2022-2023_zm44_04_01 ППО_plx_Современные образовательные технологии и средства обучения_Педагогика профессионального образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современные образовательные технологии и средства обучения
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Педагогика профессионального образования
 
экзамен 2 зачет 2
Виды контроля на курсах:
экзамен зачет
13
самостоятельная работа
143
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
143
143
143
143
Часы на контроль
13
13
13
13
Итого
180
180
180
180
 
 
УП: zm44.04.01 ППО.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Хакимова Н.Г., Сафина А.М. _________________
 
 
Современные образовательные технологии и средства обучения
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, Направленность (профиль) Педагогика профессионального образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова М.М.

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся компетенции в области современных образовательных технологий и средствах обучения, а также практической готовности к осуществлению познавательной и профессиональной педагогической деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать общие представления о современных образовательных технологиях и средствах обучения,провести анализ сущностных характеристик современных образовательных технологий,
1.4
сформировать базовую систему научных знаний  об организации образовательного процесса на основе изучения современных образовательных технологий и средств обучения,
1.5
обеспечить формирование у обучающихся  первоначальных умений и навыков осуществления учебно-познавательной и профессиональной педагогической деятельности с применением конкретных образовательных технологий и средств обучения,
1.6
сформировать умения по решению педагогических задач в рамках разнообразных образовательных технологий,
1.7
овладеть технологиями оказания адресной помощи  обучающимся с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе с особыми образовательными потребностями
1.8
раскрыть содержание и пути становления образовательной технологии  в профессиональной деятельности
1.9
развивать мотивацию к самообразованию, саморазвитию
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Теория и практика организации профессиональных олимпиад и конкурсов
2.1.2
Технологии электронного образования
2.1.3
Управление оценкой качества образовательных  результатов
2.1.4
Реализация профессиональных стандартов в профессиональном образовании
2.1.5
Управление оценкой качества образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.2
Производственная преддипломная практика
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: Способен осуществлять проектирование и управление реализацией учебных программ профессионального образования
 
ПК-2.1: Знает: инновационные подходы и требования к структуре и содержанию учебных программ, алгоритм проектирования программ; инструментарий управления и экспертной оценки содержания программ
 
ПК-2.2: Умеет: определять цели, задачи и специфику учебной программы, проектировать данную программу, организовывать взаимодействие представителей работодателей, руководства образовательной организации и педагогических работников при определении требований к результатам подготовки обучающихся
 
ПК-2.3: Владеет: современными теоретическими и методическими подходами к разработке и реализации учебных программ, приемами управления экспертной деятельностью при проектировании данных программ
 
 
УК-3: Способен организовать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
 
УК-3.1: Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет роль каждого участника в команде
 
УК-3.2: Учитывает в совместной деятельности особенности поведения и общения разных людей
 
УК-3.3: Способен устанавливать разные виды коммуникации (устную, письменную, вербальную, невербальную, реальную, виртуальную, межличностную и др.) для руководства командой и достижения поставленной цели
 
УК-3.4: Демонстрирует понимание результатов (последствий) личных действий и планирует последовательность шагов для достижения поставленной цели, контролирует их выполнение
 
УК-3.5: Эффективно взаимодействует с членами команды, в т.ч. участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды. Соблюдает этические нормы взаимодействия
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
3.1
Знать:
3.1.1
принципы работы в команде;
3.1.2
формы, виды и способы конструктивного социального взаимодействия;
3.1.3
теоретические основы и технологии организации проектирования и управления реализацией учебных программ профессионального образования
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
работать в команде, проявлять лидерские качества и умения,
3.2.2
демонстрирует способность эффективного речевого и социального взаимодействия, в том числе, с различными организациями;
3.2.3
разрабатывать новые подходы и методические решения в области проектирования научно-методических и учебно-методических материалов в учебных программах;
3.2.4
разрабатывать (обновлять)примерные или типовые образовательные программы, примерные рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей)
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
владеет способами эффективного социального взаимодействия в команде:способами эффективного социального взаимодействия, в том числе, с различными организациями;
3.3.2
навыками осуществления деятельности по проектированию научно -методических и учебно -методических материалов при выполнении профессиональных задач  
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Образовательные технологии: теоретический анализ

