2022-2023_zm44_04_01 ППО_plx_Теория и практика организации профессиональных олимпиад и конкурсов_Педагогика профессионального образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и практика организации профессиональных олимпиад и конкурсов
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Педагогика профессионального образования
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
90
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
90
90
90
90
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 ППО.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.н, доцент, А.М.Сафина _________________
 
 
Теория и практика организации профессиональных олимпиад и конкурсов
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Педагогика профессионального образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна 

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
развитие профессиональных компетенций, методических и практических навыков работы со школьниками, изучающими  на профильном и углубленном уровне какой-либо предмет и организация  профессиональных олимпиад и конкурсов;​
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
повышение профессионального мастерства педагогов, осуществляющих организацию профессиональных олимпиад и конкурсов;
1.5
совершенствование навыков в области составления заданий, организации, проверки и проведения апелляции олимпиад 1 - 3 уровня, а также школьного, муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады;
1.6
повышение уровня знаний и педагогических компетенций в области организации среды для выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей в какой-либо предметной сфере.
1.7
1.8
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные на предыдущем уровне образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогический контроль и оценка результатов освоения образовательной программы
2.2.2
Проектирование безопасной образовательной среды в профессиональной образовательной организации
2.2.3
Современные образовательные технологии и средства обучения
2.2.4
Экономика профессионального образования
2.2.5
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.6
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.7
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.8
Менеджмент и маркетинг в образовании
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
 
УК-2.1: Выстраивает этапы работы над проектом с учетом последовательности их реализации, определяет этапы жизненного цикла проекта
 
УК-2.2: Определяет проблему, на решение которой направлен проект, грамотно формулирует цель проекта. Определяет исполнителей проекта
 
 
ПК-2: Способен осуществлять проектирование и управление реализацией учебных программ профессионального образования
 
ПК-2.1: Знает: инновационные подходы и требования к структуре и содержанию учебных программ, алгоритм проектирования программ; инструментарий управления и экспертной оценки содержания программ
 
ПК-2.2: Умеет: определять цели, задачи и специфику учебной программы, проектировать данную программу, организовывать взаимодействие представителей работодателей, руководства образовательной организации и педагогических работников при определении требований к результатам подготовки обучающихся
 
ПК-2.3: Владеет: современными теоретическими и методическими подходами к разработке и реализации учебных программ, приемами управления экспертной деятельностью при проектировании данных программ
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
принципы формирования концепции проекта в рамках обозначенной проблемы;
3.1.2
основные требования,предъявляемые к проектной работе и критерии оценки результатов проектной деятельности;
3.1.3
теоретические основы и технологии организации проектирования и управления реализацией учебных программ профессионального образования
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
3.2.1
разрабатывать концепцию проекта в рамках обозначенной проблемы, формулируя цель, задачи, актуальность, значимость (научную, практическую, методическую и иную в зависимости от типа проекта), ожидаемые результаты и возможные сферы их применения;
3.2.2
уметь видеть образ результата деятельности и планировать последовательность шагов для достижения данного результата;
3.2.3
прогнозировать проблемные ситуации и риски в проектной деятельности;
3.2.4
разрабатывать новые подходы и методические решения в области проектирования научно-методических и учебно-методических материалов в учебных программах;
3.2.5
разрабатывать (обновлять)примерные или типовые образовательные программы, примерные рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей)
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками составления плана графика реализации проекта в целом и плана-контроля его выполнения;
3.3.2
навыками конструктивного преодоления возникающих разногласий и конфликтов;
3.3.3
навыками осуществления деятельности по проектированию научно -методических и учебно -методических материалов при выполнении профессиональных задач  
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретические основы организации профессиональных олимпиад и конкурсов

 
1.1
Общее положение о профессиональных олимпиадах /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-2.1 УК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
 
1.2
Методические рекомендации по подготовке к участию в профессиональных олимпиадах  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
УК-2.1 УК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
 
1.3
Подготовка и организация дистанционных профессиональных олимпиад /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-2.1 УК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
 
1.4
Проведение и организация региональных профессиональных олимпиад /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

10
УК-2.1 УК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
 
1.5
Проведение и организация всероссийских профессиональных олимпиад /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

