2022-2023_b44_03_05 ИЗО и Т 251_plx_Техническое творчество и основы проектирования_Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Техническое творчество и основы проектирования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
экзамен 9 зачет 8
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
86
аудиторные занятия
94
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
9 (5.1)
Итого
Недель
14 5/6
13 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
12
12
26
26
Практические
42
42
26
26
68
68
Итого ауд.
56
56
38
38
94
94
Кoнтактная рабoта
56
56
38
38
94
94
Сам. работа
52
52
34
34
86
86
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
108
108
216
216
 
 
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к. пед.наук, доц., Большакова С.В. _________________
 
 
Техническое творчество и основы проектирования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формирование знаний и умений в области методики проведения занятий в системе дополнительного технологического образования обучающихся; в развитии культуры труда подрастающих поколений, становления у обучающихся системы технических и проектно-технологических знаний и умений.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование умения планировать творческую деятельность обучающихся в области технического творчества;
1.4
приобретение знаний об основных технологических понятиях и характеристиках в системе общего и дополнительном оразования;
1.5
знакомство с назначением и технологическими свойствами материалов;
1.6
приобретение умений для работы с ручными инструментами, приспособлениями, машинами и оборудованием, применяемыми в общем и дополнительном технологическом образовании обучающихся;
1.7
приобретение знаний  о видах, приемах и последовательности выполнения технологических операций;
1.8
приобретение умений в  разработке творческого проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Скульптура
2.1.2
Бумагопластика
2.1.3
Цветоведение и колористика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Лепка в художественном творчестве детей
2.2.2
Технологии обработки стекла
2.2.3
Технология обработки текстильных материалов
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования.
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
 
ПК-2: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность
 
ПК-2.2: Демонстрирует способы организации и оценки различных видов внеурочной деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.), методы и формы организации коллективных творческих дел, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий (по выбору).
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
принципы создания индивидуальной траектории саморазвития;
3.1.2
основные компоненты основных и дополнительных программ;
3.1.3
основные  технологические понятия и характеристики в системе дополнительного оразования;
3.1.4
назначение и технологические свойства материалов;
3.1.5
виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;
3.1.6
принципы разработки основных и дополнительных образовательных программ.
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
3.2.1
создавать и достраиват индивидуальную траекторию саморазвития;
3.2.2
разрабатывать программы дополнительного образования по техническому творчеству обучающихся;
3.2.3
планировать творческую деятельность обучающихся в системе дополнительного образования;
3.2.4
работать с ручными инструментами, приспособлениями, машинами и оборудованием, применяемыми в дополнительном технологическом образовании обучающихся;
3.2.5
осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами построения индивидуальной траектории;
3.3.2
навыками моделирования объектов технического творчества: условно графических изображений-схем, чертежей, технических рисунков и т.п.
3.3.3
способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной среды.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Методика обучения в системе дополнительного технологического образования

 
1.1
Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
1.2
Классификация методов обучения в системе дополнительного технологического образованияобучающихся /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
1.3
Анализ методов обучения в системе дополнительного технологического образования (на примере программ доп. образования).  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
1.4
Особенности воспитательной работы в системе дополнительного технологического образования детей /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
1.5
Принципы обучения в системе дополнительного образования /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
1.6
Анализ средств трудового воспитания обучающихся в системе доп. образования детей /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
1.7
Методы, средства и принципы трудового воспитания. Творческий компонент труда. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
1.8
Профессиональное и социальное воспитание обучающихся в системе дополнительного технологического образования /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
1.9
Анализ содержания практических работ обучающихся, их характеристика, перечень объектов технологической деятельности обучающихся на примере конкретной программы кружка /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
1.10
Методы досуговой педагогики

Методика подготовки и проведения различных форм учебных занятий

Требования к учебному занятию детского объединения. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
1.11
Принципы трудового воспитания обучающихся в системе технологического образования /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
1.12
Правила ТБ при организации технических занятий. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
 
Раздел 2. Техническое творчество 

 
2.1
Особенности организации пространства учебного кабинета технического творчества /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
2.2
Разработка схемы (плана)кабинета технического творчества /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
2.3
Направления технического творчества и примеры разрабатываемых объектов техники:

Техническая игрушка. Игрушки и игры: статические и динамические, механические, электрические, электронные, электромеханические, оптические и др.; уникальные и для массового изготовления; индивидуальные и коллективные; атрибуты для демонстрации физических эффектов и фокусов и т.п. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
2.4
Моделирование технической игрушки (условно графические изображения: схемы, чертежи, технические рисунки и т. п.) /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.5
Технические виды спортивного моделизма: авиамодельный, судомодельный, космический, автомодельный, радиотехнический и др. Изделия: макеты, модели-копии, модели-схемы, спортивные модели, экспериментальные (оригинальные) модели и средства технологического оснащения для их изготовления, сборки, испытаний, регулировки и др. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

