(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2021-2022 уч.г.
Зав. кафедрой Валиева Р.З.
ции
Э12
Разработка беседы для учащихся среднего звена (план, формулировка вопросов).
/Пр/
Э12
учителя технологии
/Лек/
Э12
Составление списка по трём группам выходящей методической литературы для образовательной области «Технология» для среднего и старшего звена общеобразовательной школы.
/Пр/
Э1 Э2 Э5
Э12
Э1 Э2 Э7 Э13
Э3 Э8
Э4 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э13
Разработка содержания и методики проведения урока открытия учащимися новых знаний (теоретический) «Изучение нового материала» (для среднего и старшего звена).
/Пр/
Э1 Э3
Э1 Э3 Э13
Э1 Э2 Э3
Э4 Э7 Э8
Э3 Э4
Э3 Э8
Разработка отдельных уроков для 5-7 классов по основным разделам курса «Технология» (по учебникам под ред. В.Д.Симоненко и Ю.Л. Хотунцева, - М.: Вентана-Граф, 2012).
/Пр/
Э1
Э1 Э3 Э8
Разработка урока отдельной темы элективного курса «Твоя карьера» для 9-х классов.
/Пр/
Э2 Э3
Анализ технологической карты урока по технологии в аспекте реализации ФГОС
/Пр/
Э3 Э8 Э12
Э3 Э8 Э12
Разработка перспективно-тематического плана раздела образовательной области «Технология»
/Лек/
Э8 Э12
Э8
Разработка критериев эффективности урока по технологии, выделение факторов, влияющих на эффективность урока, разработка методов и средств эффективности урока.
/Пр/
Э8
Э8
Э8
Э12
Ручные и станочные операции на уроках технологии (ТК уроков).
/Пр/
Э3 Э12
Э1 Э3 Э5
Э5 Э9
Э3 Э5 Э10 Э11
Э3 Э8
Э1 Э5
Э8 Э9
Анализ программ дополнительного образования учащихся среднего и старшего звена (кружки, изо-студии, дхш и др.).
/Пр/
Э12
Э7
Э3 Э6
Задания к экзамену
Раздел 1 Теоретические основы методики обучения технологии.
Тема1: Задачи, содержание и процесс технологической подготовки обучающихся.
Задание: Изучить учебный материал по следующим вопросам:
1. Понятие о методике преподавания технологии как отрасли педагогических знаний.
2. Что изучает методика преподавания технологии.
3. Какие задачи решает методика преподавания технологии.
4. Связь методики преподавания технологии с другими науками.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения на коллоквиуме:
1. Какое место занимает методика преподавания технологии среди других отраслей педагогических знаний?
2. Дайте определение понятию методики преподавания технологии.
3. Что является предметом изучения методики преподавания технологии?
4. Что конкретно изучает методика преподавания технологии?
5. Какие основные задачи решает методика преподавания технологии как наука?
6. Раскройте характер связей методики преподавания технологии с социально- гуманитарными и техническими науками.
7. Объясните, почему методика преподавания технологии является системообразующим элементом всей системы префессионально-педагогической подготовки учителя технологии.
Тема 2: Общая характеристика к профессионально-педагогической деятельности и требования к личности учителя технологии. Дидактические принципы технологической подготовки обучающихся.
Задание: Изучить учебный материал по следующим вопросам:
1. Образовательная область «Технология» и трудовое становление личности
учащегося.
2. Работа учителя технологии по подготовке учебно-воспитательного процесса.
3. Работа учителя технологии по осуществлению учебно-воспитательного процесса.
4. Характеристики отдельных аспектов целостной педагогической деятельности учителя.
5. Требования к общей психолого-педагогической подготовке учителя.
6. Требования к специальной подготовке учителя.
7. Требования к методической подготовке учителя.
8. Качества личности учителя технологии.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:
1. Какие учебные предметы и виды учебной деятельности охватывает образовательная область «Технология»?