20
УК-2.1 УК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
 
 
Раздел 2. Практические основы организации профессиональных олимпиад 

 
2.1
Разработка положения об профессиональной олимпиады /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-2.1 УК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
 
2.2
Разработка заданий для профессиональной олимпиады /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-2.1 УК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
 
2.3
Создание инфоррмационных писем для профессиональных олимпиад /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-2.1 УК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
 
2.4
Применение ИКТ в разработке профессиональных олимпиад /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

10
УК-2.1 УК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
2.5
Нормативно-правовые акты при организации профессиональных олимпиад /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

20
УК-2.1 УК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
 
 
Раздел 3. Теоретические и практические основы организации профессиональных конкурсов

 
3.1
Нормативно-правовые акты,лежащие в основе профессиональных конкурсов при их разработке /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1

2
УК-2.1 УК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
 
3.2
Разработка положений и информационных писем на конкурсы /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

10
УК-2.1 УК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
 
3.3
Стратегия выбора экспертов на конкурсы /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

10
УК-2.1 УК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
 
3.4
Тактика поведения на аппеляционных мероприятиях по конкурсам /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1

10
УК-2.1 УК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
 
3.5
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1

4
УК-2.1 УК-2.2 ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1.Общие положения об профессиональных олимпиадах.

2.Значение олимпиад в развитии познавательного интереса и творческих способностей участников.

3.Основные цели и задачи олимпиад. Организаторы олимпиад. Этапы проведения профессиональных олимпиад (школьные, городские, региональные, муниципальные, международные) и сроки их проведения. 4.Требования к проведению. Подготовка и проведение, инструктаж о проведении.

5.Порядок апелляции. удаление с олимпиады, место и время ознакомления с результатами олимпиады.

6.Тематические олимпиады, заочные, дистанционные. Особенности профессиональных олимпиад. Общая характеристика содержания профессиональных олимпиад и конкурсов.

7.Методические рекомендации по подготовке к профессиональным олимпиадам.

8.Применение теоретических знаний в конкретных обстоятельствах на практике. Владение хорошими теоретическими знаниями, эрудицией. Учет требований к составлению олимпиадных задач.

9.Использование при подготовке информационных материалов (Google Earth), задания прошлых лет материалов прошлых олимпиад.

10.Дисстанционные олимпиады. Значение, цели и задачи дистанционных олимпиад.

11.Пример эвристических олимпиад центра дистанционного образования "Эйдос". Примеры заданий и их решение. Интернет -каталоги, страницы "Олимпиады и викторины", ""Олимпиады для школьников"

12.Региональная (республиканская) олимпиада. Значение, цели и задачи. Организация, сроки проведения. Содержание. Методические рекомендации для подготовки к участию в республиканской олимпиаде. Примеры заданий повышенной сложности.

13.Всероссийская олимпиада. Значение, цели и задачи. Организация, сроки проведения. Содержание. Методические рекомендации для подготовки к участию во всероссийской олимпиаде. Примеры заданий и их решение.

14.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинe (модулю).

15.Общее положение о профессиональных олимпиадах

16.Методические рекомендации по подготовке к участию в профессиональных олимпиадах

17.Подготовка и организация дистанционных профессиональных олимпиад

18.Проведение и организация региональных профессиональных олимпиад

19.Проведение и организация всероссийских профессиональных олимпиад

20.Разработка положения об профессиональной олимпиады

21.Разработка заданий для профессиональной олимпиады

22.Создание информационных писем для профессиональных олимпиад

23.Применение ИКТ в разработке профессиональных олимпиад

24.Нормативно-правовые акты при организации профессиональных олимпиад

25.Нормативно-правовые акты, лежащие в основе профессиональных конкурсов при их разработке

26.Разработка положений и информационных писем на конкурсы

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
27.Стратегия выбора экспертов на конкурсы

28.Тактика поведения на аппеляционных мероприятиях по конкурсам 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1. Приоритетные направления образовательной политики  в аспекте организации состязательной деятельности одаренных и талантливых.

2. Нормативно-правовое обеспечение  процесса организации состязательной деятельности талантливых  и одаренных

3. Управление профессиональной деятельностью  по организации состязательной деятельности талантливых и одаренных

4. Разработка положения (регламента),  подготовке текста предложения или редактированию существующих текстов, регламентов, положений организации состязательной деятельности (на примере конкретной области).