 
1.1
Обзор образовательных технологий, внедряемых в образовательный процесс. Классические и интерактивные технологии обучения /Лек/
Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
1.2
Проблемы и трудности внедрения образовательных технологий в образовательный процесс.  /Пр/
Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
1.3
Образовательная технология как элемент педагогического мастерства педагога /Пр/
Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
1.4
Содержание и пути становления образовательной технологии в профессиональной деятельности /Лек/
Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
1.5
Технологическое пространство на современном этапе. Средства обучения.Причины и история появления образовательных технологий в образовательном пространстве. Инновационные образовательные технологии. Функции и роли преподавателя при применении инновационных технологий обучения /Ср/
Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

25
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
1.6
Образовательные технологии поддержки обучающихся в образовательном процессе. Технологии организации образовательного процесса в инклюзивной среде /Ср/
Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
 
Раздел 2. Образовательные технологии обучения: от теории к практике

 
стр. 5
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
2.1
Технологии развивающего обучения /Лек/
Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
2.2
Сценирование уроков на основе применения деятельностных технологий /Пр/
Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
2.3
Теоретическое описание технологий развивающего обучения и способов их внедрения в практику /Ср/
Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

20
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
2.4
Проектирование уроков в логике технологии РКМЧП (средства обучения) /Пр/
Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
2.5
Разработка материалов методического обеспечения образовательного процесса построенного на основе технологии развивающего обучения (средства развивающего обучения) /Ср/
Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
 
Раздел 3. Общая характеристика технологий образовательной деятельности

 
3.1
Особенности образовательных технологий, ориентированных на реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся /Ср/
Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

20
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
3.2
Технологии педагогического взаимодействия в образовательном процессе /Ср/
Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
3.3
Сценирование уроков в логике проектной деятельности. Проектные задачи. /Пр/
Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
3.4
Технологии обучения на основе проектной деятельности /Ср/
Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
3.5
Технология личностно-ориентированного обучения.Технологии саморазвития личности /Пр/
Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
3.6
Психолого-педагогические условия реализации технологии индивидуального подхода к обучающимся в процессе развивающего обучения.Технология формирующей оценки. /Ср/
Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

20
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
стр. 6
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
3.7
Психолого-педагогические условия реализации технологии индивидуально- дифференцированного подхода к обучающимся в процессе обучения.Технологии диагностики образовательных результатов обучающихся /Ср/
Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

20
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
3.8
Современные технологии саморазвития личности /Пр/
Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
3.9
Современные технологии оценки учебных достижений обучающихся. Технология портфолио /Ср/
Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
3.10
Современные технологии педагогического контроля и диагностики процесса обучения /Ср/
Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
 
Раздел 4. Поисковые и исследовательские технологии в образовании

 
4.1
Технология проблемного и  проблемного-модульного обучения /Пр/
Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
4.2
Проектирование уроков в логике проблемной и проблемно-модульной технологии /Ср/
Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
4.3
Теоретическое описание деятельностных технологий  обучения и способов их внедрения в практику /Ср/
Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
4.4
Теоретическое описание технологий развивающего обучения и способов их внедрения в практику /Ср/
Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
4.5
Дидактические условия реализации технологии проблемного обучения. Проектирование технологий проблемного обучения (проблематизация содержания учебного материала, построение диалоговых методов, задачные способы обучения) /Ср/
Л2.1Л3.1

Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
4.6
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

13
ПК-2.1 ПК-2.2 ПК-2.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-3.4
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Соотношение понятий: образовательная технология и технология обучения.

2. Инновационные технологии и инновационная деятельность.

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
3. Общая характеристика технологий педагогической деятельности.

4. Слагаемые современной образовательной технологии. Системообразующий фактор технологии обучения.

5. Классификация современных образовательных технологий (по Г.К. Селевко; по В.В. Гузееву; по  В.П. Беспалько).

6. Обусловленность образовательных технологий характером педагогических задач. Виды педагогических задач и виды педагогических технологий: репродуктивные, продуктивные, алгоритмические.

7. Авторские программы и технологии обучения.

8. Технология личностно-ориентированного обучения.  

9. Технологии планирования и организации образовательного процесса.

10. Образовательная практика использования передовых педагогических технологий в деятельности педагога.

11. Технология развития критического мышления (РКМ) как одно средств достижения метапредметных результатов обучения (средства обучения).

12. Характеристика особенностей образовательных технологий и средств обучения, ориентированных на реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

13. Организация и обеспечение внедрения образовательных технологий в образовательный процесс.

14. Технологии организации и осуществления педагогического процесса.

15. Алгоритмы конструирования уроков разного типа в рамках технологии деятельностного подхода.

16. Технологии педагогического взаимодействия в образовательном процессе

17. Формирование и диагностика метапредметных образовательных результатов обучающихся через реализацию технологии учебно-исследовательской деятельности.

