2022-2023_b44_03_05 ИЗО и Т 251_plx_История визуально-пространственных искусств_Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
История визуально-пространственных искусств
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
экзамен 7 зачет 3, 5 зачет с оценкой 4, 6
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
160
аудиторные занятия
236
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
12 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
432
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
6 (3.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
17 1/6
16 3/6
15 3/6
13 5/6
13 4/6
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
14
14
12
12
12
12
12
12
82
82
Практические
16
16
32
32
30
30
26
26
38
38
12
12
154
154
Итого ауд.
32
32
48
48
44
44
38
38
50
50
24
24
236
236
Кoнтактная рабoта
32
32
48
48
44
44
38
38
50
50
24
24
236
236
Сам. работа
40
40
24
24
28
28
34
34
22
22
12
12
160
160
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
72
72
72
72
72
72
72
72
432
432
 
 
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.искусствоведения, доц., Ахметшина Анифа Камаевна _________________
 
 
История визуально-пространственных искусств
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валеева Регина Завдатовна 

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины : ознакомить обучающихся с  периодизацией и стилями в истории визуально-пространственных  искусств , с творчеством известных художников в соответствии с требованиями образовательных стандартов
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
получение  обучающимися  знаний по  истории визуально-пространственных  искусств , необходимых им для будущей профессиональной деятельности ознакомление  со стилями   изобразительного искусства для способности  решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся,
1.4
обучение  анализу произведений изобразительного  искусства
1.5
развитие самостоятельности в работе и творческой активности в учебной и внеучебной деятельности
1.6
обучение реализации образовательных  программ  по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
1.7
обучение  подбору  компонентов  воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
1.8
 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Введение в профессию
2.1.2
Перспектива
2.1.3
Стилизация в живописи и графике
2.1.4
Бумагопластика
2.1.5
Цветоведение и колористика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Академический рисунок
2.2.2
Курсовая работа по дисциплине "История визуально-пространственных искусств"
2.2.3
Курсовой проект по дисциплине "Техническое творчество и основы проектирования"
2.2.4
Мультимедийные технологии в СОШ
2.2.5
Производственная педагогическая практика по 1 профилю
2.2.6
Техническое творчество и основы проектирования
2.2.7
Анализ и интерпретация произведений искусства
2.2.8
Дизайн и декоративно-прикладное творчество
2.2.9
Инженерная и компьютерная графика
2.2.10
Мехатроника и робототехника
2.2.11
Передовые производственные технологии
2.2.12
Производственная педагогическая практика по 2 профилю
2.2.13
Резьба по гипсу
2.2.14
Электротехника и электроника
2.2.15
3-D моделирование и прототипирование
2.2.16
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.17
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.2.18
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.19
Технологии обработки керамики
2.2.20
Художественная роспись по дереву
2.2.21
Академическая живопись
2.2.22
Лепка в художественном творчестве детей
2.2.23
Технологии обработки стекла
2.2.24
Технология обработки текстильных материалов
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.1: Демонстрирует умение постановки воспитательных целей, проектирования воспитательной деятельности и методов ее реализации в соответствии с требованиями ФГОС ОО и спецификой учебного предмета.
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору).
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности.
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности.
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
природу  и содержание искусства и общие тенденции развития искусства
3.1.2
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
3.1.3
периодизацию  и особенности каждого  из выделенных периодов историю сложения и развития  архитектурных  и художественных школ
3.1.4
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
3.1.5
основы  художественного языка  графики,  скульптуры, живописи, архитектуры, декоративно- прикладного искусства
3.1.6
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предметам изобразительное искусство и технология в соответствии с ФГОС
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать теоретические знания  по изобразительному  искусству в дальнейшей практической работе и профессиональной деятельности
3.2.2
способствовать формированию у учащихся школ творческого воображения, образного мышления, воспитанию художественно-эстетической культуры и художественного вкуса  средствами  искусства;
3.2.3
анализировать  произведения искусства, явления художественной жизни
3.2.4
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
системой знаний о закономерностях развития искусства, механизмах и способах регуляции художественной жизни
3.3.2
методами комплексного, системного анализа произведений искусства, явлений художественной жизни
3.3.3
первичными знаниями и приемами передачи художественного опыта в образовательном учреждении
3.3.4
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебным предметам изобразительное искусство и технология  в соответствии  с  ФГОС
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Историческое искусствознание в системе современного социогуманитарного знания. 