5. Сравнительная характеристика форм,  методов, нормативных  документов РФ и РТ, РФ и других стран по  вопросам организации состязательной деятельности талантливой молодежи.

6. Подготовка предложений по совершенствование системы стимулирования и поддержки молодых талантов

7. Разработка положения (регламента) Конкурса в рамках  конкретной области  и вида одаренности (творческая одаренность).

8. Разработка положения (регламента) Конкурса в рамках  конкретной области  и вида одаренности (академическая одаренность).

9. Разработка положения (регламента) Конкурса в рамках  конкретной области  и вида одаренности (социальная  лидерская одаренность).

10. Разработка положения (регламента) Конкурса в рамках  конкретной области  и вида одаренности (социальная предпринимательская одаренность).

11. Разработка положения (регламента) Конкурса в рамках  конкретной области  и вида одаренности (конструкторско-изобретательская одаренность).

12.  Разработка положения (регламента) Конкурса в рамках  конкретной области  и вида одаренности (моторная одаренность).

13. Нормативно-правовое обеспечение  процесса организации состязательной деятельности талантливых  детей (на примере творческого типа одаренности).

14. Нормативно-правовое обеспечение  процесса организации состязательной деятельности талантливых  детей (на примере академического типа одаренности).

15. Нормативно-правовое обеспечение  процесса организации состязательной деятельности талантливых  детей (на примере социально – лидерского типа одаренности).

16. Нормативно-правовое обеспечение  процесса организации состязательной деятельности талантливых  детей (на примере социально-предпринимательского типа одаренности).

17. Нормативно-правовое обеспечение  процесса организации состязательной деятельности талантливых  детей (на примере конструкторско-изобретательского типа одаренности).

18. Нормативно-правовое обеспечение  процесса организации состязательной деятельности талантливых  детей (на примере моторного типа одаренности).

19.  Организационно-педагогическое сопровождение и подготовка  к состязательной деятельности одаренного ребенка младшего школьного возраста (на примере творческого  типа одаренности).

20. Организационно-педагогическое сопровождение и подготовка  к состязательной деятельности одаренного подростка (на примере академического  типа одаренности).

21. Организационно-педагогическое сопровождение и подготовка  к состязательной деятельности одаренных учащихся старших классов (на примере социально – лидерского  типа одаренности).

22. Организационно-педагогическое сопровождение и подготовка  к состязательной деятельности одаренных учащихся старших классов (на примере социально – предпринимательского  типа одаренности).

23. Организационно-педагогическое сопровождение и подготовка  к состязательной деятельности одаренного подростка (на примере социально – лидерского  типа одаренности).

24. Организационно-педагогическое сопровождение и подготовка  к состязательной деятельности одаренного подростка (на примере моторного  типа одаренности).

25. Организационно-педагогическое сопровождение и подготовка  к состязательной деятельности одаренного подростка (на примере типа конструкторско-изобретательского  одаренности)

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Золотарева, А. В.
Тьюторское сопровождение одаренного ребенка : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. В. Золотарева, Е. Н. Лекомцева, А. Л. Пикина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 184 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08737-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/436483
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Франц, Монкс
Одаренные дети / Монкс Франц, Ипенбург Ирен ; перевод А. В. Белопольский. — 2-е изд. — Москва : Когито-Центр, 2019. — 136 c. — ISBN 978-94-6105-621-4, 978-5-89353-408-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88401.html
Москва : Когито-Центр, 2019
 
Л2.2
Г. Н. Германов, А. Н. Корольков, И. А. Сабирова, О. И. Кузьмина. 
Олимпийское образование в 3 т. Том 1. Игры олимпиад : учебное пособие для вузов / Г. Н. Германов, А. Н. Корольков, И. А. Сабирова, О. И. Кузьмина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 793 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07450-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494319 (дата обращения: 07.05.2022).: Олимпийское образование в 3 т
Москва : Издательство Юрай, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
https://youtu.be/3VI6BjKkVak "Олимпийские игры" мифы и т.д.
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.6
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-201 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-205 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
7.4
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других 

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к 

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.