2022-2023_b44_03_05 ИЗОиТ 151_ 051_951 гр__plx_Методика обучения предмету Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика обучения предмету "Технология"
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
 
экзамен 8, 6
Виды контроля  в семестрах:
экзамен 
72
самостоятельная работа
136
аудиторные занятия
152
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
10 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
360
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
7 (4.1)
8 (4.2)
Итого
Недель
14
14 2/6
11 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
28
28
10
10
54
54
Практические
48
48
28
28
22
22
98
98
Итого ауд.
64
64
56
56
32
32
152
152
Кoнтактная рабoта
64
64
56
56
32
32
152
152
Сам. работа
8
8
52
52
76
76
136
136
Часы на контроль
36
36
36
36
72
72
Итого
108
108
108
108
144
144
360
360
 
 
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Валиева Р.З. _________________
 
 
Методика обучения предмету "Технология"
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цели освоения дисциплины:
1.2
профессиональная подготовка бакалавров в области теории и методики преподавания технологии в соответствии с современными требованиями образовательных  стандартов
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
овладение профессионально-педагогической деятельностью педагога - технолога: ознакомление обучающихся с основным содержанием, принципами и закономерностями обучения технологии в общеобразовательных учреждениях, главными идеями и направлениями изучаемой методической науки;
1.5
практическое овладение знаниями конкретной методики, методики изучения отдельных тем той или иной технологии, а так же формирование  умений  и навыков в предметной области "Технология".
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Декоративно-прикладное искусство
2.1.2
Композиция в живописи и графике
2.1.3
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.4
Скульптура и пластическая анатомия
2.1.5
Скульптура и пластическая анатомия
2.1.6
Экономика
2.1.7
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.8
Психолого-педагогический практикум
2.1.9
Технология обработки металла
2.1.10
Иностранный язык
2.1.11
Общая и социальная психология
2.1.12
Организация дополнительного образования (по первому профилю) Художественно-творческая деятельность
2.1.13
Основы черчения и моделирования
2.1.14
Производственная практика по воспитательной работе
2.1.15
Технологии создания изделий из текстиля и кожи
2.1.16
История (история России, всеобщая история)
2.1.17
Концепции современного естествознания
2.1.18
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.19
Перспектива
2.1.20
Русский язык и культура речи
2.1.21
Философия  
2.1.22
2.1.23
2.1.24
2.1.25
2.1.26
2.1.27
2.1.28
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Обработка конструкционных материалов
2.2.2
Технология художественной обработки дерева
2.2.3
История изобразительного искусства
2.2.4
Художественная роспись
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.6
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.7
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.1: Формулирует образовательные результаты обучающихся в рамках учебных предметов согласно освоенному (освоенным) профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-5.2: Осуществляет отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.3: Применяет различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.4: Формулирует выявленные трудности в обучении и корректирует пути достижения образовательных результатов
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.3: Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в соответствии с предметной областью согласно освоенному профилю (профилям) подготовки
 
ОПК-8.5: Владеет методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.3: Демонстрирует умение разрабатывать программу развития универсальных учебных действий средствами преподаваемой(ых) учебных дисциплин, в том числе с использованием ИКТ
 
ОПК-2.4: Демонстрирует умение разрабатывать планируемые результаты обучения и системы их оценивания, в том числе с использованием ИКТ (согласно освоенному профилю (профилям) подготовки)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
социальную значимость технологического образования, историю развития трудового обучения, специфику системно-деятельностного подхода в обучении;
3.1.2
перспективы развития технологического образования;
3.1.3
современные методики и технологии обучения в предметной области "Технология" и специфику диагностирования (оценки умений) образовательных результатов обучающихся
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять современные методики и педагогические технологии для обеспечения качества учебно- воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени;
3.2.2
применять активные приёмы обучения на уроках;
3.2.3
разрабатывать компетентностно-ориентированные задания, направленные на реализацию прогнозируемых достижений;
3.2.4
разрабатывать документацию по предмету
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками в различных технологических операциях по изготовлению продукта труда;
3.3.2
навыками в разработке плана-конспекта урока (технологической карты);
3.3.3
опытом в подборе дидактических, наглядных средств к уроку (учебников, рабочих тетерадей, плакатов, интсрументария и т.д.);
3.3.4
опытом организации коллективной  творческой деятельности обучающихся;
3.3.5
навыками организации активного и интерактивного обучения;
3.3.6
навыками применения различных современных педагогических технологий в образовательном процессе.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теория обучения технологии

 
1.1
Социально-педагогические основы обучения "Технологии" /Лек/
Л1.1 Л1.2

Э12

2
ОПК-5.1 ОПК-8.5
6
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
1.2
Методы научно-педагогических исследований образовательной области «Технология».

Разработка беседы для учащихся среднего звена (план, формулировка вопросов).

/Пр/

Л1.1 Л1.2

Э12

10
ОПК-5.3
6
0
 
1.3
Характеристика профессионально-педагогической деятельности

учителя технологии

/Лек/

Л1.1 Л1.2

Э12

2
ОПК-8.5
6
0
 
1.4
Методическая литература для преподавателей технологии

Составление списка по трём группам выходящей методической литературы для образовательной области «Технология» для среднего и старшего звена общеобразовательной школы.

/Пр/

Л1.1 Л1.2

Э1 Э2 Э5

8
ОПК-2.4
6
0
 
1.5
Цель, задачи и содержание образовательной области «Технология» /Лек/
Л1.1 Л1.2

Э12

2
ОПК-5.1 ОПК-8.5
6
0
 
1.6
Определение цели и задач урока технологии. /Пр/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2 Э7 Э13

2
ОПК-5.3
6
0
 
1.7
Цели, задачи и содержание технологической подготовки в старшей школе на профильном и базовом уровнях /Лек/
Л1.1 Л1.2

Э3 Э8

4
ОПК-5.1
6
0
 
1.8
Принципы обучения по технологии. Системы технологического обучения учащихся.          Особенности реализации предметной области "Технология"  в свете ФГОС ООО /Лек/
Л1.1 Л1.2

Э4 Э8

4
ОПК-8.3
6
0
 
1.9
Методы и технологии технологического обучения.    Общее понятие о методах технологического обучения и их классификация.                Формы организации занятий по технологии /Лек/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э13

2
ОПК-5.3
6
0
 
1.10
Разработка фрагментов учебного занятия (по выбору студента)

Разработка содержания и методики проведения  урока открытия учащимися новых знаний (теоретический) «Изучение нового материала» (для  среднего и старшего звена).