18. Современные образовательные технологии  как средство оптимизации образовательного процесса (на выбор с учетом профиля подготовки)

19. Технология формирования метапредметных компетенций с учетом индивидуальных траекторий развития обучающихся.

20. Педагогические технологии поддержки обучающихся в образовательном процессе.

21.Современные технологии оценивания, включая информационные, цифровые образовательные ресурсы.

22. Портфолио как технологии оценки достижений обучающихся

23. Технологии оценки учебных достижений обучающихся  

24. Современные технологии дифференцированного обучения. Виды и критерии дифференциации

25. Своременные технологии инклюзивного образования.

Задания.

Разработка сценария модельного учебного занятия в соответствии с предложенными темой, планируемыми результатами и возрастом обучающихся (классом). Сценарий должен включать следующие элементы: тема, цель, задачи, этапы, содержание деятельности учителя, содержание деятельности учеников, ожидаемые результаты, технологии обучения, способы контроля и оценки, используемые ИКТ-средства и другие дидактические средства.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1. Современная образовательная технология как категория педагогической науки. Виды образовательных технологий.

2. Современное образование как предпосылка новых педагогических технологий.

3. Сущность,основные характеристики образовательной технологии и средств обучения.

4. История вхождения педагогических технологий в образовательную практику.

5. Технологический подход в образовании.

6. Классификация педагогических технологий.

7. Технология педагогического регулирования и коррекции педагогического процесса в образовательных организациях.

8. Технологии контроля образовательного процесса.

9. Технологии прогнозирования, проектирования, планирования и осуществления образовательного процесса в образовательных организациях.

10. Педагогическая техника как составляющая часть педагогического мастерства и технологии.

11. Реализация принципов технологии развивающего образования в процессе обучения в образовательных организациях.

12. Особенности организации и проектирования образовательного процесса в образовательных организациях в условиях реализации различных технологий.

13. Технологии организации образовательного процесса в инклюзивной среде

14. Особенности построения педагогического процесса на основе инновационных технологий.

15. Психолого-педагогические трудности субъектов образовательного процесса в условиях реализации технологического подхода.

Задание 1.

Спроектировать серию уроков на основе технологии деятельностного подхода для формирования универсальных учебных действий по профилю подготовки.

Задание 2. Провести анализ эффективности различных технологий по профилю подготовки и их внедрение в учебно-воспитательный процесс (обучающийся выбирает одну из предложенных технологий).

Проектное задание.

Разработайте  проект «Современная педагогическая (образовательная)технология в действии».

Подберите педагогические технологии и методики, ориентированные на проектирование и коррекцию развития детей (одаренных, педагогически запущенных, имеющих отклонения в развитии и др.). Проведите анализ и систематизацию отобранных педагогических технологий по работе с детьми различных категорий.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Представлен в приложении к РПД.

 
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ашанина,Е.Н.
Современные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 165 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06194-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492982 (дата обращения: 07.05.2022).: учебное пособие
Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Под общ. ред. Рыбцовой Л.Л.
Современные образовательные технологии : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. Л. Рыбцова [и др.] ; под общ. ред. Л. Л. Рыбцовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 92 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-05581-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441628 
Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Сафина А.М., Хафизова Г.М.
Педагогические технологии [Электронный ресурс]. Часть 2 : учебно-методическое пособие для студентов педагогического университета / авт.-сост. А.М. Сафина, Г.М. Хафизова .- Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018. - 51 с. — URL:http://bibl:81/books/Педагогика/ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ_Ч 2_Сафина, Хафизова.pdf>..
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Онлайн технологии в обучения:  https://stepik.org/course/5779
 
Э2
Самые необычные школы. Видео лекция. -URL:  https://biblio-online.ru/viewer/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-441628#/
 
Э3
Павлова, С.А. Педагогические технологии. Видео лекции - URL : https://www.youtube.com/watch?v=0fRLlkNXJD4

 
Э4
Гэри Банч. Педагогические технологии инклюзивного образования в обучении школьников.- Видео-лекция.-:URL  https://www.youtube.com/watch?v=I9c39T8y16Q

 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.4
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.6
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 9
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-315 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28).  Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы.  Четкое планирование своего рабочего времени является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Необходимо осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и развивающих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи,сборники и др.).

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением. Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются анализ основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в 

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 ППО.plx
 
тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся овладевает навыками профессиональной работы с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, решение кейс-задач, выполнение проектных заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: собеседование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор решения кейс задач (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат. С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные вопросы, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

 
стр. 11
УП: zm44.04.01 ППО.plx