.3
4
0
 
1.3
Интраиндивидуальные и интериндивидуальные различия /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
1.4
Становление дифференциальной психологии как специальной дисциплины. Методы дифференциальной психологии. Прикладное и теоретическое значение, проблемы и перспективы дифференциальной психологии в современных условиях. Биологические и социальные детерминанты индивидуальных особенностей школьников. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
1.5
Учет индивидуальных особенностей школьников в процессе обучения в школе /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
1.6
Индивидуальная специфика психических процессов /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
 
Раздел 2. Индивидуальные и личностные особенности учения

 
2.1
Когнитивные стили: полезависимость - поленезависимость, рефлексивность - импульсивность, дифференциальность - интегральность. Мотивация достижения. Психологическое обоснование организации дифференцированного обучения в школе. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
2.2
Индивидуальная образовательная траектория школьников /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
2.3
Особенности учения как процесса присвоения информации: особенности внимания, восприятия и переработки информации, запоминания и воспроизведения. Успешность в обучении. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
2.4
Психологическое обоснование организации дифференцированного обучения в школе. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
2.5
Поисковые задачи для дифференциального развития интеллектуальных способностей школьников /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
 
Раздел 3. Категория индивидуальности в традиционной и гуманистической парадигме.

 
3.1
Категории «индивид, личность, индивидуальность» в различных подходах. Процессы социализации и индивидуализации в современных условиях. Виды, методы.  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.1
4
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3.2
Гендерные различия в обучении и воспитании школьников /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
 
3.3
Поисковые задачи для дифференциального развития интеллектуальных способностей школьников /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
3.4
Особенности различных моделей обучения. Традиционное обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное образование. Приоритеты, позитивные и негативные стороны различных систем обучения. Психолого-педагогическая поддержка в личностно-ориентированном образовании. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
3.5
Социоэкономический статус индивидуальности, влияние семьи и социального статуса на индивидуалность.Психологические причины эмоциональных проблем школьников /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
 
Раздел 4. Направления анализа индивидуально-типологических особенностей школьников. Дифференциация и индивидуализация в образовании

 
4.1
Основания типологизации. Особенности характера, деятельности, познания. Критериальные и констатирующие характеристики. Половая дифференциация и образование. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
 
4.2
Внутрисемейные процессы как фактор формирования индивидуальных различий.Психологические причины эмоциональных проблем школьников /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
4.3
Дифференциация и индивидуализация в образовании.

Возрастные особенности обучения. Кризис образования. Дифференциация и интеграция /Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
4.4
Феномен креативности: одаренность, талант, гениальность /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
4.5
Психолого-педагогическая практика работы с одаренными детьми /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
4.6
Феномен одаренных детей. Анализ сложившейся ситуации в работе с одаренными детьми

/Ср/

Л1.1Л2.1

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
4.7
Психологическое сопровождение неуспевающих школьников /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
 
Раздел 5. Обучение детей с особенностями развития

 
5.1
Обучение ослабленных детей. Дети с эмоциональными нарушениями. Типичные трудности в обучении и возможные психологические причины. Леворукие дети.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
5.2
Нарушения психосоциального развития подростков. Особенности организации обучения подростков с акцентуациями характера. Категория одаренных детей. Проблемы одаренности. Принципы обучения одаренных детей. Одаренные и способные дети.

Психологические аспекты сопровождения неуспевающих школьников.

/Ср/

Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
5.3
Психологические причины неуспеваемости школьников /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
5.4
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов для подготовки к зачету:

1. Становление дифференциальной психологии как специальной дисциплины.

2. Биологические и социальные детерминанты индивидуальных особенностей.

3. Направления анализа индивидуально – типических особенностей.

4. Категории «индивид», «личность», «индивидуальность» в различных подходах.

5.      Процессы социализации и индивидуализации в современных условиях.

6. Особенности различных моделей обучения.

7. Приоритеты, позитивные и негативные стороны различных систем обучения.