 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
1.1
Основные этапы развития визуально-пространственных искусств  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ОПК-4.1 ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
 
1.2
Особенности  этапов развития  визуально- пространственных искусств  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
 
1.3
Методы историко-искусствоведческих исследований /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
 
1.4
Научное наследие известных исследователей истории развития визуально- пространственных искусств  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
 
1.5
Подготовка глоссария /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
 
1.6
Визуально-пространственные искусства в системе культуры.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
 
1.7
Визуально-пространственные искусства в системе культуры.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
 
1.8
Подготовка глоссария /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
 
1.9
Основные группы визуально-пространственных искусств  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
 
1.10
Методы их изучения основных групп визуально-пространственных искусств  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
 
1.11
Подготовка глоссария /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

6
ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
 
1.12
Доклад с презентацией /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

6
ПК-3.2
2
0
 
 
Раздел 2. Визуально-пространственные искусства в системе культуры. 

 
2.1
Художественный язык архитектуры. Закономерности стилевой эволюции архитектуры в культурных эпохах и периодах. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
 
2.2
Подбор иллюстративного материала к лекционному материалу. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
 
2.3
Стили, направления  и течения визуально-пространственного искусства. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
 
2.4
Подготовка глоссария. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
 
2.5
Направления и течения визуально-пространственного искусства. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
 
2.6
Подбор иллюстративного материала к лекционному материалу. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

6
ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.7
Виды и жанры визуально-пространственных искусств /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
 
2.8
Виды и жанры визуально-пространственных искусств /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
 
2.9
Подбор иллюстративного материала к материалу лекций /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

6
ПК-3.1 ПК-3.2
2
0
 
2.10
Основные этапы развития европейского и отечественного искусства  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.2
2
0
 
2.11
Основные этапы развития европейского и отечественного искусства  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.2
2
0
 
 
Раздел 3. Этапы развития европейского и отечественного искусства: 

 
3.1
Древнейшие памятники изобразительного искусства первобытного строя /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
3
0
 
3.2
Эволюция художественных образов; характерные особенности произведений данного периода. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
3
0
 
3.3
Подготовка глоссария и иллюстративного материалапо теме лекции. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

10
ПК-3.1 ПК-3.2
3
0
 
3.4
Особенности искусства Древнего Египта: общая характеристика. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
3
0
 
3.5
Формирование основных принципов изображения и художественных традиций.

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
3
0
 
3.6
Подготовка глоссария /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
3
0
 
3.7
Основные памятники египетского искусства додинастического периода и Древнего царства /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
3
0
 
3.8
Подготовка иллюстративного материала к лекции /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

6
ПК-3.1 ПК-3.2
3
0
 
3.9
Основные тенденции в развитии искусства Среднего и  Нового царства. Поиски новых архитектурных образов. Реалистические начала в скульптуре и росписях.

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
3
0
 
3.10
Памятники Среднего и Нового царства. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
3
0
 
3.11
Подготовка глоссария. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.1 ПК-3.2
3
0
 
3.12
Понятие "античность.Этапы развития искусства Античного мира. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
3
0
 
3.13
Эгейское искусство. Этапы развития древнегреческого искусства. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
3
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
3.14
Подготовка глоссария. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

0
ПК-3.1 ПК-3.2
3
0
 
3.15
Искусство гомеровского периода, периода архаики   /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
3
0
 
3.16
Художественные образы искусства гомеровского периода, периода архаики.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.1 ПК-3.2
3
0
 
3.17
Подбор иллюстративного материала.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
3
0
 
3.18
Искусство классики и эллинизма /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
3
0
 
3.19
Художественные образы искусства классики и эллинизма /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

6
ПК-3.1 ПК-3.2
3
0
 
3.20
Памятники архитектуры и искусства этруссков /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
3
0
 
3.21
Искусство периода Республики  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.2
3
0
 
3.22
Искусство  периода Империи   /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

8
ПК-3.1 ПК-3.2
3
0
 
3.23
Значение античной  культуры для дальнейшего развития европейского искусства /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
3
0
 
 
Раздел 4. . Искусство Средних веков и эпохи Возрождения

 
4.1
Раннехристианское искусство. ИСкусство Византии /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
 
4.2
Художественные образы искусства Византии /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
 
4.3
Подборка иллюстрацийй /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

6
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
 
4.4
Искусство романского периода, искусство готики /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
 
4.5
Памятники искусства романского периода, искусство готики /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
 
4.6
Подготовка  презентации /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

6
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
 
4.7
Генезис и основные черты духовной культуры ренессанса.