2. Как влияют отдельные составляющие образовательной области «Технология» на трудовое становление личности учащегося?
3.Чем обусловлена необходимость предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса учителем?
4. В чем заключается непосредственная работа учителя в обучении и воспитании учащихся?
5. Анализ целостной педагогической деятельности учителя показывает ее многоаспектность. Объясните, почему объективно необходим каждый из рассмотренных аспектов этой деятельности?
7. Объясните, почему личные качества учителя в процессе осуществления профессионально-педагогической деятельности становятся профессиональными качествами?
8. Сформируйте для себя представление, образ лучшего учителя технологии и разработайте с учетом психических свойств и качеств своей личности программу действий по достижению этого образа.
Тема 3 Система технологического обучения учащихся в средней общеобразовательной школе.
Задание: Изучить учебный материал по следующим вопросам
1. Сущность труда как виде человеческой деятельности.
2. О необходимости участия школьников в различных видах труда,
3. Связь между содержанием образования и знаниями о труде.
4. Формы организации труда учащихся.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:
1. Дайте определение, что такое труд? Из каких основных элементов состоит процесс труда?
2. Какую роль играют мотивы и цель труда в проектировании и осуществлении трудового процесса?
3. Какие отношения возникают в процессе труда?
4. Назовите основные факторы, показывающие, что участие детей в труде – это незаменимое средство их развития и воспитания.
5. В чем заключается объективная основа связи обучения и труда в общеобразовательном учреждении?
. Назовите основные виды труда, в которых участвуют учащиеся.
7. В каких формах организуется труд учащихся?
8. Сделайте подробный анализ одного из процессов труда, выполняемого учениками. При этом укажите цель, мотивы трудовой деятельности, материалы и инструменты технологического производственного процесса, знания основ наук, которые применяются в этом трудовом процессе, возникающие отношений в труде.
Тема 4 Методы технологического обучения.
Задание: Изучить учебный материал по следующим вопросам:
1. Методы обучения технологии и их специфика.
2. Классификация методов обучения технологии.
3. Методы словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний.
4. Методы демонстрации.
5. Методы практической работы учащихся.
6. Инструктаж как совокупность методов обучения.
7. Факторы, влияющие на выбор методов обучения.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:
1. Дайте определение понятия метода обучения технологии. Сделайте анализ характерных признаков этого понятия.
2. Как классифицируются методы обучения технологии?
3.Дайте характеристику методов словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний.
4. Какие основные требования предъявляются к устному изложению знаний учителем?
5. Как соотносятся понятия принципа наглядности, средств наглядности и наглядных методов обучения?
6. Какова роль методов демонстрации в изучении технологии?
7. В чем особый изучающий характер методов практической работы учащихся? Почему без практических методов обучения нельзя сформировать технологические умения и навыки?
8. Дайте определение, что такое упражнения и какие требования к ним предъявляются?
9. Какова роль решения технических задач в обучении технологии?
10.Для чего используются в обучении технологии лабораторные работы?
11.Каково значение практических работ учащихся в обучении технологии?
12.Как осуществляется подбор объектов труда для практических работ учащихся?
13.Объясните, в чем необходимость применения технологических карт при выполнении практических работ?
14.Что такое инструктажи, какова его роль в практическом обучении технологии? Дайте характеристику различным видам инструктажа.
15.Отчего зависит выбор того или иного метода обучения при изучении технологии?
16.Сделайте таблицу, состоящую из трех граф. В первой графе укажите последовательно все рассмотренные методы обучения технологии. Во второй – запишите определение этих методов, а в третьей – укажите, где и в каких случаях применяется тот или иной метод обучения
Тема 5 Урок-как основная форма организации технологической подготовки обучающихся.
Задание: Изучить учебный материал по следующим вопросам:
1. Понятие об уроке технологии.
2. Типы и структуры уроков технологии.