/Пр/

Л1.1 Л1.2

Э1 Э3

4
ОПК-5.2
6
0
 
1.11
Разработка различных видов инструктажей для урока технологии /Пр/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э3 Э13

4
ОПК-5.2
6
0
 
1.12
Разработка  разноуровневых карточек-заданий для обучающихся /Ср/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-5.2
6
0
 
1.13
Современные педагогические технологии, наиболее востребованные на уроках технологии /Ср/
Л1.1 Л1.2

Э4 Э7 Э8

2
ОПК-8.3
6
0
 
1.14
Проектная деятельность учащихся (основные этапы) /Ср/
Л1.1 Л1.2

Э3 Э4

2
ОПК-5.3
6
0
 
1.15
Основные приёмы формирования регулятивных УУД на уроках технологии /Ср/
Л1.1 Л1.2

Э3 Э8

2
ОПК-2.4
6
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
1.16
Организационные формы технологического  обучения. Разработка  различных типов уроков (теоретических, практических, лабораторных и др.).

Разработка отдельных уроков для 5-7 классов по основным разделам курса «Технология» (по учебникам под ред. В.Д.Симоненко и Ю.Л. Хотунцева, -  М.: Вентана-Граф, 2012).

/Пр/

Л1.1 Л1.2

Э1

4
ОПК-8.3
6
0
 
1.17
Разработка отдельных уроков для 8 классов по основным разделам курса «Технология» (Сасова И.А. Технология. 5-8 классы: программа/ И.А. Сасова, А.В. Марченко, М, Вентана-Граф,2007)  /Пр/
Л1.1 Л1.2

Э1 Э3 Э8

4
ОПК-8.3
6
0
 
1.18
Разработка содержания элективного курса для 9-х классов по курсу «Технология» (примерное планирование занятий)

Разработка урока отдельной темы элективного курса «Твоя карьера» для 9-х классов.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

4
ОПК-8.3
6
0
 
1.19
Методический анализ плана-конспекта учебного занятия в образовательной области «Технология»

Анализ технологической карты урока по технологии в аспекте реализации ФГОС

/Пр/

Л1.1 Л1.2

Э3 Э8 Э12

4
ОПК-8.5
6
0
 
1.20
Традиционный анализ урока по готовому плану-конспекту по ФГОС /Пр/
Л1.1 Л1.2

Э3 Э8 Э12

4
ОПК-8.5
6
0
 
1.21
/Экзамен/

36
6
0
 
 
Раздел 2. Методика обучения технологии

 
2.1
Педагогическое проектирование учебного процесса. Отбор учебного материала для занятия

Разработка  перспективно-тематического плана раздела образовательной области «Технология»

/Лек/

Л1.1 Л1.2

Э8 Э12

10
ОПК-8.3
7
0
 
2.2
Компетентностно-ориентированное обучение /Ср/
Л1.1 Л1.2

Э8

10
ОПК-2.3
7
0
 
2.3
Анализ эффективности уроков технологии

Разработка критериев эффективности урока по технологии, выделение факторов, влияющих на эффективность урока, разработка методов и средств эффективности урока.

/Пр/

Л1.1 Л1.2

Э8

6
ОПК-5.4
7
0
 
2.4
Познавательная компетентность учащихся в технологическом образовании /Лек/
Л1.1 Л1.2

Э8

10
ОПК-5.1
7
0
 
2.5
Анализ и самоанализ урока технологии по ФГОС /Пр/
Л1.1 Л1.2

Э8

4
ОПК-5.3
7
0
 
2.6
Педагогическая диагностика в системе компетентностно-ориентированного образования /Лек/
Л1.1 Л1.2

Э12

2
ОПК-5.2
7
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
2.7
Методика формирования системы технологических знаний и развития технологических умений в процессе обучения технологии

Ручные и станочные операции на уроках технологии (ТК уроков).

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л3.1

Э3 Э12

4
ОПК-8.3
7
0
 
2.8
План диагностической работы в предметной области "Технология" /Ср/
Л1.1 Л1.2

20
ОПК-5.2
7
0
 
2.9
Обработка древесины (ТК урока). Обработка металла и других материалов. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э5

2
ОПК-8.3
7
0
 
2.10
Методика бучения элементам машиноведения, электротехники, робототехники  и автоматики (ТК уроков). /Ср/
Л1.1 Л1.2

Э5 Э9

10
ОПК-5.1
7
0
 
2.11
Методика обучения технологии ведения дома, конструирование и моделирование швейных изделий, технологии обработки пищевых продуктов, художественной обработке материалов (ТК уроков для учащихся среднего и старшего звена). /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.3Л3.1

Э3 Э5 Э10 Э11

4
ОПК-8.3
7
0
 
2.12
Внеклассная работа по разделам образовательной области «Технология». /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.3

Э3 Э8

2
ОПК-8.3
7
0
 
2.13
Современные аспекты проблемы использования производительного труда учащихся на уроках технологии. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.3

Э1 Э5

4
ОПК-5.1
7
0
 
2.14
Современные методы, формы контроля и оценки достижений учащихся в образовательной области «Технология». /Лек/
Л1.1 Л1.2

Э8 Э9

2
ОПК-5.2
7
0
 
2.15
Методика технологической подготовки учащихся в системе дополнительного образования

Анализ программ дополнительного образования  учащихся среднего и старшего звена (кружки, изо-студии, дхш и др.).