8. Традиционное обучение.

9. Развивающее обучение.

10. Личностно – ориентированное образование.

11. Индивидуальные и личностные особенности учения. Когнитивные стили.

12. Индивидуальные и личностные особенности учения. Мотивация достижения и  мотивация избегания.

13. Индивидуальные и личностные особенности учения. Особенности учения как процесс присвоения информации: особенности         внимания, восприятия и переработки информации.

14. Индивидуальные и личностные особенности учения. Успешность обучения.

15. Обучение ослабленных детей.

16. Обучение детей с эмоциональными нарушениями.

17. Типичные трудности в обучении и возможные психологические причины.

18. Леворукие дети и особенности их обучения.

19. Особенности организации обучения подростков с акцентуациями характера.

20. Категория одаренных детей. Принципы обучения одаренных детей.

21. Возрастные особенности обучения.

22. Кризис образования. Дифференциация и интеграция. Проблемы и перспективы. Виды индивидуализации.

23. Различные направления анализа индивидуально – типических особенностей.

24. Психологические особенности индивидуализации обучения.

25. Формы дифференциации и индивидуализации.

26. Основные системы обучения. Безусловные достоинства и проблемы.

27. Обучение и половая дифференциация.

28. Формирование адаптивной образовательной системы школы.

29. Педагогические инновации и организация их реализации.

30. Контроль, анализ и регулирование инновационных процессов.

31. Создание комфортных условий для обучения в школе.

32. Диагностика и коррекция школьной неуспеваемости.

33. Организация внешкольной работы.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1.     Основные системы обучения. Безусловные достоинства и проблемы.

2. Категории личности и индивидуальности в различных теориях.

3. Формы дифференциации и индивидуализации.

4. Возрастные особенности обучения и особенности дифференциации.

5. Различные направления анализа индивидуально-типических особенностей.

6. Личностно-ориентированное образование.

7. Психологические основы индивидуализации обучения (в различных системах обучения).

8. Биологическое и социальное в индивидуальных различиях.

 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
9. Психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения (различные подходы).

10. Типичные трудности в обучении и возможные психологические причины неуспевающих.

11. Личностные условия учения.

12. Обучение и половая дифференция.

13. Обучение ослабленных детей.

14. Проблемы дифференциации и индивидуализации в современном образовании.

15. Индивидуальные и личностные особенности учения. Когнитивные стили.

16. Индивидуальные и личностные особенности учения. Мотивация достижения и  мотивация избегания.

17. Индивидуальные и личностные особенности учения. Особенности учения как процесс присвоения информации: особенности внимания, восприятия и переработки информации.

18. Индивидуальные и личностные особенности учения. Успешность обучения.

19. Леворукие дети и особенности их обучения.

20. Особенности организации обучения подростков с акцентуациями характера.

21. Категория одаренных детей. Принципы обучения одаренных детей.

22. Разноуровневое обучение.

23. Дифференциация  и индивидуализация обучения.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Г. Ю. Авдиенко
Дифференциальная психология : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Г. Ю. Авдиенко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 178 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-06196-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516158 : учебное пособие для бакалавриата и специалитета
Москва : Издательство Юрайт, 2019., 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
М. А. Холодная
Когнитивная психология. Когнитивные стили : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. А. Холодная. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 309 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06304-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441934: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры
Москва : Издательство Юрайт, 2019., 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Видеолекция Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения.- URL:  https://infourok.ru/webinar/97.html 
 
Э2
Видеолекция Психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования по ФГОС.- URL: https://infourok.ru/webinar/98.html 
 
Э3
Видеолекция «Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования». - URL: :https://infourok.ru/webinar/92.html 
 
Э4
Видеолекция Тьюторское сопровождение как эффективная форма индивидуализации работы с обучающимися.  - URL: https://infourok.ru/webinar/64.html
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-203 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-205 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников 

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и 

 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для   лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.