3. Организация работы учащихся на уроке.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работе и последующего обсуждения:
1. Дайте характеристику урока технологии. В чем его принципиальная особенность по сравнению с уроками по основам наук?
2. Каковы наиболее общие элементы уроков технологии?
3. Какие основные требования предъявляются к урокам технологии?
4. Как классифицируются уроки технологии?
5. Дайте характеристику теоретическому и практическому уроку технологии.
6. Дайте характеристику уроку – лабораторной работе и уроку по решению технических задач.
7. Дайте характеристику комбинированному и контрольно-проверочному урокам.
9. Сделайте сравнительный анализ типов уроков технологии и их структуры. В каких случаях применяется тот или иной тип урока?
10.Сделайте таблицу, состоящую из двух колонок. В первой укажите типы уроков технологии. Во второй колонке, напротив каждого типа урока укажите его примерную
структуру.
Тема 6 Принципы обучения по технологии. Системы технологического обучения школьников.
Задание: Изучить учебный материал по следующим вопросам:
1. Система принципов обучения технологии.
2. Принцип связи теории с практикой в обучении технологии.
3. Принцип научности.
4. Принцип доступности в обучении технологии и посильность труда для учащихся.
5. Систематичность и последовательность в обучении технологии.
6. Сознательность и активность учащихся при обучении технологии.
7. Прочность усвоения учащимися технико-технологических знаний, умений и навыков.
8. Наглядность в обучении технологий.
9. Воспитывающий характер обучения технологии.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы и последующего обсуждения:
1. Дайте определение понятия «принцип обучения».
2. Как влияют принципы обучения технологии на учебный процесс и чем это влияние отличается от воздействия на процесс обучения изученных ранее систем трудового
(производственного) обучения?
3. Почему принцип связи теории с практикой в обучении технологии играет исключительно важную роль? Объясните это и покажите на конкретных примерах.
4. Раскройте специфику образовательной области технология, которая находит свое отражение во всех принципах обучения. Покажите это на примерах рассматриваемых принципов обучения.
5. Докажите пути реализации в учебном процессе всех этих принципов обучения технологии.
6. Объясните, как взаимодействуют принципы обучения технологии между собой.
7. Сделайте таблицу, состоящую из двух колонок. В первой колонке запишите все рассмотренные принципы обучения технологии. Во второй колонке напротив каждого принципа запишите определение, раскрывающее его сущность.
Контрольные вопросы для экзамена (8 семестр)
1Каково место методики преподавания технологии в системе общей педагогической науки?
2.Как можно определить методику преподавания технологии с точки зрения педагогической науки?
3.Что является предметом изучения методики преподавания технологии?
4 Из каких сторон слагается процесс трудового обучения учащихся?
5.Назовите общую задачу курса методики преподавания технологии.
6.Назовите частные задачи курса методики преподавания технологии?
7Каким образом решаются задачи методики преподавания технологии и связанные с ними проблемы?
8.Дайте понятие педагогическому исследованию.
9 Назовите основные этапы педагогического исследования.
10.Какие методы применяются в научно-педагогических исследованиях?
11.Чем характеризуется теоретический метод исследования?
12.Охарактеризуйте метод педагогического наблюдения и назовите основные требования к его проведению.
13.Перечислите объекты педагогического наблюдения?
14.Какова цель педагогического наблюдения?
15.Назовите основную цель метода беседы.
16.Что представляет собой метод анкетного опроса?
17.Что относят к учебной документации?
18.Что можно отнести к продуктам обучения при изучении технологии?
19 В чём заключается сущность педагогического эксперимента?
20.С каким разделом педагогики связана методика преподавания технологии?
21.Какова связь методики преподавания технологии и психологии?
22.Назовите два основных вида деятельности учителя технологии.
23. Что является характерной особенностью профессионально-педагогической деятельности учителя технологии?
24. Какую работу выполняет учитель технологии, готовя учебный процесс?
25. Каковы основные требования к общей психолого-педагогической подготовке учителя технологии?