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.3

Э12

6
ОПК-8.3
7
0
 
2.16
Содержание и методика преподавания раздела «Производство и окружающая среда» в 11 классе. /Ср/
Л1.1 Л1.2

Э7

4
ОПК-8.3
7
0
 
2.17
Разработка и оформление школьных мастерских и лаборантских. /Ср/
Л1.1 Л1.2

Э3 Э6

8
ОПК-8.3
7
0
 
 
Раздел 3. Современные технологии в преподавании "Технологии"

 
3.1
Технология критического мышления /Лек/
Л1.1 Л1.2

4
ОПК-8.3
8
0
 
3.2
Разработка элементов технологии критического мышления в разных типах уроков /Пр/
Л1.1 Л1.2

6
ОПК-5.3
8
0
 
3.3
Анализ тематики уроков по технологии для 5-9 классов (Казакевич) /Ср/
Л1.1 Л1.2

20
ОПК-8.3
8
0
 
3.4
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) на уроках технологии /Лек/
Л1.1 Л1.2

4
ОПК-5.2
8
0
 
3.5
Разработка элементов ТРИЗ  /Пр/
Л1.1 Л1.2

6
ОПК-8.3
8
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
3.6
Анализ содержания тем уроков 5-9 классов (Казакевич, Симоненко).        Самостоятельное изучение технологии ТРИЗ  /Ср/
Л1.1 Л1.2

20
ОПК-5.1
8
0
 
3.7
Внедрение современных технологий в образовательный процесс (диагностика, инструменты, результаты) /Лек/
Л1.1 Л1.2

2
ОПК-5.3 ОПК-5.4
8
0
 
3.8
Разработка технологических карт к урокам технологии  /Пр/
Л1.1 Л1.2

6
ОПК-8.3 ОПК-2.3
8
0
 
3.9
Разработка содержания отдельного раздела с тематикой уроков. КТП. Разработка технологических карт к урокам с содержанием элементов современных технологий.  /Ср/
Л1.1 Л1.2

20
ОПК-8.3
8
0
 
3.10
Разработка диагностического инструментария  /Пр/
Л1.1 Л1.2

4
ОПК-5.2
8
0
 
3.11
Диагностика метапредметных умений обучающихся (разработка инструментария для проверки результатов обучения). /Ср/
Л1.1 Л1.2

16
ОПК-5.3
8
0
 
3.12
/Экзамен/

36
ОПК-5.1 ОПК-8.5 ОПК-2.3 ОПК-2.4
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Задания к экзамену

Раздел 1 Теоретические основы методики обучения технологии.

Тема1: Задачи, содержание и процесс технологической подготовки обучающихся.

Задание: Изучить учебный материал по следующим вопросам:

1. Понятие о методике преподавания технологии как отрасли педагогических знаний.

2. Что изучает методика преподавания технологии.

3. Какие задачи решает методика преподавания технологии.

4. Связь методики преподавания технологии с другими науками.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения на коллоквиуме:

1. Какое место занимает методика преподавания технологии среди других отраслей педагогических знаний?

2. Дайте определение понятию методики преподавания технологии.

3. Что является предметом изучения методики преподавания технологии?

4. Что конкретно изучает методика преподавания технологии?

5. Какие основные задачи решает методика преподавания технологии как наука?

6. Раскройте характер связей методики преподавания технологии с социально- гуманитарными и техническими науками.

7. Объясните, почему методика преподавания технологии является системообразующим элементом всей системы префессионально-педагогической подготовки учителя технологии.

Тема 2: Общая характеристика к профессионально-педагогической деятельности и требования к личности учителя технологии. Дидактические принципы технологической подготовки обучающихся.

Задание: Изучить учебный материал по следующим вопросам:

1. Образовательная область «Технология» и трудовое становление личности

учащегося.

2. Работа учителя технологии по подготовке учебно-воспитательного процесса.

3. Работа учителя технологии по осуществлению учебно-воспитательного процесса.

4. Характеристики отдельных аспектов целостной педагогической деятельности учителя.

5. Требования к общей психолого-педагогической подготовке учителя.

6. Требования к специальной подготовке учителя.

7. Требования к методической подготовке учителя.

8. Качества личности учителя технологии.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:

1. Какие учебные предметы и виды учебной деятельности охватывает образовательная область «Технология»?

2. Как влияют отдельные составляющие образовательной области «Технология» на трудовое становление личности учащегося?

3.Чем обусловлена необходимость предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса учителем?

4. В чем заключается непосредственная работа учителя в обучении и воспитании учащихся?

5. Анализ целостной педагогической деятельности учителя показывает ее многоаспектность. Объясните, почему объективно необходим каждый из рассмотренных аспектов этой деятельности?

 
стр. 9
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
6. Иногда можно слышать утверждение, что главное для учителя хорошо знать свой учебный предмет, а знания педагогики и методики мало что дают для преподавания предмета. Докажите ошибочность этого утверждения.

7. Объясните, почему личные качества учителя в процессе осуществления профессионально-педагогической деятельности становятся профессиональными качествами?

8. Сформируйте для себя представление, образ лучшего учителя технологии и разработайте с учетом психических свойств и качеств своей личности программу действий по достижению этого образа.

Тема 3 Система технологического обучения учащихся в средней общеобразовательной школе.

Задание: Изучить учебный материал по следующим вопросам

1. Сущность труда как виде человеческой деятельности.

2. О необходимости участия школьников в различных видах труда,

3. Связь между содержанием образования и знаниями о труде.

4. Формы организации труда учащихся.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:

1. Дайте определение, что такое труд? Из каких основных элементов состоит процесс труда?

2. Какую роль играют мотивы и цель труда в проектировании и осуществлении трудового процесса?

3. Какие отношения возникают в процессе труда?

4. Назовите основные факторы, показывающие, что участие детей в труде – это незаменимое средство их развития и воспитания.

5. В чем заключается объективная основа связи обучения и труда в общеобразовательном учреждении?

. Назовите основные виды труда, в которых участвуют учащиеся.

7. В каких формах организуется труд учащихся?

8. Сделайте подробный анализ одного из процессов труда, выполняемого учениками. При этом укажите цель, мотивы трудовой деятельности, материалы и инструменты технологического производственного процесса, знания основ наук, которые применяются в этом трудовом процессе, возникающие отношений в труде.