Формирование художественного видения нового типа

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
 
4.8
Искусство Возрождения в Италии: предвозрождение, раннее возрождение /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
 
4.9
Высокое Возрождение и его представители.

Особенности искусства позднего Возрождения.

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

10
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
4.10
Подбор иллюстративного материала /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

10
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
 
4.11
Искусство Северного Возрождения.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

6
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
 
4.12
Творчество художников Германии.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

6
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
 
4.13
Творчество художников Нидерландов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

6
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
 
4.14
Подготовка беседы для кчащихся СОШ о тврчестве художника Возрождения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

6
ПК-3.1 ПК-3.2
4
0
 
 
Раздел 5. Искусство Нового времени 

 
5.1
Своеобразие художественной культуры Нового времени. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
5
0
 
5.2
Искусство Италии /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
5
0
 
5.3
Барокко и реализм в искусстве Италии /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

6
ПК-3.1 ПК-3.2
5
0
 
5.4
Подготовка презентации /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

6
ПК-3.1 ПК-3.2
5
0
 
5.5
Искусство Нидерландов /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
5
0
 
5.6
Многообразие жанров искусства Фландрии и Голландии.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

8
ПК-3.1 ПК-3.2
5
0
 
5.7
Подготовка иллюстративного материала /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

6
ПК-3.1 ПК-3.2
5
0
 
5.8
Искусство Франции  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
5
0
 
5.9
Классицизм .в искусстве Франции /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.1 ПК-3.2
5
0
 
5.10
Подготовка глоссария /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

10
ПК-3.1 ПК-3.2
5
0
 
5.11
Искусство Германии, Англии /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.1 ПК-3.2
5
0
 
5.12
Творчество художников Германии и Англии. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

8
ПК-3.1 ПК-3.2
5
0
 
5.13
Подготовка доклада с презентацией /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

12
ПК-3.2
5
0
 
 
Раздел 6. искусство XIX века, искусство XX века. 

 
6.1
Направления м течения искусства XIX века /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.1 ПК-3.2
6
0
 
6.2
Особенности художественной  культуры XIX /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
6
0
 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
6.3
Подготовка презентации /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.1 ПК-3.2
6
0
 
6.4
Искусство Германии /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.2
6
0
 
6.5
Искусство Франции  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

6
ПК-3.2
6
0
 
6.6
Искусство Италии /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.2
6
0
 
6.7
Искусство Испании  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.2
6
0
 
6.8
Искусство Англии /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.2
6
0
 
6.9
Направления м течения искусства XX века /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
6
0
 
6.10
Модернизм.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.1 ПК-3.2
6
0
 
6.11
Течения и направления  искусства до второй мировой войны /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

6
ПК-3.1 ПК-3.2
6
0
 
6.12
Послевоенное искусство /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

10
ПК-3.1 ПК-3.2
6
0
 
6.13
Западно-европейское искусство рубежа XX —XXI века /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.2
6
0
 
6.14
Течения  и направления  искусства рубежа XX —XXI века /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.2
6
0
 
6.15
Искусство Востока, Африки и американских континентов в истории мирового искусства.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-3.2
6
0
 
6.16
Подготовка глоссария. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

8
ПК-3.2
6
0
 
 
Раздел 7. Этапы развития отечественного искусства:

 
7.1
Древнерусское искусство /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
7.2
Архитектура древнерусских храмов иконопись

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
7.3
ИСКУССТВО РОССИИ КОНЦА XVII —XVIII в. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
7.4
Особенности ИСКУССТВА РОССИИ КОНЦА XVII —XVIII в.

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
7.5
ИСКУССТВО РОССИИ XIX в. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ОПК-4.1 ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
7.6
Особенности искусства XIX в. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.2
7
0
 
7.7
ИСКУССТВО РОССИИ РУБЕЖА XIX —XX вв. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.2
7
0
 
7.8
Течения и направления  искусства России рубежа  XIX —XX вв..

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.2
7
0
 
7.9
ИСКУССТВО XX в. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.2
7
0
 
7.10
Течения  и направления  искусства начала  XX века /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.2
7
0
 
7.11
Искусство советского периода  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.2
7
0
 
7.12
Художественные практики рубежа XX —XXI века /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-3.2
7
0
 
7.13
Подготовка доклада с презентацией /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

12
ПК-3.2
7
0
 
7.14
Вопросы для подготовки к экзамену /Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

36
ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-2.1 ПК-2.2 ОПК-4.1 ПК-3.1 ПК-3.2
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы для подготовки кхзачету:

1Основныерановидности графики.

2.Материалы и техника рисунка.

3.Особенности  эстампной  графики.

4.Книжная иллюстрация.

5.Карикатура.

6.Плакат

7.Понятие античного мира  и его периодизация

8.Эгейский мир: особенности цивилизации, периодизация. Связь с Востоком  и влияние на греческую культуру.

9.Проблемы становления греческого этноса и искусства.

10.Периодизация древнегреческого искусства.

11.Внутренняя периодизация.

12.Развитие скульптуры ранней классики.

13.Высокая классика: ансамбль Афинского Акрополя.  

14.Особенности скульптуры периода Высокой классики. Особенности градостроения и архитектуры.

15.Основные скульптурные школы.

16.Пергамский алтарь.

17.Роль эллинистической традиции.

18. Искусство этрусков как пример искусства Италии до установления римского искусства.

19.Римская архитектура: новые конструкции и технологии. Типология сооружений, основные типы построек.

20.Особенности римского скульптурного портрета: источники, особенности, назначение.

21.Место римского искусства в истории античной культуры. Периодизация и особенности.

22.Искусство Западноевропейского средневековья. Романское искусство.

23. Искусство Западноевропейского средневековья. Готическое  искусство.

24.Роль гуманизма в формировании  культуры и искусства Раннего Возрождения.

25.Ведущая роль  флорентийской школы  в обновлении живописи Проторенессанса.

26.Архтектура Раннего Возрождения. Творчество Ф.Брунеллески и Л.Б.Альберти

27.Скульптура Раннего Возрождения.

28.Творчество  Т.Мазаччо.

29.Искусство Венеции Раннего Возрождения.

30. Искусство Высокого Возрождения.

31. Леонардо да Винчи.

 
стр. 11
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
32. Микеданджело.

33.Рафаэль

34. Позднее Возрождение.

35.Италия – Север: отличительные особенности и общая основа.

36.Ведущая роль нидерландской школы в искусстве европейских стран в начале15 века.

37.Основополагающее влияние идей Реформации на содержание культуры и  искусства Германии  первой четверти 16 века.

38.Исторические и национальные особенности искусства и культуры

39.Альбрехт Дюрер – основоположник искусства немецкого Возрождения

40.Портрет в живописи  Германии. Творчество Г.Гольбейна

Темы для подготовки к  зачету:

1.Реформы Петра

2.Архитектура и  градостроительство.

3.Развитие  жанра портрета.

4.Скульптура.

5.Критический реализм в русском искусстве.

6. Товарищество  художников - .передвижников

7.Доминирующее значение градостроительства. Ампир в Петербурге и Москве. Русско-византийский стиль в архитектуре.

8.Место скульптуры в ампирном искусстве и архитектурном ансамбле.

9.Рисунок и живопись в системе Императорской академии художеств.

10.Сентиментализм и ампир в портретах. В.Боровиковский,  С.Щукин, О.Кипренский,

11.Историческая тема в творчестве русских художников.

12.Жизнь национальной провинции в работах А.Венецианова.

13.Творчество  В.Тропинина, С. Щедрина.  

14.Элементы бытовой жанровости и  исторической конкретности в скульптуре.

15.Историческое своеобразие  английского  романтизма.

16.Развитие пейзажной акварели. Творчество Дж. Констебля.

17.Влияние  творчество Тернера на живопись имрессионитов.

18.Эстетическая  программа художников  «Братство прерафаэлитов».

19.Предпосылки стиля модерн в английском искусстве 1-й половины 19 в.

20.Место культуры и искусства  19века в развитии Европы.

21.Развитие искусства от романтизма и  неоклассицизма к реализму и постимпрессионизму.

22.Искусство Франсиско Гойи.

23.Революционный классицизм  Жака Луи Давида.

24.Ведущее место французской школы  в европейском искусстве.

25.Архитектура Франции  первой половины 19 века.

26.Классицизм  Ж.Л. Давида времен Директории и Империи.

27.Жак Огюст Энгр – глава классицистического направления французского искусства.

28.Творчество основоположника романтической школы Т.Жерико.

29.Э. Делакруа-  глава французского романтизма.

30.Реалистическое направление  в живописи.

Темы для подготовки к  экзамену 7 семестр:

1.Реформы Петра

2.Архитектура и  градостроительство.

3.Развитие  жанра портрета.

4.Скульптура.

5.Критический реализм в русском искусстве.

6. Товарищество  художников - .передвижников

7.Доминирующее значение градостроительства. Ампир в Петербурге и Москве. Русско-византийский стиль в архитектуре.

8.Место скульптуры в ампирном искусстве и архитектурном ансамбле.

9.Рисунок и живопись в системе Императорской академии художеств.

10.Сентиментализм и ампир в портретах. В.Боровиковский,  С.Щукин, О.Кипренский,

11.Историческая тема в творчестве русских художников.

12.Жизнь национальной провинции в работах А.Венецианова.

13.Творчество  В.Тропинина, С. Щедрина.  

14.Элементы бытовой жанровости и  исторической конкретности в скульптуре.

15.Историческое своеобразие  английского  романтизма.

16.Развитие пейзажной акварели. Творчество Дж. Констебля.

17.Влияние  творчество Тернера на живопись имрессионитов.

18.Эстетическая  программа художников  «Братство прерафаэлитов».

19.Предпосылки стиля модерн в английском искусстве 1-й половины 19 в.

20. «Революция 1968»:  искусство и политика.   Смена ориентаций

21. 1980е:  триумфальное возвращение живописи

22. Международное искусство 1990х:  основные тенденции.

23.Особенности русского авангарда. «Революционный романтизм» и «соцреализм».

24.Природа русского художественного футуризма.

25.Советское искусство периода  Великой Отечественной Войны.

 
стр. 12
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
26.Неоклассика и сталинский ампир в советской архитектуре.

27.Характеристика основных направлений послевоенного искусства («суровый стиль», соц-арт, параллели западноевропейских  стилей).

28.Современные арт-практики.

29.Влияние информационных технологий на язык зрелищных и визуальных искусств.

30. Современный  арт-рынок.

 
5.2. Темы письменных работ
Контрольная работа (с элементами исследовательской деятельности).

1)Какие педагогические технологии из мирового опыта я обязательно включу в свою собственную педагогическую практику (эссе-размышление).

2)Мое понимание специфики и значения диагностики на уроках изобразительного искусства.

3)Наиболее интересная и приемлемая для меня методика диагностики из рассмотренных на лекциях и семинарах. (Обосновать почему). Предложение собственной диагностики.

4)Для чего необходимо планирование учебного процесса. Как планируется учебная деятельность в области изобразительного искусства? Что для меня будет наиболее важным в самостоятельном планировании?

5)Какие из профессиональных компетенций художника-педагога у меня развиты наиболее сильно? Почему я так считаю.

6)Какие из профессиональных компетенций художника-педагога у меня развиты недостаточно? Почему я так считаю.

7)Как Вы понимаете воспитательные проблемы современной педагогики в области изобразительного искусства?

 
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС см в приложении №1.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ильина Т.В.
Введение в искусствознание : учебник для вузов /:  Т. В. Ильина. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 201 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534- 10029-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/429148
— М. : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Садохин А.П
Мировая культура и искусство : учебное пособие.:  Садохин А.- Москва;  издательство  ЮНИТИ-ДАНА ,2017  - 415 с - ISBN  978-5-238-02207-9  - текст :электронный\\ ЭБС  " iprbooks "сайт. URL:    http://www.iprbookshop.ru/ 74896.html:  
, 2017
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Ахметшина, А. К.
История изобразительного искусства  : учебно-методическое пособие / : А. К. Ахметшина.   — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, Электрон. текстовые данные. 2015. — 79 c. — ISBN {2227-8397. — cайт-URL: http://www.iprbookshop.ru/ 70476.html
Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru 
 
Э2
Государственный Эрмитаж  [сайт]:URL:http:/ hermitagemuseum.org 
 
Э3
Русский музей [сайт]:URL:http:///rusmuseum.ru \ 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Microsoft Win Pro 10 32-bit/64 Russian Russia Only USB FQC-09118: Договор б/н от 29.12.2018, договор №2345 от 17.07.2019
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
 
стр. 13
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
6.3.1.4
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102а Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, учебный набор для практикумов, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам 

 
стр. 14
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее

важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше

Методические указания к организации самостоятельной работы студентов

Работа преподавателя по организации самостоятельной работы студентов и контроль ее результатов по данному курсу может осуществляться как в процессе обучения (на практических занятиях), так и во время консультаций по данной дисциплине во внеурочное время.

Основными задачами самостоятельной работы являются:

• закрепление и углубление знаний и умений студентов, полученных в ходе плановых учебных занятий;

• объективное оценивание собственных учебных достижений;

• формирование умений студентов  мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

• подготовка студентов  к предстоящим занятиям, зачёту, выполнению в последующем курсовых и выпускных квалификационных работ;

• формирование творческой культуры, умения работать с учебной, методической и научной литературой, с информационными ресурсами, а также развитие самостоятельности в поиске и приобретении знаний и умений;

• использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

 
стр. 15
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Самостоятельная работа должна носить систематический и непрерывный характер. Организация и обеспечение самостоятельной работы студентов реализуется на основе «Положения об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов».

Предлагаемое содержание и организация самостоятельной работы ориентированы на формирования навыков самостоятельной деятельности в ходе выполнения студентами различных типов и видов самостоятельных работ, построенных с учётом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала:

• самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную

или отдалённо аналогичную межпредметную ситуацию;

• домашняя учебная работа.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Предусматривается также самостоятельная работа  под руководством преподавателя в часы, определённые расписанием: творческие задания в соответствии с учебной программой. Соблюдение данных условий позволит студентам успешно справиться с поставленными задачами в сроки, предусмотренные программой курса.

Программа самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студента по усвоению учебного материала может выполняться в читальном зале библиотеки, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Самостоятельная работа студентов заключается в активизации познавательной деятельности по собственной инициативе. Самостоятельная работа нацелена на закрепление прослушанного теоретического материала и работы на семинарах, и предполагает активный поиск и анализ информации по заданным темам.

Форма отчета по самостоятельной работе состоит из двух разделов: выступление на семинаре и участие в обсуждениях. Выступление и участие в обсуждениях осуществляется в соответствии с графиком самостоятельной работы

Форма контроля самостоятельной работы:

- выступление на семинаре с выступлениями

- собеседования и консультации по заданным темам

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Методические указания к экзаменам

В период подготовки к экзамену студенты вновь обращаются к учебно-методическому материалу и закрепляют промежуточные знания.

Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа:

- самостоятельная работа в течение семестра;

- непосредственная подготовка по темам дисциплины в дни, предшествующие экзамену;

- подготовка к ответу на экзаменационные вопросы.

При подготовке к экзамену студентам целесообразно использовать материалы лекций, учебно-методический комплекс, нормативные документы, основную и дополнительную литературу. На экзамен выносится материал в объеме,

предусмотренном рабочей программой учебной дисциплины за семестр. Экзамен проводится в устной форме.

При проведении экзамена в устной форме ведущий преподаватель составляет экзаменационные билеты, которые утверждаются на заседании кафедры и включают в себя два вопроса. Формулировка вопросов совпадает с формулировкой 

 
стр. 16
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
перечня экзаменационных вопросов рабочей программы, доведенного до сведения студентов накануне экзаменационной сессии. Содержание вопросов одного билета относится к различным разделам программы с тем, чтобы более полно охватить материал учебной дисциплины.

Результат устного экзамена выражается оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» выставляется, если студент показал при ответе на экзаменационные вопросы глубокие и всесторонние знания основных положений учебной дисциплины, не допустил при ответе погрешностей; уверенно ориентируется в основной и дополнительной литературе, рекомендованной рабочей программой. Оценка «хорошо» выставляется, если студент показал при ответе на экзаменационные вопросы хорошие знания основных положений учебной дисциплины, допустил незначительные погрешности и сумел устранить их, отвечая на дополнительные вопросы преподавателя; знаком с основной и дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент показал при ответе на экзаменационные вопросы достаточно уверенные знания основных положений учебной дисциплины, допустил незначительные погрешности и сумел с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на вопросы билета; знаком с основной литературой, рекомендованной рабочей программой. Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если при ответе на экзаменационные вопросы выявились существенные пробелы в знании основных положений учебной дисциплины, неумение студента даже с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на вопросы билета.

Для прохождения экзамена студенту необходимо иметь при себе зачетную книжку и письменные принадлежности.

Методические указания по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.