14
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
2.6
Условно-графическая модель технологического оснащения /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
2.7
Транспортная техника. Изделия: велосипед, вездеход, аэросани, самокат, дельтаплан, карт, средства передвижения инвалидов, а также отдельные функциональные узлы, принадлежности и модели этой техники и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
2.8
Моделирование транспортной техники средствами графических программ. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
2.9
Техника и технология для дома, приусадебного участка и домашней мастерской. Изделия: мотоплуг, мини-трактор, косилка, транспортная тележка, подъемник, насос, сеялка, светильник, деревообрабатывающее устройство, устройство для сбора, переработки и хранения урожая, приспособления для ухода за животными, устройства охраны и сигнализации для дома, автомобиля и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
2.10
Техника для спорта и здоровья. Изделия: массажеры, спортивные снаряды, спортивно-развлекательные устройства для дома и мест отдыха и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
2.11
Радиотехника. Изделия: радиоприемник, радиопередатчик, магнитофон, телевизор, калькулятор, часы, блок управления зажиганием автомобиля, сигнальное устройство, радиоэлектронная игра, система радиоуправления, игровая приставка к телевизору и др. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

6
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
2.12
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

0
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
8
0
 
 
Раздел 3. Общие вопросы проектирования в обучении техническому творчеству.

 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
3.1
Основные требования эргономики в

художественно-техническом проектировании.  /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э4

2
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
9
0
 
3.2
Объекты изобретения в художественном проектировании.Патент. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э4

2
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
9
0
 
3.3
Соответствие конструкции современным требованиям эргономики и художественного конструирования

(дизайна). /Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э4

8
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
9
0
 
3.4
Отработка технической проектной задачи. Этапы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э4

8
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
9
0
 
3.5
Технология обработки материалов,

используемых в техническом проектировании. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э4

2
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
9
0
 
3.6
Паспорт технического проекта. Проектная документация /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э4

6
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
9
0
 
3.7
Разработка технической документации (схем, чертежей, эскизов, расчётов, технологических карт и т.п.) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э4

4
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
9
0
 
3.8
Проектные задачи в развитии технического мышления школьника. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э4

4
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
9
0
 
3.9
Примеры решения проектных задач. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э4

6
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
9
0
 
3.10
Возможности обучения творчеству в развитии учебных способностей. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э4 Э6

10
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
9
0
 
3.11
Организация внеклассной работы по техническому творчеству и проектированию в

школе /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э4

2
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
9
0
 
3.12
Теория решения

изобретательских задач (ТРИЗ)в проектировании технических изделий. /Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.4Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э4

6
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
9
0
 
3.13
Применение технолгии Триз в проектировании. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э4

12
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
9
0
 
3.14
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

36
ОПК-2.1 ПК-1.2 ПК-2.2 ПК-3.1
9
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1.Мультимедиа и IT технологии

2.Техническое конструирование

 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
3 Моделирование и макетирование

4.Техническое творчество и инновационное предпринимательство

5 Производственные технологии

6.Робототехника

7.3D-моделирование и прототипирование

8.3D-графика и 2Dдизайн

9. web-дизайн и Photoshop

10.Авиамоделирование и конструирование

11.Особенности программ технической направленности

12.Выработка трудовых навыков и обучение приемам работы с инструментами

13.Приёмы разметки

14 Фото- и видеомастерские

15.Особенности простейших летательных моделей

16. Изготовлении изделий: моделей «Вертолёт-муха», «Миг-29» , «Плоский воздушный змей» по эскизам и технологическим картам, разметка, вырезание, подгонка, сборка.

17. Устройство и назначение электровыжигателя, рейсмуса, строгальных инструментов (рубанка, шерхебеля), стусла, стамески.

19. Формирование рациональных приемов работы с ручными инструментами.

20. Основные формы и методы обучения, используемые на занятиях по техническому творчеству

21.Модели различных машин и технических сооружений.

22.Модели транспортной техники.

23. Электричество на моделях.

24 Двигатели на моделях.

25 Техническая эстетика

26  Машины, использующие энергию воды, ветра, топлива,электричества

27 Модели технических сооружений.

28 Основы подготовки мультимедийной презентации

29.Природные и искусственные материалы. Определение, основные отличия. Пластмасса, пластилин, древесина, фанера, металл.