Тема 4 Методы технологического обучения.

Задание: Изучить учебный материал по следующим вопросам:

1. Методы обучения технологии и их специфика.

2. Классификация методов обучения технологии.

3. Методы словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний.

4. Методы демонстрации.

5. Методы практической работы учащихся.

6. Инструктаж как совокупность методов обучения.

7. Факторы, влияющие на выбор методов обучения.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:

1. Дайте определение понятия метода обучения технологии. Сделайте анализ характерных признаков этого понятия.

2. Как классифицируются методы обучения технологии?

3.Дайте характеристику методов словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний.

4. Какие основные требования предъявляются к устному изложению знаний учителем?

5. Как соотносятся понятия принципа наглядности, средств наглядности и наглядных методов обучения?

6. Какова роль методов демонстрации в изучении технологии?

7. В чем особый изучающий характер методов практической работы учащихся? Почему без практических методов обучения нельзя сформировать технологические умения и навыки?

8. Дайте определение, что такое упражнения и какие требования к ним предъявляются?

9. Какова роль решения технических задач в обучении технологии?

10.Для чего используются в обучении технологии лабораторные работы?

11.Каково значение практических работ учащихся в обучении технологии?

12.Как осуществляется подбор объектов труда для практических работ учащихся?

13.Объясните, в чем необходимость применения технологических карт при выполнении практических работ?

14.Что такое инструктажи, какова его роль в практическом обучении технологии? Дайте характеристику различным видам инструктажа.

15.Отчего зависит выбор того или иного метода обучения при изучении технологии?

16.Сделайте таблицу, состоящую из трех граф. В первой графе укажите последовательно все рассмотренные методы обучения технологии. Во второй – запишите определение этих методов, а в третьей – укажите, где и в каких случаях применяется тот или иной метод обучения

Тема 5 Урок-как основная форма организации технологической подготовки обучающихся.

Задание: Изучить учебный материал по следующим вопросам:

1. Понятие об уроке технологии.

2. Типы и структуры уроков технологии.

3. Организация работы учащихся на уроке.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работе и последующего обсуждения:

1. Дайте характеристику урока технологии. В чем его принципиальная особенность по сравнению с уроками по основам наук?

2. Каковы наиболее общие элементы уроков технологии?

3. Какие основные требования предъявляются к урокам технологии?

4. Как классифицируются уроки технологии?

5. Дайте характеристику теоретическому и практическому уроку технологии.

6. Дайте характеристику уроку – лабораторной работе и уроку по решению технических задач.

7. Дайте характеристику комбинированному и контрольно-проверочному урокам.

 
стр. 10
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
8. В каких формах организуется учебная работа учащихся на уроках технологии? Дайте характеристику этим формам.

9. Сделайте сравнительный анализ типов уроков технологии и их структуры. В каких случаях применяется тот или иной тип урока?

10.Сделайте таблицу, состоящую из двух колонок. В первой укажите типы уроков технологии. Во второй колонке, напротив каждого типа урока укажите его примерную

структуру.

Тема 6 Принципы обучения по технологии. Системы технологического обучения школьников.

Задание: Изучить учебный материал по следующим вопросам:

1. Система принципов обучения технологии.

2. Принцип связи теории с практикой в обучении технологии.

3. Принцип научности.

4. Принцип доступности в обучении технологии и посильность труда для учащихся.

5. Систематичность и последовательность в обучении технологии.

6. Сознательность и активность учащихся при обучении технологии.

7. Прочность усвоения учащимися технико-технологических знаний, умений и навыков.

8. Наглядность в обучении технологий.

9. Воспитывающий характер обучения технологии.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:

1. Дайте определение понятия «принцип обучения».

2. Как влияют принципы обучения технологии на учебный процесс и чем это влияние отличается от воздействия на процесс обучения изученных ранее систем трудового

(производственного) обучения?

3. Почему принцип связи теории с практикой в обучении технологии играет исключительно важную роль? Объясните это и покажите на конкретных примерах.

4. Раскройте специфику образовательной области технология, которая находит свое отражение во всех принципах обучения. Покажите это на примерах рассматриваемых принципов обучения.

5. Докажите пути реализации в учебном процессе всех этих принципов обучения технологии.

6. Объясните, как взаимодействуют принципы обучения технологии между собой.

7. Сделайте таблицу, состоящую из двух колонок. В первой колонке запишите все рассмотренные принципы обучения технологии. Во второй колонке напротив каждого принципа запишите определение, раскрывающее его сущность.

Контрольные вопросы для экзамена (8 семестр)

1Каково место методики преподавания технологии в системе общей педагогической науки?

2.Как можно определить методику преподавания технологии с точки зрения педагогической науки?

3.Что является предметом изучения методики преподавания технологии?

4 Из каких сторон слагается процесс трудового обучения учащихся?

5.Назовите общую задачу курса методики преподавания технологии.

6.Назовите частные задачи курса методики преподавания технологии?

7Каким образом решаются задачи методики преподавания технологии и связанные с ними проблемы?

8.Дайте понятие педагогическому исследованию.

9 Назовите основные этапы педагогического исследования.

10.Какие методы применяются в научно-педагогических исследованиях?

11.Чем характеризуется теоретический  метод исследования?

12.Охарактеризуйте метод педагогического наблюдения и  назовите основные требования к его проведению.

13.Перечислите объекты педагогического наблюдения?

14.Какова цель  педагогического наблюдения?

15.Назовите основную цель метода беседы.

16.Что представляет собой метод анкетного опроса?

17.Что относят к учебной документации?

18.Что можно отнести к продуктам обучения при изучении технологии?

19 В чём заключается сущность педагогического эксперимента?

20.С каким разделом педагогики связана методика преподавания технологии?

21.Какова связь  методики преподавания технологии и психологии?

22.Назовите два основных вида деятельности учителя технологии.

23. Что является характерной особенностью профессионально-педагогической деятельности учителя технологии?