26. Назовите основные требования к специальной подготовке учителя технологии.
27. Назовите основные требования к методической подготовке учителя технологии.
28. Назовите основные группы качества личности учителя технологии, особенно важных в профессиональной деятельности.
29. Что является основной формой повышения квалификации учителей технологии, и учителей не имеющих высшего образования?
30. На какие три группы можно разделить выходящую методическую литературу в образовательной области «Технология»?
31. В чём заключается сущность технологического образования?
32. Что выступают составными компонентами технологического образования?
33. Назовите ряд принципиальных новаций в образовательной области «Технология».
34. В чём заключается суть преобразования «Трудового обучения» в «Технологию»?
36. Какие компоненты включает Государственный стандарт общего образования?
37. Назовите три основных направления образовательной области «Технология»?
38. Что включено в учебно-практическую деятельность учащихся?
39. Чем овладевают школьники по окончанию курса технологии в основной школе?
40. Назовите 10 основных разделов в содержании предмета «Технология».
41. В чём заключается суть деятельностно-параметрического подхода в обучении курса технологии в 5-7 классах?
42. Какие задачи решают программы начального этапа профессионального самоопределения учащихся (1-4 классы)?
43. С чем знакомятся школьники на уроках технологии в 5-7 классах?
44. С чем знакомятся школьники на уроках технологии в 8-9 классах?
45. Какие формы занятий проводятся с учащимися 10 -11 классов?
46. Что понимается под политехническим принципом?
47. Как конкретно проявляется и реализуется политехнический принцип в обучении технологии, и какие выделяются направления?
48. Приведите примеры реализации политехнического принципа при изучении технологии.
49. Дайте понятие профильного обучения?
50. Какие цели реализуются в процессе профильного обучения?
51. Что должен обеспечивать учитель профильных классов?
52. Дайте понятие базового, профильного предметов и спецкурсов.
53. При наличии, каких условий осуществляется переход учащихся в профильные классы?
54. Каково основное предназначение курса технологии в старших классах?
55. Какие две составляющие включает в себя программа технологической подготовки учащихся школ с технологическим профилем?
56.Назовите основной принцип реализации программы общетехнологической подготовки учащихся.
57.В каких направлениях осуществляется специальная техническая подготовка учащихся школ?
58.Дайте понятие предпрофильной подготовки учащихся.
Темы рефератов
1.История развития обучения технологии в общеобразовательных учреждениях.
2.Характеристика современного состояние и перспектив развития обучения технологии в общеобразовательных учреждениях.
3.Обучение и труд обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
4.Трудовая технологическая деятельность как средство воспитания и развития личности обучающегося.
5.Общетехнические основы обучения технологии.
6.Системы трудового (производственного) обучения.
7.Принципы обучения технологии.
8.Урок как основная форма организации обучения технологии.
9.Внеклассная работа по технологии.
10.Методы словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний.
11.Методы демонстрации.
12.Методы практической работы учащихся.
13.Инструктаж как совокупность методов обучения.
14.Метод творческих проектов в обучении технологии.
15.Виды технических знаний и особенности подходов к их изучению.
16.Учебно-техническая документация, средства наглядности и технические средства обучения при изучении технологии.
17.Учебно-материальная база обучения технологии.
Темы творческих заданий:
Раздел 1 Теоретические основы методики обучения технологии.
Задание 1. Методы научно-педагогических исследований образовательной области «Технология». Разработка беседы для обучающихся среднего звена (план, формулировка вопросов).
Задание 2. Составление анкеты для обучающихся среднего звена общеобразовательной школы (по основным требованиям).
Задание 3. Ознакомьтесь с литературой, в которой дается описание учебно-материальной базы по технологии и нормативные документы по ее организации, перечня типового оборудования и инструментов, технических кабинетов и учебных мастерских общеобразовательных учреждений. Определитесь, какая литература потребуется в случае организации или реконструкции учебно-материальной базы, Составьте список этой литературы.
