(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Валеева Регина Завдатовна
ции
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
/Пр/
Э3
Э3
Э3
Э3
/Лек/
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Формирование художественного видения нового типа
/Лек/
Э3
Э3
Особенности искусства позднего Возрождения.
/Пр/
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
/Пр/
Э3
Э3
/Пр/
Э3
Э1 Э2 Э3
Э3
Э3
/Пр/
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э3
Э1 Э2 Э3
1Основныерановидности графики.
2.Материалы и техника рисунка.
3.Особенности эстампной графики.
4.Книжная иллюстрация.
5.Карикатура.
6.Плакат
7.Понятие античного мира и его периодизация
8.Эгейский мир: особенности цивилизации, периодизация. Связь с Востоком и влияние на греческую культуру.
9.Проблемы становления греческого этноса и искусства.
10.Периодизация древнегреческого искусства.
11.Внутренняя периодизация.
12.Развитие скульптуры ранней классики.
13.Высокая классика: ансамбль Афинского Акрополя.
14.Особенности скульптуры периода Высокой классики. Особенности градостроения и архитектуры.
15.Основные скульптурные школы.
16.Пергамский алтарь.
17.Роль эллинистической традиции.
18. Искусство этрусков как пример искусства Италии до установления римского искусства.
19.Римская архитектура: новые конструкции и технологии. Типология сооружений, основные типы построек.
20.Особенности римского скульптурного портрета: источники, особенности, назначение.
21.Место римского искусства в истории античной культуры. Периодизация и особенности.
22.Искусство Западноевропейского средневековья. Романское искусство.
23. Искусство Западноевропейского средневековья. Готическое искусство.
24.Роль гуманизма в формировании культуры и искусства Раннего Возрождения.
25.Ведущая роль флорентийской школы в обновлении живописи Проторенессанса.
26.Архтектура Раннего Возрождения. Творчество Ф.Брунеллески и Л.Б.Альберти
27.Скульптура Раннего Возрождения.
28.Творчество Т.Мазаччо.
29.Искусство Венеции Раннего Возрождения.
30. Искусство Высокого Возрождения.
31. Леонардо да Винчи.
33.Рафаэль
34. Позднее Возрождение.
35.Италия – Север: отличительные особенности и общая основа.
36.Ведущая роль нидерландской школы в искусстве европейских стран в начале15 века.
37.Основополагающее влияние идей Реформации на содержание культуры и искусства Германии первой четверти 16 века.
38.Исторические и национальные особенности искусства и культуры
39.Альбрехт Дюрер – основоположник искусства немецкого Возрождения
40.Портрет в живописи Германии. Творчество Г.Гольбейна
Темы для подготовки к зачету:
1.Реформы Петра
2.Архитектура и градостроительство.
3.Развитие жанра портрета.
4.Скульптура.
5.Критический реализм в русском искусстве.
6. Товарищество художников - .передвижников
7.Доминирующее значение градостроительства. Ампир в Петербурге и Москве. Русско-византийский стиль в архитектуре.
8.Место скульптуры в ампирном искусстве и архитектурном ансамбле.
9.Рисунок и живопись в системе Императорской академии художеств.
10.Сентиментализм и ампир в портретах. В.Боровиковский, С.Щукин, О.Кипренский,
11.Историческая тема в творчестве русских художников.
12.Жизнь национальной провинции в работах А.Венецианова.
13.Творчество В.Тропинина, С. Щедрина.
14.Элементы бытовой жанровости и исторической конкретности в скульптуре.
15.Историческое своеобразие английского романтизма.
16.Развитие пейзажной акварели. Творчество Дж. Констебля.
17.Влияние творчество Тернера на живопись имрессионитов.
18.Эстетическая программа художников «Братство прерафаэлитов».
19.Предпосылки стиля модерн в английском искусстве 1-й половины 19 в.
20.Место культуры и искусства 19века в развитии Европы.
21.Развитие искусства от романтизма и неоклассицизма к реализму и постимпрессионизму.
22.Искусство Франсиско Гойи.
23.Революционный классицизм Жака Луи Давида.
24.Ведущее место французской школы в европейском искусстве.
25.Архитектура Франции первой половины 19 века.
26.Классицизм Ж.Л. Давида времен Директории и Империи.
27.Жак Огюст Энгр – глава классицистического направления французского искусства.
28.Творчество основоположника романтической школы Т.Жерико.
29.Э. Делакруа- глава французского романтизма.
30.Реалистическое направление в живописи.
Темы для подготовки к экзамену 7 семестр:
1.Реформы Петра
2.Архитектура и градостроительство.
3.Развитие жанра портрета.
4.Скульптура.
5.Критический реализм в русском искусстве.
6. Товарищество художников - .передвижников
7.Доминирующее значение градостроительства. Ампир в Петербурге и Москве. Русско-византийский стиль в архитектуре.
8.Место скульптуры в ампирном искусстве и архитектурном ансамбле.
9.Рисунок и живопись в системе Императорской академии художеств.
10.Сентиментализм и ампир в портретах. В.Боровиковский, С.Щукин, О.Кипренский,
11.Историческая тема в творчестве русских художников.
12.Жизнь национальной провинции в работах А.Венецианова.
13.Творчество В.Тропинина, С. Щедрина.
14.Элементы бытовой жанровости и исторической конкретности в скульптуре.
15.Историческое своеобразие английского романтизма.
16.Развитие пейзажной акварели. Творчество Дж. Констебля.
17.Влияние творчество Тернера на живопись имрессионитов.