24.  Какую работу выполняет учитель технологии, готовя учебный процесс?

25. Каковы основные требования к общей психолого-педагогической подготовке учителя технологии?

26.  Назовите основные требования к специальной подготовке учителя технологии.

27.  Назовите основные требования к методической подготовке учителя технологии.

28.  Назовите основные группы качества личности учителя технологии, особенно важных в профессиональной деятельности.

29. Что  является основной  формой повышения квалификации учителей технологии,  и учителей не имеющих высшего образования?

30.  На какие три группы можно разделить выходящую методическую литературу в образовательной области «Технология»?

31.  В чём заключается сущность технологического образования?

32. Что выступают составными компонентами технологического образования?

33. Назовите ряд принципиальных новаций в образовательной области «Технология».

34. В чём заключается суть преобразования «Трудового обучения» в «Технологию»?

 
стр. 11
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
35. Что представляет собой  Государственный стандарт общего образования и какого его назначение?

36. Какие компоненты включает Государственный стандарт общего образования?

37. Назовите три основных направления  образовательной области «Технология»?

38. Что включено в учебно-практическую деятельность учащихся?

39. Чем овладевают школьники по окончанию курса технологии в основной школе?

40. Назовите 10 основных разделов в содержании предмета «Технология».

41. В чём заключается суть деятельностно-параметрического подхода  в обучении курса технологии в 5-7 классах?

42.  Какие задачи решают программы  начального этапа профессионального самоопределения учащихся (1-4 классы)?

43. С чем знакомятся школьники на уроках технологии в 5-7 классах?

44. С чем знакомятся школьники на уроках технологии в 8-9 классах?

45.  Какие формы занятий проводятся с учащимися 10 -11 классов?

46.  Что понимается под политехническим принципом?

47. Как конкретно проявляется и реализуется политехнический принцип в обучении технологии, и какие  выделяются направления?

48. Приведите примеры реализации политехнического принципа при изучении технологии.

49.  Дайте понятие профильного обучения?

50.  Какие цели реализуются в процессе профильного обучения?

51.  Что должен обеспечивать учитель профильных классов?

52.  Дайте понятие базового, профильного предметов и спецкурсов.

53.  При наличии, каких условий осуществляется переход учащихся в профильные классы?

54. Каково основное предназначение курса технологии в старших классах?

55. Какие две составляющие включает в себя программа технологической подготовки учащихся школ с технологическим профилем?

56.Назовите основной принцип реализации программы общетехнологической подготовки учащихся.

57.В каких направлениях осуществляется специальная техническая подготовка учащихся школ?

58.Дайте понятие предпрофильной подготовки учащихся.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1.История развития обучения технологии в общеобразовательных учреждениях.

2.Характеристика современного состояние и перспектив развития обучения технологии в общеобразовательных учреждениях.

3.Обучение и труд обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

4.Трудовая технологическая деятельность как средство воспитания и развития личности обучающегося.

5.Общетехнические основы обучения технологии.

6.Системы трудового (производственного) обучения.

7.Принципы обучения технологии.

8.Урок как основная форма организации обучения технологии.

9.Внеклассная работа по технологии.

10.Методы словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний.

11.Методы демонстрации.

12.Методы практической работы учащихся.

13.Инструктаж как совокупность методов обучения.

14.Метод творческих проектов в обучении технологии.

15.Виды технических знаний и особенности подходов к их изучению.

16.Учебно-техническая документация, средства наглядности и технические средства обучения при изучении технологии.

17.Учебно-материальная база обучения технологии.   

Темы творческих  заданий:

Раздел 1 Теоретические основы методики обучения технологии.

Задание 1. Методы научно-педагогических исследований образовательной области «Технология». Разработка беседы для обучающихся среднего звена (план, формулировка вопросов).

Задание 2. Составление анкеты для обучающихся среднего звена общеобразовательной школы (по основным требованиям).

Задание 3. Ознакомьтесь с литературой, в которой дается описание учебно-материальной базы по технологии и нормативные документы по ее организации, перечня типового оборудования и инструментов, технических кабинетов и учебных мастерских общеобразовательных учреждений. Определитесь, какая литература потребуется в случае организации или реконструкции учебно-материальной базы, Составьте список этой литературы.

Задание 4.  Ознакомьтесь с учебно-методической литературой для учителей технологии.

А) Составить список по трём группам выходящей методической литературы для образовательной области «Технология» для среднего и старшего звена общеобразовательной школы, соответствующей новому стандарту.

Б) Ознакомление с научно-методическими журналами «Школа и производство», «Профессионал» и другими.

Ознакомиться с предложенными методическими пособиями и по каждому из них ответить письменно  на следующие вопросы:

1. Какова цель и кому адресовано методическое пособие?

2. Из каких основных разделов и глав состоит пособие?

3. Какие аспекты методики преподавания технологии отражены, в пособии

(организация учебно-материальной базы, применение средств наглядности, использование метода творческих проектов и т.д.)?

 
стр. 12
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
4. Какие вопросы обшей методики преподавания технологии рассматриваются в пособии?

5. Какие конкретные методические разработки даны в пособии?

6. В каких видах учебно-воспитательной работы можно использовать данное методическое пособие (при подготовке уроков технологии, в организации дополнительного технологического обучения и т.д.)?

В) Ознакомиться с предложенными научно-методическими журналами и по каждому из них ответить на следующие вопросы.

1. Из каких основных разделов состоит журнал?

2. Публикуются ли в журнале технологические сведения, отражающие содержание

обучения технологии?

3. Содержит ли журнал конкретные методические разработки?

4. В каких видах учебно-воспитательной работы можно использовать данный журнал

(при проведении уроков технологии, по черчению, при организации и проведении

занятий по дополнительному технологическому обучению)?

Форма отчета: конспективная запись ответов на поставленные в задании вопросы. Участие, в коллективном обсуждений этих вопросов.

Задание 5. Анализ основных разделов программы для ООО в предметной  области «Технология» (технология обработки конструкционных материалов, пищевых продуктов, швейных изделий и т.д.). Выполнить краткую конспективную запись.

Задание 6. Определение цели и задач современного урока технологии, постановка учебной проблемы.

Задание 7. Проблемно-развивающие и личностно-развивающие технологии обучения, их разновидности и особенности применения при изучении основных разделов предметной области «Технология».

Задание 8. Разработка содержания и методики проведения урока «открытия новых знаний» и анализ отдельных этапов урока. Темы уроков и класс по выбору.

Задание 9. Построение урока технологии, содержание практических работ обучающихся, определение содержания вводного и текущего инструктажей к этим работам.

1. Выберите один из уроков по разработанному календарно-тематическому плану, который содержит практические работы учащихся.

2. Уточните задачи практической подготовки учащихся на данном уроке.

3. Уточните объекты труда учащихся на планируемом уроке (педагогическая и производственная ценность, примерные затраты материалов и т.д.)

4. Определите последовательность изготовления изделия, которое будут выполнять учащиеся. (Укажите состав и последовательность выполнения обработочных, сборочных, отделочных и контрольно-измерительных операций). Уточните время на изготовление изделия.

5. Продумайте содержание и составьте план проведения вводного инструктажа для обучающихся.

6. Продумайте содержание и порядок проведения текущего инструктажа. (Укажите целевые обходы рабочих мест обучающихся).

7. Определите основные критерии оценки практических работ учащихся на данном уроке.

Форма отчета: разработанный план-конспект урока технологии с подробным изложением методики проведения практической работы учащихся.

Задание 10. Разработка  разноуровневых карточек-заданий для обучающихся (дифференциация).

Задание 11. Разработка плана-конспекта урока технологии для 5-7 классов по учебнику «Технология под ред. В.Д.Симоненко и Ю.Л. Хотунцева, -  М.: Вентана-Граф, 2012.

Задание 12. Разработка отдельных уроков для 8 класса по основным разделам курса «Технология» (Сасова И.А. Технология. 5-8 классы: программа/ И.А. Сасова, А.В. Марченко, М, Вентана-Граф).

Задание 13. Разработка плана-конспекта (технологической карты) урока элективного курса «Твоя карьера» для 9-х классов.

Задание 14. Методический и дидактический анализ плана-конспекта и видео-урока в аспекте реализации ФГОС ООО.

Раздел 2 Организационно-технические условия обучения технологии

Задание 1. Педагогическое проектирование учебного процесса. Отбор учебного материала для занятия. Разработать календарно-тематический план на одну четверть для 5, 6, 7  классов для неделимых классов в соответствии с примерной программой ООО.

1. Руководствуясь учебной программой по технологии и календарем, определите количество занятий на данную четверть.

2. Для каждого из занятий:

а) определите тему, цель и узловые вопросы содержания обучения;

б) руководствуясь примерным перечнем объектов труда, приведенном в учебной программе, подберите соответствующие содержанию занятия изделия, которые будут изготовлять ученики;

в) определите необходимее виды и количество конструкционных материалов для выполнения изделий всеми учениками в расчете на подгруппу (20 человек);

г) продумайте технологию изготовления изделия, определите необходимое для этого оборудование, инструменты и приспособления;

д) подберите необходимый дидактический материал, средства наглядности, учебно-техническую документацию, которые будут использована на занятиях.

3. Запишите полученные данные в календарно-тематический план.

Форма отчета: составленный календарно-тематический план на четверть.

Задание 2. Разработка критериев эффективности урока по технологии, выделение факторов, влияющих на эффективность урока, разработка методов и средств эффективности урока.

Задание 3. Анализ урока по ФГОС.

Задание 4. Анализ учебно-материальной базы и организационно-технических условий обучение технологии.

Опираясь на требование учебной программы и содержание учебников по технологии обработки конструкционных материалов и пользуясь литературой по организации учебно-материальной базы по технологии разработать проект учебной 

 
стр. 13
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
мастерской, в котором определить:

1. Какие типы и марки металлорежущих и дерёвообрабатывающих станков потребуются для организации процесса обучения. Сколько различных станков необходимо в расчете на 20 учащихся в каждом из 5-9 классов в одной параллели.

2. Какие и сколько комплектов рабочих инструментов потребуются для указанного количества учащихся по разделам «Обработка древесины» и «Обработка металлов».

3. Какие контрольно-измерительные инструменты и приборы и в каком количестве потребуются для организации учебного и технологического процессов в 5-9 классах.

4. Какие средства наглядности потребуются для организации учебного процесса.

5. Сделайте эскизы размещения; рабочих мест учащихся и оборудования на планах основных учебных мастерских по обработке древесины и обработке металлов.

Форма отчета: Эскизы размещения рабочих мест учащихся на планах учебных мастерских по обработке древесины и

обработке металлов. Списки станочного оборудования и комплектов рабочих и контрольно-измерительных инструментов и приспособлений.

Задание 5. Определение типа и структуры урока технологии.

Задание:

1. По разработанному календарно-тематическому плану выделите два различных типа урока.

2.Определите структуру этих уроков. Для чего:

а) сформулируйте образовательные, развивающие и воспитательные цели урока;

б) в соответствии с этими целями установите ход урока. т.е, укажите основные элементы структуры или этапы урока;

в) обоснуйте выбранный тип и структуру урока.

Форма отчета: разработанные планы уроков, отражающие различные типы и соответствующие структуры этих уроков.

Задание 6. Определение методов изучения новых технико-технологических, сведений на уроках технологии.

1. Выберите один из уроков по разработанному календарно-тематическому плану, который имеет целью ознакомление учащихся с новыми технико-технологическими знаниями.

2. Отберите содержание этих сведения.

3. Определите, какими методами следует делать изложение новых технико-технологических сведений. Опишите эту методику.

4. Установите, как следует провести первичное закрепление изложенных технико-технологических сведений. Дайте характеристику методам закрепления знаний.

Форма отчета: разработанный план урока технологии с подробным изложением методики изучения и закрепления новых технико-технологических сведение.

Задание 7. Разработка учебно-технической документации для организации процесса обучения технологии. Составление технологических карт на изготовление изделий.

1. Выберите изделие из примерного перечня объектов труда для учащихся 5-го класса.

Продумайте технологию его изготовления, а составьте технологическую карту.

2. Выберите изделие из примерного перечня объектов труда для учащих ей 6-7 классов. Продумайте технологию его изготовления и составьте технологическую карту по форме:

Технологическая карта на изготовление ______________________

Задание 8  Построение урока технологии, содержащего лабораторную работу обучающихся.

1. Выберите урок из разработанного календарно-тематического плана, который содержит лабораторную работу учащихся.

2. Уточните цели и задачи этого урока.

3. Определите структуру этого урока и составьте план его проведения.

4. Определите содержание лабораторной работы, подберите лабораторное оборудование и инструменты, установите порядок выполнения работы и форму отчета учащихся по ее окончании.

5. Продумайте и определите содержание и методику проведения других элементов структуры данного урока.

Форма отчета: составленный план-конспект урока-лабораторной работы.

Задание 9 Методика бучения элементам машиноведения, электротехники, робототехники  и автоматики. Разработка учебно -технической документации для организации процесса обучения технологии. Составление технологических карт на изготовление изделий.

Задание 10. Методика обучения технологии ведения дома, конструированию и моделированию швейных изделий, технологии обработки пищевых продуктов, художественной обработке материалов. Обработка древесины, металла. Разработка учебно-технической документации для организации процесса обучения технологии. Составление технологических карт на изготовление изделий.

Раздел 3. Особенности преподавания технологии в условиях реализации новых стандартов.

Задание 1.Анализ примерной рабочей программы по технологии для неделимых классов.  Структурирование и конкретизация планируемых результатов по годам обучения.

Задание 2. Разработка типовых задач на формирование УУД у обучающихся, компетентностно-ориентированных заданий, активных и интерактивных методов и технологий, применяемых на уроке технологии.

Задание 3. Составление конструктора урока с применением активных методов, приёмов обучения на разных этапах урока.

Задание 4. Изучение современных требований, предъявляемых к видео-уроку.

Задание 5. Деловая игра.  Сценарий урока открытия новых знаний (по ТК). Самоанализ урока.

Задание 6.  Особенности применения различных видов рефлексии на разных этапах урока.

Задание 7. Применение метода творческих проектов в процессе обучения технологии обработки конструкционных материалов.

1. По предложению преподавателя определите содержание обучения учащихся проектной деятельности в целом и конкретно в одном из 5-9 классов.

2. Определите методику изучения этого учебного материала.

3. Пользуясь описанными в литературе примерами, объектами творческих проектов учащихся, а также своими 

 
стр. 14
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
представлениями об этих объектах» разработайте образец творческого проекта учащегося.

Форма отчета: образец творческого проекта учащегося 5-9 классов.

Задание 8. Планирование внеклассной работы по техническому и декоративно-прикладному творчеству учащихся.

1. По предложению преподавателя ознакомьтесь с учебной программой и методической литературой одного из кружков технического или декоративно-прикладного творчества учащихся.

2. Составьте примерную тематику занятий кружка на четверть учебного года.

3. Разработайте план-конспект (сценарий) одного из занятий кружка.

Форма отчета: разработанный план-конспект занятия кружка.

Задание 9. Разработка и подготовка экскурсии на промышленное предприятие.

1. По предложению преподавателя подготовьте методику проведения экскурсии по определенной теме и на конкретное

предприятие.

2. При возможности студенту желательно лично предварительно. познакомиться с данным предприятием.

3. Сформулируйте цель и составьте план проведения экскурсии.

4. Подготовьте вопросы для проведения итоговой беседы по проведенной экскурсии.

Форма отчета: план проведения экскурсии.                                

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в Приложении 1 к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Романова, К. Е.
Теория и методика обучения технологии [Электронный ресурс] : URL: http://www.iprbookshop.ru/72469.htm :  учебно-методическое пособие
Саратов : Ай Пи Эр Медиа,, 2022
 
Л1.2
Субочева М.Л., Вахтомина Е. А. , Сапего, И. П.  Максимкина И.В.
Теория и методика обучения технологии с практикумом [Электронный ресурс] : URL:http://www.iprbookshop.ru/75826.htm. -дата обращения 5.07.2019l: учебно-методическое пособие
Москва. : Московский педагогический государственный университет, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Р. Ф. Катаев, В. С. Милютин, М. Г. Близник 
Технология конструкционных материалов: теория и технология контактной сварки : учебное пособие для вузов / Р. Ф. Катаев, В. С. Милютин, М. Г. Близник ; под научной редакцией М. П. Шалимова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 146 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-10116-4 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1491-1 (Изд-во Урал. ун-та). дата обращения 12.07.2019 : учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Хворостов, А. С.
Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства: работы по дереву : практическое пособие для среднего профессионального образования / А. С. Хворостов, Д. А. Хворостов ; под общей редакцией А. С. Хворостова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 152 с. — — ISBN 978-5-534-11449-2. -дата обращения 14.08.2019.: практическое пособие
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.3
Макленкова ,С.Ю., Максимкина И.В.
Макленкова С.Ю. Моделирование и конструирование одежды [Электронный ресурс]: практикум/ Макленкова С.Ю., Максимкина И.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский педагогический государственный университет, 2018.— 84 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/75809.html.— ЭБС «IPRbooks». -дата обращения 23.07.2019: практикум
Москва : Московский педагогический государственный университет, 2018
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 15
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Тонковид С.Б., Гуляева Е.Ю., Игнатова М.И., Гамов И.Е.
Основы пластического языка в художественной обработке материалов [Электронный ресурс]: методические указания к изучению дисциплины технологии художественной обработки материалов/ — Электрон. текстовые данные.— Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2016.— 19 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73084.html.— ЭБС «IPRbooks. -дата обращения 12.08.2019»: Методические указания
Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Рабочая программа по технологии 7 класс. Современный учительский портал. -[сайт]: URL:http://easyen.ru/load/tekhnologija/7_klass/rabochaja_programma_po_ttekhnologii/224-1-0-15549/ 
 
Э2
Рабочая программа по технологии 9 класс (девочки) /Современный учительский портал. -[сайт]: URL: https://easyen.ru/load/tekhnologija/9_klass/rabochaja_programma_9_klass_po_tekhnologii/226-1-0-14818 
 
Э3
Использование ИКТ на уроках технологии при изучении темы

«Конструирование одежды» /Современный учительский портал. -[сайт]: URL: https://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/ispolzovanie_ikt_na_urokakh_tekhnologii_pri_izuchenii_temy_konstruirovanie_odezhdy/356-1-0-3684 

 
Э4
Использование метода проектов на уроках технологии для развития

творческих способностей /Современный учительский портал. -[сайт]: URL: https://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/ispolzovanie_metoda_proektov_na_urokakh_tekhnologii_dlja_razvitija_tvorcheskikh_sposobnostej/356-1-0-11691

 
Э5
Методическая разработка раздела "Машиноведение" для 5 класса

(обслуживающий труд) https://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/metodicheskaja_razrabotka_razdela_mashinovedenie_dlja_5_klassa_obsluzhivajushhij_trud/356-1-0-13572

 
Э6
Применение ИКТ на уроках Технологии-http://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/primenenie_ikt_na_urokakh_tekhnologii/356-1-0-3685/
 
Э7
Применение принципов проблемного обучения на уроках технологии -http://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/primenenie_principov_problemnogo_obuchenija_na_urokakh_tekhnologii/356-1-0-6099/
 
Э8
Развитие УУД на уроках технологии -http://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/razvitie_uud_na_urokakh_tekhnologii/356-1-0-6801/ 
 
Э9
Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда  при работе на швейной машине -http://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/sanitarno_gigienicheskie_trebovanija_i_pravila_bezopasnosti_truda_pri_rabote_na_shvejnoj_mashine/356-1-0-2347/

 
Э10
Технология обработки древесины -http://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/tekhnologija_obrabotki_drevesiny_5_klass/356-1-0-14254 
 
Э11
Терминология швейных работ - http://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/terminologija_shvejnykh_rabot/356-1-0-2349
 
Э12
Творчество учащихся в технологическом образовании -http://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/tvorchestvo_uchashhikhsja/356-1-0-2029/
 
Э13
Рабочая программа по технологии 10  класс (для девушек) -http://easyen.ru/load/tekhnologija/raznoe/rabochaja_programma_po_tekhnologii_10_klass/221-1-0-15552/
 
Э14
Реестр примерных основных общеобразовательных программ -http://fgosreestr.ru/
 
Э15
Анализ и самоанализ урока по ФГОС -https://multiurok.ru/files/analiz-i-samoanaliz-uroka-po-fgos.html
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.6
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 16
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-102б Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям:

Методическая подготовка обучающихся складывается из лекционного курса по теории и методике обучения технологии, практических занятий по этому курсу,выполнения рефератов, презентаций, кейсов, а также участия студентов в научно-методических исследованиях, прохождения ими педагогической практики инаписания выпускных квалификационных (дипломных) работ.Среди указанных видов учебной работы в системе методической подготовки студентов значительное место занимают практические занятия. При подготовке к этим занятиям и при их проведении студенты изучают и обсуждают первоисточники по методическим вопросам, расширяя, углубляя и практически осваивая теоретические знания методики преподавания. На практических занятиях студенты овладевают знаниями конкретной методики, методики изучения отдельных тем той или иной технологии, у них формируются первоначальные методические умения.

Важное место на этих занятиях занимают вопросы проектирования учебного роцесса по конкретной технологии, а также его организации и осуществления в виде

деловых игр.

Методические указания к практическим занятиям:

Цель практических занятий:

1. На основе повторения и практического осмысления лекционного курса по общим основам методики преподавания технологии, изучения учебных пособий и другой учебно-методической литературы по технологии овладеть теоретической базой методической подготовки, включающей в себя:

-знания содержания образовательной области «Технология» и ее роли в формировании технологической культуры учащихся, в развитии их личности;

-ясное представление о содержании и характере профессионально-педагогической деятельности учителя технологии и предпринимательства, о требованиях к его подготовке;

-знание социально-педагогических основ технологического обучения;

-знание организационно-методических систем и принципов технологического обучения;

-знание функциональных педагогических и технико-экономических требований к учебно-материальной базе технологического обучения.

2. Формировать практическую готовность к будущей профессиональной деятельности:

-на основе изучения образовательного стандарта образовательной области «Технология» и примерных учебных программ, учебников и учебных пособий по технологии обработки различных материалов подробно ознакомиться с содержанием технологического обучения; изучить методическую литературу, раскрывающую конкретную методику

преподавания технологии;

-изучить материально-технические условия технологического обучения;

-научиться планировать процесс технологического обучения, разрабатывать планы-конспекты (сценарии) уроков технологии;

-с помощью деловых игр сформировать первоначальные умения готовить и проводить уроки технологии.

Форма отчета на коллоквиуме: конспективная запись ответов на поставленные в задании вопросы. Участие в коллективном обсуждении этих вопросов на коллоквиуме.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

 
стр. 17
УП: b44.03.05  ИЗОиТ 151, 051,951 гр..plx
 
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Рекомендации по подготовке к экзамену

Изучение дисциплины завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине

За 3-4 дня нужно систематизировать уже имеющиеся знания. На консультации перед экзаменом студентов познакомят с основными требованиями, ответят на возникшие у них вопросы. Поэтому посещение консультаций обязательно.

Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзаменам у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов.

Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.

Методические указания к занятиям для обучающихся с ОВЗ.

Для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация образовательного процесса проводится с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья, путем соблюдения следующих общих требований:

– проведение учебных занятий, текущего контроля, ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для обучающихся;

– присутствие в аудитории ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);

– пользование необходимыми обучающимся техническими средствами на учебных занятиях, при прохождении ГИА с учетом их индивидуальных особенностей;

– обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся в аудитории, а также их пребывания в указанных помещениях.