30. Использование бросового материала. Пластиковые бутылки, различная упаковка, оберточная бумага.

Контрольное задание:

Правила представления проектов

Машины, использующие энергию воды: водяные мельницы, водяные турбины.Виды, назначение.

Изготовить упрощенную модель парохода

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Рефераты:

1.Техника в жизни человека.

2.Конструирова ние из плоских деталей.

3.Конструирова ние из объемных деталей

4.Конструирование из подручных материалов.

5.Электричество на моделях.

6.Двигатели на моделях

7. Художественно-эстетическое оформление изделий.

8. Особенности проектирования моделей транспортной техники.

9. Особенности проектирования моделей технических сооружений

10.Творческое конструирование как введение в проектную деятельность.

11.Теоретические основы создания робототехнических устройств

12.Программы для робототехнических средств при помощи специализированных визуальных конструкторов и программного обеспечения.

13.Работа с конструктором и основами программирования в среде Lego Education WeDo.

14.Единая классификация моделей кораблей и судов .

15.Модели, глиссирующие судов на подводных крыльях, воздушной подушке

16.Устройство и эксплуатация микролитражных двигателей внутреннего сгорания.

17.Типы корпусов судов и технология их постройки.

18.Трехмерное моделирование и дизайн

19.Изготовление моделей бумерангов, парашютов, воздушных змеев, ракетопланов.

20.Бумажное конструирование.

21.Алгоритмический метод конструирования. Типы алгоритмов, используемых в учебном конструировании.

22.Материально-техническая база технического творчества в школе.

23.Оборудование классов, кабинетов,мастерских для занятий техническим творчеством.

24.Понятие о дизайне. Художественно-конструкторские особенности разработки изделий.

25.Методика выполнения школьниками проектов на уроках технологии.

26.Использование метода контрольных вопросов в учебном конструировании.

27.Понятие об эскизе, проекте, чертеже.

28.Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
29.Кружок (факультатив) - основная форма внеклассной работы по техническому творчеству и проектированию в школе.

30.Инструменты, используемые для изготовления технических конструкций.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в Приложении
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Отв. ред. Байбородова Л. В.
Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей : учебник для бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 363 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06557-2: учебник для бакалавриата
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Отв. ред. Золотарева А. В. 
Дополнительное образование детей: история и современность : учебное пособие для  бакалавриата / ответственный редактор А. В. Золотарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 267 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-06301-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/436482:  учебное пособие для  бакалавриата 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.3
Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова [и др.] ; под редакцией Л. В. Байбородовой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 241 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06162-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437113: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.4
Проворов, А. В.  Т
Техническое творчество : учебное пособие для вузов / А. В. Проворов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022 ; Ярославль : Издат. дом ЯГТУ. — 423 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12681-5 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-9914-0398-6 (Издат. дом ЯГТУ). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496136 : учебное пособие для вузов 
Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Пахомова Ю.В., Орлова Н.В., Орлов А.Ю., Пахомов А.Н.
Основы технического творчества и научных исследований : учебное пособие / Ю. В. Пахомова, Н. В. Орлова, А. Ю. Орлов, А. Н. Пахомов. — Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2015. — 80 c. — ISBN 978-5-8265-1419-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/64156.html : учебное пособие
Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, 2015
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Иванов Н.Г., Иванова И.В., Лукьянов И.А., Азаев В.А.
Научно-техническое творчество : cборник программ внеурочной деятельности технической направленности / Н. Г. Иванов, И. В. Иванова, И. А. Лукьянов, В. А. Азаев. — Калуга : Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2016. — 139 c. — ISBN 978-5-88725-445-6. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/57859.html: cборник программ внеурочной деятельности технической направленности
Калуга : Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,, 2016
 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.2
Иванов Н.Г., Иванова И.В.
Техническое творчество : методические рекомендации для руководителей творческих объединений технического профиля / Н. Г. Иванов, И. В. Иванова. — Калуга : Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2016. — 206 c. — ISBN 978-5-88725-444-9. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/57862.html : методические рекомендации для руководителей творческих объединений технического профиля 
Калуга : Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Техносфера (дети, наука. техника, образоваине) - URL:http://tehnosfera.68edu.ru/o-sajte.html
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp
 
Э3
Электронный каталог НГПУ - URL: http://bibl.tatngpi.ru:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Министерство просвещения Российской Федерации.  –  URL: https://edu.gov.ru
 
Э5
Национальная электронная библиотека (НЭБ). – URL:  https://нэб.рф/
 
Э6
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.6
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.8
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо 

 
стр. 11
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; 

 
стр. 12
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный,рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. 

 
стр. 13
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.