Задание 4. Ознакомьтесь с учебно-методической литературой для учителей технологии.
А) Составить список по трём группам выходящей методической литературы для образовательной области «Технология» для среднего и старшего звена общеобразовательной школы, соответствующей новому стандарту.
Б) Ознакомление с научно-методическими журналами «Школа и производство», «Профессионал» и другими.
Ознакомиться с предложенными методическими пособиями и по каждому из них ответить письменно на следующие вопросы:
1. Какова цель и кому адресовано методическое пособие?
2. Из каких основных разделов и глав состоит пособие?
3. Какие аспекты методики преподавания технологии отражены, в пособии
(организация учебно-материальной базы, применение средств наглядности, использование метода творческих проектов и т.д.)?
5. Какие конкретные методические разработки даны в пособии?
6. В каких видах учебно-воспитательной работы можно использовать данное методическое пособие (при подготовке уроков технологии, в организации дополнительного технологического обучения и т.д.)?
В) Ознакомиться с предложенными научно-методическими журналами и по каждому из них ответить на следующие вопросы.
1. Из каких основных разделов состоит журнал?
2. Публикуются ли в журнале технологические сведения, отражающие содержание
обучения технологии?
3. Содержит ли журнал конкретные методические разработки?
4. В каких видах учебно-воспитательной работы можно использовать данный журнал
(при проведении уроков технологии, по черчению, при организации и проведении
занятий по дополнительному технологическому обучению)?
Форма отчета: конспективная запись ответов на поставленные в задании вопросы. Участие, в коллективном обсуждений этих вопросов.
Задание 5. Анализ основных разделов программы для ООО в предметной области «Технология» (технология обработки конструкционных материалов, пищевых продуктов, швейных изделий и т.д.). Выполнить краткую конспективную запись.
Задание 6. Определение цели и задач современного урока технологии, постановка учебной проблемы.
Задание 7. Проблемно-развивающие и личностно-развивающие технологии обучения, их разновидности и особенности применения при изучении основных разделов предметной области «Технология».
Задание 8. Разработка содержания и методики проведения урока «открытия новых знаний» и анализ отдельных этапов урока. Темы уроков и класс по выбору.
Задание 9. Построение урока технологии, содержание практических работ обучающихся, определение содержания вводного и текущего инструктажей к этим работам.
1. Выберите один из уроков по разработанному календарно-тематическому плану, который содержит практические работы учащихся.
2. Уточните задачи практической подготовки учащихся на данном уроке.
3. Уточните объекты труда учащихся на планируемом уроке (педагогическая и производственная ценность, примерные затраты материалов и т.д.)
4. Определите последовательность изготовления изделия, которое будут выполнять учащиеся. (Укажите состав и последовательность выполнения обработочных, сборочных, отделочных и контрольно-измерительных операций). Уточните время на изготовление изделия.
5. Продумайте содержание и составьте план проведения вводного инструктажа для обучающихся.
6. Продумайте содержание и порядок проведения текущего инструктажа. (Укажите целевые обходы рабочих мест обучающихся).
7. Определите основные критерии оценки практических работ учащихся на данном уроке.
Форма отчета: разработанный план-конспект урока технологии с подробным изложением методики проведения практической работы учащихся.
Задание 10. Разработка разноуровневых карточек-заданий для обучающихся (дифференциация).
Задание 11. Разработка плана-конспекта урока технологии для 5-7 классов по учебнику «Технология под ред. В.Д.Симоненко и Ю.Л. Хотунцева, - М.: Вентана-Граф, 2012.
Задание 12. Разработка отдельных уроков для 8 класса по основным разделам курса «Технология» (Сасова И.А. Технология. 5-8 классы: программа/ И.А. Сасова, А.В. Марченко, М, Вентана-Граф).
Задание 13. Разработка плана-конспекта (технологической карты) урока элективного курса «Твоя карьера» для 9-х классов.
Задание 14. Методический и дидактический анализ плана-конспекта и видео-урока в аспекте реализации ФГОС ООО.
Раздел 2 Организационно-технические условия обучения технологии
Задание 1. Педагогическое проектирование учебного процесса. Отбор учебного материала для занятия. Разработать календарно-тематический план на одну четверть для 5, 6, 7 классов для неделимых классов в соответствии с примерной программой ООО.
1. Руководствуясь учебной программой по технологии и календарем, определите количество занятий на данную четверть.
2. Для каждого из занятий:
а) определите тему, цель и узловые вопросы содержания обучения;
б) руководствуясь примерным перечнем объектов труда, приведенном в учебной программе, подберите соответствующие содержанию занятия изделия, которые будут изготовлять ученики;
в) определите необходимее виды и количество конструкционных материалов для выполнения изделий всеми учениками в расчете на подгруппу (20 человек);
г) продумайте технологию изготовления изделия, определите необходимое для этого оборудование, инструменты и приспособления;
д) подберите необходимый дидактический материал, средства наглядности, учебно-техническую документацию, которые будут использована на занятиях.
3. Запишите полученные данные в календарно-тематический план.
Форма отчета: составленный календарно-тематический план на четверть.
Задание 2. Разработка критериев эффективности урока по технологии, выделение факторов, влияющих на эффективность урока, разработка методов и средств эффективности урока.
Задание 3. Анализ урока по ФГОС.
Задание 4. Анализ учебно-материальной базы и организационно-технических условий обучение технологии.
Опираясь на требование учебной программы и содержание учебников по технологии обработки конструкционных материалов и пользуясь литературой по организации учебно-материальной базы по технологии разработать проект учебной
1. Какие типы и марки металлорежущих и дерёвообрабатывающих станков потребуются для организации процесса обучения. Сколько различных станков необходимо в расчете на 20 учащихся в каждом из 5-9 классов в одной параллели.
2. Какие и сколько комплектов рабочих инструментов потребуются для указанного количества учащихся по разделам «Обработка древесины» и «Обработка металлов».
3. Какие контрольно-измерительные инструменты и приборы и в каком количестве потребуются для организации учебного и технологического процессов в 5-9 классах.
4. Какие средства наглядности потребуются для организации учебного процесса.
5. Сделайте эскизы размещения; рабочих мест учащихся и оборудования на планах основных учебных мастерских по обработке древесины и обработке металлов.
Форма отчета: Эскизы размещения рабочих мест учащихся на планах учебных мастерских по обработке древесины и
обработке металлов. Списки станочного оборудования и комплектов рабочих и контрольно-измерительных инструментов и приспособлений.
Задание 5. Определение типа и структуры урока технологии.
Задание:
1. По разработанному календарно-тематическому плану выделите два различных типа урока.
2.Определите структуру этих уроков. Для чего:
а) сформулируйте образовательные, развивающие и воспитательные цели урока;
б) в соответствии с этими целями установите ход урока. т.е, укажите основные элементы структуры или этапы урока;
в) обоснуйте выбранный тип и структуру урока.
Форма отчета: разработанные планы уроков, отражающие различные типы и соответствующие структуры этих уроков.
Задание 6. Определение методов изучения новых технико-технологических, сведений на уроках технологии.
1. Выберите один из уроков по разработанному календарно-тематическому плану, который имеет целью ознакомление учащихся с новыми технико-технологическими знаниями.
2. Отберите содержание этих сведения.
3. Определите, какими методами следует делать изложение новых технико-технологических сведений. Опишите эту методику.
4. Установите, как следует провести первичное закрепление изложенных технико-технологических сведений. Дайте характеристику методам закрепления знаний.
Форма отчета: разработанный план урока технологии с подробным изложением методики изучения и закрепления новых технико-технологических сведение.
Задание 7. Разработка учебно-технической документации для организации процесса обучения технологии. Составление технологических карт на изготовление изделий.
1. Выберите изделие из примерного перечня объектов труда для учащихся 5-го класса.
Продумайте технологию его изготовления, а составьте технологическую карту.
2. Выберите изделие из примерного перечня объектов труда для учащих ей 6-7 классов. Продумайте технологию его изготовления и составьте технологическую карту по форме:
Технологическая карта на изготовление ______________________
Задание 8 Построение урока технологии, содержащего лабораторную работу обучающихся.
1. Выберите урок из разработанного календарно-тематического плана, который содержит лабораторную работу учащихся.
2. Уточните цели и задачи этого урока.
3. Определите структуру этого урока и составьте план его проведения.
4. Определите содержание лабораторной работы, подберите лабораторное оборудование и инструменты, установите порядок выполнения работы и форму отчета учащихся по ее окончании.
5. Продумайте и определите содержание и методику проведения других элементов структуры данного урока.
Форма отчета: составленный план-конспект урока-лабораторной работы.
Задание 9 Методика бучения элементам машиноведения, электротехники, робототехники и автоматики. Разработка учебно -технической документации для организации процесса обучения технологии. Составление технологических карт на изготовление изделий.
Задание 10. Методика обучения технологии ведения дома, конструированию и моделированию швейных изделий, технологии обработки пищевых продуктов, художественной обработке материалов. Обработка древесины, металла. Разработка учебно-технической документации для организации процесса обучения технологии. Составление технологических карт на изготовление изделий.
Раздел 3. Особенности преподавания технологии в условиях реализации новых стандартов.
Задание 1.Анализ примерной рабочей программы по технологии для неделимых классов. Структурирование и конкретизация планируемых результатов по годам обучения.
Задание 2. Разработка типовых задач на формирование УУД у обучающихся, компетентностно-ориентированных заданий, активных и интерактивных методов и технологий, применяемых на уроке технологии.
Задание 3. Составление конструктора урока с применением активных методов, приёмов обучения на разных этапах урока.
Задание 4. Изучение современных требований, предъявляемых к видео-уроку.
Задание 5. Деловая игра. Сценарий урока открытия новых знаний (по ТК). Самоанализ урока.
Задание 6. Особенности применения различных видов рефлексии на разных этапах урока.
Задание 7. Применение метода творческих проектов в процессе обучения технологии обработки конструкционных материалов.
1. По предложению преподавателя определите содержание обучения учащихся проектной деятельности в целом и конкретно в одном из 5-9 классов.
2. Определите методику изучения этого учебного материала.
3. Пользуясь описанными в литературе примерами, объектами творческих проектов учащихся, а также своими
Форма отчета: образец творческого проекта учащегося 5-9 классов.
Задание 8. Планирование внеклассной работы по техническому и декоративно-прикладному творчеству учащихся.
1. По предложению преподавателя ознакомьтесь с учебной программой и методической литературой одного из кружков технического или декоративно-прикладного творчества учащихся.
2. Составьте примерную тематику занятий кружка на четверть учебного года.
3. Разработайте план-конспект (сценарий) одного из занятий кружка.
Форма отчета: разработанный план-конспект занятия кружка.
Задание 9. Разработка и подготовка экскурсии на промышленное предприятие.
1. По предложению преподавателя подготовьте методику проведения экскурсии по определенной теме и на конкретное
предприятие.
2. При возможности студенту желательно лично предварительно. познакомиться с данным предприятием.
3. Сформулируйте цель и составьте план проведения экскурсии.
4. Подготовьте вопросы для проведения итоговой беседы по проведенной экскурсии.
Форма отчета: план проведения экскурсии.
«Конструирование одежды» /Современный учительский портал. -[сайт]: URL: https://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/ispolzovanie_ikt_na_urokakh_tekhnologii_pri_izuchenii_temy_konstruirovanie_odezhdy/356-1-0-3684
творческих способностей /Современный учительский портал. -[сайт]: URL: https://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/ispolzovanie_metoda_proektov_na_urokakh_tekhnologii_dlja_razvitija_tvorcheskikh_sposobnostej/356-1-0-11691
(обслуживающий труд) https://easyen.ru/load/tekhnologija/mp/metodicheskaja_razrabotka_razdela_mashinovedenie_dlja_5_klassa_obsluzhivajushhij_trud/356-1-0-13572
Методическая подготовка обучающихся складывается из лекционного курса по теории и методике обучения технологии, практических занятий по этому курсу,выполнения рефератов, презентаций, кейсов, а также участия студентов в научно-методических исследованиях, прохождения ими педагогической практики инаписания выпускных квалификационных (дипломных) работ.Среди указанных видов учебной работы в системе методической подготовки студентов значительное место занимают практические занятия. При подготовке к этим занятиям и при их проведении студенты изучают и обсуждают первоисточники по методическим вопросам, расширяя, углубляя и практически осваивая теоретические знания методики преподавания. На практических занятиях студенты овладевают знаниями конкретной методики, методики изучения отдельных тем той или иной технологии, у них формируются первоначальные методические умения.
Важное место на этих занятиях занимают вопросы проектирования учебного роцесса по конкретной технологии, а также его организации и осуществления в виде
деловых игр.
Методические указания к практическим занятиям:
Цель практических занятий:
1. На основе повторения и практического осмысления лекционного курса по общим основам методики преподавания технологии, изучения учебных пособий и другой учебно-методической литературы по технологии овладеть теоретической базой методической подготовки, включающей в себя:
-знания содержания образовательной области «Технология» и ее роли в формировании технологической культуры учащихся, в развитии их личности;
-ясное представление о содержании и характере профессионально-педагогической деятельности учителя технологии и предпринимательства, о требованиях к его подготовке;
-знание социально-педагогических основ технологического обучения;
-знание организационно-методических систем и принципов технологического обучения;
-знание функциональных педагогических и технико-экономических требований к учебно-материальной базе технологического обучения.
2. Формировать практическую готовность к будущей профессиональной деятельности:
-на основе изучения образовательного стандарта образовательной области «Технология» и примерных учебных программ, учебников и учебных пособий по технологии обработки различных материалов подробно ознакомиться с содержанием технологического обучения; изучить методическую литературу, раскрывающую конкретную методику
преподавания технологии;
-изучить материально-технические условия технологического обучения;
-научиться планировать процесс технологического обучения, разрабатывать планы-конспекты (сценарии) уроков технологии;
-с помощью деловых игр сформировать первоначальные умения готовить и проводить уроки технологии.
Форма отчета на коллоквиуме: конспективная запись ответов на поставленные в задании вопросы. Участие в коллективном обсуждении этих вопросов на коллоквиуме.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Рекомендации по подготовке к экзамену
Изучение дисциплины завершается экзаменом. Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине
За 3-4 дня нужно систематизировать уже имеющиеся знания. На консультации перед экзаменом студентов познакомят с основными требованиями, ответят на возникшие у них вопросы. Поэтому посещение консультаций обязательно.
Требования к организации подготовки к экзаменам те же, что и при занятиях в течение семестра, но соблюдаться они должны более строго. При подготовке к экзаменам у студента должен быть хороший учебник или конспект литературы, прочитанной по указанию преподавателя в течение семестра. Здесь можно эффективно использовать листы опорных сигналов.
Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. В заключение еще раз целесообразно повторить основные положения, используя при этом листы опорных сигналов.
Методические указания к занятиям для обучающихся с ОВЗ.
Для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация образовательного процесса проводится с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья, путем соблюдения следующих общих требований:
– проведение учебных занятий, текущего контроля, ГИА для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для обучающихся;
– присутствие в аудитории ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);
– пользование необходимыми обучающимся техническими средствами на учебных занятиях, при прохождении ГИА с учетом их индивидуальных особенностей;
– обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся в аудитории, а также их пребывания в указанных помещениях.