18.Эстетическая программа художников «Братство прерафаэлитов».
19.Предпосылки стиля модерн в английском искусстве 1-й половины 19 в.
20. «Революция 1968»: искусство и политика. Смена ориентаций
21. 1980е: триумфальное возвращение живописи
22. Международное искусство 1990х: основные тенденции.
23.Особенности русского авангарда. «Революционный романтизм» и «соцреализм».
24.Природа русского художественного футуризма.
25.Советское искусство периода Великой Отечественной Войны.
27.Характеристика основных направлений послевоенного искусства («суровый стиль», соц-арт, параллели западноевропейских стилей).
28.Современные арт-практики.
29.Влияние информационных технологий на язык зрелищных и визуальных искусств.
30. Современный арт-рынок.
1)Какие педагогические технологии из мирового опыта я обязательно включу в свою собственную педагогическую практику (эссе-размышление).
2)Мое понимание специфики и значения диагностики на уроках изобразительного искусства.
3)Наиболее интересная и приемлемая для меня методика диагностики из рассмотренных на лекциях и семинарах. (Обосновать почему). Предложение собственной диагностики.
4)Для чего необходимо планирование учебного процесса. Как планируется учебная деятельность в области изобразительного искусства? Что для меня будет наиболее важным в самостоятельном планировании?
5)Какие из профессиональных компетенций художника-педагога у меня развиты наиболее сильно? Почему я так считаю.
6)Какие из профессиональных компетенций художника-педагога у меня развиты недостаточно? Почему я так считаю.
7)Как Вы понимаете воспитательные проблемы современной педагогики в области изобразительного искусства?
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее
важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше
Методические указания к организации самостоятельной работы студентов
Работа преподавателя по организации самостоятельной работы студентов и контроль ее результатов по данному курсу может осуществляться как в процессе обучения (на практических занятиях), так и во время консультаций по данной дисциплине во внеурочное время.
Основными задачами самостоятельной работы являются:
• закрепление и углубление знаний и умений студентов, полученных в ходе плановых учебных занятий;
• объективное оценивание собственных учебных достижений;
• формирование умений студентов мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
• подготовка студентов к предстоящим занятиям, зачёту, выполнению в последующем курсовых и выпускных квалификационных работ;
• формирование творческой культуры, умения работать с учебной, методической и научной литературой, с информационными ресурсами, а также развитие самостоятельности в поиске и приобретении знаний и умений;
• использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Предлагаемое содержание и организация самостоятельной работы ориентированы на формирования навыков самостоятельной деятельности в ходе выполнения студентами различных типов и видов самостоятельных работ, построенных с учётом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала:
• самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную
или отдалённо аналогичную межпредметную ситуацию;
• домашняя учебная работа.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Предусматривается также самостоятельная работа под руководством преподавателя в часы, определённые расписанием: творческие задания в соответствии с учебной программой. Соблюдение данных условий позволит студентам успешно справиться с поставленными задачами в сроки, предусмотренные программой курса.
Программа самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студента по усвоению учебного материала может выполняться в читальном зале библиотеки, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Самостоятельная работа студентов заключается в активизации познавательной деятельности по собственной инициативе. Самостоятельная работа нацелена на закрепление прослушанного теоретического материала и работы на семинарах, и предполагает активный поиск и анализ информации по заданным темам.
Форма отчета по самостоятельной работе состоит из двух разделов: выступление на семинаре и участие в обсуждениях. Выступление и участие в обсуждениях осуществляется в соответствии с графиком самостоятельной работы
Форма контроля самостоятельной работы:
- выступление на семинаре с выступлениями
- собеседования и консультации по заданным темам
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
Методические указания к экзаменам
В период подготовки к экзамену студенты вновь обращаются к учебно-методическому материалу и закрепляют промежуточные знания.
Подготовка студента к экзамену включает в себя три этапа:
- самостоятельная работа в течение семестра;
- непосредственная подготовка по темам дисциплины в дни, предшествующие экзамену;
- подготовка к ответу на экзаменационные вопросы.
При подготовке к экзамену студентам целесообразно использовать материалы лекций, учебно-методический комплекс, нормативные документы, основную и дополнительную литературу. На экзамен выносится материал в объеме,
предусмотренном рабочей программой учебной дисциплины за семестр. Экзамен проводится в устной форме.
При проведении экзамена в устной форме ведущий преподаватель составляет экзаменационные билеты, которые утверждаются на заседании кафедры и включают в себя два вопроса. Формулировка вопросов совпадает с формулировкой
Результат устного экзамена выражается оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка «отлично» выставляется, если студент показал при ответе на экзаменационные вопросы глубокие и всесторонние знания основных положений учебной дисциплины, не допустил при ответе погрешностей; уверенно ориентируется в основной и дополнительной литературе, рекомендованной рабочей программой. Оценка «хорошо» выставляется, если студент показал при ответе на экзаменационные вопросы хорошие знания основных положений учебной дисциплины, допустил незначительные погрешности и сумел устранить их, отвечая на дополнительные вопросы преподавателя; знаком с основной и дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент показал при ответе на экзаменационные вопросы достаточно уверенные знания основных положений учебной дисциплины, допустил незначительные погрешности и сумел с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на вопросы билета; знаком с основной литературой, рекомендованной рабочей программой. Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если при ответе на экзаменационные вопросы выявились существенные пробелы в знании основных положений учебной дисциплины, неумение студента даже с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на вопросы билета.
Для прохождения экзамена студенту необходимо иметь при себе зачетную книжку и письменные принадлежности.
Методические